Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА I. ПРАВО ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.

§1. Источники права Древнего Египта.

Древнейший источник права Египта - обычаи и традиции. Существовали и кодифицированные законы. Легендарное начало таких законов приписывалось богу Тоту: по преданию, при основании древнего государства он вручил жрецам 42 священные книги, из которых 12 определяли прерогативы царя и законы правления.

Как сообщает Диодор Сицилийский, первым законодателем Египта был первый царь первой династии Мневис, вторым - царь Сахизис. Диодор и Геродот передают, что он опубликовал закон, согласно которому, воспрещались займы без предоставления в залог мумии отца должника или собственной мумии получателя займа, которую нельзя было переносить в усыпальницу по смерти должника, пока не уплачен долг.

Значительная законотворческая деятельность проводилась в царствование Рамзеса II (XII в. до н.э.). Наконец в VIII в. до н.э. появляется обширный кодекс царя Бокхориса, состоящий из 8 книг - 40 свитков. Этими законами впервые было запрещено долговое рабство, а крестьянам разрешалось продавать свои наделы. Большое место в кодексе отводится регулированию сделок, торгового оборота, разного рода договорам. Кодексы эти содержались в архивах «6 палат» как величайшая святыня.

По словам Геродота, египтяне впервые выразили мысль о бессмертии человеческой души - причем душа бессмертна не как часть природы, а как нечто иное - дух самостоятелен сам для себя. Египетское религиозное право распространялось на индивида и после смерти: главным изображением на гробницах является суд в царстве мертвых: бог Озирис представлен с весами; перед ним стоит душа умершего. Кроме того, умершему вручались документы на его прижизненные покупки: было найдено множество мумий с папирусами под мышкой - папирусы оказались купчими документами на земельные участки и тому подобными актами, в которых строго указывалось все, даже канцелярские издержки при оформлении купчей.

§2. Система права Древнего Египта.

Обязательственное право. Долгое время в Египте договоры заключались в устной форме, подкрепляясь торжественной клятвой, произносимой перед жрецами и должностными лицами. Лишь при Бокхорисе договоры освобождаются от религиозной оболочки и появляются письменные акты. Договор купли-продажи получает значительное распространение с развитием товарно-денежного оборота. Купля-продажа земли или строений была формализованной и совершалась в три последовательных этапа: 1) соглашение между покупателем и продавцом о предмете продажи с указанием на то, что платеж произведен полностью; 2) подтверждение договора клятвой, которую давал продавец; 3) ввод покупателя во владение землей, что происходило перед судом, и регистрация имени покупателя вместо имени продавца в поземельной книге. Право собственности переходило лишь с передачей вещи, т.е. вводом во владение землей.



Договор займа. Объектом его были как деньги, так и продукты сельского хозяйства. Обеспечением займа служила до издания законов Бокхориса личность должника или его родственника. Кредитор мог при неуплате долга в срок обратить в рабство должника или «заложенное лицо». Допускался залог мумий. Законами Бокхориса долговое рабство было отменено.

Заключались договоры найма имущества: передачи имущества во временное возмездное пользование нанимателя. Имели место договоры товарищества, по которым участники объединяли свои средства для достижения общей материальной цели. Встречались договоры поклажи (хранения чужих вещей), хранение было бесплатным; поклажа реализовывалась как добрсоседская сделка, поставленная под покровительство религии.

Семейное и наследственное право. Семья в Египте характеризуется сохранением значительных пережитков матриархата. Широко распространены браки между братьями и сестрами. Дети именовались не по отчеству, а по имени матери, сын матери и брат матери пользовались большим почетом среди родни. Женщина занимала в доме высокое положение («владычица дома»). Брак оформлялся договором, по которому женщина выступала полноценным субъектом права. По брачному договору жена сохраняла свое собственное имущество, и муж обязывался платить ей определенные суммы на ее личные расходы. В обеспечение сохранности имущества жены составлялась его подробная опись и устанавливался залог на имущество мужа. Совершенно свободным был развод. В случае развода по инициативе женщины, она обычно получала определенную сумму, а дети от этого брака сохраняли право на наследование отцовского имущества. Однако, когда развод происходил по настоянию мужа, все его имущество переходило к старшему сыну, который должен был разделить его между всеми детьми: все дети наследовали поровну и дочери приравнивались к сыновьям.

