Место и роль России в международной торговле
Общеизвестно, что Россия обладает колоссальными запасами разнообразных природных ресурсов, мощным, но нереализованным еще в должной мере промышленным и научно-техническим потенциалом, что дает основание строить оптимистические прогнозы развития внешней торговли на длительную перспективу. Однако следует подчеркнуть, что на эту сферу экономики на национальном и международном уровнях оказывают значительное влияние внеэкономические факторы, что особенно важно иметь в виду в случае рассмотрения внешнеэкономического сектора России.
На протяжении по крайней мере 50-ти лет структура экспорта России носит ярко выраженный сырьевой характер. Сырье в течение многих лет составляет в экспорте России (СССР) свыше 50%. Россия выступает на мировом рынке ведущим мировым экспортером также черных и цветных металлов. Доля России в мировой торговле алюминием в конце 1990-х годовсоставила 25%, никелем — 20, медью — 11, цинком — около 9, платиной — 20, палладием — 70%. Следует также отметить, что доля произведенного в стране сырья, металлов, леса, идущих на экспорт, очень высока. В 1997-1999 гг. на экспорт из России поставлялось 90% от общего объема производства алюминия, 85 — целлюлозы, 80 — меди, 72 — минеральных удобрений, 70 — продукции черной металлургии, 43 — сырой нефти, 40 — никеля, 36 — природного газа, 35 — алмазов, 34 — нефтепродуктов, 23% — круглого леса. Это косвенно отражает спад внутреннего производства в 1990-е годы, особенно в машиностроении, в условиях резкого снижения потребления отечественных ресурсов в РФ. В то же время объемы экспорта машин и оборудования и в 90-е, и в начале 2000-х годов остаются крайне низкими и продолжают сокращаться. В 2000-2005 гг. доля данной группы товаров в российском экспорте составляла в среднем около 10%. Для сравнения — доля указанных товаров в экспорте Японии была в конце 90-х годов около 96%, Швейцарии — 93, Республики Корея — 92%. По этому показателю в начале 2000-х годов Россия занимала примерно 50-е место в мире.
Такая ситуация свидетельствует о том, что конкурентоспособность продукции российского машиностроения на мировом рынке крайне низка. Исключение составляют лишь вооружения и военная техника. Также низка в экспорте России доля услуг — всего 1-2% в конце 90-х годов.
Значительные проблемы наблюдаются в России и в области импорта.
Крупнейшей статьей импорта — в среднем около 35% ежегодно — ив конце 90-х, и в начале 2000-х годов являются машины и оборудование, которые поступают в нашу страну в основном из Германии, Великобритании, Италии, Франции, Японии и других, менее крупных поставщиков.
Вторая по стоимости статья импорта — сырье и продовольственные товары. Причем в этой группе к концу 90-х годов резко возросла доля алкогольных напитков, кофе, чая, кондитерских изделий, фруктов, мясопродуктов, коровьего масла и масляных смесей, растительного масла, различных консервов, кормов для домашних животных и других товаров. К началу 2000-х годов значительно (в несколько раз) возросли количество и стоимость ввозимой фармацевтической продукции.
В целом можно сделать вывод, чтомасштабы, динамика, структура и географическое распределение экспорта и импорта России в настоящее время не соответствуют сырьевому, промышленному и техническому потенциалу страны. Каковы же должны быть первоочередные меры для совершенствования торгово-экономических связей?
♦ Во первых, формирование стратегической линии внешнеторговой политики России, по крайней мере на 10 лет; принятие концептуальных решений и документов.
Следует вводить встречные санкции против дискриминационных акций других стран. В настоящее время в отношении российских товаров в разных странах действуют несколько десятков различных дискриминационных ограничений, связанных с обвинением в демпинге и подрыве рынков (в ЕС под эти ограничения подпадает около 10% российского экспорта готовой продукции). В этих условиях свободный доступ на внутренний рынок России должен выступать стимулом для торговых уступок со стороны других стран в вопросах допуска отечественных товаров на мировые рынки.
♦ Во-вторых,совершенствование национальной правовой базы регулирования внешнеторговых отношений. В настоящее время в России действует Закон РФ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (1995 г.), а также Закон РФ «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» (апрель 1998 г.). Этих документов явно недостаточно для формирования системы внешнеторгового законодательства, соответствующего международным нормам и стандартам.
