Сделай Сам Свою Работу на 5

Создание сетевых форм организаций





Третьим процессом формирования сетевой экономики является процесс превращения традиционных организаций в сетевые структуры. Эти процессы захватывают всю иерархическую вертикаль в экономике (т.е. сетевая модернизация в той или иной степени затрагивает как нижний уровень, состоящий из отдельных фирм, так и образуемые ими финансово-промышленные группы, международные объединения, целые рынки).

Поскольку организация по определению включает сеть связей между ее участниками, то новый термин “сетевые формы организации”, по мнению Дж. Подольны и К.Пайдж (Joel M. Podolny, Karen L. Page, Network Forms of Organization, Annual Review of Sociology, 1998, forthcoming), следует понимать как “любую группу действующих лиц (не менее 2-х человек), которая имеет повторяющиеся, длительные обменные связи между собой и, в то же самое время, в этой группе отсутствует властный орган, уполномоченный разрешать возникающие в течение обмена спорные вопросы”. Таким образом, сетевая организация в чистом виде является группой лиц, которые осуществляют процесс управления этой организацией на коллективной и равноправной основе.

На практике процесс сетевой модернизации существующих организаций, как правило, означает активное использование информационных технологий, и определенное уменьшение доли традиционных иерархических форм управления за счет повышения доли коллективных форм.



Применение Интернет-технологий во внутреннем пространстве организаций для реализации сетевых форм управления (это получило самостоятельное название “Интранет”) позволяет им повысить эффективность своего функционирования. Так, например, выступая на конференции "Интернет и общество", проведенной Гарвардским университетом в мае 1998 года, председатель Совета директоров и исполнительный директор компании IBM Лу Герстнер заявил, что развитие Интернет создает возможности для роста и развития компаний, вполне сопоставимые с теми, что существовали в 1980-е годы при распространении снижения издержек и роста производительности труда (Second International Harvard Conference on Internet & Society, May, 1998, http://www.events.broadcast.com/edu/harvard/conference/). К этому можно добавить, что появляются возможности для конструирования новых форм организаций, функционирование которых было бы не эффективным или невозможным в традиционной экономической среде.



При создании новых сетевых форм организации, а также при модернизации существующих, разработчики, как правило, ориентируются на следующие основные потенциальные преимущества:

1. Экономия на перемещениях: приемлемые (для уровня доходов в развитых странах) затраты на подключение к сети Интернет практически из любой точки сделали возможным уменьшение ограничивающих факторов разного географического положения участников совместной деятельности. Использование этого фактора в крупных международных корпорациях, отделения которых имеют широкую географию (например, Дженерал Дайнемикс, Хьюлет Паккард, IBM, Federal Express и др.) позволяет им экономить существенные средства на перемещении сотрудников между офисами. Другой класс примеров - создание гибких фирм и виртуальных рабочих коллективов из исполнителей, которые не привязаны к определенному офису и могут, например, с помощью систем мобильной связи поддерживать необходимый контакт друг с другом и заказчиками вне зависимости от своего географического положения (Телеработа и Теледоступ: Общие понятия и определения, ETO, 1997, <http://ieie.nsc.ru/~eto/faq/faq02-r.htm>; С.И. Паринов, Обзор социально-экономических приложений Интернет-технологий, 1997, http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-pril.htm).

2. Внутрифирменное информационное пространство: легкость, с которой пользователи Интернет могут публиковать информацию и получать доступ к созданным информационным ресурсам позволяет снизить затраты на формирование и поддержание внутренней информационной среды организации. Основанное на Интернет-технологиях внутрифирменное "информационное пространство" обладает свойствами "управляемой прозрачности": из внешней среды доступны только разрешенные информационные ресурсы фирмы, доступ сотрудников к внешним ресурсам, практически, не ограничивается. В ответ на угрозу "информационного переполнения" создаются специализированные системы распространения оперативной информации: от персональных каналов новостей, обслуживающих одного человека, до глобальных информационных служб, рассчитанных на все вкусы и потребности (См. раздел “Персонализация информации” в http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-pril.htm).



