Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава I НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА





Зимненко, Б.Л. Международное право и правовая система РФ. – М.: РАП, Статут, 2006. – 454 с.


ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Интернационализация в современном мире экономических, социальных, культурных, политических, иных связей с необходимостью влечет возрастание роли международного права в международной системе. Причем одна из особенностей современных норм международного права заключается в том, что их эффективность зависит не только от реализации в сфере международных отношений, но и от применения указанных норм в сфере отношений с участием субъектов национального права. Часть 4 статьи 15 Конституции РФ 1993 года явилась необходимым правовым условием для обеспечения эффективности норм современного международного права.

В этой связи в практике судов общей юрисдикции начали возникать вопросы, связанные с реализацией данного положения. На некоторые из этих вопросов были даны ответы, в частности, в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 года № 10 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», а также в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». Однако по мере дальнейшей реализации ч. 4 ст. 15 Конституции РФ будут продолжать возникать все новые и новые вопросы. Причем данная тенденция носит объективный характер. Нельзя не отметить, что существование этой тенденции обуславливается, в том числе, усложнением структуры системы международных отношений и, как следствие, развитием системы современного международного права. В связи с этим, появление настоящей монографии Б. Л. Зимненко является важным вкладом в процесс дальнейшей судебной имплементации норм международного права.



Представляются достаточно интересными теоретические аспекты данной работы, связанные с формулированием автором теории комплексной нормы и комплексного источника. Практически автор попытался сблизить монистическую и дуалистическую теории по вопросу соотношения международного и внутригосударственного права. Можно предположить, что соответствующие теоретические выводы будут иметь и практическое значение для судебного применения международно-правовых положений.



В настоящее время в мире существует более 5 000 международных межправительственных организаций, решения которых при соблюдении определенных условий являются источниками международного права. Поэтому акцентирование автором внимания на роли решений международных межправительственных организаций для правовой системы России имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Нельзя не отметить достаточно детальный анализ места решений Европейского Суда по правам человека в правовой системе России, а также юридической природы правовых позиций, формулируемых Судом в ходе применения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Заслуживают внимания рассуждения автора, касающиеся иерархии источников международного права.

Особенность данной монографии заключается и в том, что автор пытается найти разумный баланс интересов между национальным и международным правопорядками в ходе реализации международно-правовых положений в сфере внутригосударственных отношений. Автор отходит от категорического приоритета норм международного и/или национального права друг перед другом.

Хотелось бы пожелать автору продолжить исследование теоретических и практических проблем международного права с целью эффективной защиты прав и законных интересов граждан.


В. М. Лебедев,
Председатель Верховного Суда РФ,
заслуженный юрист РФ,
доктор юридических наук,
профессор




 

ВВЕДЕНИЕ

Вопрос взаимодействия международного и внутригосударственного права является одной из актуальных проблем не только международно-правовой, но и национально-правовой системы. Данному вопросу было посвящено достаточное количество научных работ как в отечественной, так и зарубежной доктрине международного права[*]. Американский юрист Дж. Джексон пишет, что вопрос о месте и значении норм международного права в сфере внутригосударственных отношений широко обсуждается уже на протяжении более чем ста лет[*]. Особое теоретическое и практическое значение данной проблемы в России возникло вследствие включения в ее правовую систему общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

Взаимодействие международного и внутригосударственного права носит объективный характер. Можно с уверенностью утверждать, что современное международное право не может существовать без поддержки национального, как и последнее будет испытывать значительные трудности в реализации без помощи международного. В. С. Верещетин и Р. А. Мюллерсон утверждают, что «определенный резерв повышения эффективности международного права заложен в его более глубоком проникновении во внутригосударственные процессы. Внутренние правоприменительные (правоохранительные) органы могут играть важную роль в обеспечении функционирования не только национального, но и международного права, что соответствовало бы объективной тенденции интенсификации взаимодействия международных и внутригосударственных процессов и приблизило бы международное право к конечному субъекту любого социального действия — человеку»[*]. И. И. Лукашук обращает внимание, что «в наше время в условиях углубляющейся интернационализации общества, включая правовую систему, особо важно обеспечить оптимальное взаимодействие правовой системы страны с международным правом и правовыми системами других государств. Формируется единое правовое пространство в глобальном масштабе»[*].

