Организация охраны труда на предприятии.
Сложность современного производства требует комплексного подхода к охране труда. В этих условиях предприятие решает следующие задачи: -обучение работающих вопросам охраны труда; -обеспечение безопасности производственного оборудования; -обеспечение безопасности зданий и сооружений; -обеспечение работающих средствами индивидуальной защиты; -обеспечение оптимальных режимов труда и отдыха; -обеспечение безопасности производственных процессов; -нормализация условий труда и др.
Одним из важнейших направлений охраны труда на предприятиях является обеспечение работников инструкциями по охране труда. Данная работа должна осуществляться в соответствии с "Методическими указаниями по разработке правил и инструкций по охране труда", утверждёнными постановлением Минтруда РФ N 129 от 1 июля 1993 года.
Инструкция по охране труда - нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда при выполнении работ в производственных помещениях, на территории предприятия, на строительных площадках и в иных местах, где производятся эти работы или выполняются служебные обязанности.
Инструкции по охране труда могут быть типовые (отраслевые) для работников предприятий, участков и конкретного рабочего места. Инструкции по охране труда разрабатываются на основе межотраслевых и отраслевых правил по охране труда и не должны им противоречить.
Утверждённые инструкции для работников учитываются службой охраны труда предприятия в журнале учёта. Надзор и контроль за соблюдением правил и инструкций по охране труда осуществляется федеральными органами надзора.
Инструкции для работников по профессиям и на отдельные виды работ разрабатываются в соответствии с утверждённым работодателем перечнем, который составляется при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов и др. Разработка инструкций для работников осуществляется на основе приказа работодателя.
Инструкции для работников разрабатываются руководителями подразделений (цехов, отделов, лабораторий и др.).
Служба охраны труда организации осуществляет контроль за своевременной разработкой и пересмотром инструкций для работников, а также оказывает методическую помощь разработчикам.
Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы: общие требования безопасности; -требования безопасности перед началом работ; -требования безопасности во время работы; -требования безопасности в аварийных ситуациях; -требования безопасности по окончанию работы.
Инструкции для работников не должны содержать ссылок на какие-либо нормативные акты, кроме ссылок на другие инструкции для работников, действующие на данном предприятии. В инструкциях не должны применяться слова, подчёркивающие особое значение отдельных требований (например, "категорически", "особенно", "строго" и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. Замена слов в тексте буквенным сокращением допускается при условии полной расшифровки.
Если безопасность выполнения работы обусловлена определёнными нормами, то они должны быть указаны в инструкции (величина зазора, расстояния и т.п.).
Проверка инструкций на соответствие требованиям действующих государственных стандартов, санитарных норм и правил должна проводиться не реже одного раза в 5 лет.
Проверка инструкций для работников по профессиям или по видам работ, связанным с повышенной опасностью, должна проводиться не реже одного раза в 3 года.
Если в течение срока действия инструкции условия труда работников на предприятии не изменились, то приказом работодателя действие инструкции продлевается на следующий год, о чём делается запись на первой странице инструкции (штамп "Пересмотрено", дата и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции).
Выдача инструкций руководителям подразделений организации производится службой охраны труда с регистрацией в журнале учёта выдачи инструкций.
У руководителя подразделения организации должен постоянно храниться комплект действующих в подразделении инструкций для работников всех профессий и по всем видам работ.
Инструкции работникам могут быть выданы на руки под расписку в личной карточке инструктажа для изучения при первичном инструктаже, либо вывешены на рабочих местах или участках, либо храниться в ином месте, доступном для работников.
Контроль организации охраны труда на предприятии осуществляется: -работодателем и руководителями подразделений; -через совместный административно-общественный контроль; -через контроль вышестоящей организации; -инспекторами государственного специального надзора (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, -Госсанэпиднадзор, Госатомнадзор и др.); -инспекторами государственной службы по охране труда (государственные инспекторы Рострудинспекции и работники подразделения по охране труда органа по труду субъекта Федерации); -через смотры по охране труда и технике безопасности.
Требования безопасности перед началом работы.
