Сделай Сам Свою Работу на 5

I. МЕТОДОЛОГИЯ И ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМЫ





Одним из существенных достижений психо­анализа является то, что он преодолел лож­ное различие между социальной психологией и индивидуальной психологией. С одной сто­роны, Фрейд подчеркивал, что не существует индивидуальной психологии человека в изо­ляции от его социального окружения, потому что человек не существует изолированно. Фрейд не признавал никакого homo psycholo- gicus, никакого психологического Робинзона Крузо, подобно человеку экономическому классической экономической теории. Напро­тив, одним из наиболее важных открытий Фрейда было понимание психологического развития наиболее ранних социальных отно­шений индивида — отношений с родителями, братьями и сестрами.

«Верно, — писал Фрейд, — что индивиду­альная психология занимается отдельным че­ловеком и изучает, каким образом он пытает­ся найти удовлетворение своим инстинктив­ным импульсам; но лишь в редких и исключи-

© Е.Г. Руднева, Е.Н. Федина, Е.Г. Балагушкин, перевод, 1998

14-Здоровое общество

тельных случаях индивидуальная психология позво­ляет себе отвлечься от отношений этого индивида с другими. В психическую жизнь индивида неизменно вов­лекается кто-то еще, в качестве образца, объекта, помощ­ника, оппонента; поэтому с самого начала индивиду­альная психология, в этом расширенном, но полностью обоснованном смысле этих слов, является одновремен­но и социальной психологией»1.



С другой стороны, Фрейд радикально порвал с ил­люзией социальной психологии, предметом которой была «группа». По его мнению, «социальный ин­стинкт» не в большей степени являлся предметом психологии, чем изолированный человек, поскольку это не был «врожденный и основной» инстинкт; ско­рее, он видел «начало формирования психики в более узком кругу, таком как семья». Он показал, что пси­хологические явления, действующие в группе, следу­ет понимать на основе психических механизмов, дей­ствующих в индивиде, а не на основе «группового со­знания» как такового2.

Разница между индивидуальной и социальной психологией раскрывается как количественная, а не качественная. Индивидуальная психология принима­ет во внимание все детерминанты, повлиявшие на судьбу индивида, и таким образом рисует максималь­но полную картину психического состояния индиви­да. Чем более мы расширяем сферу психологического исследования, то есть чем больше число людей, чьи общие черты позволяют объединить их в группу, тем более мы должны сократить объем нашего исследова­ния совокупного психического состояния отдельных членов данной группы.



Таким образом, с увеличением числа объектов ис­следования в социальной философии уменьшается проникновение в психическое состояние каждого ин­дивида в рамках изучаемой группы. Если этого не признавать, легко возникают недоразумения при оценке результатов подобных исследований. Предпо­лагается, что полученные результаты дадут представ­ление о психическом состоянии отдельного члена группы, но социально-психологическое исследование может изучать лишь матрицу характера, общую для всех членов группы, и не учитывает совокупную структуру характера отдельного индивида, поскольку это никогда не может быть задачей социальной пси­хологии и возможно только при наличии обширных знаний о развитии индивида. Если, например, во время социально-психологического исследования выясняет­ся, что группа изменяет свое агрессивно-враждебное отношение к фигуре отца на пассивно-послушное, это утверждение отличается от такого же утверждения, сделанного при изучении индивида в индивидуально- психологическом исследовании. В последнем случае оно означает, что указанная перемена действительно произошла в совокупном отношении индивида; в пер­вом — что она представляет среднюю характеристику, общую для всех членов группы, что необязательно должно играть центральную роль в структуре харак­тера каждого индивида. Таким образом, ценность со­циально-психологического исследования не может заключаться в факте, что оно дает полную картину психических особенностей отдельных членов, а лишь в том факте, что мы можем определить те общие пси­хические тенденции, которые играют решающую роль в их социальном развитии.




