Сделай Сам Свою Работу на 5

Концепция и тенденции информационных и образовательных стратегий





В процессе внедрения ИКТ осуществляется информатизация образовательной среды учреждений. Возникает вопрос оценки влияния этих изменений на качество профессиональной подготовки, достижение в образовательной среде новых эффектов, в ответ на вызовы общества знаний. Важно иметь инструменты, позволяющие не только оценивать достижения, но также прогнозировать новые эффекты, определяя необходимые направления коррекции процессов. Эти задачи требуют разработки соответствующих моделей, с этой целью обратимся к научным подходам анализа традиционной и информационной образовательной среды.

Среда, реализуемая на основе информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) получила название информационная образовательная среда. Информационная образовательная среда – программно-телекоммуникационная среда, обеспечивающая едиными технологическими средствами ведение учебного процесса, его информационную поддержку и документирование в среде Интернет любому числу учебных заведений, независимое от их профессиональной специализации и уровня образования [Концепции создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ].



Вопросы развития информационной образовательной среды, насыщенной информационными и коммуникационными технологиями, рассмотрены в ряде педагогических исследований, раскрывающих новые возможности и ожидаемые свойства среды. А.А. Андреев определяет информационно-образовательную среду как педагогическую систему нового уровня, подразумевающую формирование информационно-образовательного пространства, объединяющего информацию, как на традиционных носителях, так и электронных; включающего компьютерно-телекоммуникационные учебно-методические комплексы и технологии взаимодействия (Андреев А.А., 2002). В исследовании И.Н. Розиной выделены принципы (принцип интерактивности, адекватной оценки, модульный, принцип обратной связи и мотивационный), на базе которых среда становится уникальным и мощным средством подготовки специалистов с новой информационной культурой мышления (Розина И.Н.,2003). И.Г. Захарова характеризует ИКТ-насыщенную информационно-образовательную среду как открытую систему, объединяющую интеллектуальные, культурные, программно-методические, организационные и технические ресурсы (Захарова И.Г., 2003). Важные выводы сделаны К.Г. Кречетниковым в исследованиях, связанных с формированием креативной образовательной среды. Он подчеркивает необходимость формирования способностей анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать свои знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи (Кречетников К.Г. 2002).



Изложенные научные подходы носят описательный характер и не дают возможности построить модель для оценки качественных сторон функционирования образовательной среды, реализуемой на базе ИКТ. Поэтому обратимся к научным подходам, разработанным для анализа традиционной образовательной среды.

Анализ литературы показывает, что традиционная образовательная среда изучается под разными углами зрения, в зависимости от области социально-гуманитарных знаний, в которых эти исследования осуществляются.

В культурологии рассматривается вопрос проектирования образовательной среды как многомерного пространства, адекватного потребностям обучающихся и соответствующего тенденциям и динамике современной культуры. Ставится задача разработки гибкого средового подхода, ориентированного не только на объектный предметный мир, но и на развитие мира коммуникаций, связей и взаимоотношений между образовательными системами, объединениями (ассоциациями) образовательных учреждений и их образовательных сред в единую коммуникативную культурную среду региона (Крылова Н.Б., 2000).



В психологии к анализу образовательной среды подходят с позиции создания условий и средств построения образовательного процесса в школе, становления, развития в этой среде личности ученика. Осуществляется разработка психолого-дидактических и эколого-психологических принципов и методов проектирования и экспертизы образовательной среды. При этом особое внимание обращается на необходимость разработки «экопсихологических принципов образовательных сред, обеспечивающих развитие специальных, общих и творческих способностей учащихся «не в ущерб» их психическому и физическому здоровью» (Рубцов В.В., 2004)

Дидактический аспект образовательной среды акцентирует внимание на изучении образовательной среды как источнике познавательных и личностных изменений в обучающихся. Моделируемыми факторами выступают либо технологические возможности образовательной среды (Бухвалов В.А., 2000), либо особенности содержания образования (Хуторской, 2002).