При приходе автомехаников на работу они должны переодеться в рабочую спецодежду состоящую из: обуви, рабочего комбинезона, рубашки, шапки, куртк. Также иметь средства индивидуальной защиты: перчатки, защитные очки. Комплектация спецодежды может изменяться в зависимости от выполняемых видов работ. Одежда должна быть застегнута на все пуговицы и заправлена, брюки должны быть поверх обуви, застегнуты обшлаге рукавов, убраны волосы под плотно облегающий головной убор.
Перед работой рабочий проверяет, чтобы инструмент и приспособления были исправны, не изношены и отвечали безопасным условиям труда:
- деревянные рукоятки инструментов должны быть гладко обработаны, на их поверхности недолжно быть выбоин, сколов и других дефектов, инструмент должен быть правильно насажен и прочно закреплен.
- ударные инструменты (зубила, бородки) не должны иметь трещин, заусениц, наклепы, затылочная их часть должна быть гладкой, не иметь трещин, заусениц и сколов.
- концы ручных инструментов, служащих для заводки в отверстия при монтаже (ломики для сборки и т.д.), не должны быть сбитыми.
- съемники должны иметь исправные лапки, винты, тяги и упоры.
Требования безопасности во время работы.
Во время работы рабочий постоянно следите за исправностью оборудования и не оставляйте его без присмотра. При уходе с рабочего места оборудование останавливается и обесточивается.
Работа выполняется при наличии и исправности ограждений, блокировочных и других устройств, обеспечивающих безопасность труда, и при достаточной освещенности рабочего места.
Нельзя прикасаться к находящимся в движении механизмам и вращающихся частей машин, а также находящимся под напряжением токоведущим частям оборудования, предварительно не обесточив опасный объект.
Посторонние предметы и инструмент располагаются на расстоянии от движущихся механизмов.
При пуске машины, агрегата, станка рабочий должен лично убедитесь в отсутствии работников в зоне работы машины.
В случае плохого самочувствия рабочий прекращает работу, приводит рабочее место в безопасное состояние, обращается к главному механику который решает тяжесть последствия и решает отпустить домой, продолжить работу через некоторое время после приёма лекарства, либо отвести в больницу. Если главного механика нет на месте, то обязательно назначается лицо заменяющее его.
Требования безопасности в аварийных ситуациях.
При замеченных неисправностях производственного оборудования и инструмента, а также, если при прикосновении к машине, станку, агрегату ощущается действие электрического тока, либо имеет место сильный электроприборов, электродвигателей, электроаппаратуры, появление искрения или обрыв проводов и т. д. немедленно предупреждаются рабочие об опасности, прекращается работа и ставится в известность главного механика.
При необходимости организуется эвакуация людей из опасной зоны.
При несчастных случаях с людьми, оказывается первая медицинская помощь, всё необходимое есть в аптечке, при этом немедленно вызывается врач и ставиться в известность главного механика. Сохраняют обстановку, при которой произошел несчастный случай, если это не угрожает жизни и здоровью окружающих и не нарушает технического процесса до прибытия лиц, расследование причин несчастного случая.
При поражении электрическим током как можно быстрее освободите пострадавшего от действия тока, так как продолжительность его действия определяется тяжестью травмирования. Для этого в автомастерской находится рубильник для быстрого обесточивания помещения.
Требование безопасности по окончанию работы.
По окончанию смены приводят в порядок рабочее место (очищаут от пыли и грязи оборудование, инструмент, собирают и выносят в отведенное место мусор и отходы, собирают и складывают в установленное место инструмент, приспособление и необработанные детали).
Устанавливают ограждения и знаки безопасности у открытых проемов, отверстий и люков.
Обесточивают оборудование, выключается вентиляция и местное освещение.
Рабочие снимают спецодежду и другие средства индивидуальной защиты, убирают их в шкаф закрытого типа, если спецодежда требует стирки или ремонта необходимо сказать главному механику он выдаст другую, а грязная одежда отправится в химчистку. Выполняется правила личной гигиены.
6.0. Правила техники безопасности.