3. Коллективное формирование информационных ресурсов: простота и оперативность обмена сообщениями для групп и коллективов практически любого размера создают возможность повышения степени участия всех сотрудников в формировании внутренней информационной среды организации. Внутрифирменные Интранет-сети позволяют оперативно информировать весь штат организации о текущей ситуации в фирме, а также дают сотрудникам возможность влиять на оценку ситуации, вносить свой вклад в ее обсуждение и уточнение. Важнейшие сведения становятся доступными всем заинтересованным лицам практически мгновенно. Обратная реакция от сотрудников становится достоянием всего коллектива с минимальными задержками.

4. Внутрифирменная координация: развитие в сети Интернет средств “коллективной работы” создает лучшие возможности для координации совместной деятельности групп людей. Это может применяться как на внутрифирменном уровне, так и на уровне глобальных рынков. Дешевые средства для организации обратных связей позволяют имитировать и проигрывать в реальном времени возможные экономические решения, в которых задействовано большое количество участников. В результате повышается точность принимаемых решений, а также улучшается координация деятельности участников в процессе реализации принятых решений. Расширение возможностей и повышение качества координации работ для различных конфигураций коллективов исполнителей изменило структуру внутрифирменных затрат: стало дешевле передавать на исполнение работы временным работникам или внешним компаниям, чем держать для этого штатных сотрудников. Данная ситуация получила название - аутсорсинг (См. раздел outsourcing в Encyclopedia of the New Economy, WIRED May, 1998, http://www.hotwired.com/special/ene/).

Создание сетевых институциональных структур

Четвертый процесс формирования сетевой экономики - создание сетевых вариантов “горизонтальных” экономических структур, которые обслуживают все разнообразие организаций в экономике. Часто, экономические "горизонтальные структуры" называются институциональными структурами, и интерпретируются как системы соглашений между большей частью членов общества, которые определяют общие правила для наиболее типичных видов взаимодействий людей в обществе. К таким структурам относятся: торговая и финансовая инфраструктуры, система трудовых отношений, юридическая система и т.п. Главным действующими элементами горизонтальных структур являются связи между их отдельными звеньями и единые правила работы всех звеньев. Фактически, горизонтальные структуры в экономике (так же как и рассмотренные выше “организации”) уже представляют собой сети связей, которые с переносом в среду сети Интернет получают возможность работать более эффективно.

Наиболее заметные, в настоящее время, внедрения Интернет-технологий принадлежат трем следующим экономическим институтам: а)торговля; б)финансы; в)трудовые отношения.

Торговля

Модернизация торговой инфраструктуры с помощью Интернет-технологий получила название “телеторговля” или “электронная коммерция”. На начало 1998 года в Интернете действует около 3 млн. торговых Интернет узлов (сайтов). Объем продаж через Интернет в США составляет пока около 2% от общего объема продаж в этой стране (См. дополнительные данные в Электронная коммерция набирает обороты, РОЦИТ, 1998, http://win.www.rocit.ru/rocit/infoworld.htm). В прогнозе на 2002 г. ожидается, что доля этих, так называемых, "онлайновых" продаж повысится до 10% и составит 327 млрд. долларов (Подробнее см. Forrester Report: Business Trade & Technology Strategies, July 1997; Forrester Report, People & Technology Strategies, October 1997, <http://www.forrester.com/>; С.И. Паринов, Масштабы и размеры экономики в Интернет, 1997 г. http://www.ieie.nsc.ru/parinov/in-scal.htm). Согласно оценкам одного из наиболее известных экспертов в области распространения информационных и компьютерных технологий - Николаса Негропонте, электронная коммерция может достичь уровня в 1 трлн. долларов в 2000 г. и что 70% этой суммы будут составлять транзакции между фирмами (Оценка перспектив электронной коммерции (в мире), РОЦИТ, 1998, http://win.www.rocit.ru/rocit/nualtd11.htm; анализ содержательных моментов применения методов телеторговли см. в Телеторговля, ЕТО, 1997 г., http://ieie.nsc.ru/~eto/ttrade/index.htm).

