|
РАЗДЕЛ 1. Древневосточная традиция права
Министерство образования и науки Российской Федерации
Государственное образовательное бюджетное учреждение
Высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
Им. Н.И. Лобачевского»
Юридический факультет
Учебно-методический комплекс
по дисциплине «История государства и права
Зарубежных стран»
для направления 030900.62 «Юриспруденция» по подготовке бакалавров
Авторы:
Романовская В.Б., д.ю.н., профессор, vera_borisovna@mail.ru
Калинина Е.В., д.ю.н., доцент, mikhal.bern@rambler.ru
Одобрена на заседании кафедры теории и истории государства и права
«___»____________ 2014 г
Зав. кафедрой Романовская В.Б.
Рекомендована секцией УМС [ название секции УМС] «___»____________ 200 г
Председатель _____________________________
Утверждена УС факультета права «___»_____________200 г.
Ученый секретарь [ И.О. Фамилия] ________________________ [подпись]
Нижний Новгород, 2014
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
Область применения и нормативные ссылки
Настоящий учебно-методический комплекс по учебной дисциплине «История государства и права зарубежных стран» устанавливает базовые требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и формы отчетности.
Он предназначен для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030900.62 «Юриспруденция» по подготовке бакалавров, изучающих дисциплину «История государства и права зарубежных стран».
Программа разработана в соответствии с:
1. Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ННГУ
2. Образовательной программой направления 030900.62 «Юриспруденция» по подготовке бакалавров
3. Рабочим учебным планом университета по направлению 030900.62 «Юриспруденция» по подготовке бакалавров утвержденным в 201_ г.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» являются формирование знаний, умений, навыков для оптимизации последующего восприятия и усвоения отраслевых дисциплин.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать природу и сущность государства и права; основные закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права, исторические типы и формы государства и права, их сущность и функции; основные исторические этапы, закономерности и особенности становления и развития государства и права зарубежных стран.
Уметь оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы.
Владеть юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| знание:
природы и сущности государства и права; основных закономерностей возникновения, функционирования и развития государства и права, исторических типов и форм государства и права, их сущности и функций; основных исторических этапов, закономерностей и особенностей становления и развития государства и права зарубежных стран;
| ОК-1 –9
ПК-1-19
ОК-14
| Дает определения ключевым понятиям, владеет навыками анализа нормативных актов соответствующего периода изучаемого государства, грамотно излагает и обосновывает, полученные в ходе работы выводы, демонстрирует навыки сравнительного анализа, правильно применяет нормы при решении задач, демонстрирует способность критического восприятия информации, юридически грамотной аргументации.
| Лекционный курс
Семинарские занятия: анализ нормативных актов
Сравнительный анализ положений, закрепленных в кодексах различных государств определенных эпох, с целью выявления закономерностей и противоречий.
Решение задач.
Написание контрольных работ, тестов и эссе.
Блиц-опросы.
| умение:
оперировать юридическими понятиями и категориями; анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы;
|
| Грамотно оперирует юридическими понятиями и категориями, анализирует нормативные акты, способен толковать и применять правовые нормы, устанавливать взаимосвязь между правовыми явлениями.
| Лекционный курс
Семинарские занятия: анализ нормативных актов изучаемых государств
Сравнительный анализ положений, закрепленных в кодексах различных государств определенных эпох, с целью выявления закономерностей и противоречий.
Решение задач.
Написание контрольных работ, эссе и тестов.
Блиц-опросы.
| владение:
юридической терминологией; навыками работы с правовыми актами; навыками: анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами профессиональной деятельности; анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
|
| Способен работать с нормативными актами, демонстрирует навыки анализа правотворческой, правоприменительной и правоохранительной практики
| Семинарские занятия: анализ нормативных актов и исторических источников
Сравнительный анализ положений, закрепленных в кодексах различных государств определенных эпох, с целью выявления закономерностей и противоречий.
Решение задач
Написание контрольных работ, эссе и тестов.
|
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Данная дисциплина является базовой частью профессионального цикла дисциплин.
Курс истории государства и права зарубежных стран предполагает параллельное знакомство студентов с материалом курсов ряда общепрофессиональных и специальных дисциплин по специальности «Юриспруденция» – теории государства и права, отечественной истории, ряда дисциплин федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения, например, философии.
Основные положения дисциплины могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
Конституционное право РФ
Гражданское право
Гражданский процесс
Уголовное право
Уголовный процесс
История политических и правовых учений
Тематический план учебной дисциплины
№ п/п
| Название темы дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Форма текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
| Самост. работа
|
|
| Модуль 1 - Общие и специфические черты государств древневосточных цивилизаций
| I
|
|
|
| 1.
| Государство и право Древнего Египта
| I
|
|
|
| 2.
| Государство и право Древнего Вавилона
| I
| 3, 4
|
|
|
| Модуль 2 Становление традиции
древневосточного религиозного права
|
|
|
|
| 3.
| Государство и право Древней Индии
| I
| 5, 6
|
|
| 4.
| Государство и право Древней Иудеи
| I
| 7, 8
|
|
|
|
|
|
|
| Контр. работа (20 мин.),
тест
|
| Модуль 3 – Античное право и государство
|
|
|
|
| 5.
| Государство и право Древних Афин
| I
| 9, 10
|
|
| 6.
| Государство и право Древней Спарты
| I
|
|
|
| 7.
| Государство и право Древнего Рима
| I
| 12, 13, 14
|
|
|
|
|
|
|
| Контр. работа (20 мин.),
тест
|
| Модуль 4 – Формирование государственно-правовой традиции эпохи Средневековья. Становление христианского и мусульманского учения о власти и праве
|
|
|
|
| 8.