6.1.Общие требования безопасности.
Общие требования безопасности при ремонте автомобиля ВАЗ-2107: 1. Любые работы по ремонту или техническому обслуживанию автомобиля должны проводить в просторном, хорошо вентилируемом и освещенном помещении. 2. Оборудование мастерской (грузоподъемные механизмы, станки, электроинструменты) должно быть специально приспособлено для выполнения ремонтных операций (например, для питания переносных осветительных приборов желательно использовать источники низкого напряжения -12 или 36 В, а не 220 В). 3. Не курить и не пользоваться открытым огнем в помещении, где находятся автомобиль, горюче-смазочные материалы и пр. 4. При работе со слесарными инструментами использовать перчатки, они защитят руки не только от грязи, но и от царапин, порезов. 5. Любые работы снизу автомобиля ВАЗ-2107 выполнять в защитных очках. 6. При выполнении кузовного ремонта (шпатлевка, покраска, шлифовка) надевать респиратор, и обеспечивать дополнительной вентиляцией помещения. 7. Работы, связанные со снятием и установкой тяжелых узлов и агрегатов автомобиля, выполнят с помощником. 8. Емкости с горюче-смазочными и лакокрасочными материалами, хранящимися в мастерской, всегда должны быть плотно закрыты. Не допускается нахождения таких материалов в зоне падения искр при использовании металлорежущего инструмента. 9. Не допускать попадания масел (особенно отработанных), антифриза и электролита на открытые участки кожи. В случае попадания смыть их как можно быстрее мыльным раствором и обильно промыть водой. 10. Не использовать для очистки кожи рук бензин, дизельное топливо, растворители и т.п. 11. Помнить, что неправильное обслуживание электрооборудования и топливной аппаратуры может привести к пожару. Если вы не уверены в своих знаниях по обслуживанию указанных систем, лучше обратится к специалистам автосервиса. Если вы все же решили выполнить работу самостоятельно, строго следуйте всем имеющимся рекомендациям и предупреждениям.
12. Соблюдать особую осторожность при ремонте автомобилей, оснащенных подушками безопасности или преднатяжителями ремней. Не пытатся самостоятельно ремонтировать узлы этих систем (электронный блок управления подушками безопасности, модули подушек безопасности, рулевое колесо, датчики удара, преднатяжители ремней и т.д.), так как неправильное выполнение работ может привести к срабатыванию этих устройств и, как следствие, к тяжелым травмам. При выполнении любых работ в зоне расположения этих устройств внимательно изучить все рекомендации и предупреждения. 13. Инструменты и оборудование, применяемые при ремонте автомобиля, должны быть в исправном состоянии. Особое внимание необходимо уделять состоянию изоляции электрических проводов. 14. При обслуживании автомобилей, оснащенных системой кондиционирования воздуха, не допускать разгерметизации системы, так как содержащийся в ней хладагент ядовит.
Требования безопасности при подъеме автомобиля домкратом.
Для безопасного подъема автомобиля ВАЗ 2107 домкратом необходимо выполнить следующее: 1. Установить автомобиль на ровную твердую поверхность. 2. Перед подъемом освободить автомобиль от посторонних предметов. Заранее убрать из багажника все необходимое для ремонта (запасные части, инструменты), так как доступ в поднятый автомобиль может быть затруднен либо невозможен. 3. Домкрат установить только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность. 4. Подложить противооткатные упоры под колеса автомобиля со стороны, противоположной поднимаемой. 5. Для предотвращения проседания и вдавливания домкрата в землю, подложить под него доску (20x20x2 см). 6. Подвести упорную головку к кузову автомобиля. При этом домкрат должен быть установлен перпендикулярно опорной поверхности. 7. Прежде чем поднять автомобиль домкратом на требуемую высоту, еще раз внимательно проверить, не накренился ли он в какую-либо сторону.
8. Опоры следует устанавливать также только под специально предназначенные для подъема автомобиля места. Между опорой и кузовом автомобиля подложить резиновую или деревянную прокладку. 9. Устанавливать треногую опору таким образом, чтобы две ее ноги были со стороны кузова автомобиля, а одна - снаружи.
