Сделай Сам Свою Работу на 5

Щербина в пути (предварительные итоги)





Чтобы понять логику профессионального пути Вячеслава Щербины, необходимо обратиться к некоторым значимым для научного сообщества результатам его деятельности. Вне всякого сомнения, перед нами профессионал самого высокого класса, человек, уже давно состоявшийся в социальном, профессиональном и личностном плане.

Судя по основным вехам его профессиональной деятельности, «производственный» период, для которого характерны активный поиск технологических средств и разработка общей методологии социоинже-нерной деятельности, сменяется условно «научным» периодом (с 1988 г.), совмещаемым с практикой управленческого консультирования на предприятия страны. При этом сфера его деятельности — организационное развитие -

не меняется, изменяются лишь виды и приоритеты этой деятельности: ориентация на практику социального управления определяет содержание «производственного» периода, а приоритет фундаментальных исследований в области теории организаций и социальной инженерии – «научного» периода.

Именно 1988 г. явился переломным годом в профессиональном творчестве Щербины, когда «количество» прикладных разработок и методик начинает переходить в «качество» формирующейся теории и методологии организационных исследований. Шаг за шагом это новое качество воплощается в его диссертациях, книгах и статьях. В какой-то мере можно сказать, что с этого момента зрелый социолог-прикладник превращается в зрелого социолога-методолога.



Перейду теперь к отдельным показателям (критериям) научной деятельности В.В. Щербины.

1. Наличие и тип разработанной концепции. Щербине принадлежит не только авторство на концепцию объекта (организации), но и авторство на концепцию (и идеологию) деятельности службы управления персоналом. Но главное, что ставит его в ряд ведущих профессиональных методологов и теоретиков страны — это то, что он разработал и неоднократно апробировал концепцию метода – средств социологической диагностики и социальных технологий. Немногим ученым удается при жизни создать собственную методологию исследований. А ведь Щербина состоялся также и как теоретик организаций. У него имеется и свой, авторский подход. Условно назовем его организационно-экологическим.



Основные результаты: концепция социологической службы отрасли (идеология деятельности); методология социоинженерной деятельности, основанная на разработке средств социологической диагностики (концепция метода); авторская концепция организационного развития, основанная на синтезе экологического, нормативного и ситуационного подходов (теория). По сути дела В. Щербина приблизился к построению теоретической системы или единой научной программы, что позволяет рассматривать его как теоретика и методолога в одном лице.

2. Наличие и вид опубликованных научных текстов. Общий итог его на-Учно-публикационной деятельности таков: всего опубликовано 115 работ, в тч. 10 книг (монографии, учебники, учебные пособия, словари), 12 авторских диагностических методик и социальных технологий, 70 статей. Объем публикаций — более 170 печатных листов. Немало для 30-летнего стажа профессиональной деятельности в области социологии организаций.

Отмечу также тот факт, что Щербина одинаково профессионально владеет всеми жанрами публикаций (монографии, учебные пособия, ста-

тьи, методические рекомендации). И все же предпочтение он отдает «малому» жанру — научным статьям и очеркам. Здесь он — непревзойденный мастер среди социологов данной профессиональной группы.

Однако своим высоким статусом в науке Щербина обязан изданию серии (цикла) научных работ — монографий и статей, которые последовательно, шаг за шагом претворяют в жизнь его научную программу.

3. Наличие и вид практических научных результатов. Щербина разработал и внедрил в производственную практику 12 методик и социальных технологий, в т.ч. «Методические рекомендации по разработке плана социального развития» (М., НИС по труду ГМАТ, 1980); «Методические рекомендации по оценке деловых и личностных качеств линейного руководителя среднего звена автотранспортных и авторемонтных предприятий» (М., НИС по труду ГМАТ, 1981); «Методические рекомендации по подбору водительских бригад» (М., НИС по труду ГМАТ, 1982); «Методические рекомендации по подготовке аттестации руководителей, инженерно-технических работников и специалистов автотранспортных управлений и объединений» (М., НИС по труду ГМАТ, 1983); «Подбор водительских бригад. Из методических рекомендаций» (М., НИС по труду. ГМАТ, 1983); «Методические рекомендации по оценке перспективности работника в качестве линейного руководителя» (М., НИС по труду, 1983); «Методические рекомендации по обоснованному изменению состава водительских бригад» (М., НИС по труду ГМАТ, 1984); Методические рекомендации по оценке кандидата на должность руководителя среднего звена (М., НПО ГМАТ, 1986); Методические рекомендации по оценке деловых и личностных качеств руководителя среднего звена (М., НПО ГМАТ, 1986); Формирование резерва руководящих кадров и выборы руководителя. Социальная технология (Калуга, Калужское отделение ССА, 1987); Методические рекомендации по разработке критерия эффективного подбора производственного коллектива и оценке его социальной организации (М., НПО, 1987); Методические рекомендации по отбору социальных работников отделений помощи на дому (М., МГСУ, 1993).