♦ В-третьих,усиление мер по стимулированию экспорта и производства импортозамещающих товаров, в том числе расширение возможностей кредитования и страхования экспортных операций.
♦ В четвертых,развитие транспортной инфраструктуры.
♦ В-пятых,развитие информационной инфраструктуры, в том числе: сети ярмарок и выставок; расширение рекламной и выставочной деятельности за рубежом; внедрение современных методов связи и расчетов (развитие сферы телекоммуникаций).
♦ В-шестых,максимально возможное сокращение действия внерыночных факторов в сфере внешней торговли (ограничение криминального влияния на экспортно-импортные операции, сужение сферы «черного рынка», борьба с коррупцией — причиной всех вышеперечисленных проблем).
Эти меры, при условии, что они будут приняты вовремя и в комплексе, в перспективе позволят России занять достойное великой державы место на мировом рынке.
Торгово-экономические отношения Российской Федерации с развитыми странами имеют следующие особенности:
♦ В настоящее время развитые страны являются основным географическим направлением торгово-экономических связей России. На долю этой группы стран в конце 1990-х годов приходилось почти 50% внешнеторгового оборота России.
♦ В связи с тем, что развитые страны строго регулируют свои внешнеэкономические связи, правовая база внешнеторговых отношений России с этой группой стран проработана наиболее четко. С большинством развитых стран заключены двусторонние межправительственные соглашения, которые определяют нормы и правила взаимоотношений в области внешней торговли товарами и услугами, платежные условия и налогообложение, транспортные условия, условия научно-технического сотрудничества и т. д.
Основными условиями этих межправительственных соглашений являются следующие:
Ø на основе двусторонних межправительственных соглашений обе стороны (Россия и конкретные развитые страны) предоставляют друг другу на взаимной основе в торгово-экономических отношениях режим наибольшего благоприятствования (РНБ) (правда, обычно в текстах подобных соглашений имеется оговорка о том, что несмотря на декларированный РНБ, из него могут быть сделаны существенные исключения, обусловленные правилами приграничной торговли, участием страны-партнера в определенных международных или региональных соглашениях и т. д.; в целом условия торгово-экономических отношений, предусмотренные для участников этих многосторонних региональных соглашений, могут быть значительно более льготными, чем условия, предусмотренные РНБ);
Ø платежи за взаимопоставляемые товары и услуги осуществляются либо в валюте страны-участника соглашения, либо в любой другой свободно конвертируемой валюте по договоренности сторон;
Ø соглашение сопровождается в случае необходимости ежегодными протоколами о взаимных поставках.
♦ Среди интеграционных объединений Европейский Союз (ЕС) выступает в качестве крупнейшего внешнеторгового партнера России. Торгово-экономические отношения нашей страны со странами — членами ЕС регулируются как двусторонними межгосударственными соглашениями и договорами, так и крупномасштабным Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и ЕС (было подписано в июне 1994 г. и вступило в силу 1 декабря 1997 г.).
♦ В современный период основными внешнеторговыми партнерами России среди развитых стран стали Германия, США, Италия, Великобритания, Нидерланды.
♦ В товарной структуре российского экспорта в развитые страны преобладают сырьевые товары, причем на энергоносители приходится 70-80% стоимости экспорта, а на машины, оборудование и транспортные средства — всего 1-2% .
♦ В российском импорте из развитых стран основной объем поставок представлен готовыми изделиями, на долю которых приходится 80-90% стоимости импорта, в том числе только на товары машинотехнической группы — 60-70%. Существенное значение для решения внутренних социальных проблем России имеют импортные поставки из развитых стран продовольствия и товаров народного потребления.
Перспективы расширения и углубления внешнеторговых связей России с развитыми странами прямым образом зависят от восстановления промышленного потенциала России и вывода российского промышленного производства на современный технологический уровень, что позволит диверсифицировать товарную структуру российского экспорта.
28. Метод встречной торговли. Основные формы встречной торговли. Сделки на основе натурального обмена (бартер). Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров, предлагаемых покупателем (встречные закупки, соглашения об "офсете", сделки типа "свитч"). Встречные поставки как составная часть промышленного сотрудничества (компенсационные соглашения)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|