Сделай Сам Свою Работу на 5

ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИЛА В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ОБЫЧАЯ, СОДЕРЖАЩЕГО ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА





 

Действующее законодательство Российской Федерации непосредственно не предусматривает правил соотношения юридической силы положений общепризнанных принципов и норм международного права и положений, предусматриваемых в источниках национального права России.

С. В. Черниченко, рассматривая проблемы, возникшие вследствие включения общепризнанных норм международного права в правовую систему России, подчеркнул, что «обращает на себя внимание то, что в Конституции ничего не говорится о том, как поступать в случае расхождения общепризнанных принципов и норм международного права с правилами, содержащимися в законе». Автор указывает, что «обходится молчанием вопрос о возможной коллизии положений законов и обычных норм».[*] В свою очередь, С. В. Черниченко исходит из позиции, что «было бы естественным и логичным считать, что все международно-правовые обычные нормы, признаваемые Россией, в трансформированном виде имеют приоритет перед законами России в случае их расхождения с последними».[*]

И. И. Лукашук также обращает внимание на неурегулированность вопроса юридической силы общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России. Однако автор подчеркивает, что «в иерархии правовых норм Конституция России поставила на высший уровень нормы о правах и свободах человека и гражданина, которые признаются и гарантируются «согласно общепризнанным принципам и нормами международного права и в соответствии с Конституцией». Права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием» (ст. 18). В результате с полным основанием можно говорить о примате общепризнанных норм о правах человека в правовой системе России».[*] Иными словами, положения общепризнанных норм международного права, касающиеся прав и свод человека, в рамках правовой системы обладают, — по мнению автора, — практически абсолютной иерархической юридической силой. Применительно к иным общепризнанным нормам И. И. Лукашук подчеркивает, что «противоречие закона общепризнанным принципам и нормам международного права или ратифицированному договору является основанием для его опротестования в установленном порядке».[*]





И. О. Хлестова отмечает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права имеют приоритет перед национальным правом, так как Россия выступает за неукоснительное соблюдение международных договорных и обычных норм, придерживаясь принципа добросовестного выполнения договорных обязательств, что закреплено в преамбуле Закона о международных договорах». В свою очередь, иерархическим приоритетом в отношении вышеупомянутых международно-правовых норм обладает Конституция РФ.[*]

С. Ю. Марочкин подчеркивает, «что касается общепризнанных принципов и норм МП, то Конституция [РФ] не устанавливает соотношения их юридической силы и внутренних актов. Поэтому судьба тех, которые существуют в форме обычных норм, неопределенна. Можно предположить de lege ferenda закрепить приоритет над законодательством РФ норм jus cogens».[*]

О. Н. Хлестов подчеркивает, что благодаря п. 4 ст. 15 Конституции РФ «Россия практически признала примат международного права над внутренним законодательством».[*]

Г. М. Даниленко, в свою очередь, обращает внимание на то, что «в отличие от «международных договоров РФ» «общепризнанные принципы и номы международного права» не обладают приоритетом по отношению к противоречащим им внутренним правовым актам Такое решение проблемы представляется вполне обоснованным, в частности, потому, что общепризнанные принципы и нормы, как правило, имеют весьма общий характер».[*] Г. М. Даниленко одновременно утверждает, что к общепризнанным принципам и нормам международного права следует обращаться только в том случае, когда отсутствует подлежащий применению международный договор».[*] Автор также приходит к заключению, что в настоящее время «иерархическое положение «общепризнанных принципов и норм международного права» в российской правовой системе все еще вызывает споры».[*]



О. И. Тиунов подчеркивает, что «ст. 15 Конституции ничего не говорит о возможности применения закона в случае его противоречия общепризнанным принципам и нормам международного права, выраженным в форме международно-правового обычая. Однако внутренний смысл данной статьи позволяет прийти к выводу о том, что приоритет должен остаться за общепризнанными принципами и нормами как правилами, имеющими, в отличие от правил многих договоров, универсальный и фундаментальный характер, а в ряде случаев еще и наделенными свойствами императивности. Приоритет подобных норм перед внутригосударственным актом в форме закона Конституцией, признающей подчинение закона международному договору, — презюмируется».[*]