Преодоление психоанализом теоретического про­тиворечия между индивидуальной и социальной пси­хологией приводит к выводу, что метод социально- психологического исследования по существу тот же, что и метод, который применяется в психоанализе к исследованию психики индивида. Следовательно, есть смысл вкратце рассмотреть основные черты это­го метода, поскольку он представляет интерес для данной работы.

Фрейд исходит из точки зрения, что среди причин, вызывающих неврозы — это же относится и к структу­ре инстинктов здоровых людей, — врожденная сексу­альная конституция и события, которые переживались как опыт, образуют комплементарный ряд:

«На одном конце ряда стоят те чрезвычайные слу­чаи, относительно которых можно с уверенностью ска­зать: «Эти люди заболели бы, что бы ни случилось, что бы они ни пережили, как бы благосклонна ни была к ним жизнь, потому что их либидо развивалось аномаль­но». На другом конце стоят случаи, вызывающие про­тивоположный вердикт: «Они несомненно избежали бы заболеваний, если бы жизнь не обременяла их таким- то и таким-то образом». Между ними располагаются случаи, в которых более или менее предрасполагающий фактор (сексуальная конституция) сочетается с менее или более неблагоприятными ситуациями жизни. Сек­суальная конституция этих лиц не вызвала бы невро­за, если бы они не прошли через те или иные пережи­вания и жизненные неурядицы не оказали бы на них травматического воздействия, если бы либидо имело другую конституцию3.

В психоанализе принято считать, что конституцио­нальный элемент в психической структуре здорового или больного человека — это фактор, который следует учитывать в психологическом исследовании индивидов, но который остается неуловимым. Что важно для пси­хоанализа, так это переживание (experience); изучение его влияния на эмоциональное развитие — вот глав­ная задача. Психоанализ, разумеется, признает, что эмоциональное развитие индивида обусловлено в боль­шей или меньшей степени его конституцией; это поло­жение — основная посылка психоанализа, но сам пси­хоанализ занимается исключительно исследованием влияния жизненной ситуации индивида на его эмоцио­нальное развитие. На практике это означает, что для психоаналитического метода максимальное знание ис­тории жизни индивида — главным образом его ранние детские переживания, но не только — очень существен­ное условие. Он изучает связь между образом жизни индивида и специфическими аспектами его эмоцио­нального развития. Без обширной информации об об­разе жизни индивида психоанализ невозможен. Общее наблюдение показывает, конечно, что определенные типичные манеры поведения указывают на типичный образ жизни. Можно по аналогии сделать предположе­ние о соответствующем образе жизни, но все подобные выводы будут заключать элемент недостоверности и будут иметь ограниченную научную ценность. Таким образом, метод индивидуального психоанализа — это деликатный «исторический» метод: понимание эмоци­онального развития индивида на основе знания исто­рии его жизни.

Метод применения психоанализа к группам не мо­жет быть иным. Общие психические установки (atti­tudes) членов группы следует понимать только на ос­нове общего для них образа жизни. Так же как индиви­дуальная психоаналитическая психология пытается понять совокупность эмоций индивида, так соци­альная психология может проникнуть в эмоциональ­ную структуру группы только через точное знание ее образа жизни. Социальная психология может делать утверждения лишь в отношении психических устано­вок, общих для всех; таким образом, ей необходимо знание жизненных ситуаций, общих для всех и харак­терных для всех.

Хотя метод социальной психологии в своей основе не отличается от метода индивидуальной психологии, есть тем не менее одно отличие, на которое следует ука­зать. В то время каклсихоаналитическое исследование занимается главным образом невротическими пациен­тами, социально-психологическое исследование зани­мается группами нормальных людей.

