Сделай Сам Свою Работу на 5

Место и роль России в международной торговле





Общеизвестно, что Россия обладает колоссальными запаса­ми разнообразных природных ресурсов, мощным, но нереали­зованным еще в должной мере промышленным и научно-тех­ническим потенциалом, что дает основание строить оптимис­тические прогнозы развития внешней торговли на длительную перспективу. Однако следует подчеркнуть, что на эту сферу эко­номики на национальном и международном уровнях оказыва­ют значительное влияние внеэкономические факторы, что осо­бенно важно иметь в виду в случае рассмотрения внешнеэко­номического сектора России.

На протяжении по крайней мере 50-ти лет структура экспорта России носит ярко выраженный сырьевой харак­тер. Сырье в течение многих лет составляет в экспорте России (СССР) свыше 50%. Россия выступает на мировом рынке веду­щим мировым экспортером также черных и цветных металлов. Доля России в мировой торговле алюминием в конце 1990-х го­довсоставила 25%, никелем — 20, медью — 11, цинком — око­ло 9, платиной — 20, палладием — 70%. Следует также отме­тить, что доля произведенного в стране сырья, металлов, леса, идущих на экспорт, очень высока. В 1997-1999 гг. на экспорт из России поставлялось 90% от общего объема производства алюминия, 85 — целлюлозы, 80 — меди, 72 — минеральных удобрений, 70 — продукции черной металлургии, 43 — сырой нефти, 40 — никеля, 36 — природного газа, 35 — алмазов, 34 — нефтепродуктов, 23% — круглого леса. Это косвенно отражает спад внутреннего производства в 1990-е годы, особенно в маши­ностроении, в условиях резкого снижения потребления отече­ственных ресурсов в РФ. В то же время объемы экспорта ма­шин и оборудования и в 90-е, и в начале 2000-х годов остаются крайне низкими и продолжают сокращаться. В 2000-2005 гг. доля данной группы товаров в российском экспорте составляла в среднем около 10%. Для сравнения — доля указанных това­ров в экспорте Японии была в конце 90-х годов около 96%, Швейцарии — 93, Республики Корея — 92%. По этому пока­зателю в начале 2000-х годов Россия занимала примерно 50-е место в мире.



Такая ситуация свидетельствует о том, что конкурентоспо­собность продукции российского машиностроения на мировом рынке крайне низка. Исключение составляют лишь вооруже­ния и военная техника. Также низка в экспорте России доля услуг — всего 1-2% в конце 90-х годов.



Значительные проблемы наблюдаются в России и в области импорта.

Крупнейшей статьей импорта — в среднем около 35% еже­годно — ив конце 90-х, и в начале 2000-х годов являются ма­шины и оборудование, которые поступают в нашу страну в ос­новном из Германии, Великобритании, Италии, Франции, Япо­нии и других, менее крупных поставщиков.

Вторая по стоимости статья импорта — сырье и продо­вольственные товары. Причем в этой группе к концу 90-х годов резко возросла доля алкогольных напитков, кофе, чая, конди­терских изделий, фруктов, мясопродуктов, коровьего масла и масляных смесей, растительного масла, различных консервов, кормов для домашних животных и других товаров. К началу 2000-х годов значительно (в несколько раз) возросли количе­ство и стоимость ввозимой фармацевтической продукции.

В целом можно сделать вывод, чтомасштабы, динамика, структура и географическое распределение экспорта и импор­та России в настоящее время не соответствуют сырьевому, промышленному и техническому потенциалу страны. Како­вы же должны быть первоочередные меры для совершенство­вания торгово-экономических связей?

♦ Во первых, формирование стратегической линии внешне­торговой политики России, по крайней мере на 10 лет; приня­тие концептуальных решений и документов.

Следует вводить встречные санкции против дискриминаци­онных акций других стран. В настоящее время в отношении российских товаров в разных странах действуют несколько де­сятков различных дискриминационных ограничений, связан­ных с обвинением в демпинге и подрыве рынков (в ЕС под эти ограничения подпадает около 10% российского экспорта гото­вой продукции). В этих условиях свободный доступ на внутрен­ний рынок России должен выступать стимулом для торговых уступок со стороны других стран в вопросах допуска отечествен­ных товаров на мировые рынки.