Необходимо отметить, что законодательство и практика иностранных государств неоднозначны по вопросу иерархического соотношения положений, зафиксированных во внутригосударственном праве, и положениями общепризнанных принципов и норм международного права.[*]

Согласно ст. 25 Конституции ФРГ 1949 г., «общие нормы международного права являются составной частью права Федерации. Они имеют преимущество перед законами и непосредственно порождают права и обязанности для жителей федеральной территории».[*] Единообразное обеспечение применения норм международного права в государстве возложено на Конституционный Суд ФРГ. В силу ст. 100 Конституции ФРГ «если в юридическом споре возникает сомнение, является ли норма международного права составной частью федерального права и порождает ли она непосредственно права и обязанности для индивида, суд должен получить решение федерального конституционного суда». Как показывает судебная практика, Суд не только констатирует наличие той или иной нормы общего международного права, но и ее отсутствие. В одном из дел Федеральный конституционный суд, изучая вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности посла, представлявшего интересы своего государства в ГДР, пришел к выводу, что «в общем международном праве отсутствует какая-либо норма, предусматривающая обеспечение дипломатического иммунитета на территории третьих государств».[*]

Конституция Швейцарской Конфедерации 1874 г. прямо не предусматривает положения, касающегося соотношения нормы общего международного права и национального законодательства. Однако судебная практика следует правилу, согласно которому обычное международное право действует в стране непосредственно.

Военный трибунал Швейцарии, рассматривая вопрос о привлечении к уголовной ответственности лица, обвиняемого в нарушении правил и обычаев войны на территории бывшей Югославии, отметил, что «согласно общему и договорному международному праву военный конфликт на территории бывшей Югославии носил международный характер».[*] По своему статусу нормы общего международного права приравниваются к договорным нормам, которые по своей юридической силе равны закону. В случае наличия коллизии между нормой международного права и нормой внутригосударственного права суд исходит из следующих принципов: «закон последующий отменяет закон предыдущий», «специальный закон отменяет закон общий».

Судебная практика США, связанная с применением норм международного права, свидетельствует, что обычно-правовые нормы занимают одно из последних мест в нормативной иерархии. В решении Верховного суда США по делу о пакетботе «Гавана» было отмечено, что «международное право является частью нашего права и должно определяться и применяться судами, обладающими соответствующей юрисдикцией, каждый раз, когда связанные с ним вопросы права должным образом представлены на его рассмотрение. В этих делах, если нет договора и нет регулирующего акта исполнительной власти или судебного решения, то можно обращаться к обычаям и обыкновениям цивилизованных стран».[*] Таким образом, в случае возникновения коллизии между общей нормой международного права и каким-либо внутригосударственным нормативным актом, суд применит норму, содержащуюся в таком акте. В опубликованной судебной практике за 1996 — 2005 гг. нет ни одного дела, в котором бы суд США сослался на норму международного обычного права.[*] И. Броунли применительно к правовой системе США указывал, что «обычные нормы [международного права] рассматриваются в качестве части права страны и, следовательно, подлежат применению, однако с одним условием, что они инкорпорированы только в той степени, в которой не противоречат актам Парламента, а также предыдущим судебным решениям, вступившим в законную силу.[*]

Конституция Японии 1947 г. предусматривает, что «Конституция является Верховным законом страны, и никакие законы, указы, рескрипты, противоречащие в целом или в части ее положениям, не имеют законной силы. Заключенные Японией договоры и установленные нормы международного права должны добросовестно соблюдаться».[*] Судебная практика свидетельствует, что общие нормы международного права пользуются приоритетом в применении перед нормами национального законодательства. Районный суд Японии, оценивая соответствие международного соглашения с Южной Кореей, регулирующего вопросы рыболовства, имплементирующему данное соглашение законодательству, подчеркнул что «обычное международное право всегда имеет приоритет перед внутренним законодательством, независимо от того, когда норма международного права возникла».[*]

Таким образом, законодательство и судебная практика большинства государств при возникновении коллизии между нормой общего международного права и законом отдают предпочтение в применении обычно-правовой норме.

