Сделай Сам Свою Работу на 5

Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями





— число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями-144 учащихся

— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования:

№ п/п Заболевания Количество детей, состоящих на "Д" учете Рекомендации
Болезни крови и кроветворной системы · Занятия физкультурой в специальной группе здоровья; · прохождение ГИА в щадящем режиме (при наличии медико-педагогического заключения Октябрьской ЦРБ)
Болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушение обмена веществ · Коррекция питания; · занятия физкультурой в специальной группе здоровья
Психические расстройства · Индивидуальный подход к ребенку; · помощь психолога; · прохождение ГИА в щадящем · режиме (при наличии медико-педагогического заключения Октябрьской ЦРБ)
Болезни нервной системы · Ограничение физических нагрузок, · занятия в специальной физкультурной группе.
Болезни органов дыхания · Ограничение физкультурных занятий на свежем воздухе, · регулярное проветривание кабинетов, · занятия дыхательной гимнастикой
Болезни уха и сосцевидного отростка · Ограничение физкультурных занятий на свежем воздухе, · профилактика простудных заболеваний, · посадка за первой, второй партой.
Болезни органов пищеварения · Рациональное питание, · соблюдение диеты
Болезни мочеполовой системы · Контроль за сбалансированным водным балансом, · своевременное отправление естественных потребностей, · соблюдение режима дня, бессолевая диета
Болезни костно-мышечной системы · Контроль за осанкой, · проведение физкультминуток, · лечебная физкультура, · профилактические «домашние задания»
Болезни кожи и подкожной клетчатки · Проветривание кабинетов, · контроль за гигиеническим воспитанием детей и подростков, · ограничение физических нагрузок.
Болезни глаза и придаточного аппарата · Контроль за ношением очков, · проведение гимнастики для глаз, · правильная посадка по рекомендациям врачей · нормальное освещение кабинетов
Врожденные пороки развития Психологический уровень: работа психолога с детьми, имеющими врожденные наружные аномалии развития.

 





2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В МОУ Приобская СОШ создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В систему сопровождения входят специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник (медсестра Приобской городской больницы, прикрепленной к школе). Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.

План

Заседаний психолого-медико-педагогического консилиума

Учебный год

№ п/п содержание дата участники примечание
  Об адаптации учащихся 5-х классов.   06.12.10 Члены ПМПк Кл. руководители 5-х классов Учителя-предметники С приглашением учителей 4 классов МОУ Приобская начальная школа
  Об адаптации учащихся 10-х классов.   13.12.10 Члены ПМПк Кл.руководители 10-х классов Учителя-предметники С приглашением классных руководителей 9-х классов в 2009-2010 учебном году
  Об адаптации учащихся 1 класса.   Организация индивидуального обучения на дому.   20.12.10     20.12.10 Члены ПМПк Классный руководитель 1 класса     Члены ПМПк С приглашением воспитателей, методистов и специалистов сопровождения ДОУ   Учителя-предметники
  Система работы с детьми с проблемами в обучении и поведении. 21.02.11 Члены ПМПк Классные руководители Заболотская К.В.
  Система работы с детьми с проблемами в обучении и поведении. 28.02.11 Члены ПМПк Классные руководители Заболотская К.В.
  Подготовка сопроводительных документов на учащихся, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому. Направление на РПМПК. 11.04.11 Члены ПМПк Классные руководители С приглашением родителей детей-инвалидов
  · Об итогах работы ПМПК в 2010-2011 учебном году. Планирование деятельности на 2011-2012 учебный год. · Организация сопровождения учащихся, условно переведённых в следующий класс. 30.05.11 Члены ПМПк Учителя-предметники Классные руководители

 



Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:

· диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;

· создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

· конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.

Целью логопедического сопровождения ребенка с нарушением в развитии устной и письменной речи является оказание ему помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку).

Основные задачи логопедической работы:

· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;

· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися

общеобразовательных программ (формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку);

· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.

Логопедическое сопровождение учащихся включает:

· логопедическое обследование (диагностика речевых нарушений);

· планирование коррекционной работы ;

· систему коррекционных занятий согласно намеченному плану (создание благоприятных условий для коррекционно-развивающего процесса);

· итоговый мониторинг коррекционно-развивающей работы (логопедическое обследование; отчет или аналитическая справка).

Основные направления деятельностисоциального педагога

· консультационная работа (выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы)

· способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде,

· обеспечивает охрану их жизни и здоровья,

· оказание социальной помощи и поддержки (помощь в организации санаторно- курортного лечения, медицинского обследования, отдыха в оздоровительном лагере),

· социально- правовое консультирование

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося с ОВЗ заполняется пакет документов, в котором фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по коррекционной работе . На каждого учащегося-логопата заведена «Речевая карта» и «Индивидуальная карточка учащегося», где фиксируются особенности речевых процессов учащегося и результаты коррекционной работы .

Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу, из начальной в основную являются кризисными. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемывосприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.

2. Аналитическая работа.

3.Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

4.Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

5.Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в обучении, общении, школьной адаптации и т.д.).

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Важное значение для эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

 

№ п/п Мероприятие Дата Участники Кто проводит
1. Лекторий «Пути формирования духовных свойств личности» октябрь Родители, учителя Преподаватели воскресной школы, иерей Владимир
Классный час «Мы все такие разные» (о толерантности). октябрь Учащиеся Классные руководители
«Роль семьи в благополучной адаптации к школе» Октябрь декабрь Родители учащихся 1-5 кл. Специалисты сопровождения
Неделя добра Ноябрь-декабрь Учащиеся, родители, учителя ДДТ, администрация поселения, ДК
«Мой ребёнок – ученик старшей школы» ноябрь Родители учащихся 10 кл. Специалисты сопровождения
Фестиваль творчества «Солнце для всех» декабрь дети-инвалиды ДДТ, администрация поселения, ДК
«Мой ребёнок – ученик начальной школы: особенности развития» декабрь Родители учащихся 2-4 кл. Специалисты сопровождения
Беседа «Профилактика сезонного гриппа» декабрь Учащиеся 1-11 кл. Медицинский работник
Беседа «Как уберечься от СПИДа» декабрь Учащиеся 9-11кл. Врач-дерматолог Гурьевских Л.В.
«Мой ребёнок – подросток: особенности развития, проблемы и пути их решения» февраль Родители учащихся 6-8 кл. Специалисты сопровождения
Лекция «Гигиена девочек» февраль Учащиеся 9-11кл. Врач-гинеколог Цветкова Т.И.
«Мой ребёнок – выпускник основной школы: профилактика и коррекция тревожности» март Родители учащихся 9 кл. Специалисты сопровождения
Конференция «Влияние семьи на личностное развитие ребёнка». апрель Родители, учителя Специалисты сопровождения, иерей Владимир

 

3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы общего образования.

Вопрос о выборе образовательного и коррекционного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.