|
Характеристика контингента учащихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями
— число обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и особыми потребностями-144 учащихся
— анализ состояния здоровья этой категории детей на основании медицинских карт и данных медико-психологического обследования:
№
п/п
| Заболевания
| Количество детей, состоящих на "Д" учете
| Рекомендации
|
| Болезни крови и кроветворной системы
|
| · Занятия физкультурой
в специальной группе здоровья;
· прохождение ГИА в щадящем
режиме (при наличии медико-педагогического заключения Октябрьской ЦРБ)
|
| Болезни эндокринной системы, расстройство питания и нарушение обмена веществ
|
| · Коррекция питания;
· занятия физкультурой
в специальной группе здоровья
|
| Психические расстройства
|
| · Индивидуальный подход
к ребенку;
· помощь психолога;
· прохождение ГИА в щадящем
· режиме (при наличии медико-педагогического заключения Октябрьской ЦРБ)
|
| Болезни нервной системы
|
| · Ограничение физических нагрузок,
· занятия в специальной физкультурной группе.
|
| Болезни органов дыхания
|
| · Ограничение физкультурных
занятий на свежем воздухе,
· регулярное проветривание
кабинетов,
· занятия дыхательной
гимнастикой
|
| Болезни уха и сосцевидного отростка
|
| · Ограничение физкультурных
занятий на свежем воздухе,
· профилактика простудных
заболеваний,
· посадка за первой, второй
партой.
|
| Болезни органов пищеварения
|
| · Рациональное питание,
· соблюдение диеты
|
| Болезни мочеполовой системы
|
| · Контроль за сбалансированным
водным балансом,
· своевременное отправление
естественных потребностей,
· соблюдение режима дня,
бессолевая диета
|
| Болезни костно-мышечной системы
|
| · Контроль за осанкой,
· проведение физкультминуток,
· лечебная физкультура,
· профилактические «домашние
задания»
|
| Болезни кожи и подкожной клетчатки
|
| · Проветривание кабинетов,
· контроль за гигиеническим
воспитанием детей и подростков,
· ограничение физических
нагрузок.
|
| Болезни глаза и придаточного аппарата
|
| · Контроль за ношением очков,
· проведение гимнастики
для глаз,
· правильная посадка по
рекомендациям врачей
· нормальное освещение
кабинетов
|
| Врожденные пороки развития
|
| Психологический уровень: работа психолога с детьми, имеющими врожденные наружные аномалии развития.
|
2. Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В МОУ Приобская СОШ создана система психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. В систему сопровождения входят специалисты: учитель – логопед, педагог – психолог, социальный педагог, медицинский работник (медсестра Приобской городской больницы, прикрепленной к школе). Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме.
План
Заседаний психолого-медико-педагогического консилиума
Учебный год
№
п/п
| содержание
| дата
| участники
| примечание
| | Об адаптации учащихся 5-х классов.
|
06.12.10
| Члены ПМПк
Кл. руководители
5-х классов
Учителя-предметники
| С приглашением учителей 4 классов МОУ Приобская начальная школа
| | Об адаптации учащихся 10-х классов.
|
13.12.10
| Члены ПМПк
Кл.руководители 10-х классов
Учителя-предметники
| С приглашением классных руководителей 9-х классов в 2009-2010 учебном году
| | Об адаптации учащихся 1 класса.
Организация индивидуального обучения на дому.
|
20.12.10
20.12.10
| Члены ПМПк
Классный руководитель
1 класса
Члены ПМПк
| С приглашением воспитателей, методистов и специалистов сопровождения ДОУ
Учителя-предметники
| | Система работы с детьми с проблемами в обучении и поведении.
| 21.02.11
| Члены ПМПк
| Классные руководители
Заболотская К.В.
| | Система работы с детьми с проблемами в обучении и поведении.
| 28.02.11
| Члены ПМПк
| Классные руководители
Заболотская К.В.
| | Подготовка сопроводительных документов на учащихся, нуждающихся в индивидуальном обучении на дому. Направление на РПМПК.
| 11.04.11
| Члены ПМПк
Классные руководители
| С приглашением родителей детей-инвалидов
| | · Об итогах работы ПМПК в 2010-2011 учебном году. Планирование деятельности на 2011-2012 учебный год.