Анализ не только отечественной доктрины, но и действующего законодательства РФ также не предоставляют возможности четко определить иерархическую силу положений общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе Российской Федерации, соотношение этих положений с правилами, содержащимися в источниках национального права России.[*]

Так, Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» в ст. 3 предусматривает, что «единство судебной системы Российской Федерации обеспечивается путем: применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации».[*] Общепризнанные нормы международного права в указанном Законе занимают место после обычных федеральных законов. Согласно ст. 2 Федерального конституционного закона «О военном положении», правовой основой военного положения являются «Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный конституционный закон, принятые на его основе федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в данной области».[*] Здесь общепризнанные нормы международного права были «помещены» после иных внутригосударственных нормативно-правовых актов РФ. Однако в Федеральном законе «Об обороне» в ст. 19, касающейся военного положения, предусматривается, что «Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы применяются в период действия военного положения в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».[*] Представляется, что в этом случае, с учетом нижесказанного, «общепризнанные принципы и нормы международного права» «заняли» достойное место. Трудовой и Таможенный кодексы рецепиировали положения п. 4 ст. 15 Конституции РФ, включив в правовую систему России общепризнанные принципы и нормы международного права (ст. 10 и ст. 8 соответственно), не определив иерархическую силу положений, содержащихся в вышеупомянутых нормах международного права.[*]

Неопределенность в вопросе о юридической силе общепризнанных норм международного права привела к принятию ст. 31 Федерального конституционного закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», согласно которой «по результатам изучения и анализа информации о нарушении прав и свобод граждан, обобщения итогов рассмотрения жалоб Уполномоченный вправе: обращаться к субъектам права законодательной инициативы с предложениями об изменении и о дополнении федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации либо о восполнении пробелов в федеральном законодательстве и законодательстве субъекта Российской Федерации, если Уполномоченный полагает, что решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, совершаются на основании и во исполнение федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации, либо в случае, если законодательство противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации».[*] Иными словами, Уполномоченный по правам человека вынужден обращаться с требованием изменения соответствующего законодательства, противоречащего международным договорам РФ и общепризнанным нормам международного права. Можно предположить, что если бы существовали четкие правила соотношения юридической силы положений общепризнанной нормы международного права в правовой системе России, то обращение Уполномоченного по правам человека в вышеупомянутые органы не было бы необходимым.

Как отмечалось выше, юридическая сила международного договора в рамках правовой системы России должна определяться статусом государственного органа, который выразил от имени Российской Федерации согласие на обязательность международного договора. В свою очередь, особенность формирования общепризнанных обычно-правовых норм заключается в том, что от государства не всегда требуется активного волеизъявления, активного выражения своей позиции применительно к формирующейся или уже сформированной общепризнанной норме. Главное — отсутствие возражения со стороны государства. А. Н. Талалаев, рассматривая признаки общепризнанных норм международного права, обладающих свойством императивности (jus cogens), отмечал, что «формой «принятия и признания» нормы jus cogens может быть как молчаливое соглашение (международно-правовой обычай), так и явно выраженное соглашение универсального характера (общий многосторонний договор)».[*] Более того, как неоднократно подчеркивалось выше, в формировании обычных норм международного права принимают участие не только органы исполнительной, но и законодательной и судебной властей. Поэтому четко определить, какой орган выразил свое согласие с обычной нормой либо участвовал в формировании такой нормы, представляется не только трудным, но и практически невозможным.