Будучи по своему характеру объективным процессом, взаимодействие международного и внутригосударственного права находит закрепление не только в нормах международного, но и национального права. Если речь идет о вышеупомянутом взаимодействии в рамках системы отношений, возникающих между субъектами международного права, то, соответственно, основы такого взаимодействия закрепляются в международно-правовых нормах. В свою очередь, если речь идет о рассматриваемом взаимодействии в сфере внутригосударственных отношений, то, естественно, основы данного взаимодействия фиксируются в источниках национального права.

Одной из целей настоящего исследования является выяснение правовых основ взаимодействия международного и внутригосударственного права в сфере отношений с участием субъектов национального права.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права не является самоцелью. Данное взаимодействие осуществляется для удовлетворения социальных интересов как в сфере межгосударственных, так и внутригосударственных отношений. Причем осуществление взаимодействия вышеупомянутых нормативных систем в сфере внутригосударственных отношений должно преследовать те цели и задачи, ради которых и возникает данный вид социальных отношений. Взаимодействие международного и национального права не должно приводить к ситуации, которая бы подрывала основы как международной, так внутригосударственной правовых систем. В связи с этим целью настоящего исследования является установление и обнаружение объективных критериев, позволяющих эффективно обеспечивать реализацию в сфере внутригосударственных отношений правил, содержащихся в нормах международного права.

В отечественной и зарубежной доктрине международного права признается возможность реализации, включая применение, норм международного права в сфере национально-правовых отношений. Причем данная позиция носит принципиальный характер. Поэтому в рамках исследования необходимо определить, в каких объективных правовых формах возможна реализация норм международного права в сфере внутригосударственных отношений, какова правовая сущность национально-правовых норм, включающих определенные положения международно-правовых норм в правовую систему государства, и, как следствие, разрешение вопроса, возможно ли непосредственное применение норм международного права в сфере внутригосударственных отношений.

Процесс взаимодействия международного и внутригосударственного права в сфере отношений с участием субъектов национального права охватывает множество вопросов, на которые невозможно ответить в рамках одного научного труда. Поэтому автор настоящего исследования поставил перед собой задачу: определение основных условий, которые бы позволили государству, не нарушая положений норм международного права, обеспечить их эффективную реализацию в сфере национально-правовых отношений и, одновременно, достигнуть тех социальных целей, ради которых и существует конкретная система внутригосударственных общественных отношений.

Автором настоящего исследования в 2003 году было выпущено учебное пособие «Нормы международного права в судебной практике Российской Федерации»[*]. Данное пособие основывалось на судебной практике, связанной с реализаций положений, содержащихся в источниках международного права, которая сложилась к 2002 году.

В 2003 году Пленумом Верховного Суда РФ за № 10 от 5 октября было принято Постановление «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации». В данном Постановлении были отражены основные вопросы, касающиеся реализации судами общей юрисдикции положений международно-правовых норм.

В 2005 году автором настоящего исследования было издано справочное пособие «О применении норм международного права судами общей юрисдикции»[*]. В этом пособии автором был дан комментарий положений, содержащихся в вышеупомянутом Постановлении Пленума. Но, по объективным условиям, данное Постановление не могло охватить актуальные вопросы и проблемы, возникающие в рамках правовой системы России вследствие реализации судами международно-правовых положений.

Известные теории соотношения международного и национального права (монизм и дуализм) не раскрывают всех аспектов процесса взаимодействия международного и национального права, происходящего в настоящее время, охватывающих, в частности, не только иерархическую силу норм международного права по отношению к нормам национального, но и вопросы правотворчества, толкования, реализации положений, содержащихся как в источниках международного, так и национального права, и т. д.

Поэтому, принимая во внимание это обстоятельство, появившуюся новую судебную практику в исследуемой сфере, а также новые постановления Европейского Суда по правам человека против Российской Федерации, автором было принято решение осуществить еще одно исследование, в рамках которого можно было бы попытаться ответить на вопросы, связанные с реализацией положений норм международного права в сфере внутригосударственных отношений и продолжающиеся активно дискутироваться в рамках как отечественной, так и зарубежной доктрины.


Глава I НАЦИОНАЛЬНОЕ ПРАВО КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА

§ 1. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО И ВНУТРИГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА

Как неоднократно подчеркивалось в литературе, международное и внутригосударственное право являются самостоятельными системами права[*]. Самостоятельность данных систем права определяется, в частности, субъектным составом, объектом правового регулирования, методом установления взаимных прав и обязанностей, элементами регулируемых отношений. Г. В. Игнатенко отмечает, что «[д]ействительно, внутригосударственное и международное право как самостоятельные правовые системы различаются прежде всего по характеру регулируемых отношений, по предмету регулирования. Действительно, международное право призвано регламентировать международные отношения, отношения между государствами, реализацию их взаимных прав и обязательств»[*].

