Организация ремонта лопаточного аппарата осевого компрессора
Перед остановкой турбоагрегата для вывода его в ремонт очищают проточную часть осевого компрессора. Внешним осмотром после вскрытия без применения специальных средств фиксируются явно выраженные дефекты.
По признакам усталости с помощью специальных средств обнаруживают дефекты лопаточного аппарата. В зависимости от характера и степени повреждения лопаточного аппарата определяют необходимость перелопачивания той или иной ступени или замене отдельных лопаток. Все лопатки и вставки, имеющие трещины усталости, заменяются. Лопатки, имеющие небольшие вмятины, изгибы и надрывы на кромках
пера, подвергаются правке (при изгибах), радиусной запиловке (при надрывах), шлифовке (при вмятинах).
Рабочие лопатки ОК больше, чем другие, подвержены эрозионному износу, поэтому при осмотре профилей этих лопаток обращают особое внимание на остроту кромок пера. При значительном износе лопатки заменяют. Мелом в порядке номеров промаркировывают каждую лопатку на перелопачиваемой ступени. Номер наносят на выпуклую поверхность, на дефектных лопатках, обозначенных буквой «Д». Выворачивают, а при необходимости высверливают до полного удаления металла замковые винты. Глубина сверления не более 45 мм. После удаления замковой лопатки поочередно выдвигают и удаляют остальные лопатки перелопачиваемой ступени. Лопатки складывают по порядку номеров. Освободившейся паз на бочке ротора предварительно протирают ветошью, смоченной в керосине, и окончательно сухой салфеткой. Поверхности пазов предъявляют на дефектоскопический контроль. Дефектные лопатки по нормам отбраковки заменяют на новые, причем их масса не должна отличаться от прежних более чем на 2,5 г. При подборе лопатки по массе разрешается снимать металл на конусе пера лопатки, образуя утонение.
Перед опиловкой рабочих лопаток ОК необходимо ознакомиться с результатами их дефектоскопии. Затем в каждой ступени наметить по две - три контрольные лопатки, наиболее изношенные и подлежащие запиловке. При этом необходимо (рис.8.1):
• замерить на каждой контрольной лопатке хорду «Аф»;
• определить «углубление» губок штангенциркуля для каждой отобранной для контроля лопатки «С!»;
• замерить штангенциркулем толщину выходной кромки «К» в контрольном сечении каждой, подлежащей запиловке лопатки. Если «К» в контрольном сечении превысило минимально допустимую величину, то это свидетельствует о возможности исправления утоненной лопатки методом опиловки (уменьшения) хорды лопатки.В противном случае лопатка подлежит замене.
Расстояние от контрольного сечения до входной кромки А назначают, исходя из минимально возможного значения хорды А,. Лопатки, имеющие аналогичный дефект на высоте более 40 мм от хвостовика, опиливают. Затем анализируют результаты замеров выходных кромок в соответствии с изложенными требованиями и намечают окончательно тело лопатки к заливке или замене. При необходимости выступающую часть замковых вставок и стопорных винтов
Техническое обслуживание и ремонт ГПА
|
Рис. 8.1.Геометрические формы и размеры' лопатки: 1 - риска; 2 - губки штангенциркуля;
3 - припуск на обработку; 4 - профиль неизношенной лопатки; 5 - фактический профиль;
6 - возможный профиль после опиловки; 7 - предельно допустимый ремонтный профиль
| запиливают заподлицо с поверхностью ротора. Запиленные мрста зашлифовывают шкуркой.
Перед заменой лопаток на каждой новой из них проверяют наличие клейма ОТК, снимают консервацию, проверяют на отсутствие дефектов. В разлопаченный паз на бочке ротора заводят три - четыре не дефектные лопатки с разлопаченной ступени и замеряют их высоту пера по входной кромке. Определяют среднее арифметическое значение. Лопатки снимают и повторяют операцию для новых лопаток. При больших отклонениях по высотам необходимо замерять высоту каждой лопатки и отмечать ее размер на выпуклой поверхности. Выступающую часть полки лопаток проверяют и при необходимости запиливают заподлицо с наружной поверхности бочки ротора. Допустимое выступа-ние - не более 0,1 мм. На верхней части пера каждой подобранной лопатки штангенциркулем размечают риску для опиловки по ней припуска по высоте. После снятия припуска производят снятие заусенцев и притупление острых кромок. При опиловке необходимо взвешивать опи-
ливаемую лопатку, обеспечивая разницу в массе старой и новой лопатки не более 2 г.
Широкое применение при развеске лопаток получили компьютерные программы, которые позволяют с максимальной эффективностью определить место каждой новой лопатки на роторе.
После подготовки замковых вставок и контроля геометрических размеров паза под лопатку приступают к облопачиванию ротора. При производстве работ по облопачиванию ротора особое внимание уделяют требованиям по пятну контакта. Площадь требуемого контакта не менее 70%. Подогнанные лопатки после установки на ротор расклинивают. На соседние с замком лопатки устанавливают щитки из отрезанного резинового шланга для предохранения их от повреждений при толкании, затем производят установку стопорных винтов. Каждый винт закернивают в трех точках. Производят снятие вибрационных характеристик и динамическую балансировку.
8.7. Балансировка и балансировочные станки
Балансировка - процесс нахождения величины и месторасположения неуравновешенности и установка уравновешивающих грузов, устраняющих динамические нагрузки на подшипники и изгибающие моменты на роторе при рабочих оборотах. Неуравновешенность обычно распределяется произвольным образом по длине ротора и при балансировке устраняется грузами, устанавливаемыми в штатные балансировочные пазы.