6.3. Требования безопасности при использовании подъемника.
Для безопасного использования подъемника соблюдайть следующие требования безопасности: 1. Во время подъема и опускания автомобиля запрещается находиться рядом с ним во избежание несчастного случая. 2. Если возникла опасность падения автомобиля, немедленно покинуть опасную зону, 3. Правильно располагать на подъемнике центр тяжести автомобиля, чтобы избежать его падения. 4. Беречь ноги, чтобы не прижать их лапами подъемника или колесами автомобиля при его опускании. 5. Не прилагать чрезмерного усилия к органам управления подъемником. 6. Управлять подъемником должен только квалифицированный персонал. 7. Не допускать чрезмерного раскачивания автомобиля на подъемнике. 8. Лапы подъемника устанавливать только под те места, которые для этого предназначены. Силовые элементы кузова в этих местах специально утолщены и имеют повышенную прочность. 9. При снятии тяжелых узлов и агрегатов с автомобиля, установленного на подъемнике, установить дополнительные опоры.
Пожарная безопасность.
7.1 Общие требования пожарной безопасности
Все работники должны знать места расположения средств пожаротушения и уметь ими пользоваться. Каждый работающий, обнаруживший загорание или пожар, должен немедленно сообщить об этом в объектовую или городскую пожарную охрану, принять меры к вызову руководителей предприятия и приступить к тушению пожара имеющимися средствами.
При выполнении различных видов работ необходимо знать и помнить, что возгорание и несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:
промывке деталей, агрегатов и двигателя легковоспламеняющимися жидкостями (бензином, дизельным топливом и др.);
подаче топлива в карбюратор движущегося автомобиля из открытой емкости "самотеком";
сварке или пайке непромытой и непропаренной емкости из-под легковоспламеняющихся жидкостей;
неправильной транспортировке и хранении легковоспламеняющихся веществ;
применении нестандартных или не соответствующих номинальному току электропредохранителей;
неисправной электропроводке;
работе в загрязненной горюче - смазочными материалами специальной одежде;
работе с открытым огнем вблизи легковоспламеняющихся веществ;
тушении пожара на автомобиле без использования средств пожаротушения.
Требования пожарной безопасности при эксплуатации автомобильного транспорта.
При пуске двигателя и уходе за ним:
Во избежание пожара на автомобиле пуск двигателя производить при установленном воздушном фильтре.
Для мойки двигателя снаружи использовать только пожаробезопасные моющие средства.
Запрещается:
использовать для промывки двигателя бензин и другие легковоспламеняющиеся жидкости;
допускать скопления на двигателе грязи, масла и топлива;
оставлять на двигателе обтирочный материал, особенно загрязненный маслом и топливом;
подогревать двигатель и другие агрегаты открытым огнем.
Перед выездом на линию и при работе на линии:
Проверить наличие и исправность электропредохранителей и электропроводки. Все предохранители должны быть стандартными и соответствовать номинальному току. Электропроводка не должна иметь оголенных мест, а места ее соединения должны исключать возможность искрообразования.
Проверить герметичность системы питания (нет ли подтекания топлива или утечки газа). При обнаружении утечек принять меры к их устранению.
Проверить укомплектованность автомобиля исправными огнетушителями. Необходимо знать устройство огнетушителя и уметь им пользоваться.
Ремонт системы питания двигателя на линии следует производить с осторожностью, не допуская попаданий бензина на двигатель и систему выпуска отработавших газов. При обнаружении на линии утечки газа из системы питания газобаллонных (газодизельных) автомобилей, за исключением арматуры баллона, немедленно остановиться, закрыть расходные вентили, выработать газ из системы до остановки двигателя, затем закрыть магистральный вентиль и принять меры к устранению неисправности, если это возможно, или сообщить в предприятие. При утечке газа из арматуры баллона необходимо отогнать автомобиль в безопасное место и выпустить или слить газ из баллона.
