Сделай Сам Свою Работу на 5

Преподаватель и научный руководитель





Щербина как преподаватель не менее известен, чем Щербина-ученый или Щербина — участник научных дискуссий.

В 1996 г. перешел из МГУ в МГСУ на кафедру социальной инженерии. В 1998 г. становится профессором в МАИ, а затем переходит профессором на факультет менеджмента Высшей школы экономики. В настоящее время он работает профессором на социологическом факультете РГГУ.

Что же привлекло его в новом виде профессиональной деятельности после стольких лет работы в заводской социологии?

Из интервью с В.В. Щербиной (май 2000 г.): «Меня по сей день удивляет, что я занимаюсь деятельностью, которая называется преподаванием. У меня есть ощущение, что это странное занятие сродни актерской деятельности. Два раза одно и тоже одинаково прочесть невозможно, даже если ты подготовился и заранее написал некий исходный материал. Если бы мне кто-то лет двадцать назад сказал, что я буду преподавать, и это будет моя основная деятельность, то тогда бы я, наверное, очень удивился, потому что мне казалось, что я социоинженер, что я управленец-практик, что я разработчик каких-то методик и именно от этого получаю удовольствие. Но с годами я начал получать удовольствие и от преподавания».



Вячеслав Щербина является создателем ряда оригинальных авторских курсов лекций и учебных пособий. Под его редакцией вышли учебник «Социология труда», словарь-справочник «Социология организации» и две книги по социальной инженерии.

Щербина постоянно приглашается для чтения лекций по социологии организаций, теории организаций и социологической диагностике в управлении в ведущие московские и региональные вузы страны. Из отечественных немосковских вузов, приглашавших его для чтения курса лекций, необходимо назвать Нижегородский государственный университет, Новосибирский государственный университет, Волгоградский государственный университет, Рязанский государственный университет и др. В 2002 году он читал лекции по теории организаций в Бизнес-школе им. Козьминского (г. Варшава).

Основные курсы: «Социология организаций», «Общая теория организаций», «Средства социологической диагностики и социальные технологии», разделы курса «Управление человеческими ресурсами».



Но для В. Щербины, как и большинства из нас, работающих в высшей школе, все же существует проблема совмещения разных видов («жанров») деятельности. В нашем деле «трудно быть богом», т.е. быть настоящим ученым и блестящим преподавателем (лектором), а, возможно еще и практиком в одном лице. Посмотрим, что скажет тот, у кого это получается почти органично, если не виртуозно.

Из интервью с В.В. Щербиной (17.12.2006 г.): «По моему мнению, совмещение научной и преподавательской деятельности — это действительно серьезнейшая проблема. Чтение лекций в вузе, научная работа, да и жанр прикладной или практической деятельности ученого это действительно очень разные виды деятельности, требующие соответственно разных психологических и профессиональных качеств. Они настолько разные, что когда в 1988 г. я из практики управления впервые пришел преподавателем на социологический факультет МГУ, то первые полтора года у меня было ощущение, что я вообще профессионально непригоден как преподаватель.

Только спустя 2-3 года я почувствовал, что в этом жанре я чувствую себя достаточно уверенно. Проблема заключается не только в наличии или отсутствии у лектора актерского таланта преподавателя, без чего увлечь и заставить слушать аудиторию трудно. Речь также идет и о других вещах.

Во-первых, о содержании лекций. Дело в том, что в вузе, ты вынужден читать лекции не только по той теме или темам, которые являются предметом твоего собственного научного интереса, но и по темам, далеко выходящим за эти пределы. Это сложно и непривычно для ученого.



Во-вторых, чтобы сделать лекцию доступной для студентов, ты (в силу их еще слабой подготовки и возраста) в той или иной степени должен упрощатъ и профанировать реальные научные проблемы и способы их решения. Ты, хочешь или не хочешь, начинаешь работать с ними в режиме «мурзилки». И для меня это серьезнейшая проблема. Вот почему я предпочитаю препода-

вать в магистратуре, на старших курсах, а еще лучше работать со взрослыми и работающими людьми, получающими второе высшее образование.

Еще одна проблема связана с наличием или отсутствием у преподавателя актерского таланта. Его отсутствие — это серьезная проблема. Но и его наличие до конца не устраняет проблему. На тебя «толпами» начинают ходить студенты, как на «театр одного актера». Но! Им интересно не столько то, что ты читаешь, но скорее как ты это делаешь. Это я знаю по себе. Содержание твоих лекций при этом может в значительной степени оставаться вне интереса значительной части аудитории.

Вообще, КПД нашего преподавания, по моему представлению, не слишком высок. Вообще я не считаю преподавание самым интересным для меня занятием. В старые советские времена, когда академическая наука, да и прикладная наука тоже, достаточно хорошо оплачивалась, я бы, наверное, никогда не ушел работать в вуз.

