Сделай Сам Свою Работу на 5

Таможенное регулирование внешней торговли в РФ: понятие «страны происхождения», таможенные режимы и их виды, методы взимания таможенной стоимости?





Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведён или подвергнут достаточной переработке.

 

Товарами, полностью произведенными в данной стране, счи­таются:

♦ полезные ископаемые, добытые на ее территории, в ее тер­риториальных водах, на ее континентальном шельфе и в морс­ких недрах, если страна имеет исключительные права на раз­работку этих недр;

♦ растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории;

животные, родившиеся и выращенные в ней;

продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных;

произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовно­го и морского промыслов;

продукция морского промысла, добытая и произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендо­ванными ею;

вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом про­изводительных и иных операций, осуществляемых в данной стране;

продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею;

товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной выше.



 

Таможенный режим является наиважнейшим институтом таможенного права Российской Федерации. Именно таможенным режимом, согласно ст.22 ТК, обусловливается порядок перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу России.

В п.12 ст.18 ТК дано следующее понятие таможенного режима: таможенный режимсовокупность положений, определяющих статус товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, для таможенных целей.

В настоящее время в Российской Федерации в соответствии со ст.23 ТК действуют следующие виды таможенных режимов:

1) выпуск для свободного обращения;

2) реимпорт;

3) транзит;

4) таможенный склад;

5) магазин беспошлинной торговли;

6) переработка на таможенной территории;

7) переработка под таможенным контролем;

8) временный ввоз (вывоз);

9) свободная таможенная зона;

10) свободный склад;

11)переработка вне таможенной территории;

12) экспорт;

13) реэкспорт;

14) уничтожение;

15) отказ в пользу государства.



Лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу Российской Федерации, вправе выбрать любой из указанных таможенных режимов или изменить его на другой, независимо от характера, количества, страны происхождения или назначения товаров и транспортных средств, если иное не предусмотрено каким-либо актом законодательства Российской Федерации по таможенному делу, включая ТК.

 

Методы взимания таможенной стоимости (по сути методы это и есть виды таможенных платежей???) определены Таможенным кодексом Российской Федерации, к ним относятся:

ü таможенная пошлина;

ü налог на добавленную стоимость;

ü акцизы;

ü сборы за выдачу лицензий таможенными органами Российской Федерации и возобновление действия лицензий;

ü таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств;

ü таможенные сборы за хранение товаров;

ü таможенные сборы за таможенное сопровождение товаров;

ü плата за информирование и консультирование;

ü плата за принятие предварительного решения; плата за участие в таможенных аукционах.

25. Нетарифное регулирование внешней торговли. Количественные ограничения. Лицензирование, его виды. Лицензии, виды лицензий. Квоты, механизм их действия. Квотная рента. Виды квот. Эмбарго. "Добровольное" ограничение экспорта.

 

Нетарифные мето­ды регулирования — это комплекс мер, которые определяют порядок ввоза (вывоза) товаров посредством выдачи разреше­ния (лицензии) на эти операции. Также разрешения выдают го­сударственные органы (Министерства, Комитеты).



На практике используются следующие виды, нетарифных мер:

· Количественные ограничения — дозирование поставок иностранных товаров для предотвращения чрезмерной конкуренции на внутреннем рынке или отечественных товаров — для обеспечения потребности в них на внутреннем рынке, поддер­жания стабильности цен, экономии валютных резервов, а так­же для получения эквивалентных торгово-политических усту­пок от других стран. Используются для регулирования ввоза продовольствия, топлива и текстильных товаров.

Существует несколько видов количественных ограничений:

· Квотирование — количественные ограничения, устанав­ливающие максимальный объем или стоимость разрешенного к ввозу (вывозу) определенного товара.

Используется пять видов квот:

Ø индивидуальные (для распределения общего объема ввоза или вывоза товаров среди стран-поставщиков или определен­ной группы стран);

Ø глобальные (совокупное количество товара, разрешенного к ввозу в данную страну). Эта квота может быть ненакапливаемой (устанавливается для всего объема ввоза/вывоза) и накап­ливаемой (распределяется по отдельным странам-экспортерам);

Ø двусторонние — вводятся для регулирования внешней тор­говли с отдельной страной;

Ø тарифные — для регулирования ввоза определенного ко­личества товара по льготной ставке таможенного тарифа;

Ø сезонные — вводятся на определенное время года, преиму­щественно для сельскохозяйственных товаров.

