Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ И НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПРАВОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ





С учетом вышесказанного настоящую часть исследования было бы обоснованным именовать «Международный обычай как часть правовой системы Российской Федерации». Однако в доктрине международного права отсутствует единая точка зрения в отношении формальных источников существования общепризнанных принципов и норм международного права. Так, Л. Н. Шестаков считает, что источниками существования общепризнанных норм международного права являются международный договор и международный обычай. [*] Представляется, что С.Ю. Марочкин также придерживается указанной позиции. [*] Поэтому данную часть исследования целесообразно именовать: «Общепризнанные принципы и нормы международного права как часть правовой системы России». В дальнейшем, если иное не следует из контекста исследования, под «общепризнанными принципами и нормами международного права, ставшими частью правовой системы государства» понимаются именно положения, зафиксированные, в частности, в международном обычае, признаваемом всеми или большинством государств мирового сообщества.

Нельзя не отметить, что вышеуказанные замечания, касающиеся наименования настоящей части исследования, в частности, вызваны алогичной структурой первого предложения п. 4 ст. 15 Конституции РФ. На данное обстоятельство обращает внимание Е. Т. Усенко, указывая, что «здесь смешиваются разнопорядковые категории: нормы как правила поведения и международные договоры, являющиеся одним из источников международного права». [*] С. В. Черниченко также подчеркивает, что «если [в п. 4 ст. 15 Конституции РФ] речь идет о нормах, то следовало бы по крайней мере говорить не о международных договорах, а о договорных нормах». [*]



Рассматривая вопрос об общепризнанных нормах международного права как части правовой системы России, необходимо отметить, что в сфере межгосударственных отношений субъекты международного права достаточно часто ссылаются на общепризнанные принципы и нормы международного права. [*] Так, раскрывая нормативное содержание основного принципа международного права — принцип добросовестного выполнения государствами обязательств, принятых ими в соответствии с Уставом ООН, — в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами, в соответствии с Уставом ООН от 24 октября 1970 года было отмечено, что «каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из общепризнанных принципов и норм международного права. Каждое государство обязано добросовестно выполнять свои обязательства, вытекающие из международных договоров, действительных согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». [*] Аналогичное положение содержится в Заключительном Акте по безопасности и сотрудничеству в Европе от 1 августа 1975 года. [*] В Совместном заявлении Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и Президента Республики Болгария Георгия Пырванова о 125-ой годовщине установления дипломатических отношений между Россией и Болгарией и перспективах развития дружественных отношений и многостороннего российско-болгарского сотрудничества от 7 июля 2004 года было подчеркнуто, что «руководствуясь общепризнанными принципами и нормами международного права, своими обязательствами по Уставу ООН и базовыми документами ОЮСЕ, основываясь на положительных результатах двустороннего сотрудничества и необратимом характере позитивных тенденций его развития, новых реалиях и европейских стандартах, главы государств отмечают необходимость усовершенствования договорноправовой базы между Российской Федерацией и Республикой Болгария». [*] В преамбуле к Соглашению о сотрудничестве между Министерством юстиции Российской Федерации и Министерством юстиции Республики Узбекистан от 22 июля 2004 года подчеркивается, что «[стороны международного соглашения] прида[ют] важное значение международному сотрудничеству в правовой сфере и обеспечению защиты прав и свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права». [*]





Как уже неоднократно подчеркивалось, национальное законодательство России также часто использует словосочетание «общепризнанные принципы и нормы международного права». Кроме п. 4 ст. 15 Конституции РФ ссылка на данные нормы международного права предусматривается в Уголовном кодексе РФ, [*] Уголовно-процессуальном кодексе РФ [*] и т. д.