В связи с этим иерархическую силу общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России целесообразно определить в зависимости от характера соответствующей общепризнанной нормы. Общепризнанные нормы международного права подразделяются на императивные и диспозитивные. Причем важно установить критерии, на основании которых те или иные общепризнанные нормы международного права можно отнести к императивным или диспозитивным.[*]

Понятие «императивной общепризнанной нормы международного права было дано в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров. А. Н. Талалаев выделил следующие основные признаки (элементы) общепризнанной императивной нормы международного права (jus cogens). Вопервых, норма jus cogens всегда является нормой общего международного права.[*] Сюда не входят локальные или партикулярные нормы. Во-вторых, любое отступление субъектов международного права от данной категории норм, даже основанное на соглашении, является ничтожным.[*] И, в-третьих, норма jus cogens может быть изменена и/или отменена общепризнанной нормой международного права, обладающей таким же характером, то есть норма jus cogens изменяется и/или отменяется только нормой jus cogens.[*]

Императивные нормы международного права не являются исключительным достоянием современного международного права. И. И. Лукашук подчеркивает, что «без императивных норм не могло обойтись международное право прошлого. Императивно регулировался порядок создания норм — путем соглашения. Императивным был принцип «договоры должны соблюдаться», без чего международное право не могло бы функционировать. Императивными были нормами, запрещавшие пиратство и работорговлю, а также некоторые правила ведения военных действий».[*] Одна из основополагающих функций императивных норм международного права заключается в том, что «эти нормы определяют главные цели и основное содержание международного права, а также характер его функционирования».[*] Императивные нормы выражают интересы международного сообщества в целом.[*] Императивные нормы международного права обеспечивают международный публичный порядок.[*]

Важно вновь отметить, что для статуса императивной нормы международного права важно не та форма, в которой может быть закреплена соответствующая правовая норма, а природа этой нормы, объекты, на которые распространяется регулирующее действие данной нормы международного права.[*]

А. Н. Талалаев относит к императивным нормам международного права основные принципы международного права, отраслевые принципы международного права, нормы международного гуманитарного права,[*] нормы в сфере защиты основных прав и свобод человека, нормы в сфере защиты человечности (убийство, изнасилование, рабство, пытки, насильственное похищение людей, лишение людей свободы в нарушение общепризнанных норм международного права, насильственное переселение людей, апартеид и т. д.), а также нормы, запрещающие геноцид, пиратство, терроризм.[*]

И. И. Лукашук в качестве императивных норм рассматривает основные цели и принципы международного права; принципы и нормы, закрепляющие исторически достигнутый нравственный стандарт мирового сообщества и международного права (особое место, по мнению автора, занимают принципы справедливости, добросовестности, незлоупотребления правом как моральные стандарты, нашедшие отражение в праве); принципы и нормы, закрепляющие достигнутый уровень гуманности (о правах человека, народов, национальных меньшинств, о защите жертв войны, о запрещении применять определенные средства и методы ведения боевых действий, о преступности пиратства, работорговли, апартеида, геноцида); принципы и нормы, запрещающие массовое загрязнение атмосферы, земной поверхности, морей; принципы и нормы, определяющие режим международных пространств, открытого моря, космоса, Антарктики.[*]

Л. Н. Шестаков к императивным нормам относит, в частности, следующие нормы международного права: нормы, запрещающие пиратство, геноцид, рабство и работорговлю, торговлю женщинами, детьми; основные принципы международного права — принцип воздержания в международных отношениях от угрозы силой или ее применением как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и никаким любым другим образом, не совместимым с целями ООН; принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств; принцип сотрудничества государств друг с другом; принцип равноправия и самоопределения народов.[*]

Рассматривая иерархическую силу положений, закрепленных в императивных нормах международного права, в сфере внутригосударственных отношений, в первую очередь, следует исходить из уже неоднократно повторявшейся посылки — международный договор, противоречащий императивным нормам международного права, являются ничтожным. В свою очередь, международный договор РФ, применительно к которому согласие было выражено посредством принятия федерального закона, имеет большую иерархическую силу, чем закон. В связи с этим в рамках правовой системы России положения императивных обычно-правовых норм должны иметь иерархическую силу большую, чем международный договор РФ и закон. Нельзя не согласиться со С. В. Черниченко, подчеркивающего, что «было бы нелепым считать, что «переадресованные» субъектам российского права, трансформированные согласно части 4 статьи 15 Конституции правила международных договоров имеют приоритет перед правилами законов, а стоящие выше договорных положений в иерархическом отношении в межгосударственной сфере нормы такого приоритета в результате трансформации не имеют».[*]