· Организация сопровождения учащихся, условно переведённых в следующий класс.
| 30.05.11
| Члены ПМПк
| Учителя-предметники
Классные руководители
|
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся включает:
· диагностику когнитивно-познавательной сферы личности, педагогические наблюдения;
· создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
· конкретную психолого-педагогическую помощь ребенку.
Целью логопедического сопровождения ребенка с нарушением в развитии устной и письменной речи является оказание ему помощи в освоении общеобразовательных программ (особенно по родному языку).
Основные задачи логопедической работы:
· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся;
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися
общеобразовательных программ (формирование предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательных программ по родному языку);
· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Логопедическое сопровождение учащихся включает:
· логопедическое обследование (диагностика речевых нарушений);
· планирование коррекционной работы ;
· систему коррекционных занятий согласно намеченному плану (создание благоприятных условий для коррекционно-развивающего процесса);
· итоговый мониторинг коррекционно-развивающей работы (логопедическое обследование; отчет или аналитическая справка).
Основные направления деятельностисоциального педагога
· консультационная работа (выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы)
· способствует установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде,
· обеспечивает охрану их жизни и здоровья,
· оказание социальной помощи и поддержки (помощь в организации санаторно- курортного лечения, медицинского обследования, отдыха в оздоровительном лагере),
· социально- правовое консультирование
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения медико-психологической и педагогической комиссии, в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе. На каждого учащегося с ОВЗ заполняется пакет документов, в котором фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности учащегося; результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по коррекционной работе . На каждого учащегося-логопата заведена «Речевая карта» и «Индивидуальная карточка учащегося», где фиксируются особенности речевых процессов учащегося и результаты коррекционной работы .
Переход детей из дошкольных образовательных учреждений в начальную школу, из начальной в основную являются кризисными. Поэтому приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемывосприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Основными направлениями сопровождения в течение всего периода обучения являются:
1. Диагностика познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер личности учащихся.
2. Аналитическая работа.
3.Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса — проведение школьных психолого-медико-педагогических консилиумов, больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
4.Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
5.Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
6. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в обучении, общении, школьной адаптации и т.д.).
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.
Важное значение для эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
№
п/п
| Мероприятие
| Дата
| Участники
| Кто проводит
| 1.
| Лекторий «Пути формирования духовных свойств личности»
| октябрь
| Родители, учителя
| Преподаватели воскресной школы, иерей Владимир
|
| Классный час «Мы все такие разные» (о толерантности).
| октябрь
| Учащиеся
| Классные руководители
|
| «Роль семьи в благополучной адаптации к школе»
| Октябрь
декабрь
| Родители учащихся 1-5 кл.
| Специалисты сопровождения
|
| Неделя добра
| Ноябрь-декабрь
| Учащиеся, родители, учителя
| ДДТ, администрация поселения, ДК
|
| «Мой ребёнок – ученик старшей школы»
| ноябрь
| Родители учащихся 10 кл.
| Специалисты сопровождения
|
| Фестиваль творчества «Солнце для всех»
| декабрь
| дети-инвалиды
| ДДТ, администрация поселения, ДК
|
| «Мой ребёнок – ученик начальной школы: особенности развития»
| декабрь
| Родители учащихся 2-4 кл.
| Специалисты сопровождения
|
| Беседа «Профилактика сезонного гриппа»
| декабрь
| Учащиеся 1-11 кл.
| Медицинский работник
|
| Беседа «Как уберечься от СПИДа»
| декабрь
| Учащиеся 9-11кл.
| Врач-дерматолог Гурьевских Л.В.
|
| «Мой ребёнок – подросток: особенности развития, проблемы и пути их решения»
| февраль
| Родители учащихся 6-8 кл.
| Специалисты сопровождения
|
| Лекция «Гигиена девочек»
| февраль
| Учащиеся 9-11кл.
| Врач-гинеколог Цветкова Т.И.
|
| «Мой ребёнок – выпускник основной школы: профилактика и коррекция тревожности»
| март
| Родители учащихся 9 кл.
| Специалисты сопровождения
|
| Конференция «Влияние семьи на личностное развитие ребёнка».
| апрель
| Родители, учителя
| Специалисты сопровождения, иерей Владимир
|
3. Формы обучения, содержание и план реализации мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы общего образования.
Вопрос о выборе образовательного и коррекционного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|