Внешнеторговая политика государства, её основные направления. Политика свободной торговли. Протекционизм. Административные и рыночные инструменты протекционизма
В условиях рыночной экономики государство может и должно оказывать прямое и косвенное влияние на внешнеэкономическую сферу. Регулирование этой сферы имеет давнюю историю. По существу, активное вмешательство государства в экономические процессы начиналось именно с внешней торговли. Протекционизм и фритредерство (политика свободной торговли) как два основных направления внешнеторговой политики государств проявились на практике еще в Средние века.
· Протекционизм представляет собой определенную систему мероприятий в области внешней торговли, направленную на защиту национальных производителей от иностранной конкуренции на внутреннем рынке, а также на захват внешних рынков. Политика протекционизма приводит к неоднозначным результатам. С одной стороны, протекционизм способствует созданию различного рода препятствий в виде высоких таможенных тарифов и законодательных актов, которые призваны не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. С другой стороны, он поощряет вывоз национальных товаров за границу путем предоставления различного рода льгот и субсидий. Однако чрезмерно жесткие протекционистские меры оказывают «медвежью услугу» национальным производителям, ограждая их от конкурирующего импорта, что нередко приводит к застою.
В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся ограничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. Политика автаркии так же, как и политика свободной торговли, в чистом виде на практике не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Иногда могут одновременно проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Протекционизм применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкуренции.
· Фритредерство, или политика свободной торговли заключается в том, что государство проводит такую систему торгово-политических мероприятий, которая допускает свободный ввоз и вывоз товаров, не прибегая в целях поощрения торговли к предоставлению экспортерам и импортерам особых льгот и не создавая для них препятствий. Эта политика означает, что государство воздерживается от непосредственного воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Свободная торговля приводит к положительным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.
Политика свободной торговли создает опасность для национальных производителей в случае слабости производственной базы, низкого качества национальных товаров и т. д.
В противоборстве двух отмеченных тенденций в торговой политике есть существенная закономерность, замеченная еще Ф. Энгельсом. Он писал: «...самое худшее в протекционизме — это то, что раз он введен, от него нелегко избавиться. Как ни трудно установить справедливый тариф, неизмеримо трудней вернуться к свободе торговли».
В настоящее время регулированию внешнеторговых связей со стороны государства уделяется все возрастающее внимание. Это объясняется усилением значения внешней торговли в экономике практически всех стран мира, обострением противоречий на мировых рынках, попытками решать свои внутренние проблемы за счет внешних рынков. Регулирование внешней торговли является важной составной частью мер по достижению так называемого магического четырехугольника целей экономической политики развитых стран: полной занятости, стабильных цен, устойчивого экономического роста, внешнеэкономического равновесия.
Регулирование внешней торговли осуществляется с помощью широкого набора средств, которые прямо или косвенно воздействуют на ее объемы, структуру и направления. В арсенале средств регулирования внешней торговли можно выделить два вида мер: административные (таможенно-тарифные и нетарифные) и экономические (или рыночные), которые включают в себя финансово-кредитные и валютные методы регулирования.
· Административные меры основываются на использовании государственного законодательства, прямо или косвенно касающегося экспортно-импортной деятельности. В свою очередь, такие законодательные акты можно разделить на две группы: непосредственно касающиеся экспорта и импорта и прямо не относящиеся к внешней торговле, но отдельные пункты которых можно использовать в борьбе с иностранными конкурентами на внутренних рынках.
Ø Таможенно-тарифные методы реализуются путем использования таможенно-тарифных инструментов (таможенных пошлин, таможенного тарифа).
Ø Второй вид административных мер представляют собой так называемые нетарифные барьеры или нетарифные ограничения (НО). Если административные меры, опирающиеся на таможенно-тарифное законодательство, находятся в компетенции национальных государств и одновременно связаны с международными организациями, регулирующими мировую торговлю, то нетарифные барьеры до последнего времени находились исключительно в руках государства.
К нетарифным барьерам относятся: эмбарго, установление количественных квот, лицензирование экспорта и импорта, использование национальных технических, медицинских, ветеринарных, экологических и других стандартов, навязывание «добровольного» самоограничения экспорта нежелательных товаров в данную страну и другие меры.
Нетарифные барьеры представляют собой внеэкономическое препятствие, они устраняют факторы как ценовой, так и неценовой конкуренции. С их помощью потребитель вынужден отдать предпочтение национальной продукции. Нетарифные барьеры носят явно дискриминационный характер. Используя их, можно осуществить избирательное воздействие на определенных экспортеров. При этом государство, как правило, исходит не из коммерческих, а из политических целей.
