Сделай Сам Свою Работу на 5

Анализ деловой активности предприятия

Показатели деловой активности характеризуют эффективность хозяйственной деятельности предприятия. Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется в скорости оборота его средств и их источников.

Анализ начинается с расчета и оценки показателей оборачиваемости оборотных активов.

Существуют общие и частные показатели оборачиваемости оборотных активов. Первые из них отражают интенсивность использования оборотных активов предприятия в целом, а вторые – отдельных их видов.

В качестве общих показателей оборачиваемости оборотных активов предприятия выделяются:

1. Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (оборачиваемость оборотных активов в разах), который характеризует скорость оборота оборотных активов и показывает количество оборотов, совершаемое оборотными активами за период, и рассчитывается по формуле:

,

где - коэффициент оборачиваемости оборотных активов,

- выручка (нетто) от продаж,

- средние остатки оборотных активов за период.

2. Средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (оборачиваемость оборотных активов в днях), характеризующая длительность оборота оборотных активов, показывающая среднее время пребывания оборотных активов в процессе кругооборота в днях и определяемая по формуле:

,

где - средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях),

- выручка (нетто) от продаж,

- средние остатки оборотных активов за период,

- число дней в периоде (в месяце – 30, в квартале – 90, в году – 360), - среднедневная выручка (нетто) от продаж.

3. Экономический эффект от изменения оборачиваемости оборотных активов, который характеризует их высвобождение из оборота в результате повышения его скорости или их дополнительное привлечение в оборот в результате замедления его скорости и рассчитывается следующим образом:

,

где - величина экономического эффекта от изменения оборачиваемости оборотных активов,

и - средняя продолжительность одного оборота оборотных активов (в днях) в отчетном и предыдущем периодах соответственно,



- среднедневная выручка (нетто) от продаж в отчетном периоде.

К частным показателям оборачиваемости оборотных активов относятся показатели оборачиваемости денежных средств и краткосрочных финансовых вложений, запасов и дебиторской задолженности. Они характеризуют интенсивность использования перечисленных видов оборотных активов и могут рассчитываться как в разах, так и в днях.

и

,

где —=- оборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости) денежных средств и краткосрочных финансовых вложений,

- оборачиваемость в днях (средняя продолжительность одного оборота) денежных средств и краткосрочных финансовых вложений,

- выручка (нетто) от продаж,

(ДС + КФВ)ср - средние остатки денежных средств и краткосрочных финансовых вложений за период, - число дней в периоде [21, с. 10].

и

,

где - оборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости) запасов,

- оборачиваемость в днях (средняя продолжительность одного оборота) запасов,

- себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг,

- средние остатки запасов за период, - число дней в периоде [21, с. 10].

и

,

где - оборачиваемость в разах (коэффициент оборачиваемости) дебиторской задолженности,

- оборачиваемость в днях (средняя продолжительность одного оборота) дебиторской задолженности,

- выручка (нетто) от продаж,

- средние остатки дебиторской задолженности за период, - число дней в периоде [21, с. 10-11].

 

Коэффициенты оборачиваемости (Илышева Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учеб. / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 480 с.)

Финансовые коэффициенты, оборачиваемость Расчетная формула
Числитель Знаменатель, средняя сумма
Активов Выручка (нетто) от продаж Валюты баланса
Собственного капитала Собственного капитала
Заемного капитала Заемного капитала
Инвестированного капитала Инвестированного капитала
Внеоборотных активов (фондоотдача) Внеоборотных активов

 

Показатели оборачиваемости имеют отраслевую специфику, и поэтому у них отсутствуют универсальные рекомендуемые значения. Разработка рекомендуемых значений для показателей оборачиваемости возможна в рамках той или иной отрасли экономики.

Анализ показателей оборачиваемости ведется в динамике, в сопоставлении с данными аналогичных предприятий (принадлежащих той же отрасли) и среднеотраслевыми значениями. По итогам анализа делается вывод о степени интенсивности использования ресурсов коммерческой организации (высокая, средняя, низкая) и причинах ее изменения.


30. Анализ рентабельности предприятия (вариант 1)

Рентабельность – это показатель, характеризующий эффективность использования ресурсов предприятия. Рентабельность позволяет оценить эффективность деятельности предприятия вне зависимости от его масштаба и отрасли. Она характеризует соотношение прибыли к затратам.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность деятельности и использования ресурсов коммерческой организации и позволяют соизмерять величину прибыли с масштабом производства, а также с общей суммой затраченных и используемых ресурсов. Они могут быть представлены в форме коэффициентов или в форме процентов.