Особенностью невротической личности является то, что ей не удалось психически приспособиться к окру­жающей действительности. Посредством фиксации оп­ределенных эмоциональных импульсов, определенных психических механизмов, которые некогда были умес­тными и адекватными, она вступает в конфликт с ре­альностью. Психическая структура невротика, таким образом, остается полной загадкой без знания о его ранних детских переживаниях, поскольку вследствие его невроза, отражающего отсутствие приспособлен­ности или определенный набор детских фиксаций, даже его положение в качестве уже взрослого человека оп­ределяется в значительной степени ситуацией, пере­житой в детстве. Даже для нормального человека пе­реживания раннего детства имеют решающее значение. Его характер, в самом широком смысле, определяется ими и без них в целом необъясним. Но поскольку он приспособился к действительности лучше, чем невро­тик, его психическое состояние гораздо лучше подда­ется пониманию, чем в случае с невротиком. Соци­альная психология занимается нормальными людьми, на психическое состояние которых действительность оказывает несравненно большее влияние, чем на невро­тика. Поэтому она может обойтись без знания индиви­дуальных детских переживаний разных членов иссле­дуемой группы; из знания социально обусловленного образа жизни этих людей по окончании периода ран­него детства она может понять общие для них психи­ческие установки.


Социальная психология занимается исследовани­ем того, как определенные психические установки, общие для членов группы, связаны с их общими жиз­ненными переживаниями. Не большей случайностью при индивидуальном исследовании является преоб­ладание той или иной направленности либидо, то или иное выражение эдипова комплекса, чем измене­ния в психических характеристиках психического со­стояния группы, будь то в том же классе людей за некоторый период времени или одновременно среди разных классов. Социальная психология изучает, по­чему такие изменения происходят и как их следует понимать на основе опыта, общего для членов этой группы.

Данное исследование посвящено узко ограничен­ной проблеме социальной психологии, а именно воп­росу о мотивах, обусловливающих эволюцию концеп­ций об отношении Бога Отца к Иисусу Христу от за­рождения христианства до формулировки Никейского Символа Веры в IV в. В соответствии с указанными вы­ше теоретическими принципами, это исследование ста­вит целью определить, в какой степени изменение в оп­ределенных религиозных идеях является выражением психического изменения участвующих в нем людей и в какой степени эти изменения обусловлены условия­ми их жизни. В нем будет сделана попытка понять эти идеи с точки зрения внутреннего мира людей и их об­раза жизни и показать, что эволюцию учения можно понять только познанием бессознательного, на которое воздействует внешняя реальность и которое определя­ет содержание сознания.


Метод этой работы делает необходимым уделять сравнительно много внимания описанию жизненной ситуации людей, к которым относится исследование обстоятельств их духовной, экономической, обще­ственной и политической жизни — короче говоря, их «психической поверхности». Если читателю покажет­ся, что этому уделяется преувеличенно большое вни­мание, следует помнить, что даже в случае психоана­литического изучения больного человека большое внимание уделяется изучению внешних обстоя­тельств, окружающих данного человека. В данной ра­боте описание общей культурной ситуации исследуе­мых людских масс и представление их внешнего ок­ружения играют большую роль, более важны, чем описание фактической ситуации в индивидуальном исследовании. Причина этого в том, что по своей природе историческая реконструкция, даже при не­значительной степени детализации, несравненно бо­лее сложное и трудоемкое дело, чем изложение про­стых фактов, происходящих в жизни индивида. Одна­ко мы полагаем, что к этому недостатку следует отне­стись снисходительно, поскольку только таким образом можно прийти к психоаналитическому пони­манию исторических явлений.

Данное исследование занимается предметом, ко­торый исследовал один из наиболее выдающихся представителей психоаналитического изучения ре­лигии — Теодор Райк4. Различия в содержании, кото­рые с необходимостью вытекают из различной мето­дологии, наряду с собственно методологическими различиями, будут кратко рассмотрены в конце дан­ной работы.

Нашей задачей здесь является понять перемены в определенном содержании сознания, как оно выраже­но в теологических идеях в результате изменения, про­изошедшего в бессознательных процессах. Соответ­ственно, так же как мы сделали по отношению к мето­дологической проблеме, мы предлагаем вкратце рас­смотреть наиболее важные открытия психоанализа, касающиеся нашего вопроса.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.