Тема 10. Социальное воспитание детей дошкольного возраста в разных видах детской деятельности.
Понятия: социальное развитие, социальное воспитание, нравственность, эмоциональная отзывчивость, социальная активность, гражданственность, культура поведения, метод воспитания.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состоит сущность и значение социального воспитания детей дошкольного возраста?
2. Какие направления входят в содержание социального воспитания детей дошкольного возраста в детском саду? Как они взаимосвязаны?
3. Какие образовательные области включают в себя задачи и содержание педагогической работы по социальному воспитанию детей?
4. В чем состоят особенности использования разных видов детской деятельности при решении задач социального воспитания детей дошкольного возраста?
Примечание: обсуждение вопросов семинара проводится после знакомства с содержанием докладов студентов по различным направлениям социального развития и воспитания ребенка дошкольного возраста.
Темы докладов:
Правовое воспитание детей и воспитывающих взрослых в детском саду.
Примерный план
Введение
1.Основные международные и государственные акты о защите прав ребенка.(авторы, уровень, цель разработки, структура, содержание, связь друг с другом).
2.Характеристика современного положения детей в России.
3.Основные положения Конвенции о правах ребенка.
4.Пути реализации прав ребенка в дошкольном образовании.
5.Задачи и содержание работы с педагогами ДОУ, родителями по проблеме защиты прав ребенка.
6. Задачи, содержание, методику работы с дошкольниками по правовому воспитанию.
Литература
Основная
Доронова Т. Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. Пособие для работников образовательного учреждения / Т. Доронова, Л.Г. Жичкина и др.- М.: Просвещение , 2001.
Конвенция о правах ребенка. // Советская педагогика.- 1991.- № 10.
Дополнительная
Доронова Т. Защита прав и достоинств ребенка в ДОУ и семье./ Т. Доронова // Дошкольное воспитание.- 2001.- № 8.-C. 6
Азбука прав человека: всеобщая декларация прав человека адаптированная для детей.- М.Просвещение , 1994.
Кочергина В. Правовое воспитание дошкольников./ В. Кочергина // Дошкольное воспитание.- 2004.- №7.-С.50.
Соловьева Е.В. Знакомим ребенка с конвенциях о правах ребенка. Практическое пособие для работников ДОУ/ Е.В. Соловьева, Т.А. Данилина и до. –М.: Аркти – 2004.
Воспитание основ гуманности у дошкольников.
Примерный план
Введение
1.Срдержание и связь определений понятий: гуманность, доброжелательность, чуткость, альтруизм.
2. Особенности проявления гуманности у детей дошкольного возраста.
3.Причины проявления жестокости у детей.
4. Задачи воспитания гуманности у дошкольников.
5. Содержание, методы и формы воспитания гуманности у дошкольников в разных видах детской деятельности: восприятие художественных произведений, труд, игра, общение.
8.Значение и возможности создания коллизийных ситуаций как метода воспитания гуманности у детей.
Выводы
Литература
Основная
Буре Р.С. Воспитание гуманистической направленности поведения у детей среднего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение , 2004. – С.23-33.
Воробьева М.В. Формирование гуманистической отзывчивости у детей младшего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников. Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение , 2004. – С.23-33
Кияченко Е.А. Роль правил в воспитании гуманных чувств и отношений у дошкольников/ Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников.Пособие для воспитателей ДОУ и родителей -./ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др. - М.: Просвещение , 2004. – С. 33-44
Дополнительная
Князева Л.П. Пути индивидуального подхода к детям старшего дошкольного возраста в процессе воспитания доброжелательности к сверстникам // Проблема индивидуального подхода к детям дошкольного возраста. Сб. науч. тр./ под ред. Пимеговой Л.В. / Л.П. Князева - Пермь., 1983.
Кошелева А.Д. Особенности восприятия сверстника в ситуациях взаимодействия детей младшего дошкольного возраста. // Воспитание общественной направленности личности ребенка дошкольного возраста./ А.Д.Кошелева, Л.В. Пименова Сб. науч. тр - Пермь., 1990.
