Тема 6. Предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения.
Понятия: развитие, среда, предметно-развивающая среда дошкольного образовательного учреждения, принципы построения развивающей среды.
Вопросы для обсуждения:
1.Чем вызвана необходимость разработки теории и практики построения предметно-развивающей среды ДОУ?
2. Какими закономерностями и особенностями развития ребенка дошкольника и его образования обусловлено выделение принципов построения развивающей среды?
3.Как связано содержание предметно-развивающий среды ДОУ с задачами и содержанием основной общеобразовательной программы дошкольного образования?
Примечание:вторая часть семинарского занятия поводится как практическая.
Студентам необходимо разделиться на 3 группы и выполнить следующие задания:
1.Сформулируйте критерии оценки предметно-развивающей среды детского сада и аргументируйте их.
2.Сформулируйте и обоснуйте предложения для родителей по организации предметно-игровой среды для ребенка в домашних условиях.
3.Познакомьтесь с видеозаписью и дайте оценку предметно-развивающей среды с точки зрения ее соответствия основным принципам.
После выполнения заданий проводится обсуждение их результатов всей группой студентов.
Литература
Основная
С.А. Козлова, Т.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: « Академия», 2005- с. 380-383.
Дополнительная
Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда. / С.Л. Новоселова -М., 1995.
Петровский В.А.Концепция построения предметно – развивающей среды в ДОУ. / Дошкольное образование в России. Сборник нормативных документов./ В.А. Петровский, Л.В. Кларина и др - М., 1993.
Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений т( из опыта работы)-М.: Линка - пресс, 2003.
Тема 7. Содержание и методика воспитания дошкольников в труде*.
Понятия: труд, трудовая деятельность, трудовое воспитание, система знаний, форма организации деятельности, вид труда, метод воспитания.
Вопросы к обсуждению:
1.В чем состоят развивающие и образовательные возможности детского труда?
2. Какие специфические особенности детского труда и каким образом должны учитываться в образовательном процессе ДОУ?
3. Раскройте связь задач формирования системы знаний о труде взрослых и формирование опыта трудовой деятельности детей.
4. Раскройте методику организации трудовой деятельности воспитанников.
Задание: для обсуждения вопросов студент по материалам учебников и рекомендованных программных документов готовит схему-таблицу « Система трудового воспитания детей дошкольного возраста»
цель
| Задачи
| содержание
| методы
| Формы организации
| Ожидаемый результат
| Младший дошкольный возраст( 3-4)
|
|
|
|
|
| Средний дошкольный возраст( 4-5)
|
|
|
|
|
| Старший дошкольный возраст( 5-6)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задание: студенты знакомятся с одним из предложенных исследований по проблемам трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста, готовят индивидуальное сообщение по предложенному плану:
1.Какая проблема решалась в данном исследовании?
2.Что вносит данное исследование в постановку целей и задач трудового воспитания?
3.Как исследование обогащает и уточняет содержание трудового воспитания детей?
4.Что нового вносит исследование в разработку методов и технологии трудового воспитания?
5.Какие формы организации педагогической работы могут быть рекомендованы для применения на практике в детском саду и семье?
6.Что является ценным в данном исследовании и может быть использовано в опыте работы воспитателей и родителей?
Для выполнения задания студенты знакомятся со статьями Петровского А.В. «Воспитывает не деятельность, а деятельностно – опосредованное общение», Шатовой А. «Вне творческого труда нет созидания», Куликовой Т «Учите детей трудиться» , опубликованные в журнале « Дошкольное воспитание» (2000, № 7); Артамоновой О. «Как подвести детей к понятию “Рукотворный мир” ( Дошкольное воспитание,1997, №7.); Крулехт М.В. «Трудовое обучение как средство формирования знаний о труде и трудовых умений у детей дошкольного возраста» (Формирование системных знаний и умений у детей дошкольного возраста. Сб науч.тр. - Л.,1987), Крылова Н.М. Роль моделирования в формировании системных знаний о труде взрослых у детей старшего дошкольного возраста. ( Умственное воспитание детей в детском саду. Сб.науч тр. - Л.,1981).
