|
Адаптация человека в условиях инфосферы. Ноосфера и ее концепция.
Концепции современного естествознания - предмет, который объединяет в себе такие понятия как теории, законы, модели, гипотезы и т.д. Все эти понятия можно объединить в одно слово - концепции. И так же разберем остальные слова в этом предмете. Естествознание - это раздел науки, который изучает мир, как он есть, в том состоянии, который ему присуще. К современному естествознанию относится наука, которая бурно прогрессировала в XX в. и по сей день.
Ноосфера (от греч. noos - разум и сфера), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития (для обозначения этой сферы употребляют также сходные термины: техносфера, антропосфера, социосфера).
Актуальность и важность понятия «ноосфера» обусловлена приобретением не только филосовско - мировоззренческого и методологического, но и глубокого исторического смысла. Многообразие смысла ноосферы позволяет сделать выводы о характере, т.к. нельзя однозначно сказать, что это однозначно социальное или естественное. Оно совмещается и называется социоестественным и включает в себя как природные, так и общественные явления в оптимальном их сочетании.
«Глобальный характер взаимоотношений человека со средой его обитания привел к появлению понятия ноосферы, введенного Ле-Руа, а затем к концепции ноосферы, развитой Тейяром де Шарденом. Эта концепция была создана непосредственно под влиянием лекций, прочитанных В.И. Вернадским в Париже в 1926 г., в которых он изложил свое учение о биосфере. Концепция ноосферы продолжает учение о биосфере применительно ко взаимоотношению человека с окружающей природой средой».
1. Ноосфера
1.1 Понятие "ноосфера"
«Ноосфера - сфера разума - новое эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится решающим фактором его развития. Продуктом ноосферы является техника в самом широком смысле слова, включающем искусство, науку, и литературу как кристаллизацию человеческого разума. Деятельность человека создала внутри биосферы качественно новую оболочку - техносферу, образующую искусственную среду, состоящую из произведенных из косного или живого вещества технических средств: машин, механизмов, инструментов, аппаратуры управления, средств связи, домашних животных, культурных растений, промышленных штаммов микроорганизмов и т.д. Продукты техносферы не участвуют в цикле конверсии биоценозов, однако смерть вещей техносферы наступает, и природа, рано или поздно, возвращает их себе. Эволюция техносферы отличается от биологической эволюции: продукты техноэволюции не универсальны; решение об употреблении технических средств и орудий для добра или зла лежит вне технологии их изготовления; техноэволюция ускоряется военными конфликтами, существует предельный максимальный темп технического прогресса; вторжение технологии внутрь человека неизбежно; возникает вопрос о конечной цели эволюции техносферы»
Понятие ноосферы в современной науке имеет довольно широкий спектр толкования, хотя следует согласиться с Г.А. Бачинским, что ноосфера представляется как глобальная оптимизированная социально - экологическая система. Её можно рассматривать как саморегулирующие природные системы, равновесие которых обеспечивает общество.
Глобальная оптимизированная социально - экологическая система в ноосфере можно представить как комплекс взаимосвязанных подсистем. Выделим эти четыре подсистемы:
- природный (флора, фауна, вода, воздух, климат, рельеф, и т.д.);
- этносоциальные (обычаи, традиции, быт, язык и т.д.);
- социокультурный (искусство, здравоохранение, наука, религия, образование и т.д.);
- экономические (население, сельское хозяйство, транспорт, промышленность и т.д.).
Идея ноосферы состоит в том, что в первую очередь ассоциируется с именем В.И. Вернадского, русского учёного. Отмечавшего «Сферу Разума» закономерно возникающую как высшую стадию эволюцию биосферы.
Ноосфера - новая наука, возникшая не так давно, и может быть новой основой мировоззрения, которая может определить роль человека во Вселенной, его место и его эволюционное направление.
1.2 Строение ноосферы
«Ноосфера имеет трёхчастное строение:
1. Техносфера, объединяющая все средства переработки энергии и вещества, транспорт и коммуникации, созданные совокупной мыслью человечества.
2. Социосфера, включающая всю совокупность отношений между людьми и общественными структурами, вплоть до межгосударственных отношений.
3. Идеосфера - сфера идеальных продуктов деятельности человечества, таких, как искусство, наука, религия, мифологические формы сознания.