В исследовании фирмы Activmedia "Real Numbers Behind Net Profits" предсказывается, что электронная коммерция к 2001 г. будет приносить 1,2 трлн. долларов. Компания Price Waterhouse, основываясь на результатах интерактивной торговли в 1997 г., прогнозирует, что объемы торговых операций между фирмами в 1998 г. будут удваиваться каждые 3-4 месяца. Ожидается, что количество поступлений от потребителей, покупающих товары и услуги через Интернет, увеличится с 5 млрд. долларов в 1997 г. до 94 млрд. в 2002 г. (Оценка перспектив электронной коммерции (в мире), РОЦИТ, 1998, http://win.www.rocit.ru/rocit/nualtd11.htm; анализ содержательных моментов применения методов телеторговли см. в Телеторговля, ЕТО, 1997 г., http://ieie.nsc.ru/~eto/ttrade/index.htm).

Финансы

Развитие глобальных электронно-сетевых форм финансовой инфраструктуры, также как и торговой, является сейчас наиболее заметной частью сетевой экономики (См. один из лучших ресурсов по этой теме на русском языке Платежные системы Internet, http://www.emoney.ru/ , а также статью на английском Tatsuo Tanaka, Possible Economic Consequences of Digital Cash, First Monday Electronic Magazine, http://www.firstmonday.dk/issues/issue2/digital_cash/). Вот некоторые иллюстрации этого процесса:

в банковской индустрии транзакционные издержки составляют порядка 1 доллара при совершении сделки в отделении банка, 50 центов при совершении сделки по телефону, 25 центов при использовании банкоматов и 13 центов при использовании Интернет (Из докладов на конференции “Интернет и общество” проведенной в Гарвардском Университете в 1998 г., см. http://www.events.broadcast.com/edu/harvard/conference/);

в январе 1998 г. методы интерактивного управления банковскими счетами применяли 4,2 млн. взрослых пользователей сети (NUA публикует годовые оценки количества пользователей Интернет, апрель 1998, http://win.www.rocit.ru/rocit/growing.htm);

крупный американский банк Citibank (http://www.citibank.com) начинает разворачивать операции в Великобритании. Банк не планирует создавать в Великобритании филиалов или отделений. Вместо этого он планирует предложить своим клиентам бесплатный доступ к Интернет. Соответствующие услуги будут обеспечиваться британским провайдером Virgin Net (http://www.virgin.net). Citibank полагает, что его накладные расходы окажутся настолько низкими, что он сможет платить своим клиентам более высокую процентную ставку за хранение средств на счету банка, по сравнению с обычными банками - предлагается 4,5% годовых по текущим счетам, тогда как для большинства традиционных банков этот процент составляет всего 0,3% (What you will earn with Citybank, http://www.citibank.com/uk/joinus/howdoesc.htm);

некоторые специалисты полагают, что подобной моделью бизнеса могут уже в ближайшее время воспользоваться авиалинии и эмитенты кредитных карточек (Николай Чувахин, Новости с переднего края, выпуск 162, июнь 1998, http://www.ipclub.ru/press/internet-news/).

От переноса в Интернет других видов горизонтальных структур большие ожидания связываются с модернизацией трудовых отношений путем придания им сетевых форм. На сегодняшний день в сфере использования дистанционных контактов между работодателями и исполнителями наблюдается активное развитие технических средств и формирование адекватных новым возможностям норм поведения сторон. В России эти новые возможности пока известны хуже ранее рассмотренных, поэтому предлагается более подробное описание данных инноваций

Дистанционные трудовые отношения (телеработа)

Дистанционные отношения между работодателем и его сотрудниками, иначе называемые телеработой или телекомьютингом, являются частью процесса децентрализации рабочей деятельности во времени и пространстве (Телеработа и Теледоступ: Общие понятия и определения, ETO, 1997, http://ieie.nsc.ru/~eto/faq/faq02-r.htm). Общим элементом телеработы во всех ее проявлениях является использование телекоммуникаций, компьютеров, а также Интернет-технологий для изменения принятой географии работы. Компьютеры в данном контексте служат скорее для трансформации результатов работы в формы, которые могут передаваться “по проводам” компьютерных сетей. Так, например, дизайнер, сделавший свой рисунок от руки, может отсканировать его и с помощью компьютера отослать клиенту или заказчику. С другой стороны, если рисунок черно-белый, он может просто послать его по факсу, и такой вид деятельности также будет именоваться телеработой.