С точки зрения управления среда рассматривается исследователями как средство развития образовательного учреждения. В этой связи приоритетное внимание уделяется вопросам экономики и образовательной политики, отмечается, что теория среды является по существу приложением социальных теорий более высокого уровня. Исследователи утверждают, что эффективность образования определяется особенностями организации образовательной среды или иными словами качеством и способом перераспределения образовательных ресурсов образовательной среды (Слободчиков В.И., 1997, 1998).

Эргономический аспект образовательной среды определяет поиски в области дизайна предметно-пространственных образовательных сред идут в направлении как учета сложившихся (традиционных стандартов), так и становления новых подходов к созданию образовательных пространств более центрированных на учащемся, эффективных в стоимостном отношении и в отношении пригодности к реализации на их базе обучающих сред, отвечающих требованиям обучающегося обществ.

Таким образом, в научных подходах к образовательной среде с позиции различных областей социально-гуманитарных знаний, исследователи выделяют отдельные ракурсы образовательной среды, интересующие их аспекты. Объектами рассмотрения исследователей выступают следующие:

развитие коммуникаций, связей и взаимоотношений между образовательными системами, объединениями, коллективами;

становление, развитие в образовательной среде личности учащегося, его общих и творческих способностей;

дидактико-технологические возможности образовательной среды, особенности содержания образования;

вопросы управления образовательной средой как средство развития образовательного учреждения;

эргономика образовательных пространств.

Считаем, что наиболее общим и наиболее полно отражающим цели образовательной среды является психологический подход, анализирующий не только процесс обучения, но и социально-психологические взаимодействия, социальные процессы, в которых происходит становление личности обучающихся в образовательной среде. С позиции этого подхода (Ясвин В.А., 2001) разработана модель среды, с помощью которой осуществляется моделирование компонентов среды, влияющих на становление личности обучающихся. В качестве компонентов среды автором были выделены следующие: предметно-материальный, психодидактический и социально-психологический. Описаны и экспериментально проверены научные подходы, позволяющие моделировать и проектировать процессы образовательной среды общеобразовательной школы. Этот научный подход нашел дальнейшее развитие в работах других психологов, исследующих влияние образовательной среды школы на личностные особенности субъектов образовательного процесса. Моделирование социальных процессов образовательной среды через направленные изменения ее компонентов можно стать проверенным инструментом исследования качественных особенностей образовательной среды.

В настоящее время разработана более полная структурно-функциональная модель школьной образовательной среды (Лактионова Е.Б., 2013). В этой модели выделяется уже пять компонентов образовательной среды: предметно-материальный, социально-психологический, психодидактический, а также организационно-управленческий и субъектный. На основании этой модели были определены критерии и выделены параметры для оценки психологической безопасности субъектов в образовательной среде школы. Считаем, что этот подход может использоваться также для оценки информационной образовательной среды. Однако применительно к высшей профессиональной школе и к информационной образовательной среде, реализуемой на базе ИКТ, он требует определенной доработки.

Выше отмечалось, что проводимые психологические исследования осуществлялись в традиционной среде общеобразовательной школы. Если использовать разработанную модель для информационной образовательной среды, то изменения претерпевает материально-предметный компонент. В электронной среде, реализуемой на базе ИКТ, этот компонент замещается компонентом информационной инфраструктуры учреждения и его значимость в модели образовательной среды существенно возрастает. Так, например, занятия, основанные на межличностных взаимодействиях педагога и обучающихся могут осуществляться и вне стен образовательного учреждения ( суть материально-предметного компонента), например, на местах практики, в процессе экскурсий и т.п. Занятия же с техническим (ИКТ) опосредованием коммуникаций без устойчивого функционирования электронной информационной инфраструктуры образовательного учреждения ни в школе, ни в вузе не могут быть реализованы. Поэтому в разрабатываемую модель вместо предметно-материального компонента среды вводим компонент информационной инфраструктуры образовательного учреждения и поднимаем его значимость в функционировании образовательной среды.

Структурно-функциональная модель образовательной среды высшей профессиональной школы отличается от общеобразовательной тем, что в ней появляются новые компоненты, которые соответствуют уровню высшей профессиональной подготовки. В данной статье сделаем попытку выявления дополнительных компонентов модели образовательной среды вуза.

