Основные черты мусульманского права Халифата.
ИСТОЧНИКИ. Одновременно с возникновением Халифата формируется его право - шариат («шариа» - араб. «надлежащий путь»). Право изначально сформировалось как важнейшая часть религии. Его основными источниками явились:
1. Коран - главная священная книга ислама. Содержащиеся в ней предписания носят характер религиозно-моральных направляющих установок.
2. Сунна - сборники преданий (хадисов) о поступках и изречениях Мухаммеда, изложенных его сподвижниками. В значительной своей части это предписания относительно семейно-наследственного права.
Впоследствии отношение к этому источнику в мусульманском мире стало неоднозначным: мусульмане-шииты признают не все хадисы.
3. Иджма - решения, вынесенные авторитетными мусульманскими правоведами по вопросам, не затронутым в упомянутых выше источниках. Впоследствии эти решения получили признание выдающихся правоведов-теологов. Считается, что при названных условиях Мухаммед поощрял свободное усмотрение судей (иджтихад).
4. Фетва - письменное заключение высших религиозных авторитетов по решениям светских властей относительно отдельных вопросов общественной жизни.
5. В дальнейшем, по мере распространения ислама, появились и другие источники - указы и распоряжения халифов (фирманы), местные обычаи, не противоречащие исламу.
Соответственно право стало дифференцированным, и правовые нормы определялись доминировавшим в данном регионе направлением ислама, равно как и уровнем развития общественных отношений. Однако появилась и тенденция к теоретическому обобщению правовых норм.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ СТРОЙ. Население арабского халифата не было поделено по сословному признаку, и юридическое положение лица формально определялось его вероисповеданием. Полноправным гражданско-правовым статусом по шариату пользовались только мусульмане.
Христиане или иудеи (зиммии) занимали более низкое положение, обязаны были уплачивать тяжелый государственный налог (джизья). Нормы шариата к ним применялись только в случае совершения преступлений или заключения сделки с мусульманином.
Мусульманское право исходит из того, что деятельность людей определяется «божественным откровением», но это не исключает возможности человека самому выбирать и находить должную направленность своих поступков. Следовательно, отказ от надлежащего поведения рассматривается не только как юридическое нарушение, но и как религиозный грех, прежде всего, влекущий мирское и высшее возмездие.
Действия мусульманина различаются на: 1) строго обязательные; 2) желательные; 3) разрешаемые; 4) нежелательные, но ненаказуемые; 5) запрещенные и строго наказуемые.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО ислама основано по существу на этой дифференциации, которая особенно важна применительно к основным ценностям, защищаемым исламом: религии, жизни, разуму, продолжению потомства и собственности.
По сущности посягательства на них и по характеру наказания все преступления делятся на 3 вида:
1. Преступления против основ религии и государства, за которые следуют точно определенные наказания - хадд. Это прежде всего вероотступничество и богохульство, наказываемые смертной казнью. Так же карались и все преступления против государственной власти.
2. Преступления против отдельных лиц, за которые также назначались определенные санкции. Здесь право наибольшее внимание уделялось убийству. За умышленное убийство предусматривалось альтернативное наказание: смертная казнь, прощение, принятие выкупа за кровь (дийа) по выбору родственников потерпевшего. За неумышленное убийство виновный платил выкуп и нес религиозное искупление (каффара). Нанесение телесных повреждений в основном каралось по талиону. Кража как посягательство на одну из основных ценностей, защищаемых религией, наказывалась сурово: виновному отсекали руку.
3. Преступления и правонарушения, наказания по которым строго не установлены. Право выбора наказания (тазир) предоставлено суду. Как преступление рассматривалось употребление спиртного, объективно посягающее на особую религиозную ценность - разум. Сунна указывает, что Мухаммед лично наказывал пьяных 40 ударами пальмовой ветви.
ВЕЩНОЕ ПРАВО. Право времен Арабского халифата положило начало формированию основных правовых земельных статусов:
1. Хиджас - земли, где по преданию жил Мухаммед и для которых был установлен особый правовой режим: с проживающих там мусульман взималась десятина;
2. Вакуф - земли, переданные мечетям, мусульманским школам (медресе) и другим организациям на религиозные и благотворительные цели: они освобождались от налогов и считались неотчуждаемыми. Вакуф мог включать и другое движимое и недвижимое имущество.
3. Мульк - земли, которые по характеру правомочий их обладателя могли быть отождествлены с частнособственническими;
4. Икта - временные пожалования земли, вместе с проживающим там крестьянским населением, за службу. Обладатель такой земли имел право на подати с крестьян.
