Сделай Сам Свою Работу на 5

ПЕДАГОГИКА В СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СРЕДАХ





Создание и развитие единой информационно-образовательной среды является основной целью Федеральной целевой программы "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)".

Выполнение данной программы лежит в основе реализации стратегических направлений деятельности в области информатизации образования, что обеспечит:

доступ учащихся и преподавателей учебных заведений к высококачественным локальным и сетевым образовательным информационным ресурсам;

возможность проведения тестирования и оценки качества образования с использованием специализированного программного обеспечения на всей территории Российской Федерации;

методическую поддержку и возможность непрерывного повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений всех уровней;

подключение вузов к глобальным информационным ресурсам по высокоскоростным каналам;

переход к системе открытого образования на основе интерактивных дистанционных технологий обучения;

поэтапный переход к новой организации российского образования на основе информационных технологий.

Состояние современной сферы образования и тенденции развития общества требуют развития системы образования на основе информационных технологий, создания соответствующей информационно-образовательной среды.



2.1. Понятие и педагогическая сущность современных информационно-образовательных сред

Создание высококачественной и высокотехнологичной информационно-образовательной среды рассматривается в основном как достаточно сложная техническая задача, позволяющая коренным образом модернизировать технологический базис системы образования, осуществить переход к открытой образовательной системе, отвечающей требованиям постиндустриального общества.

Вместе с тем нельзя отрицать, что создание информационно-образовательной среды это не только чисто техническая задача. Для ее создания, развития и эксплуатации необходимо полностью задействовать научно-методический, организационный и педагогический потенциал всей системы образования. В связи с этим необходимо учитывать также и проблемы педагогики в условиях функционирования современных информационно-образовательных сред.



Каковы подходы к определению понятия "информационно-образовательная среда" (ИОС)?

В широком смысле, образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности.

Анализ множества определений ИОС позволяет сделать вывод, что это - совокупность (скорее, система) информационной, технической и учебно-методической подсистем, целенаправленно обеспечивающих учебный процесс, а также его участников.

Ряд исследователей (1) под образовательной социокультурной средой понимают систему ключевых факторов, определяющих образование и развитие человека:

люди, которые влияют на образовательные процессы;

общественно-политический строй страны;

природная и социокультурная среда (включая культуру педагогической среды);

средства массовой информации;

случайные события.

Сформулируем типологические признаки образовательной среды, взяв за основу признаки, приведенные Г.Ю.Беляевым (2):

Образовательная среда любого уровня является сложно-составным объектом системной природы.

Целостность образовательной среды является синонимом достижения системного эффекта, под которым понимается реализация комплексной цели обучения и воспитания на уровне непрерывного образования.

Образовательная среда существует как определенная социальная общность, развивающая совокупность человеческих отношений в контексте широкой социокультурно-мировоззренческой адаптации человека к миру, и наоборот.



Образовательная среда обладает широким спектром модальности, формирующего разнообразие типов локальных сред различных, порой взаимоисключающих качеств.

В оценочно-целевом планировании образовательные среды дают суммарный воспитательный эффект как положительных, так и негативных характеристик, причем вектор ценностных ориентаций заказывается с целевыми установками общего содержания образовательного процесса.

Образовательная среда выступает не только как условие, но и как средство обучения и воспитания.

Образовательная среда является процессом диалектического взаимодействия социальных, пространственно-предметных и психолого-дидактических компонент, образующих систему координат ведущих условий, влияний и тенденций педагогических целеполаганий.

Образовательная среда образует субстрат индивидуализированной деятельности, переходной от учебной ситуации к жизни.

Рассмотрим различные точки зрения в определении непосредственно понятия ИОС.

Под информационно-образовательной средой понимается, как правило, следующее:

системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса (3);

антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося (Ж.Н.Зайцева);

единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактиких (4).

Даже в этих определениях можно видеть значительное разнообразие мнений о сущности такого сложного явления, как информационно-образовательная среда.

Чтобы разобраться в сложных явлениях и разработать научные рекомендации, целесообразно формализовать процесс, разработать математические или описательные модели явления.

