Сделай Сам Свою Работу на 5

ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РАННЕЙ ПСИХИКИ





Урунтаева Г.А. Детская психология: Учебник для студентов средних учебных заведений. 6-е изд. М., 2006, тираж 3000. – 368 с.

Отношение к детству выступает важным фактором социокультурного развития. В европейской культуре вплоть до эпохи Возрождения подростки воспринимались господствующей культурой как маленькие взрослые. Им шили точно такие же кафтаны, как для родителей, надевали такую же обувь, порою не считаясь с ее размером. Мысль о том, что мир ребенка радикально отличен от взрослого, еще не родилась. Так было и во времена Шекспира. Однако в эпоху Просвещения детей стали отделять от взрослых. Вместе с тем сложилась отчетливая идеализация детского возраста. Писатели, философы, психологи показывали внутренний мир ребенка в духе руссоизма. Это, мол, чада, не испорченные диктатом цивилизации. Светлые, незамутненные души. Взрослые могут надругаться над идеальными переживаниями детей, разрушить еще неокрепшую нравственность. После романов английского писателя Ч. Диккенса детям на улице стали подавать милостыню. В сознании европейцев закрепился образ чистого, страдающего ребенка.

Г.А. Урунтаева – выдающийся теоретик и практик в отечественной науке. Ее имя давно уже стало знаковым. Она весьма скрупулезно и профессионально исследует логику, закономерности становления психических процессов, свойств и качеств личности в дальнейшем. Дошкольное детство, как показывает автор, — первый период психического развития ребенка и поэтому самый ответственный. В это время закладываются основы всех психических свойств и качеств личности, познавательных процессов и видов деятельности.



К сожалению, в отечественной психологии продолжает жить миф об асексуальности ребенка. Между тем мне кажется, что ребенок развивается не только физически, интеллектуально, духовно и нравственно. Он проходит также различные стадии психосексуального становления. В нашей стране в связи с тем, что психоанализ был репрессирован, об этой стороне дела стараются умалчивать. Но это, пожалуй, единственное критическое соображение в связи с рецензируемым учебником.

В учебнике показано, что в 20—30-е годы Л.С. Выготский создал культурно-историческую теорию развития высших психических функ-



ций — концепцию об общественно-исторической обусловленности поведения и психики человека. В отличие от биогенетических и социогенетических теорий он предложил иное понимание источника, движущих сил, условий, форм психического развития, разработал понятие о зоне ближайшего развития, сформулировал проблему возраста, предложил вариант периодизации психического развития, ввел в психологию новый метод исследования — экспериментально-генетический. Суть этого метода, как указано на с. 15, состоит в том, что в специально создаваемых и контролируемых условиях воспроизводится сам процесс происхождения новых психических свойств и качеств. Идеи Л.С. Выготского получили дальнейшее развитие в трудах учеников созданной им научной школы (Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, A.B. Запорожец, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.).

Учебник Г.А. Урунтаевой энциклопедичен. Она рассказывает о том, как в разных формах развивается деятельность дошкольника, анализирует познавательные процессы у дошкольника, всесторонне рассматривает личность дошкольника.

Чрезвычайно ценно, что в учебнике есть список литературы, словарь психологических терминов, представлены персоналии. Такая обстоятельность встречается редко в учебниках нашего времени.

«ДРАГОЦЕННАЯ ТЫ, МОЯ ЖЕНЩИНА!»

Хасбулатова O.A. Российская гендерная политика в XX столетии: Мифы и реалии: Монография. Иваново, 2005, тираж 800. – 372 с.

Автор монографии — примечательная личность. O.A. Хасбулатова — доктор исторических наук, профессор, заместитель главы администрации Ивановской области, заведующая кафедрой общей социологии и феминологии Ивановского государственного университета.



Однако ее исследование не региональное. Речь идет о тендерной политике, проводимой в России с начала минувшего столетия до наших дней. O.A. Хасбулатова стояла у истоков развития тендерных исследований в высшей школе. С 1994 г. — научный сотрудник межвузовских научно-исследовательских программ по женской и тендерной тематике. O.A. Хасбулатова — главный редактор российского научного журнала «Женщина в российском обществе», который издается на базе Ивановского государственного университета с 1996 г.