Начиная с 5-ой династии, женщина уже не признается равной мужу. Допускалось многоженство. У зажиточных египтян появились гаремы.

Египетскому праву известно было и завещание. Наследодатель делал отдельные распоряжения относительно раздела долей и относительно имущества, предназначенного пережившему супругу. Он мог также по завещанию установить неотчуждаемое имущество для заупокойного культа, возложив на наследников обязательства приносить жертвы богам после его смерти.

Уголовное право. Кровная месть после образования государства была отменена. Наказания были суровы, смертная казнь применялась очень широко, совершаясь в форме сожжения или посажения на кол. Высокопоставленным персонам, приговоренным к смертной казни, предоставлялось право покончить жизнь самоубийством. По законам Бокхориса смертная казнь могла быть заменена продажей в рабство.

Помимо смертной казни применялись членовредительские наказания: отрезания ушей, носа, рук, языка, кастрация и т.п., наказания принудительными работами, заключение в тюрьму. Были и бесчестящие наказания - выставление виновного к позорному столбу.

Малейшие посягательства на основы государственного строя карались беспощадно: в случае измены, заговора, восстания против государства, казни подвергался не только непосредственный виновник, но и его мать, сестры, вся семья. При этом мятежник лишался права погребения - его тело уничтожали. Тяжким преступлением считалось и нарушение правил религиозного культа - за это также полагалась смертная казнь. К таким преступлениям относились: умышленное убийство животного, посвященного Богу (ибиса, кошки, совы), выбрасывание нечистот в Нил, откапывание могил, погребение в запретной зоне. Смертная казнь полагалась за чародейство. Одним из самых тяжелых преступлений считалось околдовывание человека магическими заклинаниями или напитками.

За разглашение государственной тайны отрубали язык. Наказуем был и подлог, за что отрубали руку. За подделку печатей, монет, употребление фальшивых мер и весов отрубали обе руки. Влекли смертную казнь также убийство, клятвопреступление, а иногда - ложный донос. Суровое наказание влекла кража - за кражу скота полагалось отрубать руку, а за кражу скота, принадлежащего храму - изувечивать виновного и отдавать в рабство. Кража в гробницах каралась отрезанием ушей, носа и посажением на кол.

Хотя воровство было запрещено и строго наказывалось, но если вор сам добровольно признался в преступлении и вернул похищенное, то, в этом случае, его не только не наказывали, но даже оставляли ему четвертую часть украденного.

В случае прелюбодеяния женщине отрезали кончик носа, а ее соучастника подвергали кастрации. Такая же участь ждала виновного в изнасиловании.

 

ГЛАВА II. ПРАВО ДРЕВНЕГО ВАВИЛОНА.

Общественный строй

Издревле складывается деление общества на две основные группы: свободных и несвободных (зависимых), которые, в свою очередь, дробились на соответствующие подгруппы в зависимости от наличия/ отсутствия связи с общиной, родом занятий, имущественным положением и проч.

Первичную классификацию категорий населения можно представить следующим образом:

 

СВОБОДНЫЕ ЗАВИСИМЫЕ
Полноправ ные общин ники царские люди зависимые земледельцы (гуруши) рабы
  1-я категория (авилум) полноправ ные 2-я категория (мушкенум) неполноправ ные их оганизовывали в рабочие группы для возделывания царско-храмовых земель (псевдолатифун дий) пленные, преступни ки, рожденные в рабстве за долги
  получали жалованье в виде «должност ных наделов» им выдавались неотчуждаемые обязательные наделы, за пользование которыми они выплачивали в казну долю урожая      

 

В судебнике Хаммурапи акцентируется внимание на правовом положении трех групп людей: полноправных (авилум), неполноправных (мушкенум) и рабов. Различия в их статусе наиболее наглядно представлены в предписаниях уголовно-правового характера. Так, за вред, причиненный личности мушкенума, штраф был меньше, чем за вред, претерпеваемый полноправным. Что же касается раба, то он «стоил» еще дешевле, в то время как за правонарушения, совершенные им, применялись наиболее строгие меры и жестокие наказания.