Виноградова А.М. Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств/ Виноградова А.М. / Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников А.М. Виноградова, Буре Р.С., Шатова А.Д. и др.. -М.: Просвещение 1989 – С.32-49.
А.Д. Кошелева нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности /Эмоциональное развитие дошкольника. Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. А.Д.Кошелевой./ А.Д. Кошелева -М.:Просвещение , 1985. – С. 44-58
Воспитание основ коллективизма у дошкольников.
Примерный план
Введение.
1.Содержание и значение определение понятий коллективизм, коллектив, личность, индивидуальность, взаимоотношения, общение.
2.Особенности проявления коллективизма у детей дошкольного возраста.
3. Задачи воспитания коллективизма у дошкольников.
4.Роль коллектива в развитии личности, индивидуальности.
7.Содержание, методы, формы и условия педагогической работы детского сада и семьи по воспитанию коллективизма у дошкольников в различных видах деятельности:
-в игре
-в труде
-в учебной деятельности на занятиях.
Литература
Основная
Захараш Т.В. Формирование коллективистической направленности у детей дошкольного возраста /Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств. :пособие для воспитателей ДОУ и родителей./ сост Буре Р.С., М.В. Воробьева и др / Захараш Т.В. – М.: Просвещение., 2004 – С. 88-101.
Дополнительная
Крайнова Л.В. Формирование активного общения в совместной трудовой деятельности/ Крайнова Л.В. //Нравственно-трудовое воспитание детей в детском саду/ Под ред. Р.С. Буре – М: Просвещение, 1987. – С. 83-88
Дополнительно рекомендуемая
Воронова Т.Я. Творческие игры старших дошкольников. -М.,1981.
Рудовская И. Взаимосвязь умственного развития и формирования сотрудничества. // Дошкольное воспитание. 1982.- № 9; 1978.- № 11.
Таджибаева Л. Формирование навыков коллективной деятельности на занятиях. // Дошкольное воспитание. -1983.- № 2.
Воспитание любви к Родине у дошкольника.
Примерный план реферата
1.Содержание и значение понятий “ патриотизм”, «патриот».
2 Особенности проявления патриотизма у детей дошкольного возраста.
3.Педагогическая работа детского сада и семьи по воспитанию любви к Родине у дошкольников: любви к семье и родному краю, природе, городу( селу), произведениям национальной культуры.
Литература
Основная
Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста./ Л.В. Коломийченко – Пермь., 2002
Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников социальной действительностью. Учебное пособие. С.А. Козлова –М.: Академия , 1998. – Приложение 1.: Программа приобщения ребенка к социальному миру « Я человек».
Дополнительная
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие./ Н.В. Алешина -М : ЦГЛ ., 2004.
Аполлонова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре./ Н. Апполонова // Дошкольное воспитание. -1992.- № 5-6.
Аюева И. Патриотическое воспитание. // Ребенок в детском саду.- 2001.- № 5.
Архипова А.Г. Экскурсии и беседы по ознакомлению детей с родным городом / А.Г.АрхиповаНравственное воспитание в детском саду.- М., 1959.
Рубцова М., Федосеева Л Воспитание любви и уважения к матери. // Дошкольное воспитание -1984.- №9.
Рыбакова И. Ознакомление с родным городом как средство патриотического воспитания // Дошкольное воспитание.- 2003.- №6.
Скворцова Л. Формирование интереса к русскому фольклору. // Дошкольное воспитание. -1993.- № 5.
Трунова М. Россия – Родина моя. Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами изобразительного искусства. // Дошкольное воспитание.- 1995.- №9.
Халикова Р.Ш. Народное творчество как средство воспитания любви к родному краю // Дошкольное воспитание- 1988.- №5.
И другая литература по выбору студентов.