Одним из наиболее распространенных видов является телеработа “на дому”, главная особенность которой - выполнение работы у себя дома вместо перемещения в офис на период рабочего дня. Кроме этого, телеработа может иметь множество других форм и характеристик. Например, кочевая телеработа, офшорная телеработа, концентрированная телеработа, и др.

С технической стороны телеработа становится возможной благодаря, во-первых, уменьшению стоимости и увеличению производительности компьютеров и телекоммуникаций на стороне пользователей; во-вторых, достаточной развитости технических средств и сервиса открытых электронных сетей, включая Интернет, т.е. среды, которая позволяет пользователям взаимодействовать; в-третьих, растущей готовности работодателей и лиц, нанимающихся на работу изучить эти новые возможности для достижения успеха в их бизнесе или проекте.

Исторический экскурс

Первоначально появился термин “теледоступ” или “телекомьютинг” (telecommuting), который был введен Джеком Найллсом (США) в 1976 г. чтобы обозначить некий тип дистанционной работы по договору. Термин “телеработа” был введен в употребление Европейской Комиссией в конце 80-х. Сам Джек Найллс так комментирует отличие двух терминов: “Сейчас я являюсь телерабочим, а не телекомьютером, т.к. работаю целиком дома и мой дом является центром нашей компании. Когда я был телекомьютером, я работал для других работодателей, офис которых находился на расстоянии” (Из дискуссий в электронном форуме Discussions, European Telework Online, http://www.eto.org.uk/discuss/discuss.htm).

Интерес к концепции телеработы возник после первых нефтяных кризисов (в начале 70-х годов). В целях экономии энергоресурсов появились предложения использовать потенциал информационных технологий для замены реальных переездов электронными коммуникациями и уменьшения, таким образом, использования транспорта. Джек Найллз провел ряд сравнительных обследований теле- и обычных рабочих, в основном, служащих. Полученные результаты подтвердили эффективность телеработы (производительность труда и качество работы не снижались, а зачастую оказывались выше, чем при традиционной офисной организации), и снижение транспортных и энергетических затрат (меньше использовался автомобиль для поездок на работу, экономились затраты на офисное пространство и потребление электроэнергии). Кроме того, телеработающие лучше справлялись с проблемами сочетания работы, личной и семейной жизни.

В Европе одним из главных популяризаторов телеработы с 1989 г. является Комиссия Европейских Сообщества. Ее интерес к телеработе был связан с необходимостью реформ в области общей сельскохозяйственной политики и стимулирование роста несельскохозяйственных видов занятости в сельских районах. В 1993 г. был выпущен документ “Рост, конкурентоспособность, занятость - проблемы и пути в 21 век”, в котором Комиссия среди приоритетных направлений развития в Европе ИО упоминает и телеработу.

Таким же образом в 1989 г. голландское министерство транспорта заинтересовалось развитием телеработы для дальнейшего планирования транспортной политики, а некоторые страны ЕС (например, Италия, Швеция, Австрия) последовали примеру голландских коллег. Как правило, лидерами в продвижении программ по телеработе становятся большие компании, сами вовлеченные в развитие средств телекоммуникации и информационных технологий.

На сегодня, почти в каждой стране ЕС создана или создается ассоциация по телеработе. Такие ассоциации разнообразны по форме (некоторые являются торговыми отделениями компаний, заинтересованных в телеработе, другие объединяют компании, государственные учреждения, научные сообщества и людей, имеющих такие же интересы, третьи - сочетают вышеупомянутую активность с попытками организации рынка телеработы и т.п.). Общая черта этих ассоциаций - они предоставляют возможность контакта всем лицам и организациям, заинтересованным в телеработе, и удовлетворяют интерес общественности и средств массовой информации о новых способах работы, организации занятости, и стиля жизни.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.