|
ТРЕНИРОВКА ЗРЕНИЯ В ХОДЕ ДНЯ
Как было определено выше, важнейшей задачей в тренировкезрения должно стать превращение формальных упражнений в бес-сознательные, автоматические привычки поведения глаз. Этостанет возможным, если вы будете делать эти упражнения (с не-которыми изменениями) целый день, везде и всюду, чем бы вы нибыли заняты. Ваш принцип при этом - "Понемногу, но часто". Приведем наиболее типичные ситуации, где вы можете сле-довать принципам правильного использования глаз, разработан-ных Бэйтсом.
ЧТЕНИЕ
Чтение является одним из наиболее распространенных видовзрительных нагрузок. Неправильные привычки зрения в ходе чте-ния способствуют ухудшению зрения. Посмотрим, какова примерносхема падения зрения в этом случае. Ч.Л.Томсон пишет, что при чтении глаза совершают движе-ния с относительно малой амплитудой [80, р.12]. Они при этомделают довольно быстрые движение с небольшой амплитудой вдольдлины строки и очень медленные, с еще меньшей амплитудой дви-жения по вертикали. В то же время, природа предусматриваладля глаз значительно больший размах движений. При достаточнодлительном процессе чтения с повторяющимися однообразнымиритмическими движениями с малой амплитудой и практически водном и том же направлении (слева-направо, или наоборот) по-является весьма вероятная угроза утери со временем способнос-ти к широким движениям глаз в непривычных при таком режимеработы направлениях. Мышцы глаз, двигающие их из стороны всторону, при этом загружаются в достаточной степени, а темышцы, что должны двигать глаза вверх-вниз, - испытывают нех-ватку движений. Нагруженные мышцы быстро утомляются, в товремя как мышцы второй группы пребывают в инертном состоянии.Поскольку все эти мышцы окружают глазное яблоко, обладающееэластичностью, то возникающее в результате неравномерной заг-рузки аномальная натянутость одних мышц и расслабленностьдругих приводят к утере глазным яблоком своей сферическойформы. Результат - плохое зрение. Недостаток движений глаз в полной своей амплитуде, чтонаблюдается при чтении, приводит также к ослаблению глазныхмышц и ухудшению кровоснабжения глаз. Кроме того, во времячтения книга держится на одной и той же дистанции в фиксиро-ванном положении. Это приводит к тому, что во время чтенияглаза все время остаются сфокусированными на одну и ту жедистанцию, совершая при этом незначительные повороты из сто-роны в сторону. Это очень быстро их утомляет. Глазные мышцымало чем отличаются от других мышц тела. Попробуйте некотороевремя подержать руку в совершенно неподвижном положении, и выочень скоро ощутите ноющую боль в ней, вызванную утомлением.Точно так же при длительном чтении утомляются глаза. Что же советуют делать последователи Бэйтса во времячтения? Ч.Л.Томсон пишет, что избежать описанных выше проблемдовольно легко. Для этого достаточно по прочтении несколькихстрок отрывать взгляд от книги и посмотреть на какой-нибудьобъект вдали в течение 1-2 секунд. Кроме того, он рекомендуетво время чтения плавно двигать книгу или голову с тем, чтобыдистанция между глазами и страницей часто менялась. Если жепредстоит длительная зрительная работа, то еще одним способомобеспечения мышц глаз новым занятием является изменение угла,под которым держится книга. Тогда глаза вместо того, чтобысовершать простые повороты из стороны в сторону, будут дви-гаться по диагонали [80, р.28-29]. Важным при чтении является движение взгляда не по самимбуквам, а по белым полоскам, разделяющим строки. Эти полоскиназываются БЕЛЫМИ СТРОКАМИ. Движение взгляда по белой строкепозволяет избежать ненужного напряжения зрения, появляющегосяпри попытке разглядеть буквы. Ее использование при чтенииспособствует излечению пресбиопии, гиперметропии, астигматиз-ма, многих случаев миопии и других неприятностей с глазами.Многим пожилым людям, только-только приступающим к чтениюмелкого шрифта, бывает трудно справиться с ним. Таким пациен-там рекомендуется на первых порах перемещать свой взгляд побелым строкам. Это позволит их глазам расслабиться. Тогдалегче станет и разглядеть мелкий шрифт. Прочному усвоению принципов использования белой строкидля улучшения зрения поможет выполнение ряда упражнений. Вотодно из упражнений, рекомендуемых Р.С.Агарвалом [8,р.117-118]. (Аналогичные упражнения описаны и М.Д.Корбетт всвоей работе [47]).