Во-вторых,совершенствование национальной правовой базы регулирования внешнеторговых отношений. В настоящее время в России действует Закон РФ «О государственном регу­лировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), а также Закон РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (апрель 1998 г.). Этих документов явно недостаточно для формирования систе­мы внешнеторгового законодательства, соответствующего меж­дународным нормам и стандартам.

В-третьих,усиление мер по стимулированию экспорта и производства импортозамещающих товаров, в том числе расши­рение возможностей кредитования и страхования экспортных операций.

В четвертых,развитие транспортной инфраструктуры.

В-пятых,развитие информационной инфраструктуры, в том числе: сети ярмарок и выставок; расширение рекламной и выставочной деятельности за рубежом; внедрение современных методов связи и расчетов (развитие сферы телекоммуникаций).

В-шестых,максимально возможное сокращение действия внерыночных факторов в сфере внешней торговли (ограниче­ние криминального влияния на экспортно-импортные опера­ции, сужение сферы «черного рынка», борьба с коррупцией — причиной всех вышеперечисленных проблем).

Эти меры, при условии, что они будут приняты вовремя и в комплексе, в перспективе позволят России занять достойное великой державы место на мировом рынке.

 

Торгово-экономические отношения Российской Федерации с развитыми странами имеют следующие особенности:

В настоящее время развитые страны являются основным географическим направлением торгово-экономических связей России. На долю этой группы стран в конце 1990-х годов приходилось почти 50% внешнеторгового оборота России.

В связи с тем, что развитые страны строго регулируют свои внешнеэкономические связи, правовая база внешнеторговых отношений России с этой группой стран проработана наиболее четко. С большинством развитых стран заключены двусторон­ние межправительственные соглашения, которые определяют нормы и правила взаимоотношений в области внешней торгов­ли товарами и услугами, платежные условия и налогообложе­ние, транспортные условия, условия научно-технического со­трудничества и т. д.

Основными условиями этих межправительственных согла­шений являются следующие:

Ø на основе двусторонних межправительственных соглаше­ний обе стороны (Россия и конкретные развитые страны) пре­доставляют друг другу на взаимной основе в торгово-экономи­ческих отношениях режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (правда, обычно в текстах подобных соглашений име­ется оговорка о том, что несмотря на декларированный РНБ, из него могут быть сделаны существенные исключения, обус­ловленные правилами приграничной торговли, участием стра­ны-партнера в определенных международных или региональ­ных соглашениях и т. д.; в целом условия торгово-экономических отношений, предусмотренные для участников этих многосторонних региональных соглашений, могут быть зна­чительно более льготными, чем условия, предусмотренные РНБ);

Ø платежи за взаимопоставляемые товары и услуги осуще­ствляются либо в валюте страны-участника соглашения, либо в любой другой свободно конвертируемой валюте по договорен­ности сторон;

Ø соглашение сопровождается в случае необходимости еже­годными протоколами о взаимных поставках.

♦ Среди интеграционных объединений Европейский Союз (ЕС) выступает в качестве крупнейшего внешнеторгового парт­нера России. Торгово-экономические отношения нашей страны со странами — членами ЕС регулируются как двусторонними межгосударственными соглашениями и договорами, так и крупномасштабным Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (было подписано в июне 1994 г. и вступило в силу 1 декабря 1997 г.).

♦ В современный период основными внешнеторговыми партнерами России среди развитых стран стали Германия, США, Италия, Великобритания, Нидерланды.

♦ В товарной структуре российского экспорта в развитые страны преобладают сырьевые товары, причем на энергоноси­тели приходится 70-80% стоимости экспорта, а на машины, оборудование и транспортные средства — всего 1-2% .

♦ В российском импорте из развитых стран основной объем поставок представлен готовыми изделиями, на долю которых приходится 80-90% стоимости импорта, в том числе только на товары машинотехнической группы — 60-70%. Существенное значение для решения внутренних социальных проблем России имеют импортные поставки из развитых стран продовольствия и товаров народного потребления.

Перспективы расширения и углубления внешнеторговых связей России с развитыми странами прямым образом зависят от восстановления промышленного потенциала России и вывода российского промышленного производства на современный технологический уровень, что позволит диверсифицировать товарную структуру российского экспорта.

28. Метод встречной торговли. Основные формы встречной торговли. Сделки на основе натурального обмена (бартер). Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров, предлагаемых покупателем (встречные закупки, соглашения об "офсете", сделки типа "свитч"). Встречные поставки как составная часть промышленного сотрудничества (компенсационные соглашения)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.