Что касается вопроса, а необходимо ли вообще совмещение исследовательской и преподавательской функции в лице одного человека — преподавателя вуза, то для меня совершенно очевидно, что это необходимо, особенно сейчас. Вопросом здесь является скорее соотношение этих двух деятельностей для лица, работающего в вузе. Без такого совмещения ни образование, ни наука далее развиваться не могут».

Вячеслав Щербина – требовательный и очень заботливый научный руководитель. Под его научным руководством несколько аспирантов защитили кандидатские диссертации по специальности 22.00.08 «социология управления»: Е.П. Попова (1995), И.В. Тясина (1996), А. Мешков (1997), Л.Д. Грибова (1998), И.Л. Симоненко (1997), В.Н. Ермолаев (2005), A.B. Почеснев (2006) и др. При этом каждый из них является уже сложившимся специалистом, владеющим собственными методиками и разработками.

В. Щербина создал новое научное направление, его цитируют и упоминают в десятках научных изданий, у него имеются ученики и последователи. Но значит ли это, что него есть своя научная школа? Полагаю, что в этом вопросе следует еще раз обратиться к мнению нашего юбиляра.

Из интервью с В.В. Щербиной (май 2000 т.): «Есть ли школа вокруг меня? Сомнительно. Есть несколько человек, которые прямо или косвенно имеют отношение к тому строю мыслей, который у меня существует. Я могу назвать ограниченный перечень людей, которые прямо работают в рамках моей парадигмы. В области теории организации их двое: Тясина в Риге, Попова в Волгограде, в области социальной инженерии тоже двое – Симоненко, сейчас он преподает в Социальном университете, и Е.Л. Шрайбер, который сейчас живет и работает в Израиле. Школа ли это?Я сомне-

ваюсь. Есть и ряд людей, которые из контекста того, что я нарабатывал, взяли какие-то кусочки. Думаю, что школы в принятом смысле вокруг меня нет, но есть люди, на которых я оказал влияние в определенных сферах».

Из интервью с В.В. Щербиной (17.12.2006 г.): «Вообще вопрос о наличии научной школы видимо предполагает введение некоторых критериев, которые бы характеризовали признаки такой школы. Не претендуя на полноту, я бы выделил совокупность черт научной школы. Это — наличие учителя и достаточного количества учеников; сходство предметных интересов и проблематики у членов этой школы; наличие единых методологических принципов и теоретических оснований, на которых строится их работа; способность этих учеников самостоятельно развивать и корректировать исходную теоретическую модель, предложенную основателем.

Наконец, я думаю, что после школы Т.П. Щедровицкого, в нашей стране научных школ в социально-управленческой сфере, отвечающих всем этим критериям, не было. Некоторые коллеги говорят о существовании научных школ в социологии управления у таких известных ярких специалистов, как B.C. Дудченко и А.И. Пригожин. Однако, если исходить из тех признаков, которые я привел, то и там наличие научных школ сомнительно».

Далеко не все коллеги могут согласиться с мнением Щербины, но я лично с ним согласен. Это – позиция требовательного к себе профессионала, который знает «цену» своим и чужим открытиям в науке.

Руководитель кафедры

Первая кафедра (кафедра социологии организаций) была организована Вячеславом Щербиной в 1996-1997 гг. в Московском государственном социальном университете. В 1998-1999 гг. он создает на факультете менеджмента Высшей школы экономики одну из первых в России кафедру управления человеческими ресурсами, а затем там же в 2004 г. на факультете государственного и муниципального управления — кафедру теории организаций.

По оценкам многих коллег Щербина зарекомендовал себя как талантливый и профессиональный руководитель кафедры. При его непосредственном участии была разработана и реализована концепция факультета менеджмента и кафедры управления человеческими ресурсами, значительно расширены полномочия коллектива факультета и кафедры в решении научных и образовательных задач.

Коллеги, работающие под его началом, отмечают такие качества Щербины-руководителя, как профессионализм, принципиальность, высокое чувство ответственности, умение правильно оценить собственные силы и распределить обязанности между подчиненными, заботу о них.

Вячеслав Щербина — человек слова. Если он берется за дело, то можно быть уверенным, что не только доведет его до конца, но и сделает это на высоком профессиональном уровне. В этом убеждались неоднократно его коллеги и друзья. При этом он требователен не только к себе, но и к другим, предпочитая иметь дело с профессионалами, знающими свою работу и умеющими выполнять взятые на себя обязательства.

Щербина как ученый далеко не универсален. Он постоянно подчеркивает необходимость в дополнении собственной научной позиции другими подходами и точками зрения. Щербина же как руководитель прекрасно сочетает демократизм в подготовке и принятии решений и единоначалие в их исполнении. Он умеет работать с известными специалистами в области теории организаций и менеджмента, используя их научный и практический опыт в деятельности подразделения вуза, которым он руководит.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.