Однако, несмотря на частое упоминание термина «общепризнанные принципы и нормы международного права», ни один международный акт, ни один внутригосударственный нормативно-правовой акт не раскрывают данного понятия. Доктрина международного права также не дает четкого ответа, что следовало бы понимать под «общепризнанными принципами и нормами международного права». Представляется, что необходимость четкого определения вышеупомянутого понятия вытекает, прежде всего, из п. 4 ст. 15 Конституции РФ, провозгласившего общепризнанные принципы и нормы международного права частью правовой системы России. Нельзя не согласиться с Ю. С. Ромашевым, подчеркивающим, что «важную регулирующую роль в межгосударственных отношениях играют общепризнанные нормы международного права. В связи с этим задача определения условий, при которых международно-правовые нормы приобретают статус «общепризнанных», имеет как теоретическую, так и практическую значимость. Ее актуальность усиливается также положением ст. 15 Конституции Российской Федерации». [*]

С. В. Черниченко раскрывает понятие «принципы международного права» через категорию «общепризнанных норм международного права». Автор отмечает, что «принципы международного права — общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера». [*] В свою очередь, рассматривая термин «общепризнанные нормы международного права», С. В. Черниченко подчеркивает, что «общепризнанные нормы считаются таковыми потому, что практически все члены межгосударственного сообщества, прямо или косвенно, согласились считать их для себя обязательными. Они [нормы] образуют своеобразный каркас международного права. Общепризнанной является, например, норма, предусматривающая неприкосновенность личности дипломатического представителя, или норма, закрепляющая свободу судоходства в открытом море. Такого рода нормы могут воспроизводиться, подтверждаться и конкретизироваться в двусторонних и многосторонних международных договорах, но это не умаляет их значения как общепризнанных». [*]

И. И. Лукашук, осуществляя классификацию норм международного права, обращает внимание на универсальные нормы. Автор под «универсальными нормами» понимает нормы «общего международного права, обязательные для всех его субъектов. Существование таких норм, а также их значение подчеркиваются в универсальных международных актах. В таких актах и в национальном законодательстве они обычно именуются общепризнанными нормами международного права». [*] Однако автор, детально проанализировав место общепризнанных принципов и норм международного права в правовой системе России, то есть вопросы иерархии вышеупомянутых норм в сфере внутригосударственных отношений, так и не определил, что же является «общепризнанными принципами и нормами международного права». [*]

Г.М. Вельяминов отмечает, что «под международно-правовыми принципами разумеются или отдельные особо важные, принципиальные нормы международного права, например «pacta sunt servanda» (договоры должны соблюдаться), или же комплексы норм, группирующихся вокруг основного концептуального правила-принципа и конкретизирующих это правило, например принцип суверенного равенства и уважения прав, присущих суверенитету». [*]

Л. Н. Галенская, рассматривающая международное право в широком смысле, как право, регулирующее всю область международных отношений, включая внутригосударственные отношения с иностранным элементом, относит к общепризнанным принципам международного права, в частности, принцип равенства правовых систем, принцип равенства субъектов, принцип недискриминации, принцип «закона суда». [*]

Н. А. Ушаков обращал внимание на существование в рамках международного права «основных принципов международного права», а также «норм-принципов», характерных для отдельных отраслей международного права. Под «основными принципами международного права» автор понимал «систему сходных и взаимосвязанных норм общего международного права, регулирующих в обобщенном виде поведение государств и иных субъектов международного права во всех сферах международных отношений, имеющих императивный характер и определяющих в концентрированном виде основное содержание и целенаправленность международного права». [*]

Е. Т. Усенко, сравнивая международно-правовые и национальноправовые принципы, подчеркивает, что принципы международного права — «это прежде всего его основные, наиболее общие нормы, которые вместе с тем выражают идеи, лежащие в основе всей системы международного права». [*]

Дж. Гинзбургс понимает под общепризнанными нормами обычные нормы международного права. [*]

Коллектив авторов курса международного права в семи томах дает понятие «основных принципов международного права», под которыми понимаются «исторически обусловленные основополагающие общепринятые нормы, выражающие главное содержание международного права, его характерные черты и обладающие высшей, императивной юридической силойѕ Принципы являются основополагающими нормами международного праваѕ Важная особенность механизма действия основных принципов заключается в том, что возникающие из них обязательства носят всеобщий характер (erga omnes). Это дает каждому государству право и возлагает на него обязанность принимать меры, направленные против нарушения принципов, даже в случаях, если интересы этого государства непосредственно нарушением не затрагиваются». [*]