Во Всемирном докладе ЮНЕСКО «К обществам знания» отмечено, что «высшее образование отличается от начального и среднего образования не только возрастом и уровнем знаний обучающихся, но и тем, что в его системе создаются и используются новые знания в культурной, социальной и экономической сферах общества. Без реализации функций научных исследований, открытий, инноваций высшие учебные заведения превратятся в учреждения «образования третьей ступени», являющегося обычным продолжением начального и среднего образования», следовательно, научно-исследовательская деятельность должна стать приоритетом развития университетов.

Соглашаясь в полной мере с этим положением, считаем, что в качестве следующего необходимого компонента модели образовательной среды высшей профессиональной школы следует ввести научный или научно-образовательный компонент. В вузовской среде именно проводимые научные исследования определяет передовой ход образовательного процесса, особенно на уровне магистратуры и аспирантуры. Все преподаватели высшей школы обязаны заниматься научными исследованиями, они составляют важную часть их профессиональной деятельности. Результаты научных исследований внедряются в образовательную практику. На базе осуществляемой научной деятельности готовятся программы повышения квалификации специалистов, разрабатываются новые образовательные программы, востребованные рынком труда.

С позиции создания новой информационной инфраструктуры вуза научно-образовательный компонент среды обогащается новыми возможностями как в проведении научных исследований, так и в представлении в Интернете достижений, результатов этих исследований. Электронная среда открывает исследователям удаленный доступ к научным базам отечественных и зарубежных научных публикаций, к электронным дискурсам научных дискуссий. В сетевой среде формируются виртуальные отражения достижений научных исследований вуза. Электронное пространство взаимодействий позволяет эффективно реализовывать образовательные программы аспирантуры, используя технологии e-learning. Именно научный компонент образовательной среды во многом является предпосылкой инновационных изменений в образовательных практиках вуза.

Наряду с научным компонентом, на современном этапе развития образовательной среды высшей профессиональной школы считаем необходимым введение еще одного компонента в модель вузовской образовательной среды. Этот компонент будет проявлять возможности ИКТ, новой сетевой информационной инфраструктуры современного вуза в осуществлении удаленных распределенных взаимодействий, информационных обменов, результатами которых будут новые научные, образовательные, социальные эффекты, обусловленные новым ходом информационных и коммуникационных процессов в электронных среде взаимодействий. Эти взаимодействия разворачиваются как внутри корпоративной среды, так и с внешними ее пользователями, партнерами, заинтересованными субъектами. Предлагаем назвать этот компонент в модели информационной образовательной среды компонентом информационных научно-образовательных эффектов (инновационных эффектов).

Необходимым условием появления инновационных эффектов образовательной среды являются изменения в ее субъектном компоненте: в позициях, установках, мотивациях, компетенциях субъектов образовательного процесса (педагогах, управленцах, обучающихся). Принятие ими новых целей и задач деятельности (профессиональной, учебной), их реализация на основе удаленных и распределенных в пространстве и времени взаимодействий; доступ к электронным ресурсам среды, управление ресурсами, используя интеллектуальные машинные средства в решении формализуемых задач и т.п. Изменения в субъектом компоненте образовательной среды, в свою очередь, приведут к соответствующим изменениям в социально-психологическом компоненте модели.

Важно понимать, что информационный научно-образовательный компонент среды будет оказывать влияния и видоизменять все остальные компоненты модели образовательной среды. Эти эффекты будут проявляться на разных уровнях: микро-, мезо- и макро. На микро-уровне образовательной среды их проявление может быть обнаружено (измерено, зафиксировано) в сетевом сотрудничестве субъектов образовательного процесса, реализуемом на базе ИКТ, в решении новых профессиональных, образовательных задач. Задач, в которых актуализируются новые связи и отношения между структурными подразделениями, преподавателями разных предметных областей. Например, через реализацию междисциплинарных связей, формирование новых социальных общностей, коллективов, совместно ставящих и решающих новые задачи, важные для инновационного развития вуза. При этом будут происходить изменения в психодидактическом компоненте образовательной среды вуза.

