Сделай Сам Свою Работу на 5

Внешнеторговая политика государства, её основные направления. Политика свободной торговли. Протекционизм. Административные и рыночные инструменты протекционизма





В условиях рыночной экономики государство может и долж­но оказывать прямое и косвенное влияние на внешнеэкономи­ческую сферу. Регулирование этой сферы имеет давнюю исто­рию. По существу, активное вмешательство государства в экономические процессы начиналось именно с внешней торгов­ли. Протекционизм и фритредерство (политика свободной тор­говли) как два основных направления внешнеторговой полити­ки государств проявились на практике еще в Средние века.

· Протекционизм представляет собой определенную сис­тему мероприятий в области внешней торговли, направлен­ную на защиту национальных производителей от иностран­ной конкуренции на внутреннем рынке, а также на захват внешних рынков. Политика протекционизма приводит к неод­нозначным результатам. С одной стороны, протекционизм спо­собствует созданию различного рода препятствий в виде высо­ких таможенных тарифов и законодательных актов, которые призваны не допустить иностранные товары на внутренний рынок или ухудшить их конкурентоспособность. С другой сто­роны, он поощряет вывоз национальных товаров за границу путем предоставления различного рода льгот и субсидий. Од­нако чрезмерно жесткие протекционистские меры оказывают «медвежью услугу» национальным производителям, ограждая их от конкурирующего импорта, что нередко приводит к зас­тою.



В своей крайней форме протекционизм принимает форму экономической автаркии, при которой страны стремятся огра­ничить импорт только теми товарами, производство которых в данной стране невозможно. Экспорт же допускается в той мере, в которой он обеспечивает необходимый импорт. Политика ав­таркии так же, как и политика свободной торговли, в чистом виде на практике не проводится. Различные степени протекцио­низма встречаются постоянно и зависят от уровня экономичес­кого развития той или иной страны. Иногда могут одновремен­но проводиться политика свободной торговли и политика протекционизма, но в отношении различной продукции. Протек­ционизм применяется не только развивающимися, но и промышленно развитыми странами для защиты национальных товаропроизводителей в условиях обостряющейся конкурен­ции.



· Фритредерство, или политика свободной торговли зак­лючается в том, что государство проводит такую систему торгово-политических мероприятий, которая допускает сво­бодный ввоз и вывоз товаров, не прибегая в целях поощрения торговли к предоставлению экспортерам и импортерам осо­бых льгот и не создавая для них препятствий. Эта политика означает, что государство воздерживается от непосредственно­го воздействия на внешнюю торговлю, оставляя за рынком роль основного регулятора. Свободная торговля приводит к положи­тельным политическим последствиям, так как в этом случае страны становятся в большей степени взаимозависимыми, а, следовательно, снижается опасность враждебных действий по отношению друг к другу.

Политика свободной торговли создает опасность для нацио­нальных производителей в случае слабости производственной базы, низкого качества национальных товаров и т. д.

В противоборстве двух отмеченных тенденций в торговой политике есть существенная закономерность, замеченная еще Ф. Энгельсом. Он писал: «...самое худшее в протекционизме — это то, что раз он введен, от него нелегко избавиться. Как ни трудно установить справедливый тариф, неизмеримо трудней вернуться к свободе торговли».

В настоящее время регулированию внешнеторговых связей со стороны государства уделяется все возрастающее внимание. Это объясняется усилением значения внешней торговли в эко­номике практически всех стран мира, обострением противоре­чий на мировых рынках, попытками решать свои внутренние проблемы за счет внешних рынков. Регулирование внешней торговли является важной составной частью мер по достиже­нию так называемого магического четырехугольника целей экономической политики развитых стран: полной занятости, стабильных цен, устойчивого экономического роста, внешне­экономического равновесия.