УПРАЖНЕНИЕ N 96
Во время чтения представляйте в верхней части белойстроки тоненькую белую полоску непосредственно под строкойбукв на проверочной таблице или под строкой мелкого шрифта.Эта полоска - всего лишь плод вашего воображения, в действи-тельности ее нет. Представление белой линии должно осуществляться правиль-ным образом. Неправильный путь - это представление белой ли-нии и черных букв в одно и то же время. Это приводит к напря-жению, которое всегда размывает изображения черных букв и ме-шает мысленному представлению белой строки. Если пациент испытывает затруднения в представлении тон-кой белой полоски, то ему целесообразно представлять ее толь-ко под отдельными словами или группами слов, которые ему из-вестны. Тогда часто удается не только представить белую стро-ку, но и расширить ее до границ страницы. Как только это бу-дет достигнуто, зрение улучшится. Тогда процесс чтения пойдетбыстро, легко и без каких-либо усилий. Но попытка фиксироватьсвой взгляд на черных буквах и пытаться их прочитать - этоошибочный путь. Очень немногие осознают это. При таком спосо-бе чтения неизбежны ошибки в чтении, в глазах появляются неп-риятные ощущения, а зрение ухудшается. Не всегда удается понять, направлены глаза на белуюстроку или же они читают, смотря на черные буквы. Чувстводискомфорта или боли в глазах свидетельствуют, что глаза ненаправлены на белую строку, как это думает читающий. Если читающему не удается вспомнить белую строку, то по-лезным будет закрыть глаза и попытаться представить ряд белыхобъектов: стену, окрашенную в белый цвет, белый мяч, банку сбелой краской и т.п. Потом надо открыть глаза и вновь посмот-реть на белые строки, представляя их такими же белыми, как иобъекты, которые он только что вспоминал. Потом надо вновьзакрыть глаза и, представив, что у него в руках белая краскаи тонкое перо, провести мысленно этим пером тонкую белую ли-нию под какой-нибудь строкой шрифта. После этого пациент отк-рывает глаза и представляет, что он проводит белую линию пря-мо под каждой строкой букв на таблице ручного формата (напри-мер, "Основные сведения о зрении") или в какой-нибудь книге,одновременно поворачивая свою голову из стороны в сторону. Вконце каждой строки надо мягко моргать. Время от времени от-водите также свой взгляд куда-нибудь в сторону. Кроме того,почаще закрывайте глаза на полминуты или около этого, чтобыдать им отдохнуть. Тренируясь таким образом, вам удастся увидеть буквы, ко-торые не были раньше видны, черными и отчетливыми. По мереулучшения способности пациента к чтению, таблица ручного фор-мата (или книга) должна подноситься ближе к глазам для прове-дения аналогичной тренировки, пока всю таблицу не удастсяпрочитать с расстояния 20 сантиметров. ............................................................. Близким по принципу является использование при чтениигало (сияния) вокруг или внутри букв. Р.С.Агарвал предлагаетиспользовать это воображаемое сияние таким образом [10,р.36]:
УПРАЖНЕНИЕ N 97
Возьмите какую-нибудь карточку с вырезанным в нем отвер-стием. Это отверстие может быть как больше буквы, так и мень-ше ее (такого размера, чтобы закрыть черные части букв и ос-тавить открытыми его внутренние белые части, непокрытые крас-кой, например белый кружочек внутри буквы "О"). Наложите этукарточку на любую букву, например, букву "О" и представьтевокруг (или внутри, в зависимости от используемой вами кар-точки) белое сияние, которое гораздо белее, чем поля таблицыили книги. Когда вы снимете карточку, контраст этой буквы сбелизной фона значительно возрастет и буква станет четче. ............................................................. Р.С.Агарвалом разработаны и некоторые другие упражнениядля устранения дискомфортных ощущений во время чтения и улуч-шения зрения [8, р.135] и [10, р.22-23].