Учебный процесс, протекающий по классической схеме очного обучения, и процесс, проходящий, например, при Интернет-обучении, описываются одной теоретической моделью.

Теоретическая модель, действительно, может описать педагогический процесс инвариантно к тому, в какой образовательной среде он происходит. Если рассматривать его в разных образовательных системах: школа парапатетиков времен Платона (знания передавались от педагога ученику во время прогулок по саду); современный университет с его аудиториями и лекционными залами; виртуальный университет - то можно констатировать, что педагогические процессы каждой системе, характеризуются одними и теми же элементами: кто учит, кого учат, чему учат, с помощью чего и как учат.

Эта педагогическая система (рис.2.1.1) пригодна для анализа любых педагогических процессов, как говорится, "на все времена".

Информационно-образовательная среда - это педагогическая система нового уровня. Есть ряд подобных определений понятия ИОС. Одним из возможных вариантов данного подхода мы представляем такой: "Информационно-образовательная среда - это педагогическая система плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы материально-техническая, финансово-экономическая, нормативно-правовая, управленческая и маркетинговая".

Теоретическое ядро всей ИОС составляет именно педагогическая система. Можно говорить о новом направлении педагогической науки, исследующим педагогические процессы в этом новообразовании, называемом ИОС. Такое новое направление мы условно называем как "Электронная педагогика".

Рассмотрим, с помощью каких составляющих осуществляется учебный процесс в ИОС, например, в виртуальном представительстве (ВП) учебного заведения сети Интернет.

ВП учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса и реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых являются преподаватель и студент. При этом состав и содержание информационных ресурсов определяется самим учебным заведением, а набор сервисных служб - типовым программным обеспечением. Иными словами, ВП - это программный комплекс, предоставляющий полный набор сервисных служб и информационных ресурсов, обеспечивающих учебный процесс в отдельном учебном заведении. Администрирование ВП ведет базовое учебное заведение, реализуя свою методику обучения на основе типовых.

ВП обеспечивает каждому учащемуся возможность:

доступа в электронную библиотеку, где сосредоточено учебно-методическое обеспечение;

общения с преподавателем по электронной почте;

телеконференции по каждому изучаемому курсу;

общения со студентами своей виртуальной учебной группы;

консультации у преподавателя в режиме on-line и ряд других возможностей.

Основными подсистемами ВП, реализующими основные функции виртуального представительства, являются (5):

Административная подсистема - создание типовых генерируемых модулей, регистрация пользователей и наделение их определенными правами, взаимосвязь всех основных модулей;

Подсистема учета (электронный отдел кадров) - создание и ведение личных дел пользователей всех категорий;

Библиотечная подсистема (электронная библиотека) - накопление, хранение и предоставление информационных ресурсов в соответствии с полномочиями пользователей и на условиях, определяемых учебным заведением;

Подсистема организации учебного процесса (электронный деканат) - формирование учебных групп, расписаний занятий, контроль за ходом учебного процесса и т.д.;

Подсистема контроля знаний (тестовая подсистема);

Подсистема статистики - сбор, формирование и предоставление статистических данных о работе ВП, протоколирование работы;

Подсистема документирования - выпуск на бумажном носителе различных документов.

Основными структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, в данной схеме являются электронная библиотека и электронный деканат.

Функции электронной библиотеки - это накопление и реализация в учебном процессе разнообразного учебно-методического обеспечения для его использования в режиме on-line:

текстовых материалов;

аудио- и видеоматериалов;

гипертекстовых пособий;

графических иллюстраций;

учебных компьютерных программ;

моделирующих систем;

автоматизированных лабораторных практикумов;

тестовых заданий нескольких типов и т.д.

В учебном процессе учащиеся обеспечиваются обязательными и дополнительными учебно-методическими материалами по каждой изучаемой дисциплине.

Функции электронного деканата - формирование соответствующих учебных групп, что позволяет организовать учебную деятельность учащихся и преподавателей, обеспечить четкую работу ВП в целом. Для учебных групп составляется расписание, размещаемое на доске объявлений ВП в закрытой его части. Здесь же может размещаться информация о составах учебных групп, информация администрации ВП, деканата или отдела кадров ВП.