Категории свободного населения. Слой полноправных общинников в Месопотамии всегда преобладал. И хотя не всегда общинники были в одинаковом правовом и социально-экономическом положении, важно подчеркнуть, что различия обычно касались потенциальных возможностей, но не реального их статуса, как раз определявшего место этого слоя в обществе.

Возникает и весьма многочисленный слой неполноправных выходцев из числа пленных иноплеменников или потомков разорившихся полноправных общинников. И хотя между полноправными и неполноправными была существенная разница в социальном положении, имущественном цензе и образе жизни (отражавшаяся в документах, терминологии - неполноправные работники обозначались особым сводным термином мушкенум), общим между ними было то, что все они считались и именовались царскими людьми, т.е. людьми, непосредственно занятыми в системе управления или причастными к ней, обслуживавшими ее. Именно в этом плане все царские люди обоих слоев-категорий противопоставлялись остальному населению, т.е. земледельцам-общинникам, права и статус которых были объектом внимания и заботы со стороны правящих верхов. Мушкенумы, будучи царскими людьми второй категории, могли иметь хозяйство, нередко рабов, а подчас и должность, и достаточно высокий административный статус. Они имели меньшую правоспособность не потому, что являлись более эксплуатируемым слоем населения, в этом смысле они, формально, приравнивались к полноправными, а в административном плане, как утверждают источники[1]) зачастую стояли выше авилумов. Разница между мушкенумом и полноправным общинником была в том, что первые, чаще всего, не имели корней в общинах Вавилонии и, в силу этого, не могли считаться полноправными.

Применялась и классификация свободного населения по профессиональному признаку. В эпоху развития Вавилонии возникает и регламентируется многочисленный слой специалистов-профессионалов, занятых в сфере управления и примыкающих к ней сферах обслуживания, - администраторы, воины, ремесленники, торговцы, слуги и др.

Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе, родственниками царя.

Довольно высокое положение в обществе занимало и чиновничество, которое было наделено землей – земля могла переходить по наследству или обращаться в, своего рода, пенсию.

Низшие ступени профессиональной лестницы занимали крупные купцы и предприниматели, ремесленники, поденщики, врачи.

Среди свободных особо выделялись тамкары - самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.

Что касается рабов, то многое в их судьбе и статусе их потомков, очевидно, зависело от случая. Рабы (вардум) - составляли собственность хозяина. Их продают, дарят, отдают взаймы, передают по наследству. Основными источниками рабства служили: плен; рождение от рабыни; продажа детей в рабство родителями; неоплатность должника. Для обозначения рабского состояния на тело раба налагались особые знаки, выжигаемые или вырезаемые по желанию владельца. Впрочем, такое клеймение ограничивало владельческие права господина, который лишался возможности продать или обменять раба.

По законам Вавилона, власть владельца раба не была четко ограничена, и лишь отдельные категории рабов пользовались некоторой защитой. К ним можно отнести рабынь, имевших детей от своих господ – такие дети считались свободными после смерти отца.

Патриархальный характер рабовладения обуславливал признание за рабами ряда личных и имущественных прав.

Личные права: казенному рабу и вольноотпущеннику дозволялось жениться на свободной, и дети от такого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст.176 ЗХ)

Допускалось отпущение раба на волю (считалось «хорошим тоном»), при этом происходила особая церемония - очищение его лба, т.е. удаления знака его рабского состояния.