Перевозка легковоспламеняющихся веществ должна производиться специально оборудованным автомобилем в соответствии с действующими инструкциями.
Запрещается:
подавать топливо в карбюратор из открытой тары "самотеком";
проверять наличие топлива в баке или цистерне с помощью открытого огня (зажженной спички, зажигалки и т.п.);
хранить и перевозить бензин, керосин и другие легковоспламеняющиеся вещества в кабине, салоне автомобиля и кузове, не приспособленном для этой цели;
выпускать сжатый природный газ и сливать сжиженный нефтяной газ при работающем двигателе или включенном зажигании, а также в непосредственной близости от мест стоянки других автомобилей или вблизи источников огня и мест нахождения людей.
В случае загорания автомобиля во время работы на линии необходимо:
немедленно остановить автомобиль;
заглушить двигатель (на автомобилях, работающих на газе, перекрыть магистральный и баллонные вентили);
принять все меры для эвакуации пассажиров (груза) и приступить к тушению пожара.
При тушении пожара на автомобиле необходимо соблюдать личную осторожность – использовать огнетушители, рукавицы, не допускать загорания одежды и ожога лица, рук и т.д.
При техническом обслуживании и ремонте автомобиля:
Не допускать подтекания топлива или масла из агрегатов автомобиля. Пролитое топливо или масло необходимо сразу же убирать с помощью песка или опилок.
Мойку снятых агрегатов и деталей автомобиля следует производить в строго установленном месте.
Отработанные масла и отстой топлива из топливных баков необходимо сливать только в специальную тару.
Хранение, слив и заправку горюче - смазочных материалов следует осуществлять только в специально предназначенных для этой цели местах.
Перед ремонтом (сваркой, пайкой) емкость из-под легковоспламеняющихся веществ необходимо опорожнить, отсоединить и снять все трубопроводы, в которых может находиться легковоспламеняющаяся жидкость. Опорожненную емкость, а также трубопроводы необходимо тщательно промыть горячей водой, продуть паром до полного удаления следов этих жидкостей.
Запрещается:
проверять аккумуляторы путем короткого замыкания. Для этой цели следует пользоваться нагрузочной вилкой;
сливать отработанные масла и отстой топлива из топливных баков в водостоки и канализацию;
работать в специальной одежде, облитой топливом;
подходить к открытому огню, курить и зажигать спички, если руки и специальная одежда облиты топливом;
пользоваться бензином для стирки одежды, мытья рук, отмывания стен и пола;
пользоваться открытым огнем в помещениях, предназначенных для технического обслуживания, ремонта и стоянки, а также на открытых стоянках;
хранить на рабочем месте промасленный обтирочный материал, легковоспламеняющиеся вещества, кроме предназначенных для этой цели металлических ящиков с крышками;
применять самодельные нагревательные электроприборы
В помещениях, под навесами и на открытых площадках хранения транспорта запрещается:
загромождать выездные ворота и проезды;
держать транспортные средства с открытыми горловинами топливных баков, а также при наличии течи горючего и масла;
заправлять транспортные средства горючим и сливать из них топливо;
хранить тару из-под горючего, а также горючее и масла (кроме гаражей индивидуального транспорта);
подзаряжать аккумуляторы непосредственно на транспортных средствах;
подогревать двигатели открытым огнем (костры, факелы, паяльные лампы), пользоваться открытыми источниками огня для освещения;
устанавливать на общих стоянках транспортные средства для перевозки ЛВЖ и ГЖ, а также ГГ.
В гаражах индивидуального пользования дополнительно не разрешается хранить мебель, предметы домашнего обихода из горючих материалов и т. п., а также запас топлива более 20 л и масла 5 л.
Не разрешается производить погрузочно-разгрузочные работы с взрывопожароопасными и пожароопасными веществами и материалами при работающих двигателях автомобилей, а также во время дождя, если вещества и материалы склонны к самовозгоранию при взаимодействии с водой.
Взрывопожароопасные и пожароопасные грузы в вагонах, контейнерах и кузовах автомобилей следует надежно закреплять с целью исключения их перемещения при движении.