В зависимости от методики обучения для каждой учебной группы могут создаваться (открываться) электронные аудитории или форумы как средств коллективной работы учащихся. При этом ВП учебного заведения само формирует необходимые для ведения учебного процесса учебные и административные ресурсы, так называемые производственные модули, применяемые в процессе обучения по той или иной дисциплине и создаваемые по мере необходимости. К числу таких модулей можно отнести:

ЧАТ учебной группы по отдельным дисциплинам (on-line аудитории - семинары и консультации);

Телеконференции (форумы) по дисциплинам (off-line аудитории - семинары и консультации);

Доски объявлений;

Листы рассылки;

Система индивидуальных (тарифицируемых) консультаций.

Следует отметить, что число таких модулей в ВП учебного заведения определяются потребностями преподавателей и реализуемыми ими методиками обучения.

Таким образом, информационно-образовательная среда как педагогическая система определяет новую роль преподавателя, на которого возлагаются следующие функции:

координирование познавательного процесса;

корректировка преподаваемой дисциплины;

консультирование при составлении индивидуального учебного плана;

руководство учебными планами, учебными проектами.

Преподаватель-консультант (или тьютор) должен демонстрировать свое умение видеть технологические, организационные, социально-экономические и социально-психологические возможности получения максимального педагогического результата.

Учебное заведение реализует через свое ВП обучение по отдельным курсам (дисциплинам) по одной или более специальностям. При этом программное обеспечение ВП обеспечивает возможность выбора учащимся преподавателя, у которого он желает проходить обучение. Учащийся может ознакомиться с данными, характеризующими опыт работы каждого преподавателя (анкетные данные, научный и педагогический стаж, основные научные труды и достижения и иные данные, которые сам преподаватель считает необходимым разместить в своем файле). Выбор преподавателя происходит, как правило, до осуществления выбора учебно-методического обеспечения по дисциплине.

В этой связи представляется целесообразным рассмотреть еще один блок, который непосредственно относится к учебному процессу и не представлен в приведенной схеме, - это электронная кафедра. Вопрос об идеологии построения электронной кафедры находится в стадии разработки и становления (6)).

В ИОС должны измениться и условия функционирования виртуальной (распределенной, экстерриториальной) кафедры, отличные от традиционной. Для того чтобы выявить эти условия, необходимо провести анализ организационной, методической и научной деятельности отечественных университетских кафедр и их зарубежных аналогов, а также типа, содержания и характеристик информации, обеспечивающей функционирование кафедры как эргатической системы.

В качестве первоочередных мер необходимо разработать:

концепцию распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ при реализации учебно-методической, научной, организационной и иных инновационных функций;

структуру и принципы функционирования распределенной (виртуальной) кафедры на базе ИКТ;

концепцию виртуального представительства кафедры в сети Интернет;

типовую структуру ВП кафедры как интерактивной информационной системы для обеспечения научной, методической и научно-исследовательской деятельности.

В результате решения этих задач возможно получить:

концепцию распределенной (виртуальной) кафедры в составе университетского образовательного комплекса;

методические рекомендации по организации учебной, научной и методической работы распределенной (виртуальной) кафедры.

Распределенная кафедра как Интернет-кафедра не ограничена административными и национальными границами. Она может осуществлять свою деятельность во всех субъектах Российской Федерации, а также за рубежом. При этом кафедра организует обучение студентов, аспирантов, докторантов и слушателей университетского образовательного комплекса, по реализуемым образовательным программам на всех уровнях получения образования, по всем формам и технологиям обучения.