Регулирование внешней торговли осуществляется с помо­щью широкого набора средств, которые прямо или косвенно воздействуют на ее объемы, структуру и направления. В арсе­нале средств регулирования внешней торговли можно выде­лить два вида мер: административные (таможенно-тарифные и нетарифные) и экономические (или рыночные), которые включают в себя финансово-кредитные и валютные методы регулирования.

· Административные меры основываются на использова­нии государственного законодательства, прямо или косвенно касающегося экспортно-импортной деятельности. В свою оче­редь, такие законодательные акты можно разделить на две груп­пы: непосредственно касающиеся экспорта и импорта и прямо не относящиеся к внешней торговле, но отдельные пункты ко­торых можно использовать в борьбе с иностранными конкурен­тами на внутренних рынках.

Ø Таможенно-тарифные методы реализуются путем исполь­зования таможенно-тарифных инструментов (таможенных по­шлин, таможенного тарифа).

Ø Второй вид административных мер представляют собой так называемые нетарифные барьеры или нетарифные ограниче­ния (НО). Если административные меры, опирающиеся на та­моженно-тарифное законодательство, находятся в компетенции национальных государств и одновременно связаны с междуна­родными организациями, регулирующими мировую торговлю, то нетарифные барьеры до последнего времени находились ис­ключительно в руках государства.

К нетарифным барьерам относятся: эмбарго, установление количественных квот, ли­цензирование экспорта и импорта, использование национальных технических, медицинских, ветеринарных, экологических и других стандартов, навязывание «добровольного» самоогра­ничения экспорта нежелательных товаров в данную страну и другие меры.

Нетарифные барьеры представляют собой внеэкономическое препятствие, они устраняют факторы как ценовой, так и неце­новой конкуренции. С их помощью потребитель вынужден от­дать предпочтение национальной продукции. Нетарифные ба­рьеры носят явно дискриминационный характер. Используя их, можно осуществить избирательное воздействие на опреде­ленных экспортеров. При этом государство, как правило, исхо­дит не из коммерческих, а из политических целей.

· Экономические методы включают в себя мероприятия, основанные на использовании экономических рычагов (нало­гов, субсидий и др.). Они подразделяются на финансово-кредит­ные методы (кредитование, страхование) и валютные (регули­рование с помощью инструментов валютной сферы).

ü Финансово-кредитные методы опираются на целенаправ­ленное использование государственных финансов и кредита для достижения определенных внешнеторговых задач. К ним от­носятся: субсидирование экспорта, налоговые льготы, выдача льготных кредитов экспортному сектору, страхование экспорт­ных кредитов и другие формы скрытого поощрения. Субсиди­рование экспорта, например, улучшает экономическое положе­ние экспортера, позволяет ему продавать товары по более низ­ким ценам. Оно всегда выгодно национальным производителям и не всегда — национальному государству. В подавляющем чис­ле случаев субсидирование экспорта рассматривается как про­текционистская мера. Широкое его применение приводит к тому, что на некоторые международные товарные потоки влия­ют в большей мере не стоимость товаров или соотношение спро­са и предложения, а соперничество государств в области экс­портных субсидий.

ü Валютные методы регулирования включают в себя изме­нения валютного курса, девальвацию или ревальвацию нацио­нальной валюты, введение «валютных коридоров» и т. д. Если с помощью административных рычагов регулируется в первую очередь импорт, то с помощью финансово-кредитных — экспорт, то изменение валютного курса вносит существенные модификации в соотношение экспорта и импорта товаров, вызывает коренные сдвиги в торговом и платёжных балансах.

21. Цели создания и принципы деятельности ВТО/ГАТТ. Соглашение об учреждении ВТО. Проблемы вступления Российской Федерации в ВТО (спорные вопросы, уязвимые отрасли)

Возникновение Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) (General Agreement on Tariffs and Trade – GATT) связано с попытками создать после Второй мировой войны Международную торговую организацию (МТО). В феврале 1946 г. Экономический социальный совет (ЭКОНОС) ООН принял решение о созыве Международной конференции по торговле и занятости, которая состоялась в Гаване с сентября 1947 по март 1948 г. В ней участвовали 56 стран. 24 марта 1948 г. был подписан заключительный акт – Гаванский Устав Международной торговой организации (так называемая «Гаванская хартия»). Заключительный акт первой тарифной конференции, включавший в себя текст ГАТТ, был подписан в Женеве 30 октября 1947 г. для 23 подписавших его стран Соглашение вступило в силу с 1 января 1948 г.