Но вышеупомянутая самостоятельность не означает независимость, отсутствие какой-либо взаимообусловленности. Указанные системы права находятся в тесном взаимодействии.

Е. Т. Усенко обращает внимание, что «бурное развитие международного сотрудничества в самых различных сферах общественной жизни и некоторые другие факторы обусловливают необходимость все более широкого использования государствами международного права для согласования их действий не только в традиционных областях, но и в таких, которые ранее были предметом их автономного национально-правового регулирования. В силу этого специалисты в области внутреннего права все чаще сталкиваются с категориями международного права, а международники — с категориями национального права»[*]. Нельзя не обратить внимания, что данный вывод автора актуален и в наши дни.

И. И. Лукашук подчеркивает, что «развитие международного права, углубление его взаимодействия с национальным правом определяются интернационализацией общественной жизни. Взаимозависимость и единство мира требуют, чтобы национальные политико-правовые системы мира строились как части единой глобальной системы, чтобы они были способны взаимодействовать друг с другом и с системой международных отношений в целом. От взаимодействия с внешней средой в растущей мере зависит решение внутренних задач»[*]. Р. А. Мюллерсон пишет: «тот факт, что государство является элементом международной системы, свидетельствует о тесном взаимодействии между государствомѕ и другими элементами международной системы, в том числе между национальным и международным правом»[*]. С. Ю. Марочкин, рассматривая взаимосвязи национальных правовых системы и международной правовой системы, обращает внимание, что «высшим уровнем является взаимодействие национальных и международной правовых систем»[*].

Нельзя не отметить, что тесное взаимодействие международного и внутригосударственного права находит отражение как в нормах национального, так и международного права. Одним из классических примеров отражения вышеупомянутого взаимодействия в источниках международного права являются ст. 27 и 46 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года. Так, согласно ст. 27 Конвенции «участник не может ссылаться на положения своего внутреннего права в качестве оправдания для невыполнения им договора. Это правило действует без ущерба для статьи 46». В свою очередь, в силу п. 1 ст. 46 Конвенции «государство не вправе ссылаться на то обстоятельство, что его согласие на обязательность для него договора было выражено в нарушение того или иного положения его внутреннего права, касающегося компетенции заключать договоры, как на основание недействительности его согласия, если только данное нарушение не было явным и не касалось нормы его внутреннего права особо важного значения». Причем п. 2 ст. 46 Конвенции предусматривает, что «нарушение является явным, если оно будет объективно очевидным для любого государства, действующего в этом вопросе добросовестно с обычной практикой»[*]. А.Н.Талалаев подчеркивал, что «Венская конвенция исходит из признания самостоятельного существования и в то же время взаимодействия двух правопорядков — международного и внутригосударственного, которые не изолированы и неизбежно оказывают влияние друг на друга»[*].

В свою очередь, одним из примеров национально-правового закрепления вышеупомянутого взаимодействия применительно к правовой системе России является п. 4 ст. 15 Конституции РФ, предусматривающий, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы[*].

Следует обратить внимание, что в настоящее время в доктрине, касающейся связи международного и внутригосударственного права, отсутствует единодушие применительно к наименованию этой связи.

Так, в учебнике «Международное право» под ред. Л. Н. Шестакова, А.Н.Талалаева, Е.А.Шибаевой, М.А.Коробовой соответствующая глава именуется «Взаимодействие международного и внутригосударственного права»[*]. Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова назвал главу, посвященную рассматриваемой нами сфере, «Международное право и внутригосударственное право», однако первый параграф получил следующее наименование: «Международное право и внутригосударственное право как взаимосогласованные и взаимодействующие правовые системы»[*]. В учебнике «Международного права» под ред. Е.Т. Усенко и Г. Г. Шинкарецкой соответствующая глава именуется «Взаимодействие международного и внутригосударственного (национального) права»[*]. Ю. А. Тихомиров также обращает внимание именно на взаимодействие национального и международного права[*].

Некоторые авторы определяют взаимосвязь, взаимообусловленность международного и национального права через категорию «соотношение». Сторонниками этого подхода являются, в частности, И.П.Блищенко[*], А.С.Гавердовский[*], С.В.Черниченко[*].

