|
Аукционная торговля. Специфика товаров, реализуемых на аукционах. Организация проведения аукционов
Международные товарные аукционы (от латинского audio — продажа с публичного торга) — специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте проводится продажа предварительно осмотренных потенциальными покупателями товаров, переходящих в собственность того из них, кто предложил наиболее высокую цену.
Аукционы выполняют роль посредников между продавцом и покупателем.
Аукционная торговля — вид рыночной торговли, при которой служащий аукциона — аукционист, желая получить максимальную прибыль, использует прямую конкуренцию нескольких покупателей, присутствующих при продаже. При этом продавец назначает стартовую цену товара, которая увеличивается в ходе аукциона до своего предельного уровня, исходя из платежеспособности присутствующих при продаже покупателей.
На аукционах производится продажа товаров, обладающих строго индивидуальными свойствами. Это исключает возможность замены партий одинаковых по названию товаров, так как они могут иметь различные свойства (качество, внешний вид, вкус и т. д.). Поэтому аукционные товары до продажи на аукционе должны быть осмотрены или дегустированы покупателем. Предварительный осмотр — обязательное условие аукционной торговли, так как ни устроители аукциона, ни продавцы после продажи товара с аукциона не принимают никаких претензий в отношении качества товара (кроме скрытых дефектов).
Этот вид торговли используется преимущественно для сбыта сравнительно ограниченного перечня товаров. Основными предметами торга на международных аукционах являются: пушно-меховые товары (в сырье и переработанные), немытая шерсть, щетина, цветы, чай, табак, овощи, фрукты, рыба, ценные тропические породы леса, живой скот (в основном лошади), предметы искусства и антиквариата и др.
Аукционы могут быть открытыми и закрытыми. Торг на открытых аукционах происходит непосредственно с участием самих покупателей. Открытые аукционы специализируются главным образом на торговле пушниной, животными, предметами искусства.
Закрытые аукционы специализируются на торговле шерстью, чаем, табаком, цитрусовыми. Их организуют специализированные брокерские фирмы, которые занимаются перепродажей на условиях комиссии, т. е. сами продавцы и покупатели в таких аукционах не участвуют, а их поручения в пределах оговоренных полномочий выполняют брокеры. Например, аукционная торговля немытой шерстью в Австралии и Новой Зеландии более чем на 90% осуществляется брокерскими фирмами.
Аукционы можно классифицировать по нескольким характеристикам.
♦ В зависимости от порядка организации аукционы бывают принудительные, которые проводят, как правило, государственные организации с целью продажи конфискованных, невостребованных и неоплаченных товаров, заложенного и не выкупленного в срок имущества и т. п., и добровольные, проводимые по инициативе владельцев товаров (имущества) с целью наиболее выгодной их продажи.
♦ Аукционы также различаются по технологии проведения. Так называемый английский аукцион характеризуется тем, что торги начинаются с объявленной минимальной цены, установленной продавцом, после чего покупатели делают к ней надбавки на величину не ниже минимальной надбавки, указанной в правилах проведения торга. Аукцион с понижением цены, или голландский аукцион ведется с постепенным понижением первоначально названной, явно завышенной стартовой цены на заранее установленные скидки до тех пор, пока один из покупателей не выразит согласия купить товар по этой цене. Лот приобретает тот, кто первым скажет «да». Этот способ торгов иногда называют аукционом типа «хоп».
Аукционный торг с повышением цены может вестись гласным или негласным способом. При гласномспособе аукционист объявляет номер очередного лота, называет начальную цену и спрашивает: «Кто больше?». Покупатели повышают цену каждый раз на величину не ниже минимальной надбавки, оговоренной в правилах аукциона (0,01-0,025% от первоначальной цены). Если очередного повышения цены не предлагается, то троекратным ударом молотка аукционист прекращает торг и товар продается покупателю, назвавшему последнюю цену. Если лот не вызвал интереса у покупателей и не удается достичь намеченного уровня продажной цены, аукционист имеет право снять с торга этот лот и выставить его позже.
При негласномспособе (немом торге) покупатели подают аукционисту заранее условленные знаки о согласии поднять цену на установленную величину надбавки. Аукционист каждый раз объявляет новую цену, не называя покупателя. Негласное проведение торга позволяет сохранить в тайне имя покупателя.
