Сделай Сам Свою Работу на 5

Основы построения системы управления образованием

Сначала вспомним, что обычно называют управлением. Существует множество определений термина «управление», например:

• «Управление — это совокупность мероприятий некой организации (часто — государства), связанных с осуществлением какой-либо деятельности»1.

• «Управление — это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Управление — это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу»2.

• «Управление — это элемент, функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, сохранение поддержания режима деятельности, реализации программы, целей деятельности»3.

• «Управление выполняет объективно необходимую миссию по организации, координации, согласованию, регулированию и контролю всякого совместного труда людей. Применительно к обширной и сложной сфере образования управление — это целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления, оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения, всех звеньев и системы образования в целом4;

• и т.п. похожие определения.

Таким образом, управлением можно считать некую обособленную (1) деятельность, обеспечивающую (2) такую организацию основной деятельности, при которой достигаются поставленные перед этой основной деятельностью цели (3). Управление возникает там, где существует несколько связанных общей деятельностью элементов (людей, организаций) и имеет место некая общая цель такой деятельности. Можно, разумеется, критиковать это обобщенное определение, но для целей дальнейшего изучения предмета его, на мой взгляд, достаточно. Возьмем это определение в качестве отправной точки для изучения управления в системе образования.

Итак, управление представляет собой деятельность:

• обособленную, т.е. осуществляемую отдельно от основной деятельности специально выделенными для этого людьми и/или организациями в специально отведенное для этого время. Иначе говоря, управление в образовании осуществляется (или должно осуществляться) отдельно от образовательного процесса (полезно вспомнить, что называется образовательным процессом);



• обеспечивающую сохранение и поддержание образовательного процесса посредством его планирования, организации, обеспечения мотивации преподавателей и учащихся и контроля за ходом образовательного процесса;

• управление должно быть таким, чтобы в образовании обеспечивалось достижение целей, стоящих перед системой образования как в данный момент времени, так и в историческом (стратегическом) плане.

Из курса менеджмента известно, что необходимость в управлении возникает там, где деятельность осуществляют 2 человека или более. Наверное, также правильно утверждение о том, что если одну деятельность осуществляют 2 или более организации, преследуя при этом единую цель, то ими также нужно управлять. В этом смысле множество организаций можно представить в виде большой разлапистой кляксы, которая втягивает одни «щупальца», выдвигает другие и при этом куда-то движется. А нужно, чтобы она двигалась не куда-то, а в определенном направлении, к намеченной цели. Очень желательно, чтобы она до этой цели доползла. Для этого и нужно этой «кляксой» управлять. Очевидно, что такой громадной системой, как образование, управлять просто необходимо, поскольку недостатка в самодея-

тельности и новаторстве в образовании, как, впрочем, и в других сферах, никогда не испытывалось (в этом и сила системы). А вот куда способна завести неупорядоченная (другой вопрос — насколько, каким образом, кем) самодеятельность, сказать трудно. Попробуйте себе представить последствия отсутствия управления в образовании. Попытаемся ответить на вопрос о том, каким должно быть управление сферой образования. Считается, что всякое управление должно решать следующие задачи:

• оценка состояния — определение места объекта управления относительно стоящих перед ним целей;

• планирование — определение путей (направлений) перемещения объекта управления в новое состояние, адекватное (более приближенное) к стоящим перед ним целям;

• организация — создание необходимых условий, структур, коллективов, ресурсов и т.п. для выполнения запланированных мероприятий;

• мотивация — создание побудительных мотивов для людей, выполняющих запланированные мероприятия;

• контроль результатов — проверка результатов выполненных работ с точки зрения достижения поставленных целей.

Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в задачах управления нет места формулировке целей, стоящих перед образованием. Это очень важное положение означает, что цели формулируются иными системами, внешними по отношению к образованию — государством, обществом, экономикой, работодателями и другими, т.е. теми субъектами, интересы которых пересекаются в сфере образования. Значит, управление может осуществляться только при наличии сформулированной цели (или нескольких целей). Собственно это и следует из определения управления. Нужно попытаться найти цель, на достижение которой направлено управление в системе образования. Вообще понятие цели сформулировать трудно. Будем считать целью некоторое новое (в смысле — иное) состояние системы, в которое ее нужно перевести, т.е. качественно изменить. Ну а далее — в соответствии с задачами, которые решает управление: оценка состояния, планирование, организация, мотивация, контроль результатов. Часто цель путают с процессом ее достижения или с работами, которые нужно выполнить. Лучше всего это можно представить на примере:

• современное состояние системы — пустырь;

• новое состояние системы — жилой дом.

Следовательно, целью является жилой дом, а работы, которые нужно выполнить (изыскания, проект, коммуникации, фундамент и т.д.) — это задачи, которые будут решены в процессе достижения цели. Конституция Российской Федерации целей перед системой образования прямо не ставит. Можно считать, конечно, что доступность и бесплатность образования в определенных пределах и есть цель. Но это будет не совсем точно, ведь доступным и бесплатным может быть и некачественное образование, которое

не будет нужным учащимся. В конечном итоге для людей важно в первую очередь качество образования, а затем уже — доступ к нему и затраты на его получение. Причем именно в указанном порядке, поскольку за качественное образование люди готовы платить (не все, конечно). Определение качества образования — это самостоятельная и сложная задача. Для целей лекции будем считать, что качество — это признание полученного образования в тех сферах, где собирается трудиться обученный (лучше сказать — выученный) человек. Иногда говорят, что чем лучше человек выучен, тем легче ему адаптироваться в различных сферах деятельности, но это уже относится скорее к содержанию образования.

Отсюда можно предположить, что основной целью системы образования является такое состояние, при котором качественное образование доступно всем, кто желает его получить. Вряд ли такое состояние достижимо, но цель может и не достигаться, система будет постепенно приближаться к ней, двигаясь в нужном направлении и, добавим, достигая при этом движении некоторых важных (или не очень) промежуточных результатов. Разумеется, движение подобного рода следует понимать как процесс постепенного изменения системы, количественно-

го и/или качественного. Можно в качестве цели определить и некие конкретные параметры нового состояния системы образования:

• способность обучать не менее 500 студентов на 10 тыс. человек населения (в Законе «Об образовании» — не менее 170);

• обеспечить обучение всех детей в школе не менее 12 лет (очевидно имеется в виду качественное обучение, на уровне современных требований);

• сделать так, чтобы математическая подготовка в городских школах была лучшей в мире и т.д.

Примеры такого рода не следует воспринимать буквально. Должно быть понятно, что новое состояние можно описать по-разному. Главное, чтобы эта цель ставилась перед той частью системы (или всей системой), которой она напрямую касается. Не следует относить, например, к цели всей системы образования поголовный охват детей дошкольным воспитанием, поскольку это цель касается только части системы. Цель, таким образом, сформулирована, определена, обозначена, представлена на уровне понимания, и управление обеспечивает движение, т.е. согласованную деятельность всех элементов системы, обеспечивающую движение к заданной цели.

Второй важной характеристикой управления является то, что это обособленный вид деятельности, реализуемый отдельно от образовательного процесса. Это означает, что для управления системой образования создаются специальные организации (структура управления) со своей системой взаимоотношений и решаемых задач (функции управления). Вооружившись такими представлениями, можно приступить к рассмотрению управления образованием.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.