Таким образом, положения императивных общепризнанных норм международного права, ставшие частью правовой системы России, обладают иерархическим приоритетом перед положениями международных договоров РФ, также ставших частью правовой системы России, и положениями федеральных законов. Однако если речь идет о Конституции РФ, о соотносимости конституционных положений и положений императивных норм международного права, то здесь, представляется, необходимо исходить из следующего.

Часть 2 п. 1 ст. 15 Конституции РФ предусматривает, что «законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ». Буквальное толкование данного положения может нас привести к выводу, что конституционные нормы имеют приоритет исключительно над внутригосударственными нормативными актами, принятыми Российской Федерацией в процессе правотворчества, и не обладают верховенством над общепризнанными нормами международного права и международными договорами РФ. Однако, как справедливо отмечается в Комментарии к Конституции РФ, «указанное положение (ч. 2, п. 1, ст. 15) лишь конкретизирует (выд. — Б. З.) довод о высшей юридической силе Конституции РФ». [*] Иными словами, высшая юридическая сила Конституции РФ распространяется не только на все внутригосударственные нормативные акты, включая законы, но и на нормы общего и договорного международного права, ставшие частью правовой системы России.

Поэтому Конституция РФ в рамках правовой системы России обладает высшей юридической силой по отношению ко всем внутригосударственным нормативным актам, а также положениям, предусмотренным императивными нормами международного права. В случае возникновения коллизии между конституционными положениями и указанными выше международно-правовыми положениями государственный орган, согласно Конституции РФ, должен руководствоваться правилами, закрепленными в Конституции РФ. В. А. Туманов подчеркивает, что «общепризнанные принципы и нормы международного права в ее [Российской Федерации] правовой системе занимают подчиненное место по отношению к Конституции РФ как высшему закону страны. Они не могут действовать вопреки ей».[*] Т. Н. Нешатаева придерживается иной точки зрения. Так, автор указывает, что «в случае расхождения общепризнанного принципа международного права и принципа любой национальной Конституции в области прав человека юридический приоритет имеют общепризнанные принципы международного права».[*]

Кроме императивных общепризнанных норм международного права доктрина выделяет диспозитивные общепризнанные нормы. В отличие от императивных, диспозитивные нормы могут быть изменены субъектами международного права на основании соглашения. Так, например, общепризнанные нормы международного права, касающиеся дипломатического иммунитета, могут быть изменены заинтересованными государствами, и поэтому эти нормы являются диспозитивными.[*]

И. И. Лукашук под диспозитивными нормами понимает такие нормы, «которые допускают отступление от них во взаимоотношениях определенных субъектов в результате соглашения между ними. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств».[*] Автор отмечает, что «в диспозитивных нормах находит выражение типичная черта международно-правового регулирования — это координационный характер».[*] Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Л. Н. Шестакова, А. Н. Талалаева, Е. А. Шибаевой, М. А. Коробовой подчеркивает, что «когда речь идет о диспозитивных нормах, заинтересованные государства могут заключать договоры, устанавливающие иные нормы, действовать в соответствии с ними, и это не будет правонарушением, если не наносит ущерба правам и законным интересам других государств».[*]

Нельзя полностью согласиться с определением «диспозитивной нормы», которое было дано коллективом авторов учебника «Международное право» под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой. Так, авторы утверждают, что «диспозитивной является такая норма, в рамках которой субъекты международного права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязанности в конкретных правоотношениях, в зависимости от обстоятельств».[*] Особенность диспозитивной нормы международного права заключается не только в том, что стороны могут «подкорректировать» содержание соответствующей нормы, как видно из вышеупомянутого определения, но и полностью исключить ее из сферы международно-правового регулирования, субъектами которого являются стороны.