В более выгодном положении находились рабы-должники из числа соплеменников. Их нельзя было продавать за пределы страны, и они, чаще всего, приравнивались по положению к младшим членам семьи. Если человек становился долговым рабом или был вынужден отдать в долговое рабство кого-либо из членов своей семьи, кредитор нес ответственность за приобретенного таким образом раба-должника: в случае, если от дурного обращения последний умирал, кредитор отвечал по закону. В любом случае, срок долгового рабства не должен был превышать трех лет - после этого срока должник освобождался, а долг считался погашенным

В целом, исходя из содержания Законов Хаммурапи, можно заключить, что основной целью законодателя являлась защита традиционных прав и имущества исконного вавилонского населения - особенно в тех случаях, когда личности или имуществу вавилонянина что-либо угрожало. Попавшего в плен воина следовало выкупить, а если для этого не хватало средств, недостающую сумму должен был дать храм его поселка либо дворцовое хозяйство, т.е. казна. Если пленник стал рабом, то после его выкупа он возвращался домой. Вообще население и особенно полноправные обеспечивались максимальной поддержкой закона, выступавшего как бы гарантом неприкосновенности их личности и имущества перед натиском со стороны - от неприятеля, могущего взять их в плен и продать в рабство, до собственника, выступавшего в роли ростовщика, хозяина, нанимателя, арендодателя.

 

Источники права

Древнейшим источником права в государствах Двуречья был обычай, в том числе и судебный. Относительно рано появляется и другой источник права – закон (напр., законы городов Ларсы, Эшнунны, Исина). Следующим этапом в развитии права становится кодификация норм и судебных прецедентов. Для данного курса особо важно изучение сборника законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), который, придавая огромное значение законодательной деятельности, приступил к ней в самом начале своего правления. Эти законы были выбиты на большом черном базальтовом столбе[2]. При составлении сборника в его основу были положены древнее обычное право, шумерийские сборники, новое законодательство. Однако составленные Хаммурапи законы не были всеобъемлющим сводом всего современного ему вавилонского права. Этими законами надлежало руководствоваться судам при неурегулированности спорных отношений правилами обычного права и в тех случаях, когда дело представляло особый интерес для государства и власти. Вообще это были не законы в традиционном смысле этого слова, а типичные или отдельные судебные решения (казусы), записанные для общего сведения.

Структура Законов Хаммурапи. Текст распадается на 3 части. Первой частью является обширное введение, в котором Хаммурапи объявляет, что боги передали ему царство для того, «чтобы сильный не притеснял слабого». Затем следует перечисление благодеяний, которые были оказаны Хаммурапи городам своего государства. После введения следуют статьи законов, которые, в свою очередь, оканчиваются обстоятельным заключением. Всего памятник насчитывал 282 статьи[3]. Первые 5 статей судебника содержат положения процессуального характера. Они направлены против царящего в судах произвола. Статьи 6-126 посвящены регулированию имущественных отношений, защите собственности и права распоряжения ею. Статьи 26-39 повествуют о земельных наделах воинов. Блок статей 127-195 посвящен брачно-семейным отношениям и наследственному праву. Статьи 196-214 содержат положение о защите личности и ее здоровья. Последняя часть кодекса (ст. ст. 215-282) посвящены, в основном, договорам найма и купли-продажи. Здесь содержатся статьи, устанавливающие вознаграждение и ответственность врача, ветеринара, строителя, статьи о найме сельскохозяйственных рабочих, найме животных, орудий труда, рабов, а также их покупке.

Законы Хаммурапи, в отличие от большинства восточных кодификаций, не содержат ярко выраженных религиозного и морализующего элементов. По своему назначению законы призваны закрепить общественный строй современного ему сильного вавилонского государства, формализовать своеобразные представления о справедливости. Законы содержат пережитки родового строя, что выражается в суровости наказаний, сохранении принципа талиона, применении ордалия.

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.