По характеру распределения можно выделить квоты:

1) распределяемые в административном порядке;

2) предназначенные для аукционной продажи.

В 1-ю группу входят квоты, предоставляемые в целях выпол­нения международных экономических обязательств государст­ва, региональные квоты и квоты предприятий. Ко 2 ой группе относятся квоты, предназначенные для продажи на аукционе, а также нереализованные квоты регионов и предприятий, рас­пределение которых осуществляется на конкурсной основе через биржевые торги. Приобретенные на аукционе квоты подтверждаются сертификатами, которые затем могут быть пере­даны другим покупателям.

В мировой практике квоты применяются многими странами, в том числе развитыми (США, Япония и др.).

Квоты могут вводиться на разные сроки и по разным причи­нам. В некоторых случаях импортные квоты устанавливают в процентах от величины экспорта. Они могут также исчислять­ся в процентах от величины закупок данного товара на внут­реннем рынке с целью защиты национального производства. Возможно введение квот на товары, импорт которых контроли­руется по соображениям безопасности, здравоохранения, охра­ны окружающей среды и т.д.

· Лицензирование— это одна из мер государственного ре­гулирования внешнеэкономической деятельности, которая осу­ществляется путем выдачи государственными органами разре­шений на экспорт или импорт товара в установленных количе­ствах за определенный промежуток времени. Лицензия— спе­циальный документ, разрешающий совершение внешнеторго­вой операции в течение определенного срока и с определенным количеством товара.

Лицензирование может выступать:

1) составной частью процесса квотирования (и тогда его эко­номическое содержание полностью совпадает с рассмотренным выше);

2) самостоятельным инструментом государственного регу­лирования.

В первом случаелицензия является лишь документом, под­тверждающим право ввезти или вывезти товар в рамках полу­ченной квоты, во втором— приобретает ряд конкретных форм:

· разовая лицензия – письменное разрешение сроком до 1 года на ввоз или вывоз, выдаваемое правительством конкретной фирме на осуществление одной внешнеторговой сделки;

· генеральная лицензия – разрешение на ввоз или вывоз того или иного товара в течение года без ограничения количества сделок;

· глобальная лицензия – разрешение ввезти или вывезти данный товар в любую страну мира за определённый промежуток времени без ограничения количества или стоимости;

· автоматическая лицензия – разрешение на осуществление экспортно-импортных операций, выдаваемое немедленно после получения от экспортёра или импортёра заявки, которая не может быть отклонена государственным органом.

Меры автоматического лицензирования носят чисто формальный характер, по существу не являясь торговых ограничением. Автоматическое лицензирование представляет собой наблюдение (мониторинг) за объёмами и направлениями товаропотоков.

Лицензирование используется многими странами мира (прежде всего странами с развивающимися рынками) для це­лей государственного регулирования импорта. В развитых стра­нах лицензии чаще всего выступают как документ, подтверж­дающий право импортера на ввоз товара в рамках установлен­ной квоты.Механизмы распределения лицензий, используемые различными странами, весьма разнообразны:

ü аукцион — продажа лицензий на конкурсной основе. Счи­тается самым экономически эффективным способом распреде­ления лицензий, позволяющим государственной казне полу­чить доходы, сравнимые с доходами от таможенной пошлины на тот же товар;

ü система явных предпочтений — закрепление правительст­вом лицензий за определенными фирмами пропорционально размерам их импорта за предшествующий период или пропор­ционально структуре спроса со стороны национальных импор­теров;

ü распределение лицензий на неценовой основе — выдача правительством лицензий тем фирмам, которые продемонст­рировали свою способность осуществить импорт или экспорт наиболее эффективным образом. Обычно этот способ требует образования экспертной комиссии, разработки критериев оценки (опыт, наличие производственных мощностей, квали­фикация персонала и пр.), проведения нескольких туров кон­курса, что неминуемо связано с большими затратами и зло­употреблениями.

