Сделай Сам Свою Работу на 5

Международная торговля услугами: сущность и классификация. Структура и специфика международной торговли услугами. Государственное и межгосударственное регулирование международной торговли услугами





 

Услуги — полезная деятельность, направленная на удовлет­ворение определенных потребностей населения и общества. Под услугой понимается результат непосредственного взаимодейст­вия исполнителя и потребителя, а также собственной деятель­ности исполнителя по удовлетворению потребностей потреби­теля.

По приблизительным оценкам, на долю услуг в настоящее время приходится около 64% совокупного валового продукта мира.

Существуют качественные различия международной торгов­ли товарами и услугами.

 

Различия между международной торговлей товарами и услугами

 

Товары Услуги
Осязаемы и видимы Неосязаемы и невидимы
Поддаются хранению Не поддаются хранению
МТТ не связана непосредственно с производством МТУ связана с их производством, причем производство и потребление услуг происходит единовременно
Развитие МТТ является основой для развития других форм МЭО МТУ выступает как связующее (посредническое) звено в реализации и развитии других форм МЭО
На национальном уровне действует избирательная система государст­венной поддержки по отношению к отраслям материального производст­ва, в отношении же остальных дей­ствуют принципы свободной конку­ренции Сфера услуг больше защищена госу­дарством от иностранной конкурен­ции, чем сфера материального про­изводства и частично или полностью является государственной собствен­ностью
В международный оборот могут поступать все производимые товары Не все виды услуг являются «тор­гуемыми» и могут быть вовлечены в международный оборот (например, коммунальные и бытовые услуги)
Экспорт товаров означает их вывоз за рубеж с таможенной территории без обязательств об обратном ввозе Экспорт услуг может быть осуществ­лен как поставкой услуг за границу (имеются в виду воплощенные услуги транспорта, информацион­ные услуги), так и путем: - перемещения потребителя услуг (нерезидента) в страну их произво­дителя; - временного перемещения за гра­ницу физического лица — постав­щика услуг
Допустим институт посредников Посредники отсутствуют

 



В то же время международная торговля товарами и услу­гами тесно взаимосвязаны:



♦ для поставок товаров за рубеж требуется большое коли­чество услуг — маркетинговых, консультационных, транспор­тных, банковских, информационных, услуг связи и т. д.;

♦ успех в продаже товара на мировом рынке в значительной степени зависит от количества и качества услуг, привлекаемых в процессе его производства, продвижения на рынок и реализа­ции (маркетинговых, рекламных, послепродажного обслужи­вания и др.);

♦ наличие какой-либо услуги с ее развитием влечет за собой производство и потребление большого количества товаров (на­пример, появление все более совершенных приборов, инстру­ментов и медикаментов в здравоохранении).

Мировой рынок услуг тесно взаимосвязан и с международ­ной миграцией рабочей силы, которая просто невозможна без транспортных, информационных, телекоммуникационных, банковских и других услуг. Международные инвестиции так­же неосуществимы без банковских и информационных услуг, надежной связи, обеспечения безопасности.

Лидерами на мировом рынке услуг являются развитые страны, хотя их доля в общем объеме торговли услу­гами постепенно понижается.

В то же время доля развивающихся стран растет, прежде все­го в туризме (Мексика, Индия, Шри-Ланка, Таиланд, Тунис и др.). Для некоторых развивающихся стран услуги дают основ­ную часть экспортных доходов.

Доля постсоциалистических стран в мировой торговле услу­гами является весьма скромной. Так, доля стран СНГ не пре­вышает 1%.

Следует также подчеркнуть, что сектор услуг является од­ной из важнейших сфер обеспечения занятости населения прак­тически для всех стран мира.



Изменение роли услуг в системе материального воспроиз­водства получило название «софтизация» («софтономизация»). Это понятие отражает новые явления в экономике, свя­занные с более широким включением услуг в «жесткую» мате­риально-вещественную структуру производства.

В настоящее время имеется большое количество классифи­каций услуг, которые предлагаются многими международны­ми экономическими организациями.

Определенный интерес представляет классификация услуг в соответствии с руководством по составлению платежного ба­ланса МВФ, используемого практически всеми странами мира.

В настоящее время количество услуг, торгуемых на миро­вом рынке, превышает 600. Причем в последние десятилетия имеют место высокие темпы роста международной торговли ус­лугами. В международной торговле к торгуемым услугам относятся те из них, которые могут потребляться как резидента­ми, так и нерезидентами страны производства услуги (турис­тические, транспортные, банковские).

