Профобразование России: интеграция началась
Публикации в российской прессе о нацпроекте в сфере образования, как правило, посвящены тому, какой сегодня должна быть российская средняя школа, кто должен в ней работать и какая зарплата учителя может считаться достойной. На втором месте – разговор о вузах: как проводить вступительные экзамены, кто должен оплачивать получение высшего образования, стоит ли вводить деление на бакалавриат и магистратуру. А вот начальному и среднему профессиональному образованию внимания уделяется гораздо меньше. Справедливо ли это? Чем объяснить такое невнимание? Может быть, в нашу постиндустриальную эпоху они никому не нужны и потому не востребованы? Вовсе нет.
«Сегодня сфера проф-образования с новой силой востребована обществом и экономикой и становится самостоятельной ценностью и способом социализации молодёжи, — уверен президент Союза директоров средних специальных учебных заведений России, директор Красногорского государственного колледжа Виктор Дёмин. — В последнее десятилетие в профобразовании России произошли существенные изменения, были решены многие острейшие проблемы. Вместе с тем целый ряд объективных показателей указывает на то, что модернизация этой сферы происходит медленно и подчас противоречиво».
Общероссийская общественная организация «Союз директоров средних специальных учебных заведений России» образована в 1998 году на форуме председателей региональных советов директоров ссузов России. В настоящее время отделения Союза директоров созданы в семи федеральных округах и 78 субъектах Федерации, всего же союз объединяет более 1,5 тысячи директоров ссузов. За 10 лет проведено четыре съезда Союза директоров ССУЗР, в работе которых приняли участие более тысячи директоров средних специальных учебных заведений со всей России.
Союз директоров создан в целях содействия творческой профессиональной деятельности средних специальных учебных заведений и объединения усилий по совершенствованию системы среднего профессионального образования в России и формированию государственно-общественной системы управления образованием. Он последовательно отстаивает интересы среднего профессионального образования и образования в целом на различных уровнях государственной власти. Работает в тесном контакте с департаментом образования правительства Российской Федерации, профильными комитетами Совета Федерации и Государственной думы Федерального собрания РФ. Проводит регулярные встречи и совещания с министром образования РФ.Наладил деловые контакты с различными общественными организациями: Торгово-промышленной палатой, ЦК профсоюзов, ассоциациями товаропроизводителей и т. д.
Активное участие Союз директоров принимает в разработке важнейших документов по вопросам реформирования и модернизации российского образования: материалов доклада на заседании Госсовета при президенте РФ «Образовательная политика России на современном этапе», распоряжения правительства РФ « О межведомственных мерах по поддержке НПО и СПО» и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года.
— Профессиональное образование ещё не полностью восприняло требования современной экономики и новой хозяйственной модели, — считает Виктор Дёмин. — Поэтому необходима корректировка, уточнение направления реформирования и подготовки конкурентоспособных кадров. Задача приоритетного развития начального и среднего профобразования определена ключевой в поручениях президента РФ по итогам заседания Госсовета. Такой приоритет определяется рядом причин. Во-первых, стало очевидным, что решение актуальных социально-экономических задач напрямую зависит от качества профобразования. Во-вторых, высококвалифицированные рабочие и специалисты среднего звена — самый большой сегмент производительных сил нашего общества. Их доля в числе занятых в экономике равна почти 70%. Примечательно, что такая кадровая структура близка к странам Евросоюза. В-третьих, подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена во многом определяют темпы экономического роста страны и качество жизни: дефицит кадров и уровень их компетенции грозят стать в ближайшие годы основными проблемами экономики.
И наконец, необходимость приоритетного и опережающего развития начального и среднего проф-образования обусловлена наличием устойчивого стремления молодёжи к обучению в колледжах, техникумах и училищах, где сохраняется полная возможность их раннего включения в профессиональную деятельность, приобретения базовых профессиональных компетенций, а также социализации личности и её гражданской зрелости.
— Виктор Михайлович, что, по-вашему, необходимо для достижения уровня конкурентоспособного профобразования?
— Одним из ключевых направлений здесь должен стать переход на обязательное всеобщее общее (полное) среднее образование, которое должно быть продолжено в учреждениях начального и среднего профобразования. Следует уделить особое внимание введению внешних и независимых качественных показателей в процедуры лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений. Необходим также переход на новый порядок бюджетного нормативного финансирования учебных заведений, ориентированных на результат. Правильно выстроить разработку государственных профессиональных и образовательных стандартов, а также содержание учебных планов и программ, основанных на профессиональных компетенциях.
Высокое качество образования — это современное содержание, учебно-материальная и дидактическая база, формирующая в процессе обучения новые профессиональные компетенции, это качество кадрового потенциала. Проблемы здесь общеизвестны. Однако в начальном и среднем профобразовании, где до 50% учебного времени связано с практико-ориентированной подготовкой, совершенно иные требования предъявляются к мастерам и преподавателям, особенно спецдисциплин. Как правило, это специалисты, которые приходят в нашу систему с производства. И вместе с тем в системе наращивается научный потенциал. Сегодня в наших учебных заведениях работает около девяти тысяч докторов, кандидатов наук, доцентов и профессоров.
Структура педагогической деятельности сродни кафедральной в вузе или преподавательской в школе. Всё это необходимо учитывать при подготовке введения отраслевой системы оплаты труда, в том числе установления доплат за учёные степени и звания. Для комплексного решения кадровой проблемы необходима государственная программа. Мы знаем, что такая программа реализуется, и мы хотели бы принять участие в формировании раздела начального и среднего профессионального образования.