Литература
Основная
Козлова С.А. Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ. / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С 179-208.
Дополнительная литература
Буре Р.С. Дошкольик и труд. Тория и методика трудового воспитания: учебное пособие -/ Буре Р.С.- С.Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой –М.: Мозаика-Синтез, 2010 –С.95-96,117, 136-137,160181-183, 209. или
Детство. Примерная основная общеобразоватьельная пограмма дошкольного образования./ Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе и др.-Спб.: «Издательство «Детство-Пресс», 2011-С.47-59, 137-152, 235-252.
Контрольные вопросы:
1. Почему в современных нормативных и программных документах о дошкольном образовании вновь уделено значительное внимание задачам трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста?
2.С содержанием каких образовательных отраслей может быть интегрирован область « Труд» ?
3.Какую роль играет семья, родители в решении задач трудового воспитания и обучения детей дошкольного возраста? Приведите конкретные примеры, иллюстрирующие ваш ответ.
Тема 8. Педагогическая система руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста*(только для полной программы обучения).
Понятия:игра, игровая деятельность, сюжетная игра, роль, игровая ситуация, педагогическое руководство.
Вопросы для обсуждения:
1. В чем состоит отличие сюжетно-ролевой игры от других видов игр детей дошкольного возраста?
2. В чем состоит развивающий и образовательный потенциал сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста?
1.В чем состоят особенности развития сюжетно – ролевой игры в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте? Чем обусловлены эти особенности?
2.Каковы основные направления педагогического руководства сюжетно – ролевой игрой детей в разных возрастных группах?
3.Какие задачи поддержки развития сюжетно – ролевой игры ставит и решает педагог на каждом из этапов игры и по каждому из направлений руководства?
4.Какие методы, приемы, формы организации используются воспитателем на каждом из этапов развития сюжетно – ролевой игры детей в разных возрастных группах?
5.Каковы уровни овладения сюжетно – ролевой игрой детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста?
В третьей части занятия проводится обсуждение вопроса « Актуальные направления и пути совершенствования педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой детей дошкольной возраста». Преподаватель на основе обсуждения учебного материала темы совместно со студентами формулирует и записывает на доске 2 актуальные проблемы совершенствования педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой дошкольников. Группу студентов делится на четыре подгруппы : « генераторов идей» ( 2 подгруппы) и «критиков идей» (2 подгруппы). Генераторы дают варианты решения предложенных проблем (каждая подгруппа работает по одной из выбранных проблем). Критики получают предложения генераторов идей и выбирают наиболее подходящие пути решения проблемы. Требования к работе генераторов: пути решения проблемы могут быть самыми разнообразными, даже фантастическими. Их (путей) должно быть предложено много. Работа должна проводиться очень быстро. В группе генераторов выбираются два человека, которые занимаются только тем, что записывают любые( без критики) пути решения проблемы. Требования к работ критиков: все идеи обсуждаются. Выбор оптимальных осуществляется на основе требований:
- эффективность;
- -реалистичность;
- -низкая время-и энергозатратность;
- -доступность реализации в массовой образовательной практике.
- -оригинальность.
После отбора идей критики выступают с обоснованием и разъяснением результатов своей работы. Генераторы идей могут задать уточняющие вопросы, выразить и аргументировать согласие или несогласие с мнением критиков. На основе общего обсуждения выбираются оптимальные пути решения поставленных проблем.
Литература
Основная
Козлова С.А Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С.289-309
Дополнительная
Зворыгина Е, Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры./ Зворыгина Е, Комарова Н. / / Дошкольное воспитание.- 1989.- №5.
Комарова Н.Ф. Как руководить творческими играми детей. Методические рекомендации. -Нижний Новгород., 1992.
Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду. -М., 1997.
Смирнова Е. Современный дошкольник: особенности игровой деятельности. / Смирнова Е.// Дошкольное воспитание. -2002.- №4.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|