Распределенная кафедра может осуществлять все виды аудиторной и внеаудиторной учебной работы:

лекции, в том числе в поточной аудитории;

лекции в сетевых классах;

лекции в режиме теле- и видеоконференций;

лекции-презентации;

практические занятия, в том числе семинарские и лабораторные занятия во всех технологических средах, занятия в учебно-тренировочных классах и фирмах;

организация самостоятельной (индивидуальной) работы студентов, аспирантов, докторантов, слушателей, в том числе выполнение курсового и дипломного проектирования, работу с базами данных и учебно-методической литературой, рецензирование рефератов, курсовых и дипломных проектов, формирование словарей терминов;

организация конференций учебной группы с использованием электронной почты и иных телекоммуникаций, неформального общения обучаемых в ходе освоения тем курса (ЧАТ) с использованием электронной почты и телекоммуникаций;

консультации: индивидуальные и групповые (тьюториалы);

контрольные мероприятия - проведение экзаменов и зачетов в очной форме, в режимах off-line и on-line, в режиме теле-видеоконференций;

организация и руководство подготовкой курсовых и дипломных работ (проектов), проведение коллоквиумов;

участие в организации итоговой государственной аттестации выпускников;

участие в организации практики, предусмотренной государственными образовательными стандартами.

Основной функцией распределенной кафедры является, конечно, учебно-методическая поддержка учебного процесса. В первую очередь, это - разработка учебных курсов. По каждому предполагаемому курсу готовится рабочая программа и иные документы, регламентирующие проведение занятий (вопросы текущей аттестации, тематика курсовых работ, списки основной и дополнительной литературы, адреса в сети Интернет).

Учебно-методическая поддержка учебного процесса выражается в подготовке всего комплекса учебно-методического обеспечения образовательной деятельности:

учебники;

учебные пособия;

авторские курсы лекций;

сборники задач, сборники ситуационных заданий и упражнений (case-study);

сборники тестов;

лабораторные и иные практикумы;

интегрированные пособия для занятий в учебно-тренировочных классах;

руководство по изучению курса (study-guide);

компьютерные программы, а также другие материалы для организации самостоятельной работы.

Учебно-методическое обеспечение образовательной деятельности может располагаться на различных носителях информации (бумажные носители, CD-ROM, дискеты, видеокассеты, аудиокассеты) для использования в различных технологических средах (обучение face-to-face, сетевое обучение, мультимедийное обучение).

Другим направлением деятельности виртуальной кафедры является ее научно-исследовательская работа по следующим направлениям:

научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания учебных курсов;

научно-методическое обоснование направлений совершенствования и развития содержания всего учебно-методического обеспечения образовательной деятельности;

научно-методическое обоснование направлений совершенствования форм и видов обучения, образовательных технологий;

мониторинг образовательной и методической деятельности других кафедр и образовательных структур в Российской Федерации и за рубежом;

организация исследований по актуальным научным проблемам в рамках научно-педагогической школы (школ);

организация научно-исследовательской работы преподавателей, аспирантов, докторантов и студентов;

организация научно-консалтинговой деятельности;

подготовка научных публикаций (на бумажных носителях и в сети Интернет) по результатам научных исследований.

Важным вопросом является также определение состава виртуальной кафедры, который может образовываться из числа лиц, осуществляющих научно-педагогическую деятельность по родственным учебным курсам в отношении студентов, слушателей, аспирантов, докторантов, обучающихся на территории субъектов Российской Федерации и за рубежом. В состав распределенной кафедры могут включаться как преподаватели базового учебного заведения, реализующего учебный процесс через свое виртуальное представительство, так и региональные преподаватели. Региональными преподавателями являются педагогические работники - профессора, доценты, старшие преподаватели, ассистенты, ведущие учебный процесс со студентами, аспирантами, докторантами, слушателями базового учебного заведения по одной или нескольким смежным дисциплинам через виртуальное представительство базового учебного заведения.

Наряду с профессорско-преподавательским составом кафедра может включать также аспирантов, докторантов, студентов-стажеров, методистов, технологов, лаборантов.

В составе кафедры могут быть образованы лаборатории, научно-исследовательские группы и другие подразделения, которые могут быть также экстерриториальными.

Распределенная кафедра осуществляет образовательную, научную и иную деятельность в единой информационно-технологической среде базового учебного заведения, что позволяет обеспечивать оперативное взаимодействие с другими кафедрами, структурными и функциональными подразделениями учебного заведения, сторонними организациями, региональными центрами, студентами, аспирантами, слушателями, обучающимися на расстоянии, а также доступ в мировое образовательное пространство.

Таким образом, информационно-образовательная среда - это, прежде всего, педагогическая система с ее обеспечением в финансово-экономической, материально-технической, нормативно-правовой, управленческой и маркетинговой подсистемах.