И.И. Лукашук ставит знак равенства между «взаимодействием» и «соотношением» международного и внутригосударственного права[*]. Р.А. Мюллерсон также ставит знак равенства между «взаимодействием» и «соотношением» норм международного и внутригосударственного права. Как отмечалось выше, монография автора именуется «Соотношение международного и национального права».

Представляется, что связь международного и внутригосударственного права целесообразно именовать именно взаимодействием данных систем права, а не их соотношением[*]. Можно предположить, что категория «соотношение» не отражает в полном объеме той объективной взаимообусловленности международного и национального права, существующей в системе современных международных и внутригосударственных отношений. В доктрине международного права категорию «соотношение» рассматривают, как правило, через монистическую и дуалистическую теории. Коллектив авторов учебника «Международное право» под ред. Г. В. Игнатенко и О. И. Тиунова подчеркивает, что «применительно к трактовке соотношения международного и внутригосударственного права в историческом плане принято выделять два основных направления: монистическое, отдающее предпочтение одной из двух правовых систем [международное и внутригосударственное], и дуалистическое, в рамках которого были сторонники как равной отдаленности правовых систем друг от друга, так и их взаимодействия при сохранении самостоятельности»[*].

В свою очередь, канадский юрист-международник Дж. Карье анализирует вышеупомянутые теории монизма и дуализма через категорию «взаимодействия», используя термин «interaction»[*], а не «correlation»[*].

Важно подчеркнуть, что взаимодействие заключает в себе динамические аспекты; в свою очередь, соотношение — в большей степени статические аспекты соответствующего явления. Связь международного и внутригосударственного права проявляется, в частности, на стадиях правотворчества и правоприменения, включая толкование[*], то есть стадиях, отличающихся в определенной степени динамизмом. И для надлежащего проявления взаимосвязей международного и внутригосударственного права в пределах вышеупомянутых стадий данные связи объективно возможно изучить исключительно в рамках категории «взаимодействия», а не «соотношения».

Взаимодействие, в частности, охватывает проблему согласования международного и внутригосударственного права, обеспечения реализации международным внутригосударственного права и, наоборот, вопросы иерархической силы положений, закрепленных в источниках международного права, ставших частью национально-правовой системы, по отношению к правилам, предусматриваемым в источниках национального права, и т. д. В. Г. Буткевич, анализируя вопросы согласования международного и внутригосударственного права, обращает внимание на то, что «согласование — часть проблемы соотношения международного и внутригосударственного права, не статическая, а динамическая, не «материальная», а процессуальная сторона соотношения двух правовых систем. Согласование — это не просто соотношение, а взаимодействие международного и внутригосударственного права, целенаправленно осуществляемое и управляемое субъектами права»[*].

Более того, соотноситься в правовом плане могут однопорядковые явления, институты, представляющие собой элементы единой социальной системы. В этой связи, если не следовать монистической теории, достаточно трудно говорить именно о соотношении международного и внутригосударственного права.
Нельзя не согласиться с Л. П. Ануфриевой, отмечающей, что «в отечественной юридической литературе анализ вопроса взаимоотношений между внутригосударственным и международным правом традиционно ставится в плоскость рассмотрения предмета через призму «соотношения». Однако на самом деле речь должна идти о взаимодействии явлений, свободном от подчинения их друг другу»[*].

Признавая факт взаимодействия международного и национального права, в доктрине международного права суть этого явления, как правило, рассматривается через призму влияния одной системы права на другую. Так, в вышеупомянутой монографии Р. А. Мюллерсона II и III главы обозначены соответственно как «влияние национального права на международное право» и «влияние международного права на национальное». Автор прямо подчеркивает, что «взаимодействие международного и национального права происходит в виде их взаимовлияния»[*]. Н.В.Миронов в монографии «Советское законодательство и международное право»[*] также рассматривает формы влияния советского законодательства на международное право, а также формы влияния международного права на советское законодательство. Л. П. Ануфриева анализирует в качестве одного из аспектов проблемы соотношения международного и внутригосударственного права «влияние внутригосударственного права отдельных государств на образование и развитие принципов и норм международного права, с одной стороны, и влияние международного права на внутреннее право отдельных государств — с другой стороны (иными словами, фактическое взаимодействие правовых систем)»[*].

С. В. Черниченко рассматривает явление взаимодействия международного и внутригосударственного права через согласование вышеупомянутых систем права. «Внутригосударственное право, — подчеркивает автор, — должно быть согласовано с международным таким образом, чтобы обеспечивать осуществление последнего».[*] В.В.Гаврилов также рассматривает взаимодействие международного и внутригосударственного права через согласование данных систем права. Автор, в частности, подробно изучил теории трансформации, инкорпорации, имплементации в качестве «теорий согласования международных и внутригосударственных правовых норм»[*].