УПРАЖНЕНИЕ N 98
Читайте мелкий шрифт при хорошем освещении и при светесвечи попеременно, не забывая про мягкие моргания. Чтение мелкого шрифта считается ортодоксальными окулис-тами одним из лучших способов ухудшения зрения. Последователиже Бэйтса считают его одним из лучших способов его улучшения.Р.С.Агарвал называет его даже самым замечательным открытиемБэйтса [10, р.3]. Он (как, впрочем, и другие авторы книг о системе Бэйт-са) считает, что чем тусклее свет, при котором может бытьпрочитан мелкий шрифт, и чем ближе он подносится к глазам,тем больше от него пользы. Логика "бэйтсистов" при этом свои-дится к следующему. Такой мелкий шрифт не может быть прочитанпри тусклом освещении и близко к глазам, если глаза не будутрасслаблены, тогда как крупный шрифт можно прочитать при хо-рошем освещении и на обычной дистанции чтения, хотя глаза приэтом могут находиться под напряжением. Кроме того, последователями Бэйтса отмечается вредностькрупного шрифта, обычно используемого в книгах для детей, длятого, чтобы "облегчить" им их чтение. Они утверждают, что вотличие от мелкого шрифта крупный шрифт вызывает напряжение,так как при чтении глаз пытается увидеть крупную область од-новременно одинаково хорошо. В главе о центральной фиксацииуже отмечалась вредность таких попыток для зрения. Когда удается прочитать мелкий шрифт в неблагоприятныхусловиях, чтение обычного шрифта при в нормальных условияхзаметно облегчается. С помощью чтения мелкого шрифта в небла-гоприятных условиях иногда очень быстро удается снять жесто-кие боли в глазах. Ежедневное чтение мелкого шрифта, согласно Р.С.Агарвалу,излечивает и предотвращает наступление пресбиопии и многихдругих видов нарушения зрения. Особенно рекомендует Р.С.Агарвал чтение мелкого шрифтапри свете свечи, считая это упражнение очень полезным при ги-перметропии, астигматизме, миопии, пресбиопии, ранних стадияхкатаракты и глаукомы и в случаях заболевания сетчатки. Агар-вал рекомендует его и при дискомфортных ощущениях в областиголовы или глаз. Полезна и концентрация на пламени свечи, ко-торая стимулирует клетки сетчатки и улучшает кровобращение,дает глазам ощущение комфорта, отдыха и расслабления. Работусо свечой можно выделить в самостоятельное упражнение. Техни-ка исполнения упражнения со свечой такова [10, р.37-39].
УПРАЖНЕНИЕ N 99
Работать со свечой можно несколькими способами. 1. Чтение мелкого шрифта при свете свечи. Чтение присвете свечи можно осуществлять без очков или в них. Первоелучше, если это может быть сделано без чувства дискомфорта.Если свет одной свечи для чтения мелкого шрифта недостаточен,то можно воспользоваться двумя свечами. Если вы будете читатьмелкий шрифт, перемещая свой взгляд между строками по белымполоскам, разделяющим их, моргая в конце каждой строки, тошрифт будет виден черным и четким. 2. Концентрация на пламени свечи. Концентрируйте свойвзгляд (но без усилия) на пламени свечи, отсчитывая количест-во своих дыханий. Досчитайте их до ста и прекратите упражне-ние. Можно также попробовать такой вариант - по 25 дыханийпри взгляде на пламя обоими глазами вместе и каждым глазомпоотдельности [10, р.144]. Взгляд ваш должен быть на пламени, но внимание - на ды-хании. Последнее должно поглотить все ваши мысли. Только такможно избежать напряжения. Агарвал говорит, что во время кон-центрации надо уметь "сохранять мысленное представление пла-мени в своем сердце или мозгу" [10, р.144]. Нельзя пристально смотреть на пламя - это может привестик напряжению, дискомфорту или головным болям. Если вам неудается этого избежать, то воспользуйтесь двумя свечами, рас-положив их на расстоянии 20-25 сантиметров друг от друга.Тогда взгляд будет перемещаться от одной свечи к другой вмягком ритме, согласованным с вдохом и выдохом. Избежать пристального смотрения на пламя можно и с по-мощью перемещения своего взгляда с одного края пламени надругой. При этом у вас должна появиться иллюзия колебанияпламени в противоположную сторону [10, р.144]. После концентрации на пламени свечи можно сделать паль-минг или большие повороты. Концентрация на пламени свечи полезна при гиперметропиии пресбиопии. Она помогает исчезнуть катаракте (в ранних еестадиях) и снять напряжение при глаукоме. 3. Читайте при хорошем освещении и свете свечи попере-менно. 4. Читайте при свете свечи и время от времени бросайтесвой взгляд на чистую однородную поверхность, где нет ничегоинтересного для разглядывания. 5. Рекомендуется практиковаться в перемещении своеговзгляда по белым строкам текста, напечатанного мелким шрифтом(вместе с морганием) при свете свечи. Можно также попеременно перемещать свой взгляд по белымстрокам при хорошем освещении и при свете свечи - 3 раза [10,р.144]. .............................................................