 

Классификация торгуемых услуг (в соответствии с руководством по составлению платежного баланса МВФ)

Вид услуг Подвид Предусматривают платежи между резидентами и нерезидентами за:
Транспортные услуги пассажирские перевозки международную перевозку пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
    грузовые перевозки международную перевозку грузов всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг
Поездки-обслуживание пассажиров в деловых поездках товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по делу
    в поездках в личных целях товары и услуги, приобретенные нерезидентами, путешествующими по личным вопросам
Услуги связи   услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи
Строительные услуги   строительство объектов за рубежом
Страховые услуги   страхование юридических и физических лиц
Финансовые услуги   финансовое посредничество (брокерские услуги, обмен валюты, комиссия за открытие аккредитивов)
Компьютерные и информационные услуги   обработку данных, пользование базами данных, подписку на информационные лицензии, обслуживание компьютеров
Лицензионные услуги   пользование правами собственности (торговая марка, патент и т. д.) и использование ориги­налов или прототипов (фильмов, рукописей) на основе лицензии  
Другие бизнес-услуги посреднические услуги комиссию за посредничество  
    лизинг лизинг и фрахт судов, самолетов без экипажа и другого транспортного оборудования  
    прочие деловые, профес­сиональные и технические услуги правовые, бухгалтерские, рекламные, услуги по проектированию и картографии, защите урожая, разведыванию полезных ископаемых и пр.  
Личные, культурные и рекреационные услуги аудиовизуальные услуги производство фильмов, телевизионных программ, выступления артистов  
    прочие показ выставок, проведение спортивных и иных мероприятий  
Правительственные услуги   поставку товаров в посольства, представительст­ва международных организаций, операции ООН по поддержанию мира  

 

На динамичное развитие международной торговли услуга­ми во второй половине XX в. существенное влияние оказали такие факторы, как:

наличие длительных периодов экономического подъема в большинстве стран, который привел к повышению темпов эко­номического роста, усилению деловой активности, повышению производительности труда, уровня доходности фирм и, соот­ветственно, возрастанию платежеспособности населения;

ускорение темпов научно-технического прогресса в пери­од действия НТР, что способствовало росту объемов производст­ва, образованию новых видов услуг и расширению сфер их при­менения;

развитие международных экономических и культурных связей стран.

Неторгуемые услуги, как правило, производятся и потреб­ляются исключительно в национальных рамках и не использу­ются в международном торговом обороте. Ярким примером яв­ляются коммунальные услуги.

Важно подчеркнуть, что долгое время услуги с точки зре­ния международной торговли относились, согласно Междуна­родной стандартной промышленной классификации, принятой ООН, к «неторгуемым» товарам, т. е. товарам, которые потреб­ляются в той же стране, где и производятся, и не перемещают­ся между странами. Однако развитие НТП, интернационализа­ция и глобализация хозяйственной жизни привели к переос­мыслению роли услуг в мировом хозяйстве, и ряд услуг был пе­реведен в разряд «торгуемых» на мировом рынке.

На основе широко применяемого классификационного под­хода можно выделить две группы внешнеторговых сделок по купле-продаже услуг: основные и обслуживающие куплю-про­дажу товаров.

К основным внешнеторговым сделкам куп­ли-продажи услуг относятся:

внешнеторговые сделки по оказанию производственно-технических услуг (международный инжиниринг);

международные арендные сделки;

сделки по экспорту и импорту туристических услуг;

♦ внешнеторговые сделки в сфере консультационных услуг в области информации и совершенствования управления (меж­дународный консалтинг).

Услуги по обслуживанию внешнеторговых сделок по куп­ле-продаже товаров включают в себя: операции по междуна­родным перевозкам; международные транспортно-экспедиторские операции; операции по международным расчетам и ряд дру­гих. К подобным сделкам можно отнести и операции по обслу­живанию купли-продажи услуг (например, международные перевозки туристов).

Мировым Банком принят расширительный подход к сущ­ности и видам услуг, в число которых включается и движение дохода. С этих позиций услуги делятся на:

факторные услуги — платежи, возникающие в связи с международным движением факторов производства, прежде всего капитала и рабочей силы;

нефакторные услуги — остальные виды услуг.

Это деление особенно важно для обсуждения проблем регу­лирования международной торговли услугами в рамках ВТО, которая концентрируется преимущественно на нефакторных услугах.

Изучение причин и динамики роста торговли услугами по­казывает, что рост торговли услугами отражает основополагаю­щие изменения в мировом хозяйстве: достижение высокого уровня развития национальных экономик и уровня жизни граждан многих стран, рост производительности труда, услож­нение производства, масштабное расширение мирового рынка по номенклатуре и объему, ускорение НТП. Все эти процессы ведут к увеличению видов и расширению объемов потребляемых услуг. Оценивая скорость и масштабы развития мирового про­изводства и сферы услуг, большинство экспертов (в том числе ВТО) делают прогноз, что мировой рынок услуг будет и в XXI в. динамично развиваться.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.