Дополнительно рекомендуемая
Белая К. и др. Интеграция как инструмент создания новой модели ДОУ // Управление дошкольным образовательным учреждением/ К. Белая .-2003.-№ 4.
Евдокимова Е.С. , Сургучева Л.А. Организация группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста // Управление дошкольным образовательным учреждением./ Е.С. Евдокимова- 2003.- №3.
Колпакова В.А., Едакова И.П. Преимущества разновозрастной группы // Управление дошкольным образовательным учреждением. -2004. -№3.
Тема 3. А.П. Усова об особенностях педагогического процесса детского сада*.
Понятия: педагогический процесс, педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения, структура педагогического процесса детского сада, детские виды деятельности
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Какие особенности педагогического процесса детского сада отмечает Усова А.П.? Раскройте их.
2. Какие средства образовательной работы характеризует автор в своей книге? Раскройте их сущность, содержание и значение.
3. Какова роль обучения в образовательной работе и как оно должно быть организовано?
4. Какие виды деятельности включаются в педагогический процесс детского сада? Какова роль каждого из них в реализации целей и задач педагогического процесса.
Примечание: В заключительной части занятия студенты делятся на подгруппы, каждая из которых предлагает, обсуждает и формулирует 2-3 педагогические идеи по следующим направлениям:
-Практическое применение принципа интеграции основных видов детской деятельности в условиях современного образовательного учреждения.
-Практическое применение идей А.П. Усовой в работе педагога –гувернера.
- Неизвестное в известном: актуальность идей А.П. Усовой на современном этапе дошкольного образования.
Литература
Основная
С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005- с. 380-383.
Дополнительная
Усова А.П. Обучение в детском саду. - М., 1970. (или др. издание).-Предисловие., глава 1.: “ Роль образовательной работы в воспитательном процессе детского сада”.
Контрольные вопросы:
1.Почему А.П. Усова и современные авторы полагают, что педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении должен иметь особенности по сравнению с образовательным процессом в школе?
2. Почему в качестве фундамента и средства образовательного процесса в дестком саду А.П. Усова определяет ведущие виды детской деятельности?
Тема 4. Содержание образовательного процесса в детском саду.
Понятия: образовательный процесс, содержание образования, принципы отбора содержания образования, структура содержания образования, федеральные требования к содержанию дошкольного образования, направления образовательного процесса, образовательная область.
Вопросы и задания для обсуждения:
1. В чем состоит содержание и взаимосвязь понятий «содержание образования», «содержание дошкольного образования».
2В чем состоит значение и содержание современных требований (принципов) отбора содержания дошкольного образования. Укажите, какие элементы входят в структуру содержания дошкольного образования.
3. Что понимают по федеральными государственными требованиями к структуре и содержанию основной общеобразовательной программы дошкольного образования? Раскройте содержание основных разделов данного документа.
4.Каким образом связаны между собой образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направления образовательного процесса в ДОУ и требования к результатам освоения дошкольниками содержания образовательной программы?
ДОУ.
Примечание: во второй части занятия проводится диспут.
Тема « Стандартизация дошкольного образования: за и против».
Обсуждаемые в дискуссии позиции:
-Стандартизация образования на ранней ступени приведет к унификации развиваемой личности.
-Стандартизация дошкольного образования невозможна в силу специфичности развития и образования ребенка на этапе дошкольного детства.
-Стандартизация образования единственно эффективный путь к реализации принципа преемственности дошкольного и начального дошкольного образования.
Рекомендации к подготовке: группа студентов делится (произвольно) на три полгруппы. Каждая из подгрупп готовит краткое сообщение по выбранной позиции. Сообщение должно быть ориентировано на раскрытие сути и содержания выбранной позиции и ее аргументацию.
Литература
Основная
С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005
Дополнительная
О федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание – 2010 -№ 5 –С. 37-79.
Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание -2010 -№ 7. –С. 4-11.
Парамонова Л.А. Содержание дошкольного образования, с чем связано его обновление. / Л.А. Парамонова// Дошкольное воспитание. - 2003.- №3.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приложение к приказу Минобразования и науки, № 655 от 23 ноября 2009 г.// Дошкольное воспитание -2010 -№ 4 –С.4-11
Тема 5. Традиции и инновации в организации педагогического процесса в детском саду* (только для полной программы обучения).
Понятия: педагогический процесс, структура педагогического процесса, организация педагогического процесса, модели организации педагогического процесса.
Вопросы и задания к обсуждению
1. Чем обусловлена этапность педагогического процесса в детском саду? Раскройте задачи и содержание этапов организации и осуществления педагогического процесса в детском саду.
2. В чем состоит сходство и отличия моделей организации педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении, сложившихся в практике дошкольного образования ( по организующим моментам, комплексное построение, на основе выделения доминирующих воспитательно-образовательных целей)? Раскройте недостатки и преимущества этих моделей.
3. В чем заключается принцип комплексно-тематического построения образовательного процесса в дошкольном образовании?
4. Что понимают под проектированием и планированием образовательного процесса в детском саду? Чем отличается традиционная и инновационная структура планирования образовательного процесса в детском саду?
Литература
Основная
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособие дл студ. сред.пед.учеб. заведений –М.: Академия - С.380-389.
Дополнительная
Скоролупова О., Н. Федина Организация деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования // Дошкольное воспитание- 2010 -№ 8 –С.7-15.
Грибанова М.В. Блочно-тематическое планирование как средство оптимизации познавательно-эстетического развития детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие, GUGE –Пермь, 2003- С.10-27.
Грибанова М.В., Савельева Е.В. Использование проектирования и моделирования в организации педагогического процесса ДОУ.//Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: Матер. Междунар. Науч-практ. Конф. – Пермь., 2005. – Часть 1.
Дополнительно рекомендуемая
Дошкольная педагогика. Учебное пособие./ Под ред. В.И. Логиновой , П.Г. Саморуковой.- М., 1988.- Часть 2.-С.
Фадеева Е.М. Планирование образовательной работы – одно из условий обеспечения качества образования. .//Проблемы аксиологического подхода в дошкольном образовании: теория и практика: Матер. Междунар. Науч – практ. Конф. – Пермь., 2005. – Часть 1.
Контрольные вопросы:
1.В соответствии с какими закономерностями и особенностями развития ребенка дошкольного возраста принципы интеграции содержания и комплексного планирования педагогического процесса определены как приоритетные?
2. В чем состоит преемственность исторически сложившихся и современных моделей организации педагогического процесса в детском саду?
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|