Дополнительно рекомендуемая
Зябкина И. Методика обучения детей игре. /Зябкина И. // Дошкольное воспитание.- 2005.- №4.
Кранцова Л, Терентьева О. Обучение игровым действиям. // Дошкольное воспитание.- 1991., -№3.
Контрольные вопросы:
1. Почему сюжетно-ролевой игре как одному из видов детской игры отводится особое и приоритетное место в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения?
2. На каком из этапов руководства сюжетно-ролевыми играми детей особое значение приобретают косвенные приемы и меьоды? С чем это связано?
3. Составьте памятку для воспитателя по руководству сюжетно-ролевыйми играми детей ( для любой возрастной группы).
Тема 9. Методы и формы организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Понятия:познавательная деятельность, экспериментирование, моделирование,наблюдение, метод обучения, метод воспитания, форма организации педагогического процесса.
Задания и вопросы к обсуждению темы:
1. Что понимают под познавательной деятельностью детей дошкольного возраста? В чем ее образовательное и развивающее значение?
2. Какие виды познавательной деятельности осваивает ребенок дошкольного возраста в ситуациях совместной с педагогом и самостоятельной деятельности?
3. Раскройте методы и формы организации разных видов познавательной деятельности ребенка дошкольного возраста в педагогическим процессе ДОУ.
4. Каковы педагогические условия реализации образовательного потенциала познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Примечание:обсуждение вопросов и заданий по теме семинарского занятия проводится в игровой форме «Семинар в детском саду». Тема семинара: « Организационно-методические аспекты реализации образовательной области « Познание» .
Для проведения игры студенты делятся на подгруппы: разработчики и организаторы ( 4 студента), ученые( 3 студента), специалисты ДОУ ( заведующая, методист, психолог), воспитатели ( 5 студентов), родители ( 3 студента), эксперты ( 3 студента).
Задание для группы разработчиков и организаторов: разработать и согласовать со всеми участниками игры тему, задачи, структуру семинара; согласовать действия творческих групп, обеспечить организацию мероприятия.
Задание для группы ученых: подготовить выступления для участников педагогического совета по темам «Образовательный потенциал познавательной деятельности детей дошкольного возраста», « Виды познавательной деятельности детей дошкольного возраста», «Новые подходы к организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста». Содержание выступлений должно носить проблемный характер ( отражать наиболее актуальные проблемы и задачи образования ребенка–дошкольника в познавательной деятельности). Выступление может сопровождаться иллюстрированием таблиц, схем, работой с раздаточным материалом.
Задание для группы специалистов ДОУ: подготовить выступление на тему « Федеральные государственные требования к структуре ООП ДО о образовании ребенка в познавательной деятельности» (заведующая), задания для педагогов, вопросы для обсуждения выступлений, комментарии ( психолог, методист).
Задание для группы воспитателей: подготовить выступления по темам « Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности», «Методы обследования, сравнения и моделирования в педагогическом процессе умственного воспитания детей дошкольного возраста», « методы и формы организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста в педагогическом процессе ДОУ». Выступления необходимо сопроводить примерами из образовательной практики.
Задание для группы родителей: подготовить обзор литературы по вопросам познавательного развития ребенка-дошкольника в условиях семейного воспитания ( демонстрация и краткое аннотирование доступных для родителей статей из журналов « Обруч», «Игра дошкольника» и др.)
Задание для группы экспертов: разработать критерии оценки выступлений участников педагогического совета.
Дополнительная информация: семинары, семинары-практикумы это форма работы с педагогическим коллективом призванная обеспечить повышение их профессионального мастерства, совершенствование теоретико-методической готовности к решению наиболее актуальных проблем и задач профессионально-педагогической деятельности, образования детей дошкольного возраста. Неотъемлимой составляющей семинара являются обсуждение сообщений участников по различным вопросам, выполнение педагогами разнообразных заданий, предполагающих применение усвоенного теоретико-методического материала для решения конкретных задач педагогической деятельности. Выступления на семинаре чередуются с их обсуждением. Участники семинара могут дополнить, уточнить содержание выступлений, включиться в дискуссию по поводу разных точек зрения по тому или иному вопросу. Выступления на семинаре должны быть краткими, логичными, рассчитанными не боле чем на 10-15 минут.