Авторы учебника «Международное право» под ред. В. И. Кузнецова, С. А. Егорова, С. В. Черниченко используют понятие «принципы международного права», под которыми понимаются «руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала международного права. Они являются собой наиболее общее выражение установившейся практики международных отношений. Принцип международного права — эта норма международного права, имеющая обязательный характер для всех ее субъектов». [*] Принципам международного права, с точки зрения авторов, имманентны, в частности, следующие характеристики: императивность, универсальность. [*]

Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой не использует термин «общепризнанные принципы и нормы международного права». Но при классификации международно-правовых норм упоминают термин «универсальные нормы», которые «регулируют отношения всех субъектов международного права и составляют общее международное право», [*] а также «основные принципы международного права», под которыми понимаются «концентрированно выраженные и обобщенные общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни». [*] Основные принципы международного права обладают, с точки зрения авторов, следующими важными характеристиками: универсальность (в число основных принципов включаются отраслевые); основные принципы имеют характер общепризнанных; основные принципы — принципы jus cogens. [*]

Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Е. Т. Усенко и Г. Г. Шинкарецкой отождествляют понятия «основные принципы международного права» и «общепризнанные принципы международного права». Авторы, в частности, подчеркивают, что общепризнанные принципы международного права обладают не только юридическим, но и политическим, моральным авторитетом. Принципы являются универсальными, то есть общеобязательными нормами; данные принципы относятся к императивным нормам. [*]

Авторы учебника «Международное право» под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова дают понятие «универсальной нормы международного права», под которой понимается норма, «регулирующ[ая] отношения, объект которых представляет всеобщий интерес, и признанные подавляющим большинством или всеми государствами». [*] Принципы международного права авторы наделяют следующими характеристиками: принципы — это наиболее важные, коренные нормы международного права, являющиеся нормативной основой всей международно-правовой системы; принципы международного права являются наиболее общими нормами; принципы являются общепризнанными нормами, обязательными для всех государств; принципы — это императивные нормы jus cogens, обладающие высшей юридической силой; принципы имеют универсальную сферу действия, определяют содержание и методы сотрудничества государств в различных сферах; принципы международного права взаимообусловлены, имеют комплексный характер. [*]

Представляется, что при формулировании понятий «общепризнанный принцип международного права» и «общепризнанная норма международного права» следует, согласившись с большинством представителей отечественной доктрины международного права, исходить из той предпосылки, что понятие «общепризнанная норма» обладает родовым характером, а «общепризнанный принцип» — видовым. Иными словами, любой общепризнанный принцип является общепризнанной нормой международного права, но не каждая общепризнанная норма является общепризнанным принципом международного права.

С учетом вышеупомянутых позиций в отношении общепризнанных принципов и норм международного права, а также с учетом содержания ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года[*] под «общепризнанной нормой международного права» следует понимать правило поведение, регулирующее межгосударственные отношения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом, обеспечиваемое принудительной силой государств(а) и/или международной межправительственной организации. [*]

Важно подчеркнуть, что нормативное определение «императивной нормы общего международного права», содержащееся в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года, было использовано при формулировании определения «общепризнанной нормы международного права» из-за того, что общепризнанная норма международного права формирует «общее международное право», [*] независимо от того, является ли она (норма) диспозитивной или императивной. Иными словами, определение «общепризнанной нормы» было дано через критерии формирования «общего международного права».

При анализе понятия общепризнанной нормы международного права следует обратить внимание на следующие общие и специальные критерии данной нормы.