| Государство и право франков
| I
| 15, 16
|
|
| 9.
| Каноническое право средневековой Европы
| I
|
|
|
| 10.
| Городское право средневековой Европы
| I
|
|
|
|
| Мусульманское право
| II
| 1, 2
|
|
|
|
|
|
|
| Эссе
|
|
|
|
|
| Зачет (1-1 семестр)
|
| Модуль 5 – Закономерности формирования континентальной правовой традиции
|
|
|
|
| 13.
| Государство и право средневековой Франции
| II
| 3, 4, 5
|
|
| 14.
| Государство и право средневековой Германии
| II
| 6, 7, 8
|
|
|
|
|
|
|
| Контр. работа (20 мин.),
тест
|
| Модуль 6 – Особенности формирования англосаксонской правовой традиции
|
|
|
|
| 15.
| Государство и право средневековой Англии
| II
| 9, 10
|
|
| 16.
| Английская буржуазная революция и эволюция английского права Нового времени
| II
|
|
|
|
| Возникновение и становление государства и права США
| II
|
|
|
|
|
|
|
|
| Контр. работа (20 мин.),
тест
|
| Модуль 7 – Развитие романо-германской правовой традиции в Новое время
|
|
|
|
| 17.
| Французская буржуазная революция
| II
|
|
|
| 18.
| Французское право Нового времени
| II
| 14, 15
|
|
| 19.
| Германское государство и право Нового времени
| II
| 16, 17
|
|
|
|
|
|
|
| Контр. работа (20 мин.),
тест
| 20.
| Новейшая история права XX века
| II
|
|
|
|
|
|
|
|
| Экзамен (2-ой семестр)
|
| ИТОГО: 124 часа
|
|
|
|
| Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
|
| Текущий
| Контрольная работа
| письменная работа 45 минут
|
| Эссе
| 1,5-2 тыс. слов
| Тест
| 45 минут
| Блиц-опрос
| 15 минут
| Домашнее задание
| Таблица – сравнительный анализ
| Промежуточный
| Зачет
| Устный зачет 120 мин.
|
|
| Итоговый
| Экзамен
| Устный экзамен 120 мин.
| Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 7-ми балльной шкале.
Превосходно
| Прекрасное знание первоисточников, владение терминологическим аппаратом, системные знания, развитое теоретико-правовое мышление и способность выявления исторических параллелей
| Отлично
| Знание первоисточников, владение терминологическим аппаратом, системные знания, способность к анализу и сравнению правовых источников изучаемых государств, с целью выявления закономерностей и противоречий.
| Очень хорошо
| Знание курса на уровне лекционного материала, базовых учебников и основных законодательных памятников, других первоисточников, а также дополнительной учебной и научной литературы, владение терминологическим аппаратом, попытки анализа и сравнения политических и правовых традиций изучаемых государств.
| Хорошо
| Знание курса на уровне лекционного материала, базовых учебников и основных законодательных памятников, других первоисточников, а также дополнительной учебной и методологической литературы, владение терминологическим аппаратом
| Удовлетворительно
| Минимальные системные знания в рамках данной дисциплины, позволяющие, однако, проявить значимые ассоциации у студента с закономерностями развития государства и права зарубежных стран.
| Неудовлетворительно
| Отсутствие каких-либо системных знаний по данному курсу.
| Плохо
| Абсолютное незнание материала по данной дисциплине.
|
Содержание дисциплины.
РАЗДЕЛ 1. Древневосточная традиция права
Древний Египет. Этапы развития египетской цивилизации. Номы и города. Ирригация, ее роль в возникновении централизованного государства. Центральное и местное управление. Фараоны и их полномочия. Сакрализация верховного правителя и особенности египетской деспотии. Чиновники и их функции: вельможи, жрецы, писцы. Государственное регулирование социальных отношений. Организация общественных работ, сбор налогов и правосудие в Древнем Египте. Египетское законодательство.
Древняя Месопотамия. Древний Вавилон. Этапы развития государственности в Древней Месопотамии. Социальная структура и организация власти. Шумерийские законы. Свод законов вавилонского царя Хаммурапи - итог развития законодательства Древнего Двуречья. Категории собственности и формы ее судебной защиты. Виды землевладения. Торговые и коммерческие операции. Регулирование брачно-семейных и наследственных отношений. Преступления и наказания. Ответственность за причинение вреда в сфере найма услуг. Судебный процесс. Принципы правосудия.
Древняя Индия. Особенности социальной структуры и организации государства. Система центрального и местного управления в империи Маурьев. Варны и касты. Веды, дхармасутры, дхармашастры и артхашастры как основные источники индусского права. Понятие и формы собственности в Древней Индии. Особенности брачно-семейных отношений и наследственного права. Договорные и деликтные обязательства. Учение о недействительности сделок в Древней Индии. Уголовные правоотношения. Поводы для обращения в суд, особенности судоустройства и судопроизводства в Древней Индии.
Древние Израиль и Иудея.Создание Объединенного Израильского царства. Статус царя и иных институтов власти. Специфика государственного и общественного строя. Тора как неофициальная «конституция» иудейского государства. Иные источники религиозного иудейского права (ТаНаХ, решения Сангедрина, галахот, доктрина, Талмуд и пр.). Основные тенденции развития древнееврейского права. Основные виды землевладения. Классификация вещей. Обязательства из договора и причинения вреда. Специфика договора займа и ограничения произвола кредитора, сроки исполнения обязательств и закон о прозболе. Семейное право: ктуба, гет, личные и имущественные права супругов; наследование. Особенности наказательного права. Города-убежища. Основы правосудия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|