Отклонение от содержания диспозитивной нормы может быть осуществлено посредством любого источника международного права: международным договором, обычаем, решением международной межправительственной организации. И. И. Лукашук подчеркивает, что «отклонение от диспозитивной нормы носит характер исключения, и как таковое должно быть достаточно ясно выражено. Оптимальным средством для этого служит договор. Вместе с тем, коль скоро обычай обладает той же юридической силой, что и договор, то нельзя исключать возможности «отклоняющихся» обычных норм».[*]

Как подчеркивалось выше, доказательствами существования международного обычая,[*] представляющего собой основной источник закрепления общепризнанных норм международного права, являются, в частности, внешнеполитические документы государств, правительственные заявления, иные односторонние действия и акты государств, дипломатическая переписка, совместные заявления государств, решения международных судебных и арбитражных органов, решения национальных судов, национальное законодательство, кодификационные многосторонние конвенции, не вступившие в силу, и т. д.[*] Поэтому, осуществляя, в частности, внутригосударственную нормотворческую деятельность, государство может влиять на процесс создания, изменения обычных норм международного права и, в частности в рассматриваемом нами случае — общепризнанных норм международного права. Г. М. Даниленко подчеркивал, что «важную роль для понимания специфики международного обычного нормообразования играет то, что государства, будучи одновременно и создателями и адресатами правовых норм, в своих взаимных отношениях исходят из предпосылки, что их фактические и юридические акты в самых различных областях, требующих правового регулирования, могут непосредственно влиять на формирование и содержание обычных норм», «практика государств, создающая международный обычай, складывается в результате взаимодействия притязаний, выдвигаемых государствами в международной сфере и являющихся выражением их международно-правовой позиции по конкретной проблеме, и активной или пассивной реакции на эти притязания со стороны других государств».[*] «С помощью фактических действий, заявлений, протестов и иных актов, входящих в межгосударственную практику, — продолжал автор, — государства могут сознательно и целенаправленно формировать направление развития общего международного обычного права».[*]

Дж. Карье, рассматривая вопрос иерархической силы обычных норм международного права в национальной правовой системе Канады, подчеркивает, что международно-обычные нормы имеют приоритет перед национальным законодательством, если только из текста внутригосударственного нормативно-правового акта не следует, что законодатель имел явное и недвусмысленное намерение принять правило, отличающееся от обычной нормы международного права.[*] В качестве примера автор приводит известное дело Верховного Суда Канады, по которому Суд должен был дать заключение, распространяются ли положения национального закона (Ontario Assessment Act), предусматривающие налогообложение всей недвижимой собственности, включая имущество дипломатических представительств, находящееся на территории провинции Онтарио. Проблема заключалась в том, что обычное международное право предоставляло дипломатический иммунитет иностранным государствам от налогообложения на территории принимающего государства. Председатель Верховного Суда Дафф отметил, что, следуя позициям, сложившимся в рамках правовой системы Великобритании, международное обычное право презюмируется частью общего права Канады. В свою очередь, у законодательной власти имеются полномочия принять иное другое правило, нежели содержащееся в обычной норме международного права. Однако законодательство должно явно выражать наличие такого намерения законодателя. Текст рассматриваемого Закона не позволяет прийти к выводу, что законодатель имел явное намерение принять национально-правовую норму, противоречащую обычной норме международного права. Таким образом, положения Закона были истолкованы в соответствии с обычными нормами международного права.