Общие критерии общепризнанной нормы международного права

Во-первых, общепризнанная норма международного права, как и любая социальная норма, представляет собой правило поведения. Данный аспект в рассматриваемом случае означает, что норма права, как отмечал А.Б. Венгеров применительно к внутригосударственным правовым нормам, «это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, веер возможностей при выборе тех или иных вариантов поведенияѕ Это также и четко обозначенный канал правил поведения, упорядочивающих, стабилизирующих соответственные общественные отношения и состояния». [*] Содержанием любого социального правила, поведения являются права и обязанности, носителями которых являются субъекты соответствующих социальных отношений. Так, п. 2 ст. 22 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, содержащий общепризнанную норму международного права, предусматривает, что «на государстве пребывания лежит специальная обязанность принимать все надлежащие меры для защиты помещений представительства от всякого вторжения или нанесения ущерба и для предотвращения всякого нарушения спокойствия представительства или оскорбления его достоинства». [*] То есть государство пребывания несет обязанность по принятию надлежащих мер для защиты помещений представительства, а у аккредитующего государства имеется право требовать от государства пребывания выполнения соответствующей обязанности. Основное предназначение общепризнанной нормы международного права, как, впрочем, и любой социальной нормы,— это регулирование, упорядочивание общественных отношений. Этот процесс осуществляется посредством наделения субъектов таких отношений обязанностями и субъективными правами. В вышеприведенном случае через соответствующие права и обязанности образуется межгосударственное отношение между государством пребывания и аккредитующим государством по поводу обеспечения неприкосновенности помещения дипломатического представительства.

Во-вторых, соблюдение общепризнанной нормы международного права, как и любой иной международно-правовой нормы, обеспечивается субъектами международного права. Наличие международно-правовой ответственности является одним из аспектов, который отличает международно-правовые нормы от иных социальных норм, регулирующих межгосударственные отношения. Особенность юридической ответственности субъектов международного права заключается в том, что такая ответственность наступает не только вследствие неправомерных действия, нарушения нормы международного права, но и как результат правомерных действий. В связи с этим нельзя не согласиться с понятием «международно-правовой ответственности», которое было дано коллективом авторов учебника «Международное право» под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой. Как подчеркивают авторы, под «международно-правовой ответственностью» понимается «юридическая обязанность субъекта международного права ликвидировать вред, причиненный им другому субъекту или субъектам международного права в результате нарушения международно-правовой нормы, или обязанность возместить материальный ущерб, причиненный в результате действий, не составляющих нарушения международно-правовой нормы, если такое возмещение предусматривается специальным международным договором». [*]

Нельзя не отметить, что применительно к деятельности некоторых международных контрольных механизмов возникает впечатление, что международно-правовая ответственность субъекта международного права может быть реализована в пользу частного лица. Ярким примером в этом отношении является деятельность Европейского Суда по правам человека, который в силу ст. 41 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, констатировав факт нарушения со стороны государства данной Конвенции, вправе присудить заявителю по делу справедливую компенсацию. [*] Так, по делу Посохов против Российской Федерации в постановлении от 4 марта 2003 года Суд, констатировав факт нарушения Россией п. 1 ст. 6 Конвенции, присудил заявителю 500 евро в счет возмещения морального вреда. [*] Однако следует иметь в виду, что одним из оснований международно-правовой ответственности является нарушение норм международного права. Более того, международно-правовые нормы определяют порядок привлечения субъекта международного права к юридической ответственности, регулируют порядок реализации данной ответственности, основания привлечения к ней и т. д. Отношения, возникающие между государством и частным лицом, в пользу которого было вынесено Европейским Судом по правам человека постановление, не являются межгосударственными (международными) и, следовательно, объективно не могут быть урегулированы нормами международного права. Представляется, что указанные отношения носят внутригосударственный характер, а постановление Суда — юридическим фактом, являющимся основанием для возникновения соответствующих отношений. Если речь идет об иностранном частном лице, в пользу которого принято постановление Суда, то здесь возникают отношения с иностранным элементом, которые, являются разновидностью внутригосударственных отношений.