Рассмотрим эти три части поподробнее.
Техносфера (которую некоторые авторы, в особенности одержимые «ноофобиеей» - страхом перед Разумом - отождествляют с ноосферой) интенсивно развивается начиная со времен английской промышленной революции XVIII века, породив индустриальное общество XIX-XX вв. и на наших глазах создавая основы нового информационного общества. В этой области человечество ещё ждут яркие открытия. Уже создан плацдарм для освоения термоядерной энергии. В отличие от атомной, она использует энергию синтеза, а не распада ядер, экологически несравненно более чистую, чем атомная энергия и к тому же практически неисчерпаемую, используется солнечная энергия, водородная энергетика (дающая при сгорании водорода вместо вредных выбросов - чистую воду). Появляются совершенно новые виды транспорта - например, экранопланы, электромобили, в том числе питающиеся солнечной энергией, «струнные системы» Юницкого и многое другое. Огромную роль приобретают биотехнологии, вызывающие вместе с ожиданием победы над болезнями, увеличения срока активной жизни человека и немалую тревогу в случае применения их в антигуманных целях. Главной задачей ноосферной техники является не «преобразование природы» и тем более, её «покорение», а в первую очередь - «преображение техносферы», приведение её в соответствие с требованием сохранить устойчивость биосферы и потребностями людей, причём не, только физиологических, но и высших духовных потребностей, связанных с трудом и творчеством.
Социосфера складывается из ряда форм, аналогичных биоценозам и биогеоценозам. Иерархия этих форм начинается от «элементарной ячейки» - семьи, включает такие общественные структуры, как церковь, армия, государство, системы здравоохранения и образования, различные отношения между физическими и юридическими лицами (формы владения, формы обмена) и, наконец, отношения между народами и государствами (торговля, культурные влияния, обмен в области науки и технологий, спорта, медицины, миграции населения и т.п.). Особенно важны для формирования ноосферы такие формы, в которых человечество учится объединять усилия в решении общих задач - в борьбе со стихийными бедствиями, терроризмом, в совместных космических, культурных и образовательных программах (ЮНЕСКО, ЮНЕП, ХАБИТАТ и др.), создании общепланетарных движений и политических организаций (ООН). В области анализа социосферы с точки зрения ноосферологии сделано ещё очень мало. Но уже очевидно, что главный кризис сегодня - это дефицит Разума, остро проявляющийся в экологических, экономических и политических проблемах современности.
Приведу лишь простой пример безумия современной экономической деятельности в общепланетном масштабе. Сегодня на планете Земля проживает 6 миллиардов людей. Оборот наркотиков составляет сотни миллиардов долларов в год, приближается к триллиону. В то же время для того, чтобы обеспечить здоровье 100 миллионов детей из расчёта 100$ в месяц достаточно десятой доли этой суммы - чуть побольше затрат на гольф (75 миллиардов долларов в 1998 году) и чуть поменьше, чем на пиво (2 миллиарда долларов).
На планете ведутся войны, весьма выгодные с точки зрения экономической, но абсолютно неприемлемые с точки зрения ноосферы - как между странами, так и между гражданами этих стран.
Идеосфера - дух Ноосферы - является самой главной частью ноосферы. Это - совокупность всех типов мысли, созданных человечеством на протяжении нескольких тысячелетий его существования. Любая мысль «программирует» ту или иную конкретную деятельность человека. Анализ структуры Идеосферы позволил выявить среди всех таких «программ», те, которые в Идеосфере выполняют роль «программных оболочек», управляющих действиями всех программ более низкого уровня. Это именно то, что определяет сущность, тип мировоззрения.
Оказывается, что таких типов не так уж много, и, более того, возможным создать «аритмологическую классификацию базовых мировоззрений», приписав им некоторые «характеристические числа». Выяснилось, что для характеристики всех фундаментальных мировоззрений достаточно всего лишь трёх натуральных чисел - 1, 2 и 3, к которым следует добавить для полноты Ноль - символ небытия, и Бесконечность - символ неопределённо-большого разнообразия.
0 - это характеристика в первую очередь буддизма, и всех родственных ему типов мировоззрения, для которых целью является «выход из мира сансары в мир нирваны», избавление от тела, как ненужной «оболочки».
? - («бесконечность») характеризует все типы «языческих» мировоззрений, отрицающих Творца или не интересующихся вопросом о его существовании, поклоняясь бесчисленным «идолам».