Различают два вида небаланса: статический, устраняемый двумя равными по величине и направленными в одну сторону грузами; динамический, устраняемый двумя равными, но противоположно направленными грузами. Статический небаланс можно выявить как при вращении ротора, так и при перекатывании на призмах, динамический - только при вращении.
Балансировку на станках проводят в следующих случаях:
• агрегат имеет повышенную вибрацию при выводе в ремонт;
• после полного или частичного перелопачивания ротора;
• при торцевом биении дисков;
• при обнаружении следов задеваний;
• после шлифовки шеек.
Техническое обслуживание и ремонт ГПА
|
Эффективность балансировки на станках зависит от степени жесткости ротора, т.е. возникновения на рабочих оборотах динамического прогиба, а значит, появления дополнительного небаланса, чувствительности станка к небалансу ротора, эллипсности шеек, которая не должна превышать 0,03 мм. При больших значениях при вращении в подшипниках станка возникает биение ротора, что приводит к невозможности проведения балансировки.
Широкое распространение получили низкооборотные станки с маятниковой подвеской двух типов: «резонансные», на которых неуравновешенность находят путем измерения колебания подшипников на оборотах резонанса с помощью индикатора, и «зарезонансные», на которых неуравновешенность находят путем измерения колебаний подшипников на зарезонансных оборотах с помощью виброаппаратуры.
Станок «резонансного» типа состоит (рис.8.2) из двух стоек 1, к которым с помощью плоских пружин 2 подвешиваются люльки 4. Фиксация люлек осуществляется винтом 3. На люльках устанавливаются подшипники, закрепляемыми винтами. На одной из стоек устанавливается упор с упорными колодками, препятствующими осевому перемещению ротора. Смазка подшипников проводится самотеком из масляных бачков. Для сбора масла служат поддоны. Разгон ротора 5 проводится электродвигателем постоянного тока 6. Соединение вала электродвигателя с балансируемым ротором осуществляется с помощью пальчиковой полумуфты 7. Отжимные болты 8 служат для выставления ротора в горизонтальном положении и его прицентровки к электродвигателю. Рабочая длина пружины, которая определяет величину резонансных оборотов, регулируется и устанавливается с помощью зажимных пластин.
Правильность установки резонансных оборотов проверяют следующим образом: устанавливают индикаторы для замера колебаний подшипников, включают смазку подшипников после разгона ротора до частот вращения 200-220 об/мин, отключают муфту, винтами освобождают один из подшипников и на выбеге ротора с помощью тахометра и индикатора фиксируют обороты, на которых амплитуда колебания подшипника достигает максимального значения. Если резонансные обороты окажутся меньше 150 об/мин, то зажимные пластины необходимо опустить, если резонансные обороты окажутся выше 160 об/мин, то зажимные пластины необходимо поднять. Аналогичные действия поводят с пружинами другого подшипника. Подготовка стенки считается законченной, если показания индикатора для каждого подшипника останутся стабильными после трех замеров.
Балансировку ротора начинают со стороны, имеющей наибольшую амплитуду колебаний. Другой подшипник остается закрепленным. Ба-
Техническое обслуживание и ремонт III A
|
лансировка на станке основана на двух предпосылках: колебания подшипников вызываются действием только центробежных сил небаланса и амплитуда колебаний подшипников пропорциональна небалансу.
Наиболее простой, но в тоже время и наиболее длительный, способ определения расположения небаланса основан на измерении амплитуды колебаний подшипников при последовательной перестановке пробного груза через равные отрезки окружности. При этом окажется, что в какой-то точке установки пробного груза амплитуда колебаний будет иметь максимальное значение и в противоположной - минимальное.
Более рациональным является метод двух пусков. При использовании этого способа необходимо:
• определить массу пробного груза по формуле Рл = 2RO,15A G, где А- начальная амплитуда колебаний подшипника на резонансных оборотах; G- масса ротора; R- радиус установки грузов;
• установить пробный груз в произвольную позицию и зафиксировать амплитуду колебаний А,;
• передвинуть пробный груз относительно позиции по направлению
вращения на 90° и записать амплитуду А2.
В станках «зарезонансного» типа частота вращения балансируемо-го ротора в несколько раз превышает собственную частоту колебаний подвесок. Наиболее распространенным станков из отечественных является станок типа 9719, оснащенный тремя муфтами, используемыми в зависимости от массы роторов.
Принцип работы станка состоит в следующем: неуравновешенные силы при вращении ротора вызывают колебания опор в горизонтальной плоскости; колебания каждой опоры передаются через проволочные тяги катушкам индукционных датчиков, в которых возникают электродвижущие силы, пропорциональные амплитуде колебания опор и скорости вращения.
Массу и место небаланса определяют последовательно для каждой стороны без прекращения вращения ротора. Массу небаланса определяют с помощью ваттметрического измерителя типа Д-132 и отсчитывают по шкале прибора, а угловое положение небаланса - с помощью ваттметрического измерителя ГБС-8 по лимбу, закрепленному на передней части шпинделя.
Все более широкое применение получают портативные приборы виброконтроля с встроенной программой балансировки типа «Диамех» Аи-18, применяя которые можно вести балансировку в собственных подшипниках. Однако их программа коррекции небаланса построена на принципах, о которых говорилось выше.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|