Специальный критерий общепризнанной нормы международного права

Общепризнанную норму международного права от иных норм международного права отличает то, что общепризнанная норма принимается и признается всеми или почти всеми государствами. И. И. Лукашук пишет, что «основным отличительным признаком универсальных норм[*] является универсальность их действия, всеобщая обязательная сила. Этим определяется и характер их создания: они создаются, изменяются и отменяются международным сообществом в целом». [*] Как следует из комментария к ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров, данного А. Н. Талалаевым, «принимается и признается» означает, что норма общего международного права является результатом соглашения между государствами и всякий другой путь вхождения их в международное право, например по решению свыше или по соглашению международных организаций, невозможен. [*] Следует подчеркнуть, что в настоящее время в доктрине международного права продолжаются споры в отношении критерия общепризнанности нормы международного права — «признание всеми или почти всеми государствами». [*] Причем если норма признается всеми государствами, то, как правило, не возникают вопросы в отношении общепризнанности такой нормы. Однако следует иметь в виду, что общепризнанная норма международного права может и не признаваться всеми участниками мирового сообщества. Нельзя не согласиться с мнением И. И. Лукашука, отмечающего, что «требование принятия нормы международным сообществом в целом не означает полного единогласия его членов. Имеется в виду достаточно представительное большинство. Это принципиальное положение признано в доктрине и имеет немало подтверждений в практике. Вспомним, что в ст. 38 Статута Международного Суда и в решениях Суда речь идет именно об общей практике, что не означает необходимости согласия с нормой всех без исключения государств». [*] Л. Н. Шестаков, анализируя словосочетание «международным сообществом государств в целом», обращается, в первую очередь, к обоснованию соответствующей формулировки редакционного комитета, включившего эти слова в текст проекта Венской конвенции о праве международных договоров. Автор указывает, что «эти обоснования содержаться в выступлении председателя редакционного комитета Ясина, который заявил, что включение слов «в целом» основывается на мнении Комитета полного состава, согласно которому единичное государство не должно иметь право вето». [*] «Редакционный комитет исходил из того, — продолжает автор, — что одно или незначительное количество государств своим негативным отношением к императивному характеру определенной нормы общего международного права не может помешать международному сообществу государств признать такой характер нормы». [*] Л. Н. Шестаков, рассматривая особенности формирования императивной нормы международного права, допускает возможность существования протеста со стороны государств, не согласных как с содержанием такой нормы, так и с ее императивностью. Автор отмечает, что «небольшое число государств (может быть только два государства) имеет такие же права на создание норм международного права, как и все остальные государства. Поскольку когентный [императивный] характер определенной нормы еще не принят, то это небольшое число государствѕ могут создать норму, которая конкурировала бы с нормой, которую большинство государств намеревается сделать когентной. Двусторонняя норма не может быть признана ничтожной, поскольку норма большинства государств не является когентной по крайней мере для двух протестующих государствѕ Противоположное решение означало бы диктат одних государств по отношению к другим». [*] Ю.С. Ромашев также подчеркивает, что «сама оценка фраз «почти все государства», «большинство государств» уже свидетельствует о том, что некоторые государства могут быть не согласны с ее положениями по каким-либо объективным или субъективным причинам и не признавать норму. Следовательно, здесь можно говорить о качественном и количественном анализе характеристик государств, участвующих в этом процессе». [*]

С.Ю. Марочкин отмечает, что «общепризнанность не означает обязательность абсолютно для всех государств. Некоторые из государств могут быть не связаны общепризнанными нормами». [*]