На мезо-уровне проявление инновационных эффектов связано с расширением круга влияний вуза на окружающую социальную среду, вовлечения «в свою орбиту» удаленных пользователей не только своего региона, но и всей страны. Этот компонент на макро-уровне будет отражать эффекты взаимодействий с зарубежными партнерами, конкуренцию высших образовательных учреждений на глобальном рынке образовательных услуг.

Таким образом, дополнение, расширение, обогащение спектра компонентов модели информационной образовательной среды высшей профессиональной школы может составить научную основу для разработки системы критериев и параметров оценки влияния изменений информационной образовательной среды вуза на качество протекающих в ней процессов, проявление инновационных приращений.

Концепция информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года (далее – Концепция) задает основные цели, задачи, направления информатизации системы образования Республики Беларусь на период до 2020 года, а также определяет базовые принципы, подходы и условия для успешной реализации процесса информатизации.

Концепция основывается на законодательных актах Республики Беларусь, Стратегии развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 августа 2010 года № 1174.

Рост объемов производимой информации, ее активное использование в различных сферах деятельности, создание современной информационно-коммуникационной инфраструктуры стали основными факторами возникновения и развития информационного общества. Широкомасштабное внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в различные сферы деятельности человека способствовало возникновению и развитию глобального процесса информатизации. В свою очередь, этот процесс дал толчок развитию информатизации образования, которая является фундаментальной и важнейшей задачей ХХI века в силу следующих основных причин:

· стремительное развитие информатизации общества в целом, которое влечет за собой радикальные социальные изменения и существенным образом изменяет практически все стороны жизни общества;

· увеличение количества информации, необходимой для успешной профессиональной деятельности;

· актуальность образовательной проблемы адаптации человека к жизни в условиях новой информационной среды человеческой цивилизации – инфосферы;

· доступность средств информатизации для массового пользователя и их широкое распространение в различных сферах жизнедеятельности вследствие неуклонного снижения стоимости этих средств;

· быстрый рост функциональных возможностей и технических характеристик ИКТ, которые опережают готовность пользователей.

В настоящей Концепции используются следующие основные термины и их определения:

база данных – совокупность структурированной и взаимосвязанной информации, организованной по определенным правилам на материальных носителях;

банк данных – организационно-техническая система, включающая одну или несколько баз данных и систему управления ими;

дистанционная форма получения образования – вид заочной формы получения образования, когда получение образования осуществляется преимущественно с использованием современных коммуникационных и информационных технологий;

доступ к информации – возможность получения информации и пользования ею;

информатизация – организационный, социально-экономический и научно-технический процесс, обеспечивающий создание предпосылок для формирования и использования информационных ресурсов и реализации информационных отношений;

информационно-коммуникационная инфраструктура – совокупность технических и программных средств, коммуникаций, персонала, технологий, стандартов и протоколов, обеспечивающих создание, передачу, обработку, использование, хранение, защиту и уничтожение информации;

информационная среда – совокупность условий, технических, программных и иных средств, обеспечивающих создание, хранение, обработку и передачу информации. Информационная среда включает в себя информационное пространство, дополняя информационные ресурсы и инфраструктуру политическими, экономическими, социальными, культурными и другими условиями, влияющими на информационные процессы;

информационно-коммуникационная технология (ИКТ) – совокупность информационных технологий и технологий электросвязи, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, распространение, отображение и использование информации в интересах ее пользователей;

информационное общество – современный этап развития цивилизации, отличающийся доминирующей ролью знаний и информации во всех сферах жизнедеятельности общества, решающим воздействием информационно-коммуникационных технологий на образ жизни людей, их образование и работу, а также на взаимодействие государства и гражданского общества;

информационный ресурс – организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных, другие совокупности взаимосвязанной информации в информационных системах;

информационная система – совокупность банков данных, информационных технологий и комплекса (комплексов) программно-технических средств;

мультимедиа технология – взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения;