Существует еще одна вариация аукциона — заочный аукцион, или «аукцион втемную», когда все покупатели предлагают свои ставки одновременно, чаще всего в письменном виде, и предмет продается тому, кто предложил наивысшую ставку (или покупается у того, кто предложил наименьшую ставку).
При продаже на аукционе, в отличие от обычной продажи, исключается ответственность продавца за качество проданного товара.
Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированным персоналом.
Кроме классификаций аукционов, существуют также классификации самих фирм, организующих аукционную торговлю. В зависимости от характера деятельности, фирмы, осуществляющие аукционную торговлю, можно условно подразделить на три группы: специализированные, брокерско-комиссионные, аукционные фирмы, принадлежащие кооперативам или союзам фермеров.
· Специализированные фирмы занимаются организацией аукционов и продажей на них аукционных товаров как за свой счет, так и на комиссионных началах и берут на себя выполнение всех функций по подготовке и проведению аукционов. Зачастую они выдают продавцам ссуды под их товары, переданные аукционной фирме для продажи с аукциона. Специализированные пушно-меховые фирмы представляют собой торговые олигополии, которые продают на аукционах приобретенную, как правило, за свой счет пушнину. Вместе с тем они реализуют на комиссионных началах также пушнину, принадлежащую фирмам-производителям, ассоциациям и кооперативам фермеров. Наиболее крупной специализированной пушно-меховой фирмой на мировом рынке является английская компания Hudson Bay, превратившаяся фактически в международную монополию, имеющую свои филиалы в Нью-Йорке, Монреале, Лондоне. Другой крупной специализированной компанией по продаже пушнины является американская фирма New-York Fur Ocean Co. Inc. Она организует аукционы по продаже норки в Нью-Йорке. Кроме того, компания имеет свой филиал в Миннесоте — New-York Fur Ocean Co. (Minnesota) Inc., проводящий аукционы в Миннесоте (США), и отделение в Канаде — Canadian Fur Ocean Sales Co. (Quebec) Ltd, организующее аукционы норки в Монреале. Эта компания специализируется главным образом на продаже продукции звероводства, а также пушнины, добытой охотой в США и Канаде.
Монополистом в аукционной торговле шкурками котика является американская компания Folk Fur Co., сосредоточившая в своих руках торговлю и обработку (выделку, крашение) свыше 90% добываемых в мире шкурок.
· Специализированные аукционные брокерско-комиссионные фирмы играют ведущую роль в торговле чаем, шерстью, табаком, пушно-меховыми изделиями и другими товарами. Обычно они организуют аукционы и продают на них товары за комиссионное вознаграждение по поручению своих клиентов.
Сделки на этих аукционах осуществляются через брокеров покупателя и брокеров продавца. Все брокеры, осуществляющие аукционную торговлю шерстью в Австралии и Новой Зеландии, объединены в ассоциации брокеров продавца и брокеров покупателя.
Аукционная торговля чаем как в Лондоне, так и в чаепроизводящих странах сосредоточена в руках английских брокерских фирм или их филиалов и дочерних компаний. Иногда они сами скупают товар и выступают на аукционе собственниками товара, но чаще продают чай на комиссионных началах. Фермеры и производители чая к участию в аукционах не допускаются.
В скандинавских странах аукционы принадлежат ассоциациям или кооперативам по разведению и заготовке пушнины. Например, в Норвегии, Дании, Финляндии имеется по одной фирме, контролирующей аукционную торговлю пушниной в своей стране. Так, в Норвегии пушные аукционы организует фирма Oslo Offer Oceans, которая продает норку, поступающую более чем от 6,5 тыс. фермеров, большинство которых объединены в ассоциацию Norwegian Fur Breeders Association.
Аукционы могут организовывать как фирмы, специализированные на их создании и проведении, так и не специализированные. Характеристика первых была дана выше (собственно специализированные, брокерско-комиссионные и аукционные фирмы, принадлежащие кооперативам и ассоциациям). Ко второй группе относятся фирмы и организации, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. К этой организационной форме относят аукционы, проводимые биржами, салонами художников, музеями, постоянно действующими выставками, торговыми организациями, предприятиями и др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|