Важно отметить, что современное международное право, и в частности основной принцип международного права — принцип суверенного равенства государств, оставляет за государством право не признавать сложившуюся в межгосударственных отношениях общепризнанную норму международного права, включая даже императивные нормы международного права. [*] Но такой отказ должен быть явно и недвусмысленно выраженным со стороны государственных органов, осуществляющих внешнюю политику конкретного государства. Если государство ведет себя пассивным образом, то есть активно не возражает против той или иной складывающейся или сложившейся общепризнанной нормы, то такое поведение в международном праве будет свидетельствовать о согласии государства с соответствующей нормой. [*] Причем, согласно принципу эстоппеля, государство не имеет права изменять свою позицию. [*] В связи с этим представляется необходимым подчеркнуть, что частью правовой системы России будут только такие общепризнанные нормы международного права, против которых Российская Федерация в лице государственных органов активно не возражает. Данное обстоятельство следует иметь в виду при осуществлении реализации положений общепризнанных норм международного права в сфере внутригосударственных отношений. [*] В связи с этим представляется необоснованной позиция С.Ю. Марочкина, подчеркивающего, что «ссылка на те или иные общепризнанные нормы должна сопровождаться установлением факта их признания нашей страной». [*] С. В. Черниченко также акцентирует внимание на необходимости установления факта признания Россией общепризнанной нормы международного права. Так, автор указывает, «что, поскольку общепризнанные принципы и нормы международного праваѕ являются составной частью российской правовой системы (российского права), международно-обычные нормы, признаваемые Россией, также являются наряду с договорными нормами, частью ее правовой системы (права)». [*] И.О. Хлестова отмечает, что «Конституция включила в правовую систему России только те общепризнанные принципы, которые Россия признает в качестве таковых». [*] То есть, следуя позиции данных авторов, в суде необходимо доказывать согласие России с той или иной общепризнанной нормой международного права.

Поэтому в ходе реализации соответствующих положений в сфере внутригосударственных отношений должна действовать презумпция согласия государства с общепризнанной нормой. Иными словами, в суде необходимо доказывать факт возражения со стороны государства в отношении формирующейся или уже сформированной общепризнанной нормы. [*] В. А. Толстик, анализируя критерии «общепризнанности», также обращает внимание на то, что «непризнание Россией в любой из предусмотренных законом форм «общепризнанного» принципа-нормыѕ в качестве обязательных для нее не позволяет рассматривать их в качестве составной части правовой системы Российской Федерации». [*] Одновременно автор утверждает, что отсылка к общепризнанным принципам и нормам международного права, предусматриваемая в национальном законодательстве, свидетельствует о выражении согласия государства со всеми этими международно-правовыми нормами. [*] Представляется, что в силу вышеизложенного с такой позицией трудно согласиться.

Все вышеупомянутые основные критерии, характерные для общепризнанной нормы, являются имманентными и для общепризнанного принципа международного права. Однако ряд аспектов выделяют общепризнанные принципы в среде общепризнанных норм международного права.

Во-первых, речь идет не о любых общепризнанных нормах, а только об основополагающих, то есть нормах, которые формируют «каркас» международного права. С.В. Черниченко подчеркивает, что принципы международного права «представляют собой своеобразное цементирующее начало среди огромного количества норм международного права, обязывающих различных его субъектов». [*] И. И. Лукашук выделяет следующие функции основных принципов международного права: закрепление и защита основы системы международных отношений; содействие ее нормальному функционированию и развитию; определение основ взаимодействия государств; охрана комплекса общечеловеческих ценностей; выполнение роли фундамента международного правопорядка; систематизация в международном праве; регулирование общего характера и т.д. [*] Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Ю. М. Колосова и Э. С. Кривчиковой отмечает, что «ряд норм международного права называют принципами, хотя это те же нормы международного права, но одни из них издавна назывались принципами, а другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании». [*]

Следует обратить внимание, что ряд авторов рассматривают принципы международного права в качестве общих (неконкретизированных) норм. С. В. Черниченко, как указывалось выше, отмечает, что «принципы международного права — общепризнанные нормы международного права наиболее общего характера». [*] И.И. Лукашук подчеркивает, что «принципы являются нормами, которые действуют непосредственно или через конкретные нормы». [*] Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова обращает внимание на то, что «принципы международного права являются наиболее общими нормами». [*] Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Е. Т. Усенко и Г. Г. Шинкарецкой отмечает, что «основные принципы международного права — это наиболее общие его нормы». [*] Г.М. Даниленко, принимая во внимание «общий характер общепризнанных принципов и норм международного права», приходит к выводу о невозможности наделения положений, содержащихся в вышеуказанных нормах, иерархическим приоритетом перед нормами внутригосударственного права. [*] А. Н. Талалаев указывал, что «принципы международного права — это наиболее общие нормы, которые обладают высшей степенью нормативной обобщенности.., предопределяющие содержание других, более конкретных норм». [*]

Представляется, что правовая норма не может носить общего характера, правовая норма, независимо от того, содержит ли она принцип или нет, всегда конкретна. Если та или иная правовая норма носит общий, неопределенный, нечеткий характер, то такая норма не должна рассматриваться в качестве правовой. Нормы международного права, включая его принципы, не должны составлять исключение из этого правила.