При распределении лицензий страны используют какой-либо один из этих методов, начиная обычно с последнего, име­ющего наиболее административный характер, и постепенно переходя к первому, наиболее рыночному методу.

Практика неавтоматического лицензирования распростра­няется не только на квотируемые товары, но и на ввоз опреде­ленных продуктов. Это широко применяемый способ защиты национального рынка.

Общепринятой является также практика лицензирования ввоза товаров, торговля которыми регулируется в соответствии с международными конвенциями — веществ, разрушающих озоновый слой, диких животных, растений, опасных отходов,наркотиков, оружия, радиоактивных материалов. Лицензиро­вание сопровождается, как правило, квотированием.

· Добровольное самоограничение экспорта — это форма обязательств экспортера о сокращении объема поставок, тем­пов их прироста или повышения цен, которые осуществляют­ся в случае угрозы импортирующей страны применить более жесткие, чем действующие, ограничения против иностранного поставщика. Этот вид мер устанавливается в результате офи­циальных переговоров и соглашений или конфиденциальной договоренности между объединениями предпринимателей обе­их стран.

· Запрет (эмбарго) на ввоз (вывоз) товаров — крайняя мера регулирования. Устанавливается либо на всю торговлю со страной (сравнительно редко), либо на торговлю определенны­ми товарами (значительно чаще) по инициативе правительств и по решению международных организаций, прежде всего ООН.

Причинами введения запрета могут быть: политические (бойкот), экономические (защита внутреннего рынка), охрана здоровья людей (в отношении наркотиков, некоторых лекарств и медицинских препаратов), экологические (ядохимикаты), религиозные (спиртные напитки), моральные (порнографичес­кая и другая нежелательная литература).

В некоторых случаях прибегают к полному запрету на им­порт определенных товаров, преимущественно по соображени­ям национальной безопасности, здравоохранения и экологии. Так, в США запрещен ввоз этилированного бензина, в ЕС зап­рещено ввозить слоновую кость, а с 1 января 1996 года — мех животных, добытых негуманным способом. Канада запреща­ет ввоз заменителей масла, бывшие в употреблении матрасы. В Турцию нельзя ввозить ангорских коз, оборудование для азартных игр (за отдельным исключением), серебряные мо­неты. Эмбарго широко применяется в практике международ­ной торговли.

· Технические и другие специальные требования — стан­дарты, системы сертификации, инспекции качества продук­ции, требования с точки зрения безопасности и экологии, санитарно-ветеринарные нормы, а также требования к упаковке и маркировке. Предъявляются к импортируемым машинам и оборудованию, химическим продуктам (включая медикамен­ты), продовольственным и другим потребительским товарам (особенно предназначенным для детей).

Технические препятствия для ввоза иностранных товаров весьма многообразны. ВТО и другие международные организа­ции и соглашения требуют максимально упрощать техничес­кие требования, чтобы они не сдерживали торговлю. Гармони­зация таможенных процедур осуществляется в рамках Всемир­ной таможенной организации. Обычной практикой развитых стран при ввозе ряда товаров является требование сертифика­тов безопасности, санитарных, ветеринарных, фитосанитарных и др. Также практикуется проверка ввозимых товаров на пред­мет соответствия экологическим стандартам.

· Таможенные процедуры — требования таможенных властей по составлению большого числа товаросопроводи­тельных документов и выполнения многих операций, связан­ных с декларированием товаров, предъявлением их для та­моженного досмотра, начислением и уплатой пошлин.Осо­бенность: во второй половине XX в. — начале XXI в. они при­меняются в разумных пределах, но когда у государств возни­кает необходимость ограничить внешнюю торговлю, не нару­шая при этом законы и международные соглашения, тамо­женные службы начинают требовать скрупулезного выпол­нения всех положений инструкций (в том числе изданных много лет назад).

· Система разрешений наиболее либеральна по сравнению с лицензированием. Она основана на получении разрешений уполномоченных государственных органов на ввоз или вывоз определенных товаров и согласована с министерствами, регу­лирующими и контролирующими производство и торговлю эти­ми товарами.