Соглашение предусматривало взаимные тарифные уступки по согласованным товарным позициям. Чтобы обеспечить сохранность уступок, стороны включили в документ некоторые фундаментальные принципы, позаимствованные из проекта Устава МТО.

Основные принципы, закреплённые ГАТТ:

Ø Многосторонность внешней торговли;

Ø Применение общего режима наибольшего благоприятствования;

Ø Снижение таможенных тарифов и других (нетарифных) препятствий;

Ø Взаимность уступок;

Ø Ведение внешней торговли на частноправовой основе.

 

Говоря о роли ГАТТ в процессе развития многосторонней системы регулирования международной торговли, следует отметить, что, несмотря на существенные недостатки (компромиссный характер, обтекаемые формулировки, которые со временем «обросли» большим количеством дополнений, незавершённость, отсутствие чёткого правового статуса и т.д.), ГАТТ явилось не только мощным инструментом либерализации международной торговли, но и инстанцией по улаживанию торговых споров и разногласий при использовании установленных правил, и в первую очередь режима наибольшего благоприятствования. Уже сам факт существования международно признанного механизма улаживания возникающих торговых противоречий служил стабилизирующим мировую торговлю фактором.

В 1993 г. работа над проектом соглашения по МТО проходи­ла в неофициальной обстановке. В основном она была заверше­на к середине 1993 г. К концу переговоров название новой орга­низации было изменено на «Всемирную торговую организа­цию». В апреле 1994 г. в городе Марракеш (Марокко) было под­писано Марракешское соглашение, явившееся основой созда­ния ВТО. На заключительной конференции 8 декабря 1994 г. было одобрено, что 1 января 1995 г. ВТО начнет функциониро­вать. Было принято также решение об упорядоченном переходе от ГАТТ к ВТО и установлении одногодичного периода сосущест­вования ГАТТ-1947 и ВТО, который обеспечит необходимое вре­мя для урегулирования неразрешенных споров. Также были при­няты переходные соглашения для избежания процедурного и институционального дублирования между ГАТТ и ВТО. Что же такое ВТО?

Всемирная торговая организация (ВТО) (World Trade Organization — WTO) — это международная организация, соз­данная в целях обеспечения эффективного многостороннего регулирования мировой торговли и формирования наиболее благоприятных условий для ее динамичного развития.

 

Основные функции ВТО заключаются в следующем:

♦ воплощение в жизнь и выполнение многосторонних тор­говых соглашений, которые входят в Соглашение о ВТО;

♦ создание условий для проведения многосторонних торго­вых переговоров;

♦ разрешение споров в международной торговле;

♦ анализ и составление обзоров и прогнозов в международ­ной торговле;

♦ наблюдение за национальной торговой политикой стран-членов и разработка предложений по ее корректировке в соот­ветствии с требованиями ВТО;

♦ сотрудничество с другими международными организаци­ями, участвующими в разработке глобальной экономической политики;

♦ наблюдение и контроль за развитием международной торговли и торговой политики;

♦ исследование взаимосвязи международной торговли и глобальных проблем ву целях обеспечения стабильности процессов роста и развития;

♦ оказание технического содействия в организации торговли и обучения специалистов в этой сфере.