УПРАЖНЕНИЕ N 100
Качайте свое тело взад-вперед и читайте какой-нибудьтекст. (Сравните это упражнение с упражнением, предлагаемымЧ.Л.Томсоном)
УПРАЖНЕНИЕ N 101
Читайте мелкий шрифт и какую-нибудь книгу поочередно.
УПРАЖНЕНИЕ N 102
Читайте мелкий шрифт и проверочную таблицу с 3-х метровпопеременно. ............................................................. Еще несколько советов для чтения: 1. Держите книгу ниже уровня подбородка, чтобы не былонеобходимости поднимать веки. Верхнее веко всегда должно бытьопущено в расслабленной манере [10, р.22]. 2. Еще один совет для чтения - это почаще моргать. О по-ложительном воздействии моргания на улучшение зрения мы гово-рили в разделе 3.4.5. Просмотрите ее еще раз перед чтением.Вам надо делать по одному-два моргания на каждой строке текс-та. Легче всего приучить себя моргать в конце строки. Можнотакже моргать на каждом знаке препинания в тексте. Часто спрашивают, не замедлит ли такой способ чтения егоскорость. Длительность моргания столь мала, что вряд ли этотфактор стоит принимать во внимание. А вот если вы попытаетесьчитать без моргания и других приемов расслабления, вы вынуж-дены будете часто прерывать свое чтение из-за наступающегоутомления глаз и мозга. Поэтому время, потраченное на расс-лабление, окупается с лихвой. 3. Не читайте на солнце. Неприученный с помощью соляри-зации глаз начинает напрягаться из-за отражения лучей солнцаот белой бумаги [10, р.22]. 4. Если вы хотите читать лежа, это можно делать, нотолько если вы будете во время чтения держать голову припод-нятой. Не забывайте при этом часто моргать. 5. Книгу надо держать на таком расстоянии, откуда шрифтвиден лучше всего. 6. Старайтесь не наклонять голову и тело сильно вперед.Это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровос-набжения мозга. 7. Расслабляйте во время чтения мышцы рук и плеч. Обычнолюди не замечают их напряжения. 8. Никогда не читайте, если вы больны, взволнованы, ис-пытываете головные боли или сильно устали. Всегда хорошенькорасслабляйтесь в таких ситуациях, прежде чем приступить кчтению.............................................................. В последние годы большое распространение получили такназываемые курсы быстрого чтения. Однако большинство, если невсе, предлагаемые методики страдают одним существенным недос-татком, отрицательно влияющим на зрение людей. Этот недоста-ток заключается в том, что для ускореняи чтения рекомендуетсяпытаться улавливать смысл читаемого по одной или несколькимсловам одновременно. Например, есть такие рекомендации какдержать глаза устремленными в центр строки и пытаться увидетькак можно больше строк вокруг точки, куда направлен ваш взг-ляд. Как вы знаете из главы о центральной фиксации, подобноесмотрение является величайшим напряжением зрения и неизменноведет к его ухудшению. Чтобы избавиться от подобной манеры использования глаз,которое встречается не только на курсах быстрого чтения, раз-работано несколько упражнений. Например, Р.С.Агарвал советуетвоспользоваться для развития центральной фиксации при чтениикарточкой с прорезанным в нем отверстием диаметром около 1сантиметра. Перемещая эту карточку вдоль строки, человек ви-дит лишь небольшую ее часть в один момент времени. Это помо-гает сформировать правильную привычку зрения при чтении. .............................................................