В древних религиях этот тип мировоззрения порождал пантеоны «богов» в различных странах мира, в наши дни идолами стали деньги и вещи.
1 - символ мировоззрений, в основе которых лежит Священная Книга (в Исламе - Коран, в Иудаизме - Тора, или Пятикнижие). Несмотря на политическое противостояние иудаизма, и ислама, их роднит вера в то, что Творец - это одинокая Личность, резко и принципиально отличная от всего остального «товарного мира»
2 - «двоичные» мировоззрения, включающие широкий спектр форм, общим для которых является идея о равноправии двух борющихся начал («Бог» и «Дьявол» в манихействе, ереси, отвергнутой уже в первые века христианства, «борьба противоположностей» у Гераклита и представителей «диалектического материализма», наконец, взаимодействие безличных начал «Инь» и «Ян» в учении даосов).
3 - уникальное мировоззрение, вырастающее на основе авраамических религий, но существенно отличающееся от них - христианство. Творец в этом типе мировоззрений - это не «одинокая личность», а Троица, образом которой на земле является (пока еще лишь в проекте) общество независимых, но полностью открытых друг для друга Личностей, соединённых «нераздельно и неслиянно». Между небом и землёй нет уже непреодолимой преграды, ибо в истории состоялось уникальное событие, когда Сам Творец воплотился в Иудее 1-го века в облике Иисуса Христа, и открыл человечеству путь к спасению, победе над смертью и преображению мира. Это мировоззрение, безусловно, совместимо с ноосферным, и расхождения с «ортодоксами» связаны, прежде всего, с тем, что они слишком недооценивают роль творчества людей, их активного участия в «соработничестве» с Творцом».
Функции ноосферы
контроль эволюции человека, и формирование сообщества отвечающим этим законам.
- совершение обмена информацией с системами дальнего и ближнего космоса (разумными системами).
«Серьёзное научное исследование систем, составляющих в совокупности Ноосферу, фактически только начинается в XXI - м веке, хотя предпосылки для этой работы уже созданы в трудах многих выдающихся учёных и мыслителей. Большой вклад в ноосферологию сделал Никита Николаевич Моисеева (1917-2000), посвятивший этой теме множество статей и шесть монографий. Н.Н. Моисеев активно развивал идею о «коэволюции человека и биосферы», которую высказал замечательный русский учёный Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский в лекциях в ВЦ АН СССР в 60-е годы. Менее известен, но не менее значим вклад в ноосферологию одного из «русских энциклопедистов» - Побиска Георгиевича Кузнецова (1924-2000), создавшего вокруг себя школу ярких мыслителей, чьи работы продолжают и развивают его идеи. Более того, П.Г. Кузнецов смог воодушевить идеей ноосферы и учением В.И. Вернадского крупного американского мыслителя и общественного деятеля, физика и экономиста Линдона Ларуша, опубликовавшего в США первую книгу, посвящённую экономике ноосферы.
Ноосферное мировоззрение исходит из представлений об особой роли человека во Вселенной, как единственного (в плане современного научного видения) носителя разума, и стремится выработать формы диалога между людьми разных культурных традиций, национальностей, религиозных конфессий и гендерных отличий.
Оно опирается на:
1. науку, точно знающую пределы своей применимости и опирающуюся на требование ответственности человека за планету, на которой он живёт,
2. философию, требующего подвергать сомнению всё, но только ради установления истины (постмодернисткие концепции, принципиально отказывающиеся от категории истины, противостоят ноосферному мировоззрению).
Мировоззрение Вернадского, исходящее из того, что наука, религия и философия суть три независимые формы Разума, каждая из которых предназначена для решения своих задач, плохо вписывалась в рамки «единственно верного» учения диалектического материализма. Эти идеи Вернадского стали доступны советским читателям лишь начиная с конца 60-х годов. Его главное сочинение, связанное с ноосферной проблематикой, «Научная мысль, как планетное явление», написанное в 1936 году стало доступным читателю лишь в 1988 году. В 80-е годы ноосферное движение в СССР, а в 90-е в России активно развивается. Ноосферные идеи проникают в сознание политических деятелей и руководителей регионов. Библиография работ по ноосфере насчитывает уже тысячи наименований».
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|