Виртуальное представительство учебного заведения представляет собой взаимосвязанный набор сервисных служб (программных модулей), который обеспечивает возможность подготовки и проведения учебного процесса, реализации функциональных обязанностей любой категории пользователей, главными из которых при подготовке и реализации учебного процесса являются, конечно, преподаватель и студент. Основными же структурными блоками ВП, относящимися к учебному процессу, являются электронная библиотека, электронный деканат и виртуальная кафедра.

2.2. Педагогика в информационно-образовательных средах, ее предмет и место в системе педагогических наук

Мы определили, что для подготовки и реализации образовательных процессов в ИОС необходимо новое направление педагогической науки, которое мы условно назвали как "электронная педагогика".

Данное направление занимает определенное место среди других педагогических наук

Предметом электронной педагогики является педагогическая система как информационно-образовательная среда нового типа.

Структуру любой педагогической системы (античной, средневековой, современной) можно представить взаимосвязанной совокупностью инвариантных элементов. Так, каноническая педагогическая система, в которой протекает традиционный образовательный процесс, состоит, например, из семи элементов: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, методы, средства и формы обучения. Это позволяет проводить исследование и разработку данного процесса как целостного педагогического явления.

Структура же педагогической системы открытого образования - это логическое продолжение и развитие канонической системы. Изменяется лишь содержание элементов: целей, содержания образования и человеческого фактора - обучающегося и обучаемого.

Цель образования. Цель современного образования:

развитие тех способностей личности, которые нужны ей самой и обществу;

включение социально-ценностной активности личности;

обеспечение возможностей эффективного самообразования (в частности повышения квалификации) за пределами институцианальных образовательных системх).

Цель современного образования - это система знаний, умений и навыков, которые формируются в соответствии с моделью специалиста, определяемой соответствующими образовательными стандартами.

Сама цель имеет иерархическую структуру. Так, цель учебной дисциплины выступает как один из элементов цели подготовки специалиста. Цель изучения темы является элементом системы целей учебной дисциплины и т.д. Цель - это начало организации учебного процесса и может трактоваться как усвоение содержания на требуемом уровне. Такое общепедагогическое понимание цели инвариантно к форме получения образования.

Цель образования выполняет системообразующую функцию в педагогической деятельности. Именно от выбора цели в наибольшей степени зависит выбор содержания, методов и средств обучения.

Формулирование педагогической цели отвечает на вопрос: для чего учить? Какие задачи (профессиональные, жизненные, предметные, этические, эстетические) должен уметь решать студент с помощью полученных знаний, умений, навыков, убеждений, установок (7)?

Нельзя, минуя описание или формулирование цели, сразу конструировать учебные планы, программы, разрабатывать пособия и другие учебно-методические средства (8). Исходя из современных методологических принципов организации сложных систем, такой поход не может дать ничего, кроме сумятицы и путаницы, бесконечных дискуссий и формального теоретизирования, т.к. в системе отсутствует системообразующий элемент - цель. Педагогика, по А.С.Макаренко, есть наука целесообразная.

Цель образования можно выразить в терминах подготовки к определенной жизнедеятельности, располагающей относительно точно очерченным кругом знаний и умений, уровнем развития мастерства и объектов, на которых оно проявляется.

Лишь под заданный уровень необходимой будущей профессиональной квалификации выпускника есть возможность разработать требования к качествам его личности на любом уровне обобщения и конкретизации: квалификационную характеристику, профессиограмму или модель специалиста.

Цель в педагогической системе может быть поставлена диагностично, но поставить ее необходимо достаточно точно и определенно. Только тогда потом можно однозначно построить определенный дидактический процесс, гарантирующий ее достижение за заданное время и сделать заключение о степени реализации цели.

Цели образования исторически менялись.

Вот пример некоторых исторических моделей (проектов) образованного человека (9).

История образования, начиная с эпохи Просвещения, определялась борьбой и попеременным чередованием двух основных групп воззрений или концепций образования: природосообразного и культуросообразного.