5 Воспитание детей в духе мира и уважения к другим народам.
Примерный план
Введение
1Сущность и содержание определений понятий “ мир”, “обучение миру”, “ интернационализм”.
2. Новые подходы в определении задач и содержания педагогической работы по воспитанию детей в духе мира и интернационализма.
3. Задачи воспитания детей в духе мира и уважения к другим народам.
4. Содержание работы по воспитанию детей в духе мира (обозначить основные направления, содержание).
5.Основные средства воспитания детей в духе мира и толерантного отношения к другим народам:
- Общение со сверстниками других национальностей;
- Игры народов мира;
7.Художественная литература и искусство разных национальностей и рас.
Литература
Основная
Азбука мира - программа воспитания толерантности и основ культуры мира для детей старшего дошкольного возраста. // Дошкольное воспитание.- 2003.- №8.
Воспитание в духе патриотизма , других народов, веротерпимости. Круглый стол // Педагогика.- 2000.- №5.
Серикова М. Формирование толерантности у дошкольников./ М. Серикова // Дошкольное воспитание.- 2003.- № 11.
Спецкурс. Воспитание у детей этики межнационального общения. / Под ред. Э.К. Сусловой./ Э.К. Суслова- М., 1994.
Универсальное и национальное в дошкольном детстве. Материалы международного семинара. / Под ред. Л.А. Парамоновой - М., 1994.- С. 3-9, 13-22.
Дополнительная
Богомолова М.И. Интернациональное воспитание дошкольников:уч пособие Для студ. пединститутов / М.И. Богомолова- М:Просвещение, 1988.
Огнева Г. Знакомим дошкольников с традициями и искусством алтайского народа./ Г. Огнева.// Дошкольное воспитание.- 1991. -№5.
Суслова Э. Игры – драматизации – основа ознакомления с культурой других народов./ Э. Суслова // Дошкольное воспитание.- 1994.- № 3.
Суслова Э.К.
Суслова Э. Общение с детьми разных национальностей – важное средство интернационального воспитания. / Э.Суслова // Дошкольное воспитание.- 1990.- №6.
Суслова Э. Художественная литература как средство воспитания интереса и симпатии к сверстникам разных национальностей./ Э. Суслова // Дошкольное воспитание. -1991.- №9.
6. Воспитание дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
Примерный план
1. Сущность, содержание и взаимосвязь понятий “ дисциплинированность”, “ дисциплина”, “ культура поведения”.
2.Особенности проявления дисциплинированности у дошкольников.
3.Особенности усвоения правил детьми.
4.Задачи воспитания культуры поведения и дисциплинированности у дошкольников.
5. Содержание педагогической работы по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения (дать анализ одной из программ детского сада).
6.Возможности детских видов деятельности, режимных моментов в воспитании дисциплинированности и культуры поведения в семье и детском саду.
7. Особенности применения методов воспитания дисциплинированности и культуры поведения у дошкольников.
8. Формы организации педагогической работы по воспитанию дисциплинированности и культуры поведения.
Литература
Основная
Дудникова С.А. Формирование самоконтроля в поведении детей старшего дошкольного возраста / Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений дошкольников: пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений/ Р.С. Буре, М.В. Воробьева, В.Н. Давидович и др – М.: Просвещение, 2004. – С.74-88
Дополнительная
Логинова В.И. Дошкольная педагогика : учеб пособие для студ пединститутов. В 2 ч.,/ Под ред В.И.Логиновой , П.Г. Саморуковой /Логинова В.И. – М: Просвещение, 1988 – Часть 1. – С 199 -203, 215-219.
Ерофеева Т. Представления детей старшего дошкольного возраста о правилах поведения и их влияние на взаимоотношения со сверстниками / Отношения между сверстниками в группе детского сада .- М.: Просвещениие, 1978.
Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста Книга для воспитателя детского сада / С.В. Петерина - М.:Просвещение, 1986.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|