· Налоги на экспортно-импортные операции — дополни­тельный инструмент регулирования внешней торговли, который позволяет уравнивать конкурентные условия на внутреннем рынке для иностранных и отечественных товаров и финансировать расходы государства, в том числе связанные с развитием внешней торговли. Мно­гообразные виды таких налогов и сборов именуются обычно пограничными и взимают их таможенные органы.

Сборы в связи с перемещением товара через границу: за та­моженное оформление или хранение товара на таможенном складе, за выдачу лицензии, консульский сбор, портовый, му­ниципальный, статистический и сборы на развитие экспорта, а также порой и на различные благотворительные цели.

Применение перечисленных нетарифных методов создает возможности:

§ остановить рост внешнеторгового дефицита;

§ вы­ровнять торговый или платежный балансы;

§ более рационально распорядиться иностранной валютой при ее острой нехватке для закупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров;

§ мобилизовать валютные резервы для обслуживания внешнего долга;

§ получать уступки в области ограничений импорта на ус­ловиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах.

Демпинг, его виды, международная ценовая дискриминация. Антидемпинговые меры. Антидемпинговые пошлины, механизм их введения. Процедура антидемпингового процесса. Экспортные субсидии, их виды. Компенсационные меры. Компенсационные пошлины. Ответные (защитные) меры

 

Демпинг

Демпинг— метод нетарифной торговой политики международного маркетинга, который заключается в продвижении товара на внешний рынок за счёт снижения экспортных цен ниже нормального уровня цен, существующего в стране экспорта. Демпинг может осуществляться за счет средств фирмы-экспортёра или с помощью государства путем субсидирования экспортных поставок из средств государственного бюджета.

Демпинг осуществляется государством и компаниями в расчете на возмещение в будущем текущих убытков, когда за счет демпинга будет достигнуто прочное положение на рынке. Однако довольно часто и фирмы, и государство прибегают к демпингу как разовому мероприятию, способу быстрого получения необходимых денежных, валютных средств.

Современное законодательство развитых стран различает два основных типа демпинга:

§ ценовой демпинг — или продажа на экспортном рынке товара по цене, которая ниже его цены на национальном рынке;

§ стоимостный демпинг — продажа товара на экспортном рынке по цене, которая ниже его стоимости.

Тем не менее, следует также выделить третий тип демпинга:

§ нерыночный демпинг, когда товар экспортируется из страны с нерыночной экономикой.

 

В коммерческой практике демпинг может приобретать одну из следующих форм:

Спорадический демпинг — эпизодическая продажа излишних запасов товаров на внешний рынок по заниженным ценам. Происходит тогда, когда внутренние объемы производства товара превышают емкость внутреннего рынка и перед компанией встает дилемма — либо вообще не использовать часть производственных возможностей и не производить товар, либо произвести товар и продать его по более низкой, чем внутренняя, цене на внешний рынок.

Преднамеренный демпинг — временное умышленное снижение экспортных цен с целью вытеснения конкурентов с рынка и последующего установления монопольных цен. На практике это может означать экспорт товаров по ценам ниже цен своего внутреннего рынка или даже ниже издержек производства.

Постоянный демпинг — постоянный экспорт товаров по цене ниже их себестоимости. Обратный демпинг — завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех же товаров на внутреннем рынке (например, экспорт газа и других энергоносителей из РФ). Встречается редко, обычно в результате непредвиденных резких колебаний курсов валют.

Взаимный демпинг — встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам. Встречается также редко в условиях высокой монополизации внутреннего рынка определенного товара в каждой из стран.

Правилами Всемирной торговой организации демпинг запрещен. Демпинг нарушает правила справедливой конкуренции и влечет убытки местных производителей. В мировой экономической практике, в ряде стран принято противостоять демпингу путем применения антидемпинговых законов, установления специальных антидемпинговых пошлин. Государство имеет законное право облагать антидемпинговыми пошлинами товары, которые продаются по ценам ниже справедливых и наносят материальный ущерб отрасли государства-импортера.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.