«облачная» технология – технология, предполагающая удаленную обработку и хранение данных, в которой вычислительные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как интернет-сервис. «Облачная» технология предполагает повсеместный и удобный сетевой доступ к конфигурируемым вычислительным и информационным ресурсам (сетям передачи данных, серверам, базам данных, приложениям, сервисам), которые могут быть предоставлены и освобождены по требованию пользователя с минимальными эксплуатационными издержками;

центр обработки данных (ЦОД) – программно-аппаратный комплекс, созданный на базе средств вычислительной техники и иного оборудования, предназначенный для сбора, обработки, предоставления доступа к информации и для ее передачи. Основное назначение ЦОД – обеспечение гарантированной безотказной работы установленных в нем информационных систем с заданными уровнями доступности, надежности, безопасности и управляемости;

электронный документ – документ в электронном виде с реквизитами, позволяющими установить его целостность и подлинность;

электронный документооборот – движение электронных документов, минимизирующее или исключающее работу с документами в «бумажном» виде;

электронное обучение – ориентированный на обучающихся подход к использованию мультимедийных технологий и интернет для улучшения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и услугам, а также к удаленному информационному обмену и взаимодействию;

электронный образовательный ресурс – электронный ресурс, используемый в образовательных целях;

электронный ресурс – информационный ресурс, предназначенный для хранения и обработки информации в компьютерных системах (информационный ресурс, представленный в цифровом формате);

электронное средство обучения – программно-методическое обеспечение для использования обучающимися в образовательном процессе по конкретному учебному предмету образовательной области на всех этапах образовательного процесса;

электронная услуга – деятельность по осуществлению поиска, получения, передачи, сбора, обработки, накопления, хранения, распространения и (или) предоставления информации, а также защиты информации, осуществляемая с применением средств телекоммуникаций и вычислительной техники;

электронная цифровая подпись – последовательность символов, являющаяся реквизитом электронного документа и предназначенная для подтверждения целостности и подлинности электронного документа;

электронный учебник (электронное учебное пособие) – электронное учебное издание, содержащее систематизированное изложение учебного предмета (учебной дисциплины), части учебного предмета (учебной дисциплины), образовательной области, темы учебного предмета (учебной дисциплины), соответствующее учебной программе.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Система образования в настоящее время включает более 9 тыс. учреждений образования различного уровня, в которых получают образование свыше 2 млн. обучающихся. Образовательный процесс обеспечивают более 460 тыс. работников, из них около 250 тыс. педагогических работников.

В настоящее время ИКТ используются в учреждениях образования всех типов и видов на всех уровнях основного, специального и дополнительного образования.

Практически все базовые и средние школы, лицеи, гимназии, высшие, средние специальные и профессионально-технические учреждения образования имеют компьютерные классы или отдельные компьютеры для обеспечения учебного процесса.

По республике на один компьютер приходится 17 учащихся учреждений общего среднего образования (в городской местности – 20, в сельской местности – 11). Вместе с тем, в 10% учреждений образования на один компьютер приходится более 30 учащихся.

Обеспеченность компьютерной техникой учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования составляет 100%.

Компьютерной техникой оснащаются и учреждения дошкольного образования. В настоящее время в учреждениях дошкольного образования установлено 5625 персональных компьютеров, 79 учреждений дошкольного образования оснащены компьютерными классами.

В первую очередь стоят задачи обновления компьютерной техники в учреждениях образования, обеспечения дополнительной техникой крупных учреждений образования.

Модернизирована система повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров в области информационно-коммуникационных технологий путем создания системы региональных ИТ-тьюторов. Организована сертификация специалистов системы образования как квалифицированных пользователей информационных технологий.

На текущий момент примерно 77% педагогических работников (без учета учителей информатики) учреждений общего среднего образования, используют или готовы использовать ИКТ в своей профессиональной деятельности. Вместе с тем, количество слушателей, проходящих повышение квалификации в области ИКТ, ежегодно составляет менее 10% от всего числа педагогических работников, что не соответствует настоящим потребностям развития системы образования.

В настоящее время около 80% учреждений общего среднего образования имеют программное обеспечение для поддержки преподавания учебных предметов с использованием компьютерных технологий. Примерно 65% учреждений обеспечены программными средствами для автоматизации управленческой деятельности, 50% – для поддержки социально-психологических служб, 40% – для автоматизации деятельности библиотек.