ОБЯЗАТЕЛЬСТВЕННОЕ ПРАВО.В шариате в отличие от римского права не формулировалось общее учение об обязательствах, но основные вопросы договорного права получили всестороннюю разработку.
Обязательства делились на срочные и бессрочные, возмездные и безвозмездные, двусторонние и односторонние. Особенно характерным для арабского общества было распространение специфических односторонних обязательств - обетов. Договор по шариату рассматривался как связь, возникающая из взаимного согласия сторон, условия могли быть выражены устно, письменно, в документе. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями, или с использованием «нечистых» или изъятых из оборота вещей.
Обязанности выполнять «свои договоры» рассматриваются в Коране как священные. Шариату известны следующие виды договоров: купля-продажа, наем, заем, дарение, ссуда, товарищество и т.д.
Шариат осуждал ростовщичество. Нельзя было обращать в рабство должника за неуплату долга. Но должник мог быть принужден отработать долг.
Большое значение имели отношения аренды, прежде всего найма земли, договора союза и товарищества. Такую форму договора использовали для совместного орошения земли, совместного посева и т.д.
СЕМЕЙНОЕ ПРАВО. Ислам и шариат рассматривают брак как религиозную обязанность мусульманина. Однако на самом деле брачный договор выступал как своеобразная торговая сделка, отец продавал дочерей в брак, стараясь получить как можно более высокий выкуп, хотя формально по шариату требовалось получить согласие и невесты.
Коран признавал за мусульманином право иметь до 4 жен одновременно, а кроме этого еще и наложниц из рабынь. Каждой жене он должен был предоставлять дом, имущество и одежду, которые соответствовали его положению. Женщина была обязана была подчиняться мужу во всем, вести хозяйство, воспитывать детей. Коран дозволял мужу применять к жене разные наказания, в том числе и телесные.
Шариат подробно определял поводы к разводу. Было несколько видов развода, в том числе и неокончательный, с "испытательным сроком". Муж мог развестись с женой не объясняя причин: просто прибегнуть к упрощенной форме развода (талак), т.е. произнести одну из установленных фраз («Ты отлучена» или «соединись со своим родом» и др.)
Жена могла развестись только через суд, ссылаясь на строго определенные основания: физический недостаток, невыполнение супружеских обязанностей, жестокое обращение с женой, невыделение средств на ее содержание.
НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО было чрезвычайно сложным и запутанным. Могло быть 2 порядка наследования: по закону и по завещанию, которое могло быть сделано в устной форме в присутствии 2 свидетелей.
Однако оно не могло составляться в пользу законных наследников и касаться более чем трети имущества. Особенно сложен был порядок наследования по закону. Прежде всего из имущества покрывались расходы, связанные с погребением, оплачивались все долги умершего. Наследовались только имущественные права умершего, а не обязанности, которые не переходили на наследников. Последние делились на несколько категорий, внутри каждой из которых устанавливалась своя очередность. В первую очередь наследство получали дети умершего, затем братья, дяди и др. Доля женщин составляла 1/2 доли мужчин.
СУДОПРОИЗВОДСТВО.
Первоначально Мухаммед и назначенные им управители отдельных областей лично рассматривали судебные дела. Судебная власть стала важнейшей прерогативой правителя любого ранга.
Впоследствии право вершить суд делегировалось знатокам шариата, составившим вскоре влиятельную группу профессиональных судей - кади.
Основными чертами судопроизводства были: непрерывность судебного процесса, единоличное разрешение судебных споров, отсутствие принципиальных различий в процедуре рассмотрения гражданских и уголовных дел.
Процесс был обвинительным, дела возбуждались не от имени государства, а заинтересованными лицами. Стороны не могли иметь представителей, должны были сами вести дело - процесс превращался в состязание сторон.
Доказательствами считались признания, показания свидетелей, клятвы.
Кади не был связан определенным жестким порядком судопроизводства.
Кроме судебных полномочий кади надзирал за распределением наследства, установлением опеки и иными гражданскими проблемами.
Высшим судьей формально являлся глава государства - халиф, он мог рассмотреть любое дело и вынести по нему решение. Но на практике подлинным высшим судом была коллегия виднейших богословов, которые одновременно были и правоведами. Они назначали от имени халифа кади и специальных уполномоченных, контролировавших деятельность судей на местах. Все представители судебной системы были духовными лицами.
Династия и власть арабских халифов несколько веков сохранялась в Аравии и Египте, пока в XVI в. не попала под власть новой мощной мусульманской силы, образующейся на Ближнем Востоке - Османской империи.
Дальнейшее развитие мусульманское право и государственность обрели именно в империи Османов - Высокой порте.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|