Выделяются две дополняющие друг друга в ходе анализа группы показателей рентабельности, характеризующие:

1. Эффективность деятельности организации;

2. Эффективность использования ресурсов коммерческой организации.

Основные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность деятельности коммерческой организации (Илышева Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учеб. / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 480 с.)

Финансовые коэффициенты Расчетная формула
Числитель Знаменатель
Рентабельность реализованной продукции (товаров, работ, услуг) Прибыль от продаж Полная себестоимость реализованной продукции (товаров, работ, услуг) (Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг + Коммерческие расходы + Управленческие расходы)
Рентабельность продаж Прибыль от продаж Выручка (нетто) от продаж
Норма прибыли Чистая прибыль или прибыль до налогообложения Выручка (нетто) от продаж

 

Следует отметить, что недостаток всех трех перечисленных выше показателей рентабельности заключается в том, что они не учитывают, при каких хозяйственных ресурсах был достигнут финансовый результат и как эффективно они используются. В связи с этим необходимо определить эффективность использования ресурсов предприятия.

 

Основные коэффициенты рентабельности, характеризующие эффективность использования ресурсов коммерческой организации (Илышева Н. Н. Анализ финансовой отчетности : учеб. / Н. Н. Илышева, С. И. Крылов. – М. : ИНФРА-М, 2011. – 480 с.)

Финансовые коэффициенты, рентабельность Расчетная формула
Числитель Знаменатель, средняя сумма
Активов Чистая прибыль или прибыль до налогообложения Валюта баланса
Собственного капитала Собственного капитала
Заемного капитала Заемного капитала
Инвестированного капитала Инвестированного капитала
Оборотных активов Прибыль от продаж Оборотных активов
Внеоборотных активов Чистая прибыль или прибыль до налогообложения Внеоборотных активов

 

Показатели рентабельности имеют отраслевую специфику и поэтому у них отсутствуют универсальные рекомендуемые значения. Разработка рекомендуемых значений для показателей рентабельности возможна в рамках той или иной отрасли экономики.

Анализ показателей рентабельности ведется в динамике, в сопоставлении с данными аналогичных предприятий (принадлежащих той же отрасли) и среднеотраслевыми значениями. По итогам анализа делается вывод о степени эффективности деятельности и использования ресурсов коммерческой организации (высокая, средняя, низкая) и причинах ее изменения.

30. Анализ рентабельности предприятия (вариант 2)

Рентабельность – это показатель, характеризующий эффективность использования ресурсов предприятия. Рентабельность позволяет оценить эффективность деятельности предприятия вне зависимости от его масштаба и отрасли. Она характеризует соотношение прибыли к затратам.

Показатели рентабельности отражают то, насколько эффективно предприятие использует свои средства в целях получения прибыли.

Показатели рентабельности можно объединить в следующие три группы:

· Показатели рентабельности капитала (активов) - соответственно финансовая (экономическая) рентабельность:

Показатели рентабельности определяются как отношение прибыли к различным показателям. Важнейшими из них являются: все активы, собственный капитал, инвестированный капитал.

R активов = Прибыль/Активы,

R ск = Прибыль/Собственный капитал,

R инв. капитала = Прибыль/Инвестир. капитал

За основу берется балансовая либо чистая прибыль. Показатели рентабельности данной группы отвечают интересам различных пользователей.

· Показатели рентабельности продаж (или деятельности):

Показатели рентабельности определяются как отношение различных видов прибыли к выручке от продаж или затратам.

Например,

Валовая прибыль; Прибыль от продаж; Балансовая прибыль; Чистая прибыль

Выручка Выручка Выручка Выручка

Данные показатели позволяют судить о прибыльности продукции отчетного и базисного периодов.

· Показатели, рассчитанные на основе потоков денежных средств.

Показатели рентабельности определяются как отношение чистого денежного потока к различным показателям.

Например,

Чистый денежный поток ; Чистый денежный поток ; Чистый денежный поток Выручка Собственный капитал Инвестированный капитал

Показатели данной группы позволяют судить о возможности предприятия рассчитаться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами.

Анализ показателей рентабельности играет важную роль для определения стратегии развития организации. Выбор показателей может осуществляться каждой организацией самостоятельно, независимо от сферы ее деятельности, и является универсальным.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.