В среднем по республике загруженность компьютерной техники в учреждениях общего среднего образования, составляет 41 час в неделю. Примерно по 30% загрузки кабинета информатики учреждения общего среднего образования приходится на преподавание учебного предмета «Информатика» и других предметов с использованием ИКТ, 13% на преподавание факультативных занятий, проведение кружков с использованием ИКТ. Около 24% времени используется педагогическими работниками для подготовки к учебным занятиям.

Доступ к сети Интернет имеет примерно 95% учреждений общего среднего образования, в том числе в 80% учреждений доступ обеспечен по широкополосному каналу. Все учреждения высшего и среднего специального образования подключены к сети интернет и в той или иной мере пользуются такими услугами, как электронная почта, веб-услуги и другие.

Существующая нормативная база в целом позволяет реализовывать мероприятия по информатизации системы образования. Вместе с тем, ряд нормативных документов уже устарел в силу высокой динамики развития средств информационных технологий. Отдельные документы были приняты как временные и требуют доработок и уточнения с тем, чтобы в полной мере соответствовать действующему законодательству Республики Беларусь.

В большинстве учреждений образования функционируют автоматизированные системы административного назначения, обеспечивающие сбор и обработку информации об обучающихся, педагогических работниках, родителях, материально-технической базе, организации учебного процесса. Функционирует ряд общереспубликанских систем, обеспечивающих автоматизированный сбор и обработку статистической информации в сфере образования, подготовку прогнозных показателей приема и формирование заказа на подготовку квалифицированных кадров, предоставление разнообразных данных о документах об образовании, выданных учреждениями образования, об участниках централизованного тестирования, о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, о детях с особенностями психофизического развития, об одаренной молодежи, о детях, прошедших оздоровление за рубежом.

Для обеспечения электронного документооборота в аппарате Министерства образования Республики Беларусь внедрены система электронной почты государственных органов Mail.gov и система автоматизации делопроизводства и электронного документооборота ДЕЛО. Вместе с тем система не масштабирована по республике в целом. Ряд услуг оказывается в электронном виде.

В осуществлении процессов информатизации системы образования в настоящее время существует ряд проблем, решение которых требует изменения существующих подходов.

· Отсутствие системности и комплексности в решении задач информатизации образования, отдельные направления которых решаются в рамках государственных и отраслевых программ, имеющих свои цели и задачи, условия реализации, заказчиков и исполнителей, деятельность которых никак не координируются.

· Система управления процессами информатизации в сфере образования достаточно условна и размыта, отсутствует четкое разделение функций, не выстроена система подчиненности и подотчетности.

· Для функционирования постоянно развивающихся ИКТ инфраструктуры учреждений образования требуются квалифицированные ИТ-специалисты, дефицит которых резко ощущается во всех отраслях.

· Постоянно возрастающий документооборот в системе образования остается бумажным.

· Разрабатываемые образовательные ресурсы в полной мере доступны только в компьютерном классе, их представление в сети интернет недостаточно.

Анализ процессов информатизации системы образования позволяет выделить следующие основные тенденции развития средств информатизации, применяемых в образовании.

1. Наблюдается приближение компьютера к пользователю: вначале – дисплейный класс для интерактивной работы, затем – персональный компьютер в классе, а далее – и дома, наконец, мобильность – носимое устройство (ноутбук, планшет, смартфон).

2. Рост функциональности – от обработки числовой информации, к обработке текстов и машинной графике, и далее – к мультимедийным возможностям (фото, звук, видео).

3. Конвергенция технических средств. Сегодня ноутбуки по функционалу и производительности практически не уступают стационарным компьютерам. Планшеты и смартфоны оснащаются все более мощными процессорами и имеют все больший объем памяти, что также приближает их к ноутбукам и стационарным компьютерам.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Основными целями информатизации системы образования Республики Беларусь на современном этапе являются:

– создание для населения равных возможностей получения качественных образовательных услуг на уровне современных требований национальных и международных стандартов вне зависимости от места проживания и обучения с использованием современных ИКТ;

– формирование личности, адаптированной к жизни в информационном обществе со всеми его возможностями, угрозами, вызовами и рисками.