Так, в концепции природосообразности образования утверждается, что становление человека, его образование является раскрытием его сущностных сил, имманентных, данных ему от природы или от Бога. А в концепции культуросообразности образования утверждается, что становление, образование человека есть обретение, усвоение им определенных способностей и форм жизнедеятельности в соответствии и под влиянием общественной жизни.

Различные понимания образованного человека представлены в Таблице 2.2.1.

Принцип

природосообразности

Принцип

культуросообразности

Понимание природы человека

Способ обоснования

Цель образования

Понимание природы общества

Способ обоснования

Цель образования

КЛЕРИКАЛЬНЫЙ

(XVI-XVIII вв.)

Коменский, Руссо, Песталоцци

СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ

(XVIII-XIX вв.)

Гельвеций, Дидро

Богословие

Законы Священного Писания

Божественное предназначение

Юридическое

Законы гражданского общества

Общественное предназначение

ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЙ

(XVIII-XIX вв.)

Дистервег, Гербарт, Ушинский

ЕСТЕСТВЕННОИСТОРИЧЕСКИЙ

(XIX-XX вв.)

марксистская педагогика

Естественно научное

Естественно научные законы

Развитие естественных способностей

Естественно историческое

Законы естественной истории общества

Общественное развитие

САМОРЕГУЛИРУМЫЙ

(XX в.)

Маслоу, Роджерс, Олпорт

КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ

(XX В.)

Штейнер, Выготский, Библер

Автономное

Законы развития личности

Само-опреде-ление личности

Куль-турно-историческое

Законы культурной истории

Развитие культурной личности

Таблица 2.2.1. Исторические проекты развития образования (модели "образованного человека")

 

Смена исторических проектов образованного человека, определяемых пониманием природы человека и общества, а также представлениями о целях образования, носит отчетливо выраженный "маятниковый" характер.

Исторически, клерикальный проект, связанный с традиционным религиозным пониманием богоподобной природы человека, сменился социально-правовым проектом французских материалистов, подчинивших образование задачам гражданского общества. Этот, в свою очередь, был заменен естественнонаучным, вернувшимся к переосмысленному пониманию природы человека как основы образования. На смену естественнонаучному пониманию природы человека пришло понимание человека как совокупности общественных отношений в естественноисторическом проекте. Этот проект, в свою очередь, эволюционировал в оппозиционный проект, основой которого стало представление о личности человека, самостоятельно, относительно независимо от общества и подчас вопреки ему определяющей и регулирующей свое развитие (self-made-man, autonomous person). Наконец, культурно-исторический проект следует рассматривать как возвращение к представлению об органической связи и обусловленности человека и общества, при этом общество понимается не только как гражданское и не столько как экономическое, но, прежде всего, как культурно-историческое объединение людей.

Следует отметить, что все перечисленные проекты отнюдь не стали историческими реликвиями в архиве педагогической мысли. Они сохраняют по сей день свою жизнеспособность и в соответствующих, благоприятных условиях способны вновь обрести значительное социальное влияние. Примером может служить клерикальный проект, получивший в последнее время распространение в форме идеи восстановления и развития религиозного образования и воспитания.

Содержание образования. Содержание образования - важный элемент канонической семиэлементной педагогической системы, в состав которой, как нами отмечалось, входят: цель образования, содержание образования, средства, методы, формы, обучающие и обучаемые.

Понимание содержания образования дает ответ на вопрос - чему учить? Другими словами, это - система научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть в процессе обучения (10).

На содержание образования влияют следующие основные факторы:

потребности общества;

субъективные факторы: политика, методологическая позиция ученых;

научно-технический прогресс (особенно, в части развития микро- и радиоэлектроники, практическим выходом которой явились повсеместно внедряемые компьютерные и телекоммуникационные средства и системы);

современные потребности собственно системы образования, выражающиеся в необходимости обеспечения в системе образования доступности, качества, опережающего характера, интернациональности, массовости, мобильности и др.;

интересы бизнеса, инвестиции и др.