Остановлюсь ещё на двух аспектах. На законодательном уровне нужно решить вопрос об отнесении начального и среднего проф-образования к профессиональному уровню, не включая в этот уровень вузы и классические университеты. Это позволит создать уровень профессионального невузовского образования. Нельзя оставить без внимания и проблему подготовки рабочих кадров. Уровень их подготовки и квалификации не соответствует сегодняшним требованиям работодателей.
Спрос на высококвалифицированных рабочих весьма велик. А интеграция учреждений начального и среднего профобразования и создание многоуровневых учебных заведений, конечно же, обеспечит подготовку высококвалифицированных рабочих. Но, по нашему мнению, когда мы говорим о проблемах среднего профобразования только как о задаче подготовки высококвалифицированных рабочих, это не совсем правильно. В структуре производительных сил специалисты со средним специальным профобразованием составляют более 45%, и потребность в них так же, как и в высококвалифицированных рабочих, весьма велика. Подчеркну, что интеграция начального и среднего профобразования и создание многоуровневых учебных заведений открыли бы возможность в порядке эксперимента начать подготовку технического и технологического бакалавриата.
— Статистические данные свидетельствуют, что сегодня в России рабочих высшей квалификации только 5%, в США их 43%, а в ФРГ 56%. Средний возраст высококвалифицированных рабочих в различных отраслях российской промышленности составляет 51–58 лет. При таком положении, когда перед Россией стоит задача удвоения ВВП, системе профобразования раскачиваться просто некогда…
— Более того, по прогнозу, при сохранении сегодняшних тенденций в 2010 году выпуск рабочих высокой квалификации и специалистов среднего профессионального образования составит 18% от общего числа получивших профессиональное образование при потребности рынка труда в специалистах среднего звена в 45%. То есть спрос превысит предложение в несколько раз! Влияние человеческого капитала на экономический рост очевидно — структурная перестройка производства изменила параметры рынка труда. Наблюдается растущий интерес работодателей к рабочим и специалистам среднего звена. Заканчивается сорокалетняя тенденция роста численности трудовых ресурсов. Россия уже в этом году вступает в период их резкого сокращения. Через 20 лет численность трудоспособного населения сократится на 20%, и на этом фоне в ближайшие годы дефицит кадров и уровень их компетенций грозят стать одними из основных проблем экономики.
На базе интеграции программ и создания новых видов учебных заведений нам предстоит на качественно новой основе решить проблему подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена: обеспечить оптимальные объёмы, профили и структуру подготовки кадров, систему управления учебными заведениями, ориентированными на реальные потребности и связи с региональными рынками труда, социальные и карьерные ожидания молодёжи. В основе этих изменений — тесное взаимодействие с социальными партнёрами, обеспечение преемственности методики (особенно практического обучения), модульная и многоступенчатая формы и технологии обучения, создание новых типов учебных заведений (такой опыт уже имеется в Москве и других регионах).
— Какие изменения — положительные и отрицательные — произошли в системе среднего профобразования за последнее время?
— Сегодня в обществе с одобрением воспринимаются шаги государства по поддержке и развитию образования, которое поистине стало важнейшей сферой социальной политики государства. Впервые соединились вместе инновационная деятельность с модернизацией образования, которое перестало интересовать только педагогическое сообщество и повсеместно стало рассматриваться как инструмент общественной модернизации. Через реализацию приоритетного национального проекта «Образование» государство заставило поверить, что эта сфера деятельности реально стала приоритетной, перестала быть закрытой системой.
Формируются новые механизмы взаимодействия учебных заведений с бизнес-сообществом и региональными рынками труда. Начался процесс интеграции учебных заведений различного уровня, оптимизации управления ими. В последние два-три года растёт спрос молодёжи на обучение техническим специальностям. Отрабатываются подходы вхождения российской профессиональной школы в общеевропейский Копенгагенский процесс. Формируется новая современная философия российской профессиональной школы — она становится более прагматичной, ориентированной на результат. Эти тенденции стали широко использоваться, в том числе при лицензировании, аттестации и аккредитации учебных заведений.
Если говорить о средней профессиональной школе, то благодаря нашему активному участию и конструктивной работе с Минобр-науки, Рособразованием, с органами законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях за последнее время многие острейшие проблемы в системе СПО были решены. К положительным моментам можно отнести начавшиеся анализ рынка труда и восстановление связи учебных заведений с базовыми предприятиями. Формируются учебные планы, программы и ГОСТы нового поколения. Открыто двадцать новых специальностей. Успешно реализуется программа информатизации.
— Союз активно работает с работодателями по разработке принципов реформирования НПО и СПО. Какие, на ваш взгляд, наиболее злободневные темы во взаимоотношениях СПО — работодатель необходимо разрешить в ближайшей перспективе?
— Чего мы ждём от работодателей? На федеральном уровне — участия в подготовке законопроектов о создании условий для многоучредительства в профобразовании, нормативных актов по оптимизации системы управления, нового положения о практике, порядка софинансирования. Ждём участия в формировании оптимального перечня специальностей, государственных образовательных стандартов и программ, критериев независимой оценки качества и др. На региональном уровне ждём участия в мониторинге потребностей рынка труда, совместного решения вопросов закрепления молодых специалистов, а также формирования программ обучения граждан в течение всей жизни.
Мне представляется, что, во-первых, нужно ежедневно искать ответы на вопрос: чей кадровый заказ выполняет учебное заведение? Во-вторых, ссузы должны смелее брать ранее не свойственные им направления работы по переподготовке и повышению квалификации кадров, формировать и реализовывать в регионах концепции образования граждан в течение всей жизни. Тогда они будут востребованы и инвестиционно привлекательными для личности, государства и бизнеса.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|