Для достижения указанных целей должны быть решены следующие основные задачи:

– обеспечение доступности качественных образовательных ресурсов и услуг;

– эффективное вовлечение в образовательный процесс всего многообразия средств информатизации, как в учреждении образования, так и дома;

– развитие у обучающихся мотивации к получению знаний,непрерывному самообразованию посредством использования современных ИКТ.

Современное общество, став за последнее десятилетие информационным, теперь стремительно становится мобильным. Это означает, что доступ к информации и услугам обеспечивается пользователям постоянно, независимо от времени и места нахождения. Для обеспечения такой мобильности появились новые классы компьютерных устройств (смартфоны, планшеты и т.п.), а также новые технологии работы с информационными ресурсами и услугами («облачные» технологии).

Для системы образования актуальным становится лозунг: «Современный обучающийся – мобильный обучающийся!». Такой обучающийся: школьник, гимназист, лицеист, студент – должен иметь постоянный доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это касается и других участников образовательного процесса: родителей, педагогических работников, руководителей системы образования разных уровней. Мобильность каждого участника образовательного процесса будет лежать в основе мобильного образования в новом информационном обществе.

Необходимыми начальными условиями для существенных изменений при организации мобильного образования должно стать создание необходимой нормативной правовой базы и методического обеспечения.

При создании и дальнейшем развитии информационного пространства мобильного образования необходимо обеспечить приоритет образовательным ресурсам и услугам. Технические средства в условиях мобильного образования являются лишь инструментом доступа к образовательным ресурсам и услугам.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАТИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Формирование образовательной среды на базе «облачных» технологий.

Одной из устойчивых мировых тенденций развития средств информатизации является миграция к так называемым «облачным» технологиям. Эти технологии основаны на централизованном хранении и обработке информации в ЦОД, на гибких механизмах управления ресурсами и выделения их удаленным пользователям. Основными преимуществами «облачных» технологий являются эффективное использование технических средств и информационных ресурсов, масштабируемость решений, снижение затрат на разработку и эксплуатацию информационных систем, возможность обеспечить высокий уровень их защищенности.

Применение «облачных» технологий в системе образования позволит обеспечить мобильность и актуальность образовательных ресурсов. Для учреждений образования «облачная» образовательная среда позволит без дополнительных затрат использовать современные и постоянно актуализируемые компьютерную инфраструктуру, программные средства и сервисы, предоставляемые ЦОД. Соответственно, будут снижены затраты учреждений образования на построение и сопровождение локальных информационных сетей. «Облачные» технологии позволят вовлечь в образовательный процесс личные компьютерные устройства педагогических работников, обучающихся и их родителей.

Миграция к «облачным» технологиям меняет приоритеты в самих процессах информатизации. Компьютерные устройства становятся вторичными. Любое из них должно обеспечивать доступ к электронным образовательным ресурсам и услугам независимо от типа, марки и производителя, местонахождения. Первичными становятся образовательные ресурсы и услуги, на разработку которых должны быть направлены основные усилия, что позволит создать удобную среду для доступа к ресурсам с разнообразных, в том числе мобильных, устройств (компьютер в учебном кабинете, домашний компьютер, личный планшет или смартфон).

Модернизация технической инфраструктуры информатизации системы образования.

Необходимо предусмотреть своевременную замену морально и физически устаревающих технических средств информатизации, в первую очередь компьютеров, в учреждениях образования, исходя из среднего срока морального устаревания компьютерной техники 5-6 лет.

Компьютер должен стать эффективным инструментарием образовательного процесса по самым различным учебным предметам или дисциплинам. Для этого целесообразно приобретать для учреждений образования мобильные классы на основе ноутбуков и планшетов. В первоочередном порядке необходимо обеспечить массовое оснащение учреждений образования современной видеопроекционной техникой по принципу «в каждом классе, в каждой аудитории – мультимедийный комплекс (видеопроектор, ноутбук педагога)».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.