ПИСЬМО
1. При письме надо соблюдать следующее правило. Вашиглаза не должны уставляться (читать) на только что написанныебуквы. Вместо этого перемещайте свой взгляд вслед за движени-ями кончика пера. Для того, чтобы приучить глаза к правильно-му поведению во время письма Р.С.Агарвал рекомендует прикры-вать промокательной бумагой только что написанные слова ибуквы. Это помогает довольно длительное время писать безутомления глаз [8, р.43]. 2. Почаще моргайте во время письма.............................................................. ПРОСМОТР КИНОФИЛЬМОВ (В КИНОТЕАТРЕ) Распространенным среди обывателей (не без помощи орто-доксальных врачей) мнением стало суждение о кинофильмах каквредном для глаз виде зрительной работы. Между тем, правиль-ное использование глаз при просмотре кинофильмов не толькобезвредно для них, но и приносит им определенную пользу. Та-ково мнение последователей системы Бэйтса. Приучение глаз к флуктуациям света во время сеанса спо-собствует формированию привычки расслабленного смотрения наобъекты. Большой экран развивает естественную потребностьглаза в движениях. Однако, чтобы кинофильмы действительноприносили такую пользу надо следовать ряду правил и рекомен-даций. Эти рекомендации относятся ко всем категориям наруше-ний зрения. Основные советы здесь сводятся к следующему. 1. Во время просмотра кинофильмов всегда снимайте очки.Дайте возможность глазам поработать самим. 2. Сидя в зрительном зале, надо сохранять правильное по-ложение тела. Подбородок должен быть слегка приподнят, а вер-хние веки немножко приспущены, чтобы держать глаза полузакры-тыми в расслабленном состоянии [8, р.43]. 3. Не смотрите пристально на экран. Почаще моргайте. 4. Время от времени бросайте взгляд в темноту зала, сох-раняя при этом расслабление. Потом бросьте взгляд на угол эк-рана, его середину и т.д. Перемещайте непрерывно свой взглядпо экрану. 5. В моменты диалога на экране, когда действие практи-чески застывает, во время других затянувшихся сцен, делайтекратковременный пальминг, прислушиваясь к разговору актеров имысленно представляя их лица. Это не прервет канву сюжета иочень поможет вам выдержать длинный сеанс. Можно, если вы нехотите привлекать к себе внимания, просто закрыть на некото-рое время глаза, не прикрывая их ладонями. 6. Не забывайте во время просмотра кинофильмов про дыха-ние. Обычно человек в напряженные моменты развития сюжета наэкране имеет тенденцию сдерживать свое дыхание. ............................................................ Изображение на первых порах будет, конечно, не стольхорошим как если бы вы были в очках. Но постепенно, если выбудете пользоваться всеми приведенными здесь рекомендациями,четкость изображения на экране с места, где вы сидите, будетрасти. Тогда вы сможете либо отодвинуться назад, либо под-сесть ближе к экрану, в зависимости от вашего вида нарушениязрения. Возможно, на первых просмотрах вам придется обратиться кочкам раньше, чем закончится фильм. Глаза с непривычки могутначать напрягаться. Тогда можно вновь надеть очки. Со време-нем, когда вы научитесь применять все правила искусства зре-ния к просмотру кинофильмов, глаза без очков будут чувство-вать себя прекрасно, по крайней мере, лучше чем в них. Поскольку во время просмотра кинофильмов вы используетевсе приемы правильного зрения, кинофильмы могут служить такимже отличным средством укрепления зрения, как и специальныеупражнения. При просмотре телевизионных передач используйте те жеприемы, что и при просмотре кинофильмов. .............................................................
ШИТЬЕ
Очень часто женщины жалуются на головные боли и утомле-ние глаз, появляющиеся во время шитья. Если внимательно по-наблюдать за ