Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность категории «финансы»: понятие, функции, современное состояние

(Счастная Т.В. «Финансы» + Ищук Т.Л. «Финансы (часть 2)»)

 

Термин «финансы» возник в 13 веке в торговых городах Италии и в переводе дословно означает денежный платеж. Финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Поэтому сущность финансов определяются природой и функциями государства.

Финансы - экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства (Счастная Т.В. «Финансы»)

Финансы (как экономическая категория) – это совокупность экономических отношений, которые возникают между государством и субъектами хозяйствования, между государством и населением, между субъектами хозяйствования в процессе распределения общественного продукта в его денежной форме, в результате которого формируются и используются различные виды финансовых ресурсов, фонды денежных средств (Ищук Т.Л. «Финансы (часть 2)»)

Сущность финансов проявляется в их функциях (основные!!!):

· Распределительная функция:

Объект – совокупный общественный продукт и национальный доход; часть национального богатства, принявшая денежную форму.

Субъект – все участники воспроизводственного процесса (государство, предприятия, организации, учреждения, д/х).

Предполагает, что сначала образуются причитающиеся отдельным субъектам фонды денежных средств, а затем происходит их распределение и перераспределение. Весь распределительный процесс делится на две стадии:

I. Первичное распределение: образуются доходы предприятии и работников производственной сферы, централизованный доход государства.

II. Вторичное распределение (последующее): образуются доходы предприятий и работников сферы нематериального производства: доходы регионов, муниципальных образований, предприятий, организаций, граждан и субфедеральных бюджетов в результате перераспределения государственных средств.



Распределительная функция финансов позволяет:

- образовывать денежные фонды на уровне предприятия и домашнего хозяйства, а также государства;

- образовывать не просто денежные фонды, а фонды целевого назначения;

- осуществлять внутрихозяйственное, внутриотраслевое, межотраслевое, межтерриториальное перераспределение ресурсов, между сферами и социальными группами;

- создавать необходимые резервы и накопления, как на уровне предприятий, так и государства.

· Контрольная функция:

Служит средством контроля в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовый контроль это совокупность действий и операций по проверки финансовых средств и связанных с ними видов деятельности.

Объекты контроля: денежные средства, товарно-материальные ценности, системы расчетов, отдельные стоимости юридических лиц, предприятия, организации в целом.

Инструмент реализации – финансовая информация, которая заключается в финансовых показателях, содержащихся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности.

Контрольная функция реализуется по следующим основным направлениям:

- правильное и своевременное перечисление средств в централизованные фонды;

- соблюдение заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

- целенаправленное и эффективное использование финансовых ресурсов (на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов).

Таким образом, финансы являются экономическим инструментом распределения и перераспределения валового внутреннего продукта национального дохода, они помогают поддерживать пропорции в движении натуральной и стоимостной форм валового общественного продукта. Финансы являются источником государственного регулирования пропорций развития страны прежде всего через государственный бюджет (государственное финансирование) и налогообложение. На основе финансовых отношений происходит контроль за формированием и использованием денежных средств всех участников финансовой системы РФ.

В современной российской финансовой науке сложились три концепции финансов:

· Распределительная (московская школа, родоначальник Дьяченко В.П.):

Акцент сделан на распределительный характер финансов. Финансы обслуживают процесс распределения и выполняют две функции: распределительная и контрольная.

· Воспроизводственная (ленинградская школа, родоначальник Александров А.М.):

Финансы помимо распределительной и контрольной функции выполняют также производственную (воспроизводственную) функцию, связанную с обслуживанием кругооборота фондов.

Эти две концепции придерживаются того, что финансы носят объективный характер.

· Экономико-правовая (ленинградская школа, родоначальник Вознесенский Э.А.):

Финансы выполняют три функции:

- формирование денежных доходов и фондов;

- использование денежных доходов и фондов;

- контроль за первыми двумя функциями (контроль выполняют не сами финансы, а институты, которые ими управляют!)

Финансы – инструмент регулирования.

Финансы – субъективны.

 

32. Бюджетная классификация РФ: понятие, назначение, роль.

Бюджетная классификация РФявляется группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Определение принципов назначения, структуры, порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, а также присвоение кодов составным частям бюджетной классификации Российской Федерации, которые в соответствии с настоящим Кодексом являются едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществляются Министерством финансов Российской Федерации.

Назначение:Бюджетная классификация устанавливает единство формы бюджетной документации, представления необходимой информации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированных бюджетов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, согласованных принципов бюджетного процесса.

Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (далее - классификация операций сектора государственного управления).

Перечисленные направления являются едиными на всей территории Российской Федерации и используются при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Роль:бюджетная классификация – это документ, не только выполняющий важнейшие организационные функции, позволяющий сводить все бюджеты в единый консолидированный бюджет Российской Федерации, но и имеющий большое экономическое значение.

Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации состоит из:

кода главного администратора доходов бюджета; кода вида; кода подвида; кода классификации операций сектора гос. управления

Код вида доходов включает группу, подгруппу, статью, подстатью и элемент дохода.

Классификация доходов:

1) налоговые:

-налоги на прибыль,

-налоги на товары реализуемые на территории РФ и ввозимые на территорию РФ

-налоги на совокупный доход;

-налоги на имущество;

-налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами;

-государственная пошлина;

-задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам;

-страховые взносы на обязательное социальное страхование;

2) неналоговые доходы

-доходы от внешнеэкономической деятельности;

-доходы от использования имущества, находящегося в гос. и муниц. собственности;

-платежи при пользовании природными ресурсами;

-доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства;

-доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

-административные платежи и сборы;

-штрафы, санкции, возмещение ущерба;

-поступления (перечисления) по урегулированию расчетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

-прочие неналоговые доходы;

3) безвозмездные поступления:

- безвозмездные поступления от нерезидентов;

- безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы;

- безвозмездные поступления от гос.(муниц.) организаций;

- безвозмездные поступления от негосударственных организаций;

- безвозмездные поступления от наднациональных организаций;

- доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;

-возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет;
- прочие безвозмездные поступления.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.