· Экономические методы включают в себя мероприятия, основанные на использовании экономических рычагов (налогов, субсидий и др.). Они подразделяются на финансово-кредитные методы (кредитование, страхование) и валютные (регулирование с помощью инструментов валютной сферы).
ü Финансово-кредитные методы опираются на целенаправленное использование государственных финансов и кредита для достижения определенных внешнеторговых задач. К ним относятся: субсидирование экспорта, налоговые льготы, выдача льготных кредитов экспортному сектору, страхование экспортных кредитов и другие формы скрытого поощрения. Субсидирование экспорта, например, улучшает экономическое положение экспортера, позволяет ему продавать товары по более низким ценам. Оно всегда выгодно национальным производителям и не всегда — национальному государству. В подавляющем числе случаев субсидирование экспорта рассматривается как протекционистская мера. Широкое его применение приводит к тому, что на некоторые международные товарные потоки влияют в большей мере не стоимость товаров или соотношение спроса и предложения, а соперничество государств в области экспортных субсидий.
ü Валютные методы регулирования включают в себя изменения валютного курса, девальвацию или ревальвацию национальной валюты, введение «валютных коридоров» и т. д. Если с помощью административных рычагов регулируется в первую очередь импорт, то с помощью финансово-кредитных — экспорт, то изменение валютного курса вносит существенные модификации в соотношение экспорта и импорта товаров, вызывает коренные сдвиги в торговом и платёжных балансах.
21. Цели создания и принципы деятельности ВТО/ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО. Проблемы вступления Российской Федерации в ВТО (спорные вопросы, уязвимые отрасли)
Возникновение Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) связано с попытками создать после Второй мировой войны Международную торговую организацию (МТО). В феврале 1946 г. Экономический социальный совет (ЭКОНОС) ООН принял решение о созыве Международной конференции по торговле и занятости, которая состоялась в Гаване с сентября 1947 по март 1948 г. В ней участвовали 56 стран. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт – Гаванский Устав Международной торговой организации (так называемая «Гаванская хартия»). Заключительный акт первой тарифной конференции, включавший в себя текст ГАТТ, был подписан в Женеве 30 октября 1947 г. для 23 подписавших его стран Соглашение вступило в силу с 1 января 1948 г.
Соглашение предусматривало взаимные тарифные уступки по согласованным товарным позициям. Чтобы обеспечить сохранность уступок, стороны включили в документ некоторые фундаментальные принципы, позаимствованные из проекта Устава МТО.
Основные принципы, закреплённые ГАТТ:
Ø Многосторонность внешней торговли;
Ø Применение общего режима наибольшего благоприятствования;
Ø Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий;
Ø Взаимность уступок;
Ø Ведение внешней торговли на частноправовой основе.
Говоря о роли ГАТТ в процессе развития многосторонней системы регулирования международной торговли, следует отметить, что, несмотря на существенные недостатки (компромиссный характер, обтекаемые формулировки, которые со временем «обросли» большим количеством дополнений, незавершённость, отсутствие чёткого правового статуса и т.д.), ГАТТ явилось не только мощным инструментом либерализации международной торговли, но и инстанцией по улаживанию торговых споров и разногласий при использовании установленных правил, и в первую очередь режима наибольшего благоприятствования. Уже сам факт существования международно признанного механизма улаживания возникающих торговых противоречий служил стабилизирующим мировую торговлю фактором.
В 1993 г. работа над проектом соглашения по МТО проходила в неофициальной обстановке. В основном она была завершена к середине 1993 г. К концу переговоров название новой организации было изменено на «Всемирную торговую организацию». В апреле 1994 г. в городе Марракеш (Марокко) было подписано Марракешское соглашение, явившееся основой создания ВТО. На заключительной конференции 8 декабря 1994 г. было одобрено, что 1 января 1995 г. ВТО начнет функционировать. Было принято также решение об упорядоченном переходе от ГАТТ к ВТО и установлении одногодичного периода сосуществования ГАТТ-1947 и ВТО, который обеспечит необходимое время для урегулирования неразрешенных споров. Также были приняты переходные соглашения для избежания процедурного и институционального дублирования между ГАТТ и ВТО. Что же такое ВТО?
Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization — WTO) — это международная организация, созданная в целях обеспечения эффективного многостороннего регулирования мировой торговли и формирования наиболее благоприятных условий для ее динамичного развития.
