Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА III. ПРАВО ДРЕВНЕЙ ИНДИИ.





Общественный строй

Наиболее яркой чертой индийского общества является система варн. Они появляются еще в доклассовом обществе и получают закрепление и сакрализацию (освящение) в системе социальных отношений. Постепенно все прежде равноправные индивиды стали делиться на группы, неравные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

С течением времени варны становятся все более замкнутыми и наследственными. Утверждается строгая эндогамность (заключение брака только между представителями одной варны), определенная наследуемая профессия, поклонение одним богам. Таким образом, со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. Принадлежность к той или иной варне обуславливалась рождением человека и передавалась по наследству.

Изначально, существовало 4 варны: брахманы – жрецы, кшатрии – воины, вайшьи – земледельцы, ремесленники и торговцы и шудры – слуги. Согласно легенде о происхождении варн, брахманы произошли из уст Брамы, воины-кшатрии из его рук, промышленное сословие - вайшьи - из его бедер, батраки-шудры из ступней.



Вначале, варны не должны были смешиваться друг с другом, и такие браки были недопустимы. Однако впоследствии, историк Арриан насчитывал уже 7 каст, а в Новое Время существовало уже более 30 каст, возникших, очевидно, в результате смешанных браков представителей разных варн. Это являлось неизбежным результатом многоженства. Высшей из смешанных каст являлась та, чьи представители произошли от брахманов и женщин-кшатриев; низшей являлись неприкасаемые - чандалы, которые занимались уборкой города, приводили смертный приговор в исполнение, вообще, выполняли самую грязную работу. Эта каста должна была жить уединенно и не вступать в общение с другими; к ней относились с отвращением. При встрече с представителями высших каст чандалы должны отойти в сторону, и всякому брахману разрешалось заколоть не уступившего дорогу.

У каждой варны имелись свои особые обязанности и права, являющиеся не императивами для человека вообще, а образом жизни особой отдельной социальной группы. Так, храбрость не есть добродетель вообще, но для индусов лишь добродетель кшатриев. Нет права вообще, есть отдельное право каждой варны. Так, занятия брахманов состояли, главным образом, в чтении Вед - только они имели право читать их, и если шудра читал или слушал Веды, ему влили бы в уши кипящее масло. Брахманы должны были соблюдать бесчисленное количество предписаний, и законы Ману трактуют эти предписания как существеннейшую часть права. Если брахман или член другой касты нарушал вышеупомянутые законы и предписания: дхарму своей касты, то он исключался из касты и, чтобы быть вновь принятым в нее, должен был «проткнуть крюк себе через бедро и дать несколько раз покачать себя на нем в воздухе». Применялись и другие формы восстановления в правах.



Рабский труд не играл значительной роли в решающих областях экономики Индии. Отличием раба от свободного являлось отсутствие права на свою личность: он был вещью в образе человека, находящейся в собственности другого. Тем не менее, особенностью индийского рабства является его неразвитость.

§2. Источники права Древней Индии.

Древнеиндийское право пребывало в неразрывной связи с религией и отделение норм правовых от нравственно-религиозных представляется крайне сложным. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в тех нормах, которые, по своему характеру, являлись скорее этическими, чем правовыми и несли ярко выраженную религиозную нагрузку. Одним из наиболее древних признанных источников права считаются Веды – священные книги индо-ариев.

Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы) содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману. Время составления источника точно неизвестно, но его происхождение предполагается в рамках II в. до н.э. – II в. н.э. Законы Ману состоят из 2685 статей, написанных в форме двустиший (шлок). Непосредственно правовое содержание имеют статьи, содержащиеся, в основном, в главах VII, VIII, IX и X (всего в законах 12 глав). Главное в Законах Ману - закрепление существующего варнового устройства - здесь описывается происхождение варн, определяются назначение и привилегии высших варн.



Кроме кодекса Законов Ману, важным источником древнеиндийского права являются политэкономические и юридические трактаты. Наиболее интересным представляется трактат «Артхашастра»; помимо политических аспектов, он содержит разделы по гражданскому и уголовному праву, а также судебному процессу.

§3. Основы права Древней Индии.