Основной принцип международного права — принцип суверенного равенства государств, являющийся общепризнанной нормой, закрепляет конкретные права и обязанности государств по отношению друг к другу. Как известно, согласно данному принципу «каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т. е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику». [*]

Когда во исполнение общепризнанных принципов и норм международного права принимаются, например, договорные нормы, то речь следует вести не о конкретизации, а о реализации соответствующих принципов в сфере международного правотворчества.

Рассмотрение общепризнанных принципов международного права в качестве норм, носящих общий характер, может послужить препятствием для надлежащей реализации положений соответствующих норм в сфере внутригосударственных отношений, так как у национальных судов, иных государственных органов может возникнуть впечатление о невозможности реализации общепризнанных норм международного права, включая общепризнанные принципы, в силу их «общего» характера.

Во-вторых, общепризнанные принципы международного права — это императивные нормы международного права. [*] В настоящее время существует нормативное понятие «императивная норма международного права», содержащееся в ст. 53 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Как было ранее отмечено, согласно данной статье под «императивной нормой общего международного права» понимается норма, которая «принимается и признается международным сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо и которая может быть изменена только последующей нормой общего международного права, носящей такой же характер». [*] Л. Н. Шестаков, изучив институт императивных норм международного права, определил, что нормой jus cogens является «норма общего международного права, характер регулируемых отношений которой ведет к признанию международным сообществом государств в целом недопустимости партикулярных отступлений от нее под страхом их недействительности с самого начала». [*]

И. И. Лукашук наделяет свойством императивности все общепризнанные нормы международного права, включая общепризнанные принципы. Автор подчеркивает, что «основным отличительным признаком универсальных норм[*] является универсальность их действия, всеобщая обязательная сила. Этим определяется и характер их создания: они создаются, изменяются и отменяются международным сообществом в целом». [*] С.В. Черниченко наделяет свойством императивности общепризнанные принципы международного права, однако, отмечая, что «принципы международного права в основном (выд. — Б. З.) они носят императивный характер и содержат обязательства erga omnes». [*]

Принимая во внимание характер общепризнанных принципов, а также их функции в международном праве, все принципы международного права должны обладать свойством императивности. [*] Причем императивность данной категории общепризнанных норм международного права зависит не от источника международного права, а от характера регулируемых ими межгосударственных отношений. Л. Н. Шестаков, рассматривая историческую составляющую появления императивных норм, подчеркивает, что «в настоящее время появилась объективная необходимость в объединении усилий государств для достижения определенных целей, поскольку усилиями отдельных государств этого достичь невозможно. При таких условиях диспозитивность некоторых норм международного права стала препятствием для достижения общих целей. Так возникла необходимость в нормах, которые ограничивали бы в определенных областях отношений между государствами свободу заключения партикулярных договоров, в более стабильном универсальном международном правопорядке, при котором исключалась бы возможность создания конкурирующих с ним партикулярных правопорядков». [*] «Важность для международного общения той или иной нормы международного права, — по мнению Л. Н. Шестакова, — может стать причиной наделения ее когентностью». [*] Если принцип международного права не обладает свойством императивности, то такой принцип теряет свою социальную сущность — являться «каркасом» соответствующих общественных отношений. Поэтому совершенно справедливо подчеркивается, что субъекты международного права не вправе даже посредством соглашения изменять императивные нормы, включая принципы. [*] В связи этим государства также не вправе принимать внутригосударственные правовые акты, которые противоречили бы императивным общепризнанным нормам международного права. [*] В.А. Толстик подчеркивает, что «под принципами [любого] права понимают исходные нормативно-руководящие начала (императивные требования), лежащие в основе права, выражающие его сущность и определяющие общую направленность правового регулирования общественных отношений». [*]

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.