Следует отметить, что международное и внутригосударственное право являются правовыми институтами, явлениями общественной жизни, поэтому рассматривать процесс взаимодействия данных систем права необходимо через правовые категории. В связи с этим правовой сутью взаимодействия международного и национального права должно являться не влияние одной нормативной системы на другую, что не отрицается автором настоящего исследования, а обеспечение реализации одной системы права с помощью другой. В. Г. Буткевич подчеркивает, что «эффективное упорядочивание обеих правовых систем своих отношений зависит и от взаимосогласованности их норм. Нет необходимости переводить (преобразовывать) нормы одной системы права в другую, нужно только то, чтобы они содействовали, а не противодействовали одна другой в функционировании»[*]. С. Ю. Марочкин пишет, что «задача [взаимодействия международного и внутригосударственного права] видится не столько в согласовании, либо приведении в соответствии норм МП [международного права] и внутреннего права, как она неоднократно обозначалась, сколько в обеспечении функционирования, действия норм МП [международного права] в правовой системе РФ»[*].

«Влияние», с нашей точки зрения, носит в некоторой степени политико-философский аспект. Любые явления, предметы, организмы так или иначе влияют друг на друга. Но если речь идет о правовой связи, правовых отношениях, отношениях, возникающих между национальным и международном правом, то здесь необходимо говорить об осуществлении «обеспечения», то есть изучать взаимодействие вышеупомянутых нормативных систем через институт «обеспечения», а не «влияния». Согласование можно рассматривать в качестве одной из целей реализации различных механизмов обеспечения взаимодействия международного и внутригосударственного права. Но, как будет ниже показано, процедуру взаимодействия международного и национального права нежелательно сводить лишь к вопросу согласования данных систем права.

Взаимодействие международного и внутригосударственного права носит взаимообусловенный характер, означающий, что в настоящее время реализация международного права не может быть надлежащим образом обеспечена без помощи внутригосударственного права, как и последнее будет испытывать значительные трудности в функционировании без содействия международного права. Американский юрист Дж. Джексон подчеркивает, что эффективность международного права в значительной степени зависит от того, как положения международного права реализуются в сфере отношений с участием субъектов национального права[*].

Рассматривая вопрос «содействия» международного права реализации национального права, нельзя не отметить, что международное право становиться юридическим условием реализации многих внутригосударственных правовых норм. Причем помощь международного права в реализации норм внутригосударственного права может носить как обязательный, так и условный характер. Соответственно, необходимо говорить об обязательной или условной помощи норм международного права реализации национально-правовых.

Сущность «обязательного содействия» заключается в том, что нормы внутригосударственного права объективно не могут быть реализованы без помощи норм международного права. Так, согласно п. 1 ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права». В силу ст. 79 Конституции РФ «Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами». В соответствии со ст. 355 УК РФ уголовно-наказуемым является «производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации»[*]. Ст. 356 УК РФ предусматривает, что уголовно-наказуемо «жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации»[*].

Особенность данного «содействия» выражается в том, что соответствующие источники международного права становятся обязательными юридическими фактами, являющимися основанием для возникновения внутригосударственных правоотношений, регулируемых или охраняемых, если речь идет об Уголовном кодексе РФ, соответствующей правовой нормой. При отсутствии данного юридического факта не возможно возникновение правоотношения и, как следствие, не возможна реализация внутригосударственной правовой нормы, регулирующей рассматриваемое социальное отношение.

«Условное» содействие (помощь) международного права внутригосударственному праву коррелирует с «обязательным», однако «условное» содействие осуществляется при наличии определенных условий. Эти условия могут быть связаны либо с отсутствием положений норм внутригосударственного права, регулирующих отношения, ставшие объектом «внимания» государства, либо с возникновением коллизии между положением нормы международного права, вошедшим в правовую систему государства, и положением, предусмотренным в национальном праве.

Так, п. 2 ст. 63 Конституции РФ предусматривает, что «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации». Если в рассматриваемом случае отсутствует федеральный закон, который бы регулировал вопросы выдачи лиц, обвиняемых в совершении преступления, и/или передачи лиц для отбывания наказания, то государство в лице соответствующих органов обязано руководствоваться положениями международного договора РФ. Если отсутствует федеральный закон и международный договор РФ, то, следуя буквальному толкованию соответствующего конституционного положения, выдавать лиц, обвиняемых в совершении преступления, либо передавать лиц для отбытия наказания не допускается. В свою очередь, если имеется закон и договор, то их взаимодействие в рамках правовой системы России, в том числе разрешение возможных правовых коллизий, должно подчиняться принципам, которые рассматриваются нами ниже.