Корректное определение понятия содержания образования является частью социального опыта и копирует в существенных чертах его структуру. Поэтому оно включает в себя:

знания о мире - теоретические знания (природа, общество, человек, техника);

опыт репродуктивной деятельности - знания о способах деятельности (умения и навыки), т.е. знания об алгоритмах выполнения деятельности;

опыт творческой и интеллектуальной деятельности, предполагающий умения выполнять деятельность (действия, операции) на основе знаний об алгоритмах;

опыт творческой деятельности, предполагающий формирование умений творчески осуществлять самостоятельный поиск решения субъективно новых для обучающихся проблем;

опыт эмоционально-ценностного отношения к мирух).

Таким образом, содержание образования не может быть сведено только к перечню знаний, умений и навыков по учебным предметам. Оно должно охватывать все основные элементы социального опыта:

системы знаний о природе, обществе, мышлении, способах деятельности;

систему интеллектуальных и практических навыков и умений;

опыт творческой деятельности;

систему отношений к миру, друг к другу.

Различают содержание подготовки специалиста и содержание учебной дисциплины. Последнее являться частью объема содержания подготовки специалиста конкретного профиля, а это, в свою очередь, - частью социального опыта.

Носителями содержания образования (формы представления) могут быть, например: учебный план, учебники, методические пособия, учебная программа (документ, характеризующий отдельный учебный предмет). В свою очередь, учебный предмет отражает дидактически обработанные знания по основам какой-либо науких).

Основные теории обоснования содержания образования (коренная и вечная проблема, разрабатываемая дидактикой)хх):

Теория дидактического материализма ("энциклопедисты") (Я.А.Коменский и др.). Согласно этой теории, основная цель образования состоит в передаче обучаемым как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник должен стать энциклопедически образованным. Глубина понимания определенного фрагмента действительности пропорциональна количеству изученного материала.

Теория дидактического формализма (Гераклит, Цицерон, Э.Кант, И.Г.Песталоцци, И.Гербарт, Г.Спенсер, Ф.Дистервег, Ж.Пиаже и др.). При реализации этой теории упор делается на развитие способностей и познавательных интересов обучающихся, их внимания, памяти, мышления. Базовыми предметами являются математика, логика, латинский язык.

Теория дидактического утилитаризма (Д.Дьюи, Г.Кершенштейн, Ч.Куписевич, В.Оконь, Ф.Янушкевич и др.). В основе этой теории лежит постулат об обучении видам деятельности, которые позволили цивилизации выйти на современный уровень. Основной критерий отбора и построения содержания нацелен на то, что обучающийся должен иметь возможность индивидуализировать свою работу, должен иметь возможность использовать приобретенные знания для решения задач практического характера.

Содержание образования строится на следующих принципах:

соответствие содержания образования уровню современной науки;

соответствие сложности содержания образовательного материала реальным учебным возможностям обучающихся;

соответствие объема содержания имеющемуся времени на изучение;

учет международного опыта;

учет соответствия содержания имеющейся учебно-методической и материальной базе образовательного учреждения;

опережение, т.е. ориентирование на будущее;

ориентация на те средства и программное обеспечение средств информационных и телекоммуникационных технологий, которые ждут выпускника на работе по будущей специальности;

Система формирования содержания образования включает в себя следующие элементы:

государственный образовательный стандарт (ГОС);

модель специалиста (квалификационные требования);

методика, принципы и критерии отбора основ наук для учебных дисциплин;

учебные планы;

учебные программы;

группа разработчиков содержания;

экспертная группа.

Обучающиеся. Это есть то, ради чего существует вся система. В современном учебном процессе студент переходит из объекта педагогического процесса в его субъект. В связи с этим возрастает роль самостоятельной работы студентах).

Можно сформулировать модель студента, включающую следующие группы навыков и умений самостоятельной работы:

Навыки и умения планирования самообразования:

составление индивидуального плана самостоятельной деятельности;

целеустремленная работа по плану;

осуществление самоконтроля за своей деятельностью, своевременное внесение необходимых корректив.

Навыки и умения ориентирования в научной и учебной информации:

ориентирование в потоке научной и учебной информации;

самостоятельный анализ и оценка новой информации;

ведение поиска и выбор источников информации в зависимости от аспекта изучения проблемы;

видение нового и перспективного в содержании поступающей информации;

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.