Государство посредством принятия национально-правовых актов вправе не только создавать, но и изменять те или иные общепризнанные нормы. Но важно подчеркнуть, при прочих равных условиях речь должна и может идти исключительно о диспозитивных нормах международного права. Возможность государству изменить те или иные диспозитивные общепризнанные нормы международного права обусловливается природой, характером таких норм, так как изменение этих норм не нанесет ущерба международному публичному порядку, который, как было отмечено выше, основывается на императивных нормах международного права. Г. И. Тункин отмечал, что «роль национального законодательства и решений национальных судов не ограничивается тем, что они имеют значение для установления наличия принципов и норм международного права. Указанные акты могут, например, содержать как бы предложения другим государствам, выражение готовности со стороны данного государства признать то или иное правило в качестве нормы международного права. Таким образом, действия государства могут быть частью процесса становления обычной нормы международного права».[*] Иными словами, государство посредством национального законодательства с учетом интересов иных субъектов международного права может непосредственно влиять как на действие обычной нормы международного права, включая общепризнанные, так и на содержание соответствующих правовых норм.[*]

Важно иметь в виду, что государственная практика,[*] конституирующая международные обычные нормы, должна отличаться единообразием. Так, в учебнике «Международное право» под ред. В. И. Кузнецова, С. А. Егорова, С. В. Черниченко подчеркивается, что «три признака международного обычая — всеобщность признания, единообразие применения, признание в качестве юридически обязательного правила (opinio juris) — относятся не столько к нему как к источнику международного права, сколько к норме или нормам, составляющим его содержание».[*] Г. М. Даниленко указывает, что законодательная практика государств, ведущая к созданию общепризнанной нормы, должна быть постоянна[*] и единообразна.[*]И. И. Лукашук отмечает, что «она [практика] должна быть достаточно определенной, единообразной, чтобы из нее можно было вывести общее правило. Практика должна быть достаточно устойчивой, стабильной».[*] Поэтому при осуществлении национальной нормотворческой деятельности государство, издавая нормативно-правовые акты, имеющие «международноправовой эффект»,[*] должно следовать вышеупомянутым правилам стабильности, предсказуемости, единообразия. Иными словами, государство не должно принимать различные по содержанию нормативные акты, касающиеся одно и того же вопроса. В противном случае трудно будет утверждать, что практика государств в сфере внутреннего нормотворчества повлияла на судьбу диспозитивной общепризнанной нормы международного права.

Требование единообразной практики, имеющей «международно-правовой эффект», распространяется не только в отношении нормотворческой деятельности государства, но и применительно к правоприменительной, в частности, деятельности национальных судов. То есть судебная практика должна быть также стабильной, предсказуемой и единообразной. В связи с этим нельзя не согласиться с включением в Арбитражный процессуальный кодекс РФ положения, согласно которому «судебные акты арбитражных судов, вступившие в законную силу, подлежат изменению или отмене, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установит, что оспариваемый судебный акт нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права».[*]

Принимая во внимание, что отдельные действия государства имеют вышеупомянутый «международно-правовой эффект», то любое заинтересованное государство вправе заявить свое несогласие с соответствующей практикой. Г. М. Даниленко отмечал, что «в процессе создания обычных норм не требуется наличия явно выраженного согласия отдельных государств или полного совпадения их позиций по той или иной проблеме. Для возникновения международной обычной нормы и обязательства подчиняться ей достаточно отсутствия выраженного несогласия одних государств с активной практикой других».[*] Причем данные действия «протестующего» государства не должны рассматривать в качестве вмешательства во внутренние дела, так как эффект опротестовываемых действий имеет международно-правовой характер. Наличие протеста свидетельствует о том, что заинтересованное «протестующее» государство не желает изменять существующую диспозитивную норму международного права посредством вышеупомянутых односторонних действий государства. Л. Генкин отмечал, что «если государство или группа государств пожелает изменить уже сформировавшуюся норму международного обычного права, тот такое государство должно создавать соответствующую новую государственную практику и opinio juris Однако этот процесс требует определенного времени. Другие государства, в свою очередь, имеют право заявить протест в отношении такой практики».[*]Автор особо обращал внимание, что обычная норма не может быть изменена, не являясь нарушенной.[*]

В свою очередь, отсутствие такого протеста со стороны дестинаторов диспозитивной общепризнанной нормы международного права, может свидетельствовать, в зависимости от содержания соответствующей практики, либо о соблюдении государством диспозитивной нормы, либо о согласии третьих государств с изменением такой нормы международного права.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.