 

ВТО отличается от ГАТТ тем, что:

♦ является преемницей ГАТТ, но с более широким охватом целей, объектов и механизмов регулирования мировой торговли, чем это было характерно для ГАТТ;

♦ имеет гораздо более широкую сферу согласованного стра­нами взаимодействия, чем ГАТТ. В многостороннюю торговую систему вводятся торговля услугами, защита прав интеллекту­альной собственности и инвестиционные меры, связанные с тор­говлей;

♦ объединяет намного больше стран, чем ГАТТ. 76 стран стали членами ВТО со дня ее создания, на 01.01.2004 г. члена­ми ВТО являлись 148 государств;

♦ является полноправной международной организацией, ко­торая постоянно действует на основе соглашения, ратифициро­ванного странами-членами. ГАТТ существовало на основе Про­токола о временном применении, действовавшем до момента создания ВТО.

♦ полностью выведена из сферы компетенции ООН, в отли­чие от ГАТТ, которое хотя и косвенно, но было привязано к си­стеме ООН, и поэтому ВТО имеет полный правовой статус меж­дународной организации.

 

Рассмотрим теперь Соглашение об учреждении Всемир­ной торговой организации.

Соглашение о ВТО состоит из преамбулы, шестнадцати статей и четырех приложений. Помимо общих ссылок, фигу­рирующих в пунктах его вводной части, Соглашение не содер­жит каких-либо важных многосторонних норм и правил (касаю­щихся, например, режима наибольшего благоприятствования, не дискриминации, национального режима и т. д.). Все эти нор­мы и правила включены в ГАТТ-1994.

Преамбула воспроизводит в новой редакции преамбулу ГАТТ 1947 г. и является единственным разделом Соглаше­ния, где затрагиваются существенные вопросы (в частности, там вводится понятие устойчивого развития). В ней призна­ется также необходимость позитивных усилий, направлен­ных на то, чтобы в процессе международной торговли разви­вающиеся страны, и особенно наименее развитые из них, за­няли такое место, которое соответствовало бы их потребнос­тям в экономическом развитии (что является единственным упоминанием в Соглашении особых проблем развивающих­ся стран).

Договорно-правовой механизм ВТО формируют следующие соглашения (содержатся в приложении к Соглашению о ВТО).

1. ГАТТ 1994 г., состоящее из:

1.1. Положений ГАТТ 1947 г. (за исключением Протокола о временном применении), уточненных, исправленных или изме­ненных правовыми документами, вступившими в силу до даты начала действия соглашения о ВТО.

1.2. Положений правовых документов, вступивших в силу в рамках ГАТТ 1947 г. до даты вступления в силу Соглашения о ВТО, таких как протоколы, относящиеся к тарифным уступкам, протоколы о присоединении и др.

1.3. Марракешского протокола, содержащего перечни усту­пок в отношении доступа товаров на рынки.

2. ГАТС (GATS) и связанные с ним правовые документы.

3. ТРИПС (TRIP’s).

В Соглашении о ВТО говорится, что ГАТТ-94 и ГАТТ-47 яв­ляются двумя различными соглашениями («юридически от­личными друг от друга»), хотя ГАТТ 1994 г. и состоит из текс­та ГАТТ 1947 г. и его правовых инструментов, а также ряда до­говоренностей в отношении толкования и изменения статей ГАТТ и Марракешского протокола, содержащего перечни ус­тупок по товарам.

 

Эффективная интеграция России в международную торго­вую систему возможна лишь на основе равноправного участия нашей страны во внешнеторговых операциях с зарубежными партнерами. Достижение данного условия возможно только при реализации результативной внешнеторговой политики. Бес­спорно, участие России в ВТО даст нашей стране возможность проводить более эффективную внешнеторговую политику и на равноправной основе отстаивать свои торгово-экономические интересы. Без присоединения к ВТО в качестве полноправного члена Россия будет «выключенной» из процесса формирования правил международной торговли. Подобная ситуация ведет к консервации отечественной экономики и снижению ее конку­рентоспособности.

В целом необходимо констатировать, что России необходимо вступать в ВТО только в том случае, если социально-экономические результаты от этого присоединения превысят негативные последствия от данного вступления (с учётом выработки предложений по их минимизации с анализом цены данных мер на кроссекторальной основе).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.