Основные функции ВТО заключаются в следующем:
♦ воплощение в жизнь и выполнение многосторонних торговых соглашений, которые входят в Соглашение о ВТО;
♦ создание условий для проведения многосторонних торговых переговоров;
♦ разрешение споров в международной торговле;
♦ анализ и составление обзоров и прогнозов в международной торговле;
♦ наблюдение за национальной торговой политикой стран-членов и разработка предложений по ее корректировке в соответствии с требованиями ВТО;
♦ сотрудничество с другими международными организациями, участвующими в разработке глобальной экономической политики;
♦ наблюдение и контроль за развитием международной торговли и торговой политики;
♦ исследование взаимосвязи международной торговли и глобальных проблем ву целях обеспечения стабильности процессов роста и развития;
♦ оказание технического содействия в организации торговли и обучения специалистов в этой сфере.
ВТО отличается от ГАТТ тем, что:
♦ является преемницей ГАТТ, но с более широким охватом целей, объектов и механизмов регулирования мировой торговли, чем это было характерно для ГАТТ;
♦ имеет гораздо более широкую сферу согласованного странами взаимодействия, чем ГАТТ. В многостороннюю торговую систему вводятся торговля услугами, защита прав интеллектуальной собственности и инвестиционные меры, связанные с торговлей;
♦ объединяет намного больше стран, чем ГАТТ. 76 стран стали членами ВТО со дня ее создания, на 01.01.2004 г. членами ВТО являлись 148 государств;
♦ является полноправной международной организацией, которая постоянно действует на основе соглашения, ратифицированного странами-членами. ГАТТ существовало на основе Протокола о временном применении, действовавшем до момента создания ВТО.
♦ полностью выведена из сферы компетенции ООН, в отличие от ГАТТ, которое хотя и косвенно, но было привязано к системе ООН, и поэтому ВТО имеет полный правовой статус международной организации.
Рассмотрим теперь Соглашение об учреждении Всемирной торговой организации.
Соглашение о ВТО состоит из преамбулы, шестнадцати статей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, фигурирующих в пунктах его вводной части, Соглашение не содержит каких-либо важных многосторонних норм и правил (касающихся, например, режима наибольшего благоприятствования, не дискриминации, национального режима и т. д.). Все эти нормы и правила включены в ГАТТ-1994.
Преамбула воспроизводит в новой редакции преамбулу ГАТТ 1947 г. и является единственным разделом Соглашения, где затрагиваются существенные вопросы (в частности, там вводится понятие устойчивого развития). В ней признается также необходимость позитивных усилий, направленных на то, чтобы в процессе международной торговли развивающиеся страны, и особенно наименее развитые из них, заняли такое место, которое соответствовало бы их потребностям в экономическом развитии (что является единственным упоминанием в Соглашении особых проблем развивающихся стран).
Договорно-правовой механизм ВТО формируют следующие соглашения (содержатся в приложении к Соглашению о ВТО).
1. ГАТТ 1994 г., состоящее из:
1.1. Положений ГАТТ 1947 г. (за исключением Протокола о временном применении), уточненных, исправленных или измененных правовыми документами, вступившими в силу до даты начала действия соглашения о ВТО.
1.2. Положений правовых документов, вступивших в силу в рамках ГАТТ 1947 г. до даты вступления в силу Соглашения о ВТО, таких как протоколы, относящиеся к тарифным уступкам, протоколы о присоединении и др.
1.3. Марракешского протокола, содержащего перечни уступок в отношении доступа товаров на рынки.
2. ГАТС (GATS) и связанные с ним правовые документы.
3. ТРИПС (TRIP’s).
В Соглашении о ВТО говорится, что ГАТТ-94 и ГАТТ-47 являются двумя различными соглашениями («юридически отличными друг от друга»), хотя ГАТТ 1994 г. и состоит из текста ГАТТ 1947 г. и его правовых инструментов, а также ряда договоренностей в отношении толкования и изменения статей ГАТТ и Марракешского протокола, содержащего перечни уступок по товарам.
Эффективная интеграция России в международную торговую систему возможна лишь на основе равноправного участия нашей страны во внешнеторговых операциях с зарубежными партнерами. Достижение данного условия возможно только при реализации результативной внешнеторговой политики. Бесспорно, участие России в ВТО даст нашей стране возможность проводить более эффективную внешнеторговую политику и на равноправной основе отстаивать свои торгово-экономические интересы. Без присоединения к ВТО в качестве полноправного члена Россия будет «выключенной» из процесса формирования правил международной торговли. Подобная ситуация ведет к консервации отечественной экономики и снижению ее конкурентоспособности.
В целом необходимо констатировать, что России необходимо вступать в ВТО только в том случае, если социально-экономические результаты от этого присоединения превысят негативные последствия от данного вступления (с учётом выработки предложений по их минимизации с анализом цены данных мер на кроссекторальной основе).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|