Согласно преамбуле Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации», «настоящий Федеральный закон определяет статус континентального шельфа Российской Федерации, суверенные права и юрисдикцию Российской Федерации на ее континентальном шельфе и их осуществление в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации»[*]. Аналогичное положение предусматривается в преамбуле Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»[*]. Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона «О драгоценных металлах и драгоценных камнях», «Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на участках недр континентального шельфа Российской Федерации, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, в соответствии с Конституцией Российской Федерацией, законодательством Российской Федерации о континентальном шельфе, законодательством Российской Федерации о недрах, настоящим Федеральным законом, международными договорами Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права»[*]. Пункт 5 ст. 1 Федерального конституционного закона «О военном положении» предусматривает, что «вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, выполняющие задачи в области обороны применяются для отражения или для предотвращения агрессии против Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в данной области»[*].

Во всех вышеприведенных случаях нормы и/или источники международного права являются «условными» юридическими фактами, то есть они способствуют возникновению определенных правовых отношений в случаях, когда отсутствует национальное законодательство либо возникает коллизия между внутригосударственным нормативным актом и источником международного права.

Наличие «условного» и/или «обязательного» содействия международного права национальному праву полностью зависит от воли законодателя. Если последний желает поставить реализацию нормы национального права в зависимость только от международного права, то, естественно, формулировка нормы будет содержать «обязательное» содействие. В случае, если законодатель не пожелает существование такой жестокой привязки национального и международного права, то, соответственно, при формулировании внутригосударственной правовой нормы будет избрано менее жесткое содержание, предусматривающее право лица, реализующего соответствующую национальной правовую норму, выбрать между источником национального права либо источником международного права, ставшим частью правовой системы государства. Причем важно подчеркнуть, что такой выбор не должен носить дискреционный, произвольный характер, то есть зависящий исключительно от волеизъявления лица либо органа государственной власти, участвующего в реализации правовых норм. Национальное законодательство, судебная практика должны четко определить условия, при каких необходимо руководствоваться национальным правом, а при каких — положениями норм международного права, ставшими частью правовой системы государства.[*]

Когда речь идет о нормах или источниках международного права, выполняющих функции юридического факта для возникновения, изменения или прекращения внутригосударственных правовых отношений, то следует иметь в виду, что юридический факт, в свою очередь, можно рассматривать в двух аспектах: конституирующем и регулятивном. Регулятивный аспект обусловливает в дальнейшем необходимость применения в сфере внутригосударственных отношений положений, закрепленных в источниках международного права, а конституирующий, соответственно, к таким последствиям не приводит.

Пункт 2 ст. 63 Конституции РФ, предусматривающий, что «выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основании федерального закона или международного договора Российской Федерации»[*], является примером регулятивного юридического факта. Процедура, порядок передачи лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также осужденных для отбывания наказания в других государствах регулируется положениями международного договора РФ, подлежащими применению. В ст. 356 УК РФ, предусматривающей, что уголовно-наказуемо «жестокое обращение с военнопленными или гражданским населением, депортация гражданского населения, разграбление национального имущества на оккупированной территории, применение в вооруженном конфликте средств и методов, запрещенных международным договором Российской Федерации»[*], международный договор РФ также является примером регулятивного аспекта юридического факта. При рассмотрении уголовного дела правоприменительный орган обязан будет оценить методы, которые были использованы лицом во время вооруженного конфликта, с точки зрения международных договоров, ставших частью правовой системы России.

В противоположность предыдущей статье УК РФ ст. 355 УК РФ, согласно которой уголовно-наказуемым является «производство, приобретение или сбыт химического, биологического, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации»[*], ссылается на международный договор РФ, являющийся примером конституирующего аспекта. То есть, при рассмотрении уголовного дела по данной статье УК РФ задача правоохранительных органов будет заключаться, в том чтобы выяснить вопрос, осуществляло ли подозреваемое, обвиняемое лицо либо подсудимый производство, приобретение или сбыт оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации. Здесь на соответствие международному праву, в отличие от вышеупомянутой ситуации (ст. 356 УК РФ), должны выясняться не действия соответствующего лица, привлекаемого к уголовной ответственности, а предмет совершенного преступления[*].

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.