Работа № 7. Буферные растворы
Цель работы − изучение равновесия в буферных растворах – физико-химических системах с постоянным значением кислотности среды − и определение их свойств.
Оборудование
1. pН-метр (рН-340) с датчиком.
2. Пять стеклянных колб.
3. Штатив с измерительными бюретками.
4. Мерные цилиндры.
Последовательность выполнения работы
Опыт 1
I. Приготовить пять буферных растворов, смешав О,1 н раствор уксусной кислоты СН3СООН и О,1 н раствор ацетата натрия СН3СООNa в соотношениях, указанных в таблице:
Компоненты буферного
раствора и рН
| Номер колбы
|
|
|
|
|
| Кислота, мл
|
|
|
|
| 4,5
| Соль, мл
|
|
|
|
| 25,5
| рН, опытное
|
|
|
|
|
| рН, вычисленное
|
|
|
|
|
|
2. Измерить рН буферных растворов на рН-метре (описание прилагается к прибору) и результаты записать в таблицу.
3. По формуле (2.34) рассчитать значения рН для приготовленных буферных растворов, записать в таблицу, сравнить с опытными значениями.
= 1,8 10-5 .
4. Построить график, отложив на оси абсцисс отношение объема соли к объему кислоты, а на оси ординат − значения рН.
Опыт 2.
Свойства буферных растворов. Буферная емкость
I. Приготовить 90 мл буферного раствора, смешав 27 мл О,1 н раствора СН3СООН и 63 мл 0,1 н раствора СН3СООNa. Разлить раствор в три колбы по 30 мл. Раствор в первой колбе оставить без изменения, во второй разбавить в два раза, в третьей − в три раза дистиллированной водой.
2. Измерить рН всех трех растворов, результаты записать. Сделать вывод о чувствительности буферного раствора к разбавлению.
3. Приготовить 150 мл буферного раствора № 1, смешав 75 мл 0,1 н раствора СН3СООН и 75 мл 0,1 н раствора СН3СООNa. Разлить раствор в пять колб по 30 мл. Добавить в колбы 0,1 н раствор щелочи в количествах, указанных в нижеследующей таблице.
4. Измерить рН полученных растворов и результаты записать в таблицу.
Номер
колбы
| Раствор № I
| Раствор № 2
| I
|
|
|
|
| I
|
|
|
|
| Объем щелочи,
мл
| I
|
|
|
|
| I
|
|
|
|
| РН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5. Приготовить раствор № 2, смешав 75 мл 0,1 н раствора СН3СООН и 75 мл 0,05 н СН3СООNa. Разлить его в пять колб по 30 мл., добавить щелочи ( см. таблицу) и определить рН. Как изменится рН буферного раствора при добавлении умеренного количества сильной щелочи?
6. По полученным данным построить кривые, отложив на оси абсцисс объем приливаемой щелочи, а на оси ординат − значения рН. Определить буферную емкость по формуле β = tgα, где α − угол наклона кривой к оси абсцисс. Сравнить величины буферной емкости растворов.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Каково практическое значение буферных растворов в природе и технике? Каков механизм их действия?
2. Какими свойствами обладают буферные растворы? Что такое буферная емкость?
3. Определите практическую значимость величин рН и рК растворов электролитов.
4. Как изменится рН раствора, если к 1.л чистой воды прибавить 0,01 моль соляной кислоты?
Работа № 8. Ионообменная хроматография
Цель работы – изучение метода очистки воды методом ионообменной хроматографии и изучение механизма адсорбционных процессов.
Оборудование
1. Ионообменные колонки с катионитом (R-H) и анионитом (R-OH).
2. Реохордный мост для измерения электропроводности раствора.
3. Ячейка с платиновыми электродами.
4. Мерный цилиндр.
Последовательность выполнения работы
1. Приготовить смесь двух окрашенных растворов солей, смешав по 25 мл 0,2 н раствора сульфата меди CuS04 и 25 мл 0,04 н раствора бихромата калия К2Сг207.
2. При помощи реохордного моста (см. инструкцию) измерить электрическое сопротивление раствора и рассчитать электропроводность как величину, обратную сопротивлению, или измерить электропроводность с помощью кондуктометра и результаты записать в таблицу, отметив окраску раствора.
3. Пропустить раствор через колонку с катионитом, предварительно слив из колонки воду. Скорость пропускания раствора − I капля в сек.
4. Измерить сопротивление и рассчитать электропроводность фильтрата, отметить его окраску.
5. Пропустить раствор через колонку с анионитом.
6. Измерить сопротивление и рассчитать электропроводность вторичного фильтрата, отметить его окраску.
| Первоначальная
| После катионита
| После анионита
| Электропроводность раствора,
Ом-1 см -1
|
|
|
|
7. По окончании опыта промыть колонки 50 мл 1 н раствора:
а) серной кислоты H2SO4 для катионита,
б) соды Na2CO3 для анионита,
приливая реактив небольшими порциями. Колонки промыть несколько раз дистиллированной водой и оставить заполненными ею на 1 см выше уровня ионита.
8. Написать ионные уравнения реакций, происходящих на поверхности ионитов при работе колонок и их регенерации.
9. На основании уравнений реакций и табличных значений подвижностей соответствующих ионов (см. справочник) объяснить изменение электропроводности раствора после пропускания через катионит и анионит.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАЧИ
1. Объясните механизм ионообменной адсорбции. Какие другие виды адсорбции вам известны?
2. Где применяется ионообменная хроматография?
3. Какие вещества могут использоваться в качестве ионитов?
4. Как изменится электропроводность и окраска раствора NiSO4 (изумрудно-зеленого цвета) при прохождении его сначала через катионит, затем через анионит?
Работа № 9. Коллоидные растворы
Цель работы – изучение физико-химических свойств коллоидных растворов, определение порога коагуляции и защитного числа золя гидроксида железа (III).
Оборудование
1. Штатив с десятью пробирками.
2. Измерительные бюретки.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|