Литература
Основная
Козлова С.А Дошкольная педагогика : учеб пос. для студ / Козлова С.А., Куликова Т.А. – М: Академия, 1998, 2002 – С.138-166,228-262.
Литература для подготовки выступлений.
Скоролупова О., Федина Н. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция // Дошкольное воспитание -2010 -№ 7. –С. 4-11.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Приложение к приказу Минобразования и науки, № 655 от 23 ноября 2009 г.// Дошкольное воспитание -2010 -№ 4 –С.4-11
Белоусова Л.Е. удивительные истории Конспеткы занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста / Белоустова Л.Е. – С.Пб: Дтетство-пресс,2002.
Венгер Л.А.Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников./ Под ред. Л.А. Венгера.- М.: Просвещение , 1973.
Логинова В.И. Дошкольная педагогика:учеб пос для студ пединститутов. В 2 ч. / Под ред. В.И.Логиновой, П.Г. Саморуковой. -М., 1988.- Ч.1.- С.107-117.
Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных.- М.,1988.Гризик Т.И. Познаю мир: методические рекомендации для работающих по программе « радуга»/ Т.И. Гризик – М.: Просвещение,2004.
Евдокимова Е Проект как мотивация к познанию/ Е.Евдокимова //Дошкольное воспитание.- 2003.- №3.
Муханова К. Сенсорное развитие дошкольников/ К.Муханова, А. Колядина // Дошкольное воспитание.- 1994. -№ 4,5.
Кондратьев Ю.П. Педагогические условия развития наблюдения у детей 4-5 лет./ Ю.П. Кондратьев, Н.Н. Кондратьева / /Развитие и воспитание дошкольника .Межвузовский сб науч трудов / Под ред В.И. Логиновой -С-Пб., 1993.
Короткова Н. Познавательно –исследовательская деятельность дошкольников./ Короткова Н. // Дошкольное воспитание.- 2001.- № № 3,4,5.
Крылов Е. Школа творческой личности. / Е Крылов // Дошкольное воспитание.- 1992.№ №7-8, №9-10; 1993. №3,№6,№11, 1994.№5 и др.
Куликовсая И.Э, Совгир Н.Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст./ Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. -М.Педагогическое общество России , 2003.
Новоселова С.Л., Саар А.Д. Умственное воспитание детей в игре / Игра дошкольника / Под ред. .Новоселовой С.Л./ С.Л. Новоселова, А.Д. Саар- М: Просвещение ,1989.
Логинова В.И. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста. / В.И..Логиноава, А.К.Матвеева П.Г.Саморукова .// Дошкольное воспитание.- 1970.- №6.
Острунская П.А. О приемах обучения детей среднего дошкольного возраста умственным действиям. / П.А. Острунская// Дошкольное воспитание.-1970.- № 6.
Парамонова Л.А. Конструирование из строительного материала.// Умственное воспитание детей дошкольного возраста./ Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А./ Л.А. Парамонова - Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. / Под ред. Венгера Л.А., -М.Просвещение , 1986.
Поддъяков В.Н. Сенсорное воспитание в детском саду. / Под ред. Н.Н. Поддъякова, В.Н. Аванесовой. – М : Просвещение, 1982
Савенков А.И. Как научить дошкольника приобретать знания/ А.И. Савенков - Рославль: Академия развития, 2002
Умственное воспитание детей дошкольного возраста. / Под ред. Поддъякова Н.Н., Сохина Ф.А., М., 1988 (статьи Поддъякова Н.Н. , Николаевой С.Н., Фрейдкина И.С.и др.).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|