Имущественные отношения. В период создания законов Ману в Индии уже хорошо понимали разницу между собственностью и владением. Охране частной собственности уделялось значительное внимание. Законы указывают 7 т.н. «законных способов» приобретения права собственности: наследство, находка, покупка, добыча, ростовщичество, исполнение работ, получение подарков от добродетельных людей. Существовала градация этих возможностей по варнам: первые 3 способа были равно возможны для всех, 4-ый - только для воинов, 5-ый и 6-ой способы - лишь для вайшиев, а седьмой - только для брахманов. Древней Индии известна и приобретательная давность - 10 лет (8-ой способ). Если в течение 10 лет собственник не истребовал вещь у добросовестного владельца, он терял на нее право собственности.

Приобретать вещь можно было только у собственника. За незаконное присвоение чужой собственности на вора возлагали большой штраф, присвоившего чужую землю также объявляли вором. Запрещалось вмешиваться в дела собственника. Только собственник мог решать вопросы распоряжения своей вещью, которую мог продать, подарить, заложить, сдать в аренду. Из движимого имущества наиболее значимым признавались: рабы, скот, инвентарь.

Обязательственное право.Обязательственные отношения весьма тщательно разработаны в законах Ману, в основном в них говорится об обязательствах из договоров, но известны и обязательства из причинения вреда.

На форме заключения договоров внимание не акцентируется: очевидно, они заключались как устно при свидетелях, так и в письменной форме.

Система обязательств:

А. Из договорных отношений:

1. Купля-продажа. Договор считался действительным при совершении его при свидетелях и если в качестве продавца выступал собственник вещи. При покупке у несобственника требовалось представить свидетелей или отвечать за сделку как за уголовное преступление. Закон устанавливал определенные требования к предмету договора и запрещал продавать вещи и товар плохого качества, с недостачей по весу. В течение 10 дней со дня совершения договора сделку можно было расторгнуть без каких-либо видимых причин. Особенность этого договора в Индии состоит в том, что торговля рассматривалась как недостойное занятие, недопустимое для высших варн.

2. Заем. Его предметом обычно выступали деньги, продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила личность должника и членов его семьи. Если должник не мог выплатить долг, он должен был отработать, но отрабатывающие долг рабами не считались: более того, продажа в рабство свободных людей Артхашастрой расценивалась как уголовное преступление. Кредитор из низшей варны не мог заставить должника высшей варны отрабатывать долг. Более того, если для воина законный процент при получении денег в долг составлял 3%, для вайшьи – 4%, для шудры – 5%, то для брахмана процент не мог никогда превышать 2. Сам же брахман не мог давать деньги под проценты, его дхарма не позволяла совершить такие действия (за редким исключением).

3. Личный наем. Законы уделяют значительное внимание этому договору, поскольку в эпоху Маурьев широко применялся труд наемных рабочих. По своей варновой принадлежности они, как правило, относились к шудрам, и условия заключения договора зависели от работодателей. Неисполнение договора шудрой влекло штраф, и жалованье виновному не выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано болезнью, а затем выздоровевший вернулся к работе, он мог получить жалованье даже спустя некоторое время.

4. Упоминается в законах договор дарения.

5. Поклажа, как хранение разнообразных вещей, осуществлялась безвозмездно. Тот, кто присваивал чужое имущество, подвергался испытанию и наказывался.

Древнеиндийский закон четко устанавливал причины недействительности договоров. Недействительными считались сделки, заключенные пьяным или безумным, страдающим (от болезни), рабом, ребенком или глубоким стариком, или не уполномоченным лицом (ЗМ, Гл.VIII ст.163), заключенные вопреки закону или установленному обычаю (ЗМ, Гл.VIII ст.164), заключенные путем обмана (ЗМ, Гл.VIII ст.165), заключенные путем принуждения (ЗМ, Гл.VIII ст.168). Устанавливалось, что сделка расторгается тем же образом, что и заключается.

Б. Законы Ману знали и обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывалось: порча имущества (потрава посевов скотом на огороженном участке, потеря пастухом животного), вред, причиненный движением повозки по городу (отвечал не только возница, но и хозяин повозки). Виновный в причинении вреда должен был возместить ущерб и заплатить штраф.

 

Семейное и наследственное право.Для Древней Индии характерна большая патриархальная семья, где безусловным главой являлся муж. Женщина полностью зависела от супруга и сыновей и не обладала полной дееспособностью. Законы Ману определяют положение женщины таким образом: «в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей», ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Законы прямо требуют от жены почитать мужа, даже если он лишен добродетелей. Муж имел полную власть над женой, но и был обязан заботиться о ней, беречь ее и защищать.