В данной монографии читатель может получить материал о проведении тендерной политики в разных социально-экономических условиях, о ценностных ориентациях мужчин и женщин в различные периоды российской истории. Достоинство книги — в обстоятельном тендерном ана-

лизе внутренней политики Российского государства в XX столетии. Автор рассмотрел идейные воззрения, правовые основы, декларации и реалии по проблемам тендерных отношений, статусных ролей мужчин и женщин на различных этапах исторического развития нашей страны в 1900—2000 годах. Исследование основано на обширном фактологическом материале, разнообразных документальных и архивных источниках. Выводы, которые содержатся в монографии, весьма содержательны. Ход исторического развития, подчеркивает O.A. Хасбулатова, еще раз убедил, что государственная политика неэффективна, если она реализуется без участия одного из полов. Ее цели должны соответствовать интересам и мужчин, и женщин. Осознание этих интересов осуществляется через активное равноправное участие женщин и мужчин во всех сферах жизни общества, через признание обществом тендерного равенства важной стратегией социального прогресса.

ОКЛИКНУТОСТЬ КАК ФЕНОМЕН

Коммуникативная природа человека (Первые Петраковские чтения): Материалы научно-теоретической конференции. Удмуртский университет, 31 января 2006 года. Ижевск, 2006, тираж 120 экз. – 317 с.

При Удмуртском государственном университете плодотворно работает Институт человека, который возглавляет замечательный организатор и интересный философ Альберт Алексеевич Разин. В Ижевске регулярно проводятся научные конференции, в которых участвуют не только местные ученые, но и исследователи разных регионов, в том числе и московские философы. Ижевск — стало быть, серьезный центр философско-антропологической мысли. В этом нетрудно убедиться, прочитав представленный сборник.

В качестве темы конференции выбрана проблема общения, проблема коммуникативной природы человека. Специфика человеческой природы заключается в ее открытости, незавершенности в отличие от природы животных, которая обнаруживается в генетически обусловленных инстинктах. Об этом говорится в статье A.A. Разина. Общение в целом стало важным антропологическим понятием. Философы и психологи знают, как важно для самоощущения человека глубинное представление о себе. Человеческое бытие хрупко, но стойкость его зависит от душевной и умственной отзывчивости. Услышать голос. Далекий, возможно неслышный, но такой нужный лично мне, как весть иного равноправного сознания. Войти в мир другой человеческой вселенной. Ощутить посторонний голос как особую точку зрения на мир и на самого себя, как бытие другого человека.

Спектр затронутых в сборнике проблем весьма значителен. Здесь освещены не только философские, но и социологические, эстетические, медицинские темы. Можно ли предотвратить некоторые человеческие трагедии? Этим вопросом задается проф. В.Н. Савельев. Да, отвечает он, если бы люди, составляющие разумное общество, отнеслись к своему историческому прошлому с пониманием и почестью. Авторы сборника анализируют многообразие видов, типов, форм общения и коммуникации. Интересно суждение профессора об иллюзии коммуникации, которая порождается сегодня массово. Несмотря на многочисленные опросы и другие способы диагностики общественного мнения, масса гасит призывы и манипуляцию своим молчанием.

Значительная часть сборника посвящена постмодернистской культуре. Итогом постмодернистской деконструкции стало мнение о социальном как находящемся на границе, пределе своего смысла (A.B. Лозин). Многие современные мыслители заявляют о «конце социального», «конце истории» в гегелевском смысле и даже о конце человеческого во всем его предыдущем социально-историческом понимании. На современном этапе своего развития политическая философия столкнулась с проблемой концептуализации политического мира. Утверждаемый философами-постмодернистами «конец политического» (Ж. Бод-рийяр) обозначает границы существования легитимизированных политических дискурсов (марксизм/ консерватизм/ либерализм (И.В. Соловей)).

Хотелось бы отметить статью, посвященную конструированию ком-муникативноый реальности в концепции французского философа П. Вирилио. Одной из наиболее значимых задач современной социальной философии оказывается проблема «возвращения смысла» в коммуникацию. К сожалению, так называемый информационный подход, используемый во многих общественных науках, приводит к полной объективации смысла коммуникации; смысл коммуникации исчезает и в случае смешения информации и коммуникации. Наступила эра господства виртуальности. Для того чтобы узнать, что происходит в мире, не нужно никуда ехать. Достаточно окунуться в виртуальное пространство и все происходящее появится на мониторе вашего компьютера.

К сожалению, составители сборника не взяли на себя труд хоть как-то структурировать материал. Понятное дело, он весьма разнороден и трудно поддается систематизации. Тем не менее распределение статей по тематическим блокам не только необходимо, но в данном случае и вполне осуществимо. Хотелось бы, чтобы такого рода конференции завершались некоторой попыткой «подведения итогов». Вполне допустимо не-

которое заключение к сборнику, в котором можно было бы обобщить результаты совместной («коммуникативной») работы.

ВСЕЛЕННАЯ СИМВОЛОВ

Бабосов Е.М. Философия науки и культуры. Минск, 2006, тираж 200. – 582 с.

Евгений Михайлович Бабосов – один из ярких белорусских философов, основатель социологической школы в Белоруссии. Он занимается исследованием духовной культуры в жизни современного общества, изучением ее основных компонентов (науки, религии, этики, политической, нравственной, художественной практики). Он — автор 35 монографий по различным направлениям социологии и философии.

Прежде всего, в данной книге, которая дает общее представление о научной деятельности Е.М. Бабосова («избранные произведения), затрагиваются общеметодологические проблемы (единство исторического и логического в построении научной теории, развитие представлений об анализе и синтезе в истории философии). Автор рассматривает философию как искусство вопрошания. По его мнению, философские вопросы почти всегда более существенны, чем ее ответы, и каждый ответ превращается в новый вопрос, требующий своего разрешения. Сущность философии в том, как, исходя из наличного бытия, утопающего в мелочах повседневного быта, совершить прорыв в сферу духовную, в сферу смысла.

В книге проанализированы фйлософско-теологические интерпретации сущности и роли науки. Автор полагает, что стремление католических теологов разобраться в сложных мировоззренческих проблемах показывает, насколько мобильны современные поборники христианства и как внимательно они следят за развитием научно-технического прогресса. Вызывает интерес рассмотрение концепции Пьера Тейяра де Шардена. По мнению автора, самая специфическая черта тейярдизма в том, что в рамках тейяровского миропонимания человек занимает особое место, какое христианство ему до сих пор не отводило. Человек выступает не только и не столько в качестве итогового результата божьего творения мира, сколько — в качестве соучастника божественного акта творения.

Философия культуры в изложении автора персонифицирована, она предстает в лицах. Так рождаются философско-культурологические портреты А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, К. Ясперса, X. Ортеги-и-Гассета. Эти страницы книги содержат ценные выводы. Скажем, раскрывая полемику Юнга с Фрейдом относительно искусства, автор отмечает, что, по мнению Юнга, художественное про-

изведение никак не может быть результатом болезни или невротического расстройства психики художника, но представляет собой выдающееся воплощение символических форм. Именно бессознательный императив, поднимающийся из психических глубин, подталкивает художника к созданию космоса символов. Читатель мог бы проявить интерес и к анализу культурфилософской, эстетической концепции X. Ортеги-и-Гас-сета. К сожалению, порой в книге встречаются неоправданно резкие суждения о творчестве тех или иных философов. В некоторых местах обнаруживаются идеологические оценки. Понятно, что Е.М. Бабосов живет в другой стране. Но, вероятно, можно было бы избежать в книге избранных сочинений марксоидных инвектив.

ЖИВЫЕ СНЫ

Капалин В.И. Шаманизм и культура Востока. М., 2007, тираж 3000. — 320 с.

Книга интересна тем, что культура стран Востока рассматривается здесь через призму религии древности — шаманизма. Происхождение шаманизма теряется в глубинах веков. В.И. Капалин обстоятельно излагает шаманскую космологию — систему трех миров ее в связи с понятиями бессознательных и сверхсознательных процессов психики. Автор отмечает, что эта книга о бессмертии и магическом мышлении, мантике, духах и трех мирах шаманизма обязана своим происхождением курсу лекций по культуре Востока, которые В.И. Капалин на протяжении более десяти лет читал студентам Московского педагогического государственного университета. Она отражает личный опыт автора в его контактах с представителями восточных культур.

Когда появилось различие культур Запада и Востока? В чем оно заключается? Эти вопросы получают в книге обстоятельные ответы. При этом анимизм, магия, культ предков и вера в бессмертие души трактуются автором как результат вхождения человека в особые, шаманские состояния сознания. Широта охваченной тематики поражает. В.И. Капалин рассматривает наследие древней религии человечества в славянском язычестве, гаитянском вуду, китайском даосизме и японском синто, индуизме и буддизме.

Культуры трех стран Востока – Индии, Китая и Японии анализируются в книге не столько с познавательной, сколько с практической точки зрения, привлекающей к ним сейчас внимание многих последователей на Западе. Поэтому основное содержание связано с изложением практик йоги, техник медитации, гадательных техник, разработанных на Востоке. Каллиграфия, боевые искусства – будзюцу, икебана и путь чая-тя-

ною рассматриваются как путь «непривязанного действия» — путь самосовершенствования, способ выживания в сложном современном мире.

Культура человека имеет во многом характер бессознательных процессов. Процесс обучения фактически является переводом актов рефлексии в структуры бессознательного. Традиционное, народное искусство действительно дает яркие примеры бессознательных процессов. Помимо психологических структур, связанных с прошлым, определяемых бессознательным, при выполнении определенных условий, могут быть осознаны человеком; поведение человека, по мнению К.С. Станиславского, определяется еще и «сверхсознательным», или «надсознательным», по терминологии С. Радхакришнана. Автор показывает, что эти процессы, связанные с творчеством, принципиально не могут быть осознаны человеком. Реформатор театра считал, что сверхсознательные процессы ни при каких условиях не могут отражаться в сознании. Но и осознание бессознательных процессов, которое бывает нужно для целей психотерапии, осложнено отсутствием прямого доступа к бессознательному. В бессознательное ведет только один путь — выключение сознания.