Курить на территории компании разрешается только в специально отведенных для этой цели местах
Загрязненную горюче - смазочными материалами специальную одежду следует своевременно сдавать в химчистку (стирку).
Заключение.
Легковой автомобиль ВАЗ-2107 – автомобиль, по своей конструкции и внутреннему оборудованию предназначен для перевозки людей и их багажа и в котором размещаются не более пяти посадочных мест, включая место водителя. Автомобиль представляет собой сложную систему, совокупность совместно действующих элементов – агрегатов и механизмов, обеспечивающих выполнение ее функций. Как механизм, автомобиль представляет собой механическую систему, составленную из закономерно связанных и согласованно работающих частей, осуществляющих преобразование тепловой энергии в транспортную работу. По отношению к автомобилю элементами являются агрегаты и механизмы, а по отношению к агрегатам и механизмам – детали. Основными частями этой системы являются: двигатель, трансмиссия, ходовая часть, кузов, механизмы управления и вспомогательное оборудование. Эффективность эксплуатации (использования по назначению) легкового автомобиля зависит от его надёжности в целом и каждой основной части.
Постоянное поддерживание высокой технической готовности автомобилей, обеспечение их работоспособности, безотказность и долговечность являются основными задачами различных предприятий автосервиса, служб эксплуатации автотранспортных предприятий. Для выполнения этих задач в настоящие время на автотранспортных предприятиях при техническом обслуживании автомобилей все шире применяются средства механизации, диагностики и новые формы организации труда.
Техническое обслуживание автомобиля (ТО) является профилактическими мероприятием, проводимым в плановом порядке через определенные длительность пробега или срок эксплуатации автомобиля. Оно определяет собой ряд выполняемых действий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автомобилей с целью обеспечения соответствия автомобилей установленным требованиями и повышения эффективности их использования. Техническое обслуживание автомобиля представляет собой комплекс работ, направленных на предупреждение отказов и неисправностей, обеспечение полной работоспособности автомобиля в пределах эксплуатационных характеристик, установленных изготовителем.
Список используемой литературы:
1.Журнал "За рулем", № 1 (943), январь 2010
Степанов А. Е. «Дело. Люди. Метаморфозы» (Начальные материалы к истории УОП-ДИС АВТОВАЗа, 1966—2012), г. Тольятти
2.Хронологические даты приведены из книги «Здравствуй, Автоград!», Куйбышевское книжное издательство, 1975
3.Руководство по эксплуатации автомобилей ВАЗ 2104, 2105, 2107 и их модификации Разработчики: А А Костянов, Н В Казаков
4.Автомобили «Жигули» ВАЗ-2104, 2105, 2107. Устройство и ремонт. В.А. Вершигора Издательство: Транспорт, 1996г.
5. Геллер Ю.А., Рахштадт А.Г. Материаловедение. - М.: Металлургия, 1975.
6.Раздорожный А. А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебно-методическое пособие — Москва: Изд-во «Экзамен», 2005. — 512 с. (Серия «Документы и комментарии»)
7.ГОСТ 12.0.230-2007 Система стандартов безопасности труда. Межгосударственный стандарт системы управления охраной труда Общие требования. МКС 13.100 ОКСТУ 0012. Дата введения 2009-07-01.
8. Автомобиль движение безопасность правила
9. ГОСТ 12.1.004-91 Пожарная безопасность. Общие требования, М., 1992.
10.Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Часть 1. Техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей. - Москва; Издательский Дом «ИНФРА-М»,2005.-432с.
11.Туревский И.С. Техническое обслуживание автомобилей. Часть 2. Организация хранения, технического обслуживания и ремонта автомобильного транспорта. - Москва; Издательский Дом «ИНФРА-М»,2005.-256с.
12.Туревский И.С.Дипломное проектирование автотранспортных предприятий. - Москва; Издательский Дом «ИНФРА-М»,2010.-240с.
13. Шестопалов С.К. Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей. Федеральный комплект учебников. – Москва; Издательский центр «Академия», 2003.-242с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|