Здесь я хотел бы отметить, что из всех видов научно-практической деятельности (отдельные прикладные разработки и практические рекомендации; отдельные методики; социальные инновации и технологии, не имеющие эффекта внедрения; отдельные социальные технологии, получившие внедрение; технологический комплекс, внедренный на предприятии, в отрасли) Щербине удалось сделать самое сложное: разработать единый технологический комплекс социологического обеспечения работы с кадрами предприятия (и отрасли).

4. Освоенные ролевые позиции в научной работе. Еще в начале 80-х годов в прикладной социологии и социальной психологии отечественными исследователями была предложена классификация ролевых позиций в совместной работе, которую вполне можно применить к анализу ролевых позиций в научной работе (См., например: Дудченко B.C. Инновационные технологии. Учеб. пособие. М, 1996. С. 112-113.). Это — «эрудит», «аналитик», «диагност», «генератор идей», «разработчик», «имитатор», «методолог» и т.д.

Вячеслав Щербина соединяет в себе практически все ролевые позиции — аналитика, диагноста, генератора идей, разработчика и методолога, что ставит в его в один ряд с ведущими социальными учеными России и стран СНГ.

5. Освоенные статусные позиции в научном сообществе. Среди статусных позиций («исследователь без степени»; «кандидат наук»; «доктор наук»; «профессор»; «член академии (академик, член-корреспондент)»; «почетный профессор (доктор) университета, имеющего международный авторитет») Щербина имеет ученую степень доктора социологических наук и ученое звание профессора. Но как ученый он преодолел эти формальные позиции, выделяясь среди сотен и сотен докторов наук своим профессионализмом и авторским подходом.

6. Освоенные лидерские позиции в научном сообществе. Среди указанных позиций исследователи выделяют следующие: «исполнитель научных проектов и социальных технологий»; «руководитель научного проекта»; «руководитель группы»; «руководитель научного направления, отдела или технологического комплекса»; «автор новой идеологии профессиональной деятельности, ориентированной на практику»; «руководитель научной школы».

В. Щербина занимает по праву позиции руководителя научного направления и автора новой идеологии профессиональной деятельности, ориентированной на практику. В то же время (по его же собственному признанию) он не считает себя основателем (главой) научной школы.

Однако у Щербины все же имеются некоторые элементы научной школы: наличие научно-исследовательской программы (или парадигмы), которой придерживаются отдельные представители научного сообщества; старшие и младшие ученики, разделяющие эту программу; наличие общей идеологии и единой методологии научной деятельности. По его мнению, этого недостаточно для обеспечения преемственности данной общности исследователей и развития основополагающих идей научной школы.

7. Работа с научными кадрами. В. Щербина — признанный научный лидер, руководитель многих научных проектов, в т.ч. кандидатских дис-

 

сертаций. Его отличает от большинства научных руководителей ярко выраженное соавторство и соучастие в диссертационных исследованиях своих учеников. Он не только вникает в суть научной работы, но и направляет их в русло собственной концепции и методологии исследований.

8. Степень «проявленности» (выраженности) научных способностей (потенциала). Вячеслав Щербина обладает высоким творческим потенциалом, позволяющим ему решать самые сложные научные задачи. Свидетельством тому являются его многолетний опыт теоретических и прикладных исследований, авторские монографии и учебные пособия, проявленные им организаторские способности на руководящих должностях в организациях, несомненный талант лектора в аудитории.

9. Степень освоения и интеграции функции научного творчества. Щербина владеет практически всеми функциями научных исследований — объяснения, понимания и предсказания. К тому же в большинстве его научных работ представлена и мировоззренческая функция.

Итак, с точки зрения предложенной мной типологии научный статус Вячеслава Щербины относится, безусловно, к самым высоким ступенькам иерархии в научном сообществе — «методолога» и «теоретика» в области теории и социологии организаций.

Но узнать Щербину как профессионала — еще не значит понять его как человека — человека творческого и оригинального, воплощающего в себе многие черты той эпохи, в которой он живет и работает.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.