Согласно традиции, жена должна принадлежать к той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешался брак с женщиной из более низкой варны, но женщина более высокой варны вступить в брак с представителем низшей не могла. Для желающих вступить в брак, Законы Ману устанавливают следующие ограничения: если жениху 30 лет, его невесте должно быть не менее 12, если же жениху 24 года, то невесте должно быть не менее 8.

Муж мог иметь несколько жен, и, при необходимости, прекращать сожительство с женой. Основания для прекращения сожительства: бесплодие супруги, прелюбодеяние, постыдное поведение, безвестное отсутствие, дурное обращение (доказательством считались следы раскаленного железа на теле супруга). Для женщины связь с мужем никогда не прекращалась, даже если муж оставил ее. За измену женщина подвергалась самым жестоким карам, вплоть до смертной казни (доказанная измена).

Неограниченной была и власть отца над своими детьми.

Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управлялось главой семейства. После смерти отца имущество либо делилось поровну между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном младших братьев. Дочери устранялись от наследования, но братья должны были выделить им по 1/4 своей доли наследства на приданое.

Зачатки завещательного права можно обнаружить в гл.IX ЗМ, ст.127, где описывается способ решения проблемы отсутствия наследников мужского пола. К наследованию мог быть призван сын дочери, если наследодатель, выдавая ее замуж, выражал желание, чтобы она родила сына. Однако основной формой наследования оставалось наследование по закону.

Уголовное право: преступления и наказания.Уголовное право, представленное в законах Ману, отличается, с одной стороны, достаточно высоким для своего времени уровнем развития (законы знают формы вины, рецидив, соучастие, различие ответственности виновного в зависимости от принадлежности к определенной варне); с другой стороны, законы отражают сохранение пережитков старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона, ордалия, ответственности всей общины за преступление, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник.

1. Преступления против государства. К ним относились служба врагам царя, повреждение городской стены, городских ворот. Полного перечня их законы не дают.

2. Преступления имущественного характера. Законы Ману четко отделяют кражу (как тайное хищение имущества) от грабежа, совершенного в присутствии потерпевшего и с применением к нему насилия. Меры, применяемые к вору, зависели от того, был ли он пойман на месте преступления или нет, совершена кража днем или ночью. Пойманного на месте с воровским инструментом в руках следовало казнить не колеблясь; ночных воров сажали на кол, отрубив обе руки. В остальных случаях, при первой краже вору отрубали пальцы, при второй - руку и ногу, при третьей – казнили (ст.277, гл.IX ЗМ). Укрыватель вора нес такое же наказание, как если бы он украл сам (ст.277, гл.IX ЗМ).

3. Преступления против личности. Законы Ману осуждают всякое насилие над личностью и считали «насильника худшим негодяем, чем ругателя, вора и ударившего палкой». К насилию относились: убийство, телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за собой смертную казнь. Однако убийство, совершенное при защите себя, жертвенных даров, женщин и брахманов не наказывалось (необходимая оборона).

4. Преступления против семьи. Довольно много статей законов направлено на укрепление семейных отношений. Законы устанавливают суровые наказания за прелюбодеяние, посягательство на честь женщины. Даже беседа с замужней женщиной преследовалась штрафом. Неверную жену затравливали собаками на многолюдном месте. Мужчину-прелюбодея подвергали мучительной казни, привязав его к раскаленной железной кровати. За связь шудры с женщиной из высших каст ему полагалась смертная казнь или телесное повреждение, в зависимости от того, охраняется ли эта женщина законом.

5. Преступления против чести и достоинства. Защита чести представителей высших варн гарантировалась наличием высоких штрафов. Осуждалось злословие в отношении жены, матери, отца, брата.

При определении наказания, Законы Ману проводят социальную дифференциацию: наказание зависело от принадлежности виновного и потерпевшего к определенной варне. Среди видов наказания следует назвать смертную казнь (для брахманов она заменялась бритьем головы (наложение знака рабства) и изгнанием) в различных вариантах: посажение на кол, сожжение на кровати или костре, утопление, затравливание собаками и др.; членовредительские наказания (отрезание пальцев, рук, ног); изгнание; тюремное заключение и другие наказания. Кровная месть в законах не упоминается, видимо, в то время она уже не применялась.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.