В книге есть любопытные констатации. Скажем, В.И. Капалин отмечает, что религиозное и магическое искусство имеет одну важную особенность. Оно является всегда смысловым, семантическим по своей сути. Все образы его строго фиксированы, их порядок и значимость определены заранее, и ничего случайного в них быть не может, как не может быть случайного набора фраз в осмысленной речи.

Культура Востока рассматривается в книге профессора В.И. Капа-лина во взаимосвязи с древней религией — шаманизмом. Автор показывает, что она естественна, органична, близка человеку и одновременно сложна — в противоположность расхожему мнению о ее «примитивности». Ее основные реалии, связанные со структурами бессознательного, способны, к примеру, влиять на процессы воображения и творчества... Подобные реалии присутствовали в славянском язычестве и по сей день являются существенным элементом гаитянского вуду, китайского даосизма, японского синто. Их унаследовали индуизм и буддизм. Путешествия в иные миры и магические практики шаманизма — кудесничество, колдовство и чародейство рассматриваются в книге не как суеверия, а как реальные способы обращения к бессознательным структурам психики. Основываясь на классических текстах Востока и личном опыте, автор излагает техники медитаций, культивируемые в Индии, гадательную технику и цин, китайскую магическую систему фэн-шуй, а также практики Японии — будзюцу, икебана и тяною. Каллиграфия — важный элемент духовной жизни Китая и Японии — трактуется в книге как воспита-

ние характера «благородного мужа». Книга предназначена всем тем, кто хотел бы познакомиться с историей, искусством, философией и восточными практиками самосовершенствования человека.

«ЕСЛИ РУШИТСЯ ЧЕЛОВЕК...»

МудрикА.В. Психология и воспитание. М., 2006, тираж 5000. – 472 с.

В книге рассматриваются проблемы личности, общения, социализации и воспитания. В ней дана характеристика различных аспектов этих проблем в русле социальной психологии, возрастной психологии. Каждая наука использует специфические методы изучения личности и описывает ее в тех терминах, которые в этой науке приняты. Это относится, разумеется, и к педагогике. Подход к определению личности как педагогического понятия базируется на наиболее общем философско-психологическом различении понятий человек-индивид-личность. По мнению A.B. Петровского и В.А. Петровского, личность характеризует индивида в аспекте его включенности в социальное целое. Иначе говоря, предполагается, что понятие «личность» включает в себя совокупность присущих индивиду социально значимых черт, сторон, качеств, которые образовались у него в процессе и в результате взаимодействия с другими людьми.

A.B. Мудрик обстоятельно рассматривает основные пути реализации личностного подхода. Предполагается развитие у школьников рефлексии и саморегуляции, а также интеллектуальных, социальных, инструментальных и экспрессивных способностей, и формирование системы социальных установок. A.B. Мудрик обосновывает возрастной подход в воспитании — целенаправленное развитие личности с учетом и использованием особенностей и возможностей каждой возрастной группы, а также социально-психологических особенностей групп и коллективов, обусловленных их половозрастным составом. Большое значение этому принципу придавали в своих педагогических системах Руссо, Песталоцци, Дистервег. Хотя каждый из них понимал принцип природосо-образности несколько по-своему, их трактовки объединяет подход к человеку как к части природы и в связи с этим — утверждение необходимости воспитания в соответствии с объективными закономерностями развития человека на каждом возрастном этапе.

Закономерности развития человека, составляющие основу возрастного подхода в воспитании, исследуются анатомией, физиологией, психологией (общей и возрастной, педагогической, социальной, этнической), социологией, этнографией. На рубеже XIX—XX вв. в рамках педологии была сделана попытка интегративного подхода к изучению детей

и закономерностей их развития. Судьба этой науки оказалась кратковременной и трагичной.

Книге, как мне кажется, не хватает известной приобщенности к философии. Вероятно, педагогика могла бы обрести новое дыхание, если бы использовала идеи В. Виндельбанда, К. Ясперса, К. Манхейма, М. Вебера и других мыслителей.

П. С. Гуревич

ЛИТЕРАТУРА 1. Рикер П. Герменевтика, этика, политика: Московские лекции и интервью: Пер. с фр. / Ред. И. Вдовина. М., 1995.

Гуревич Павел Семенович — доктор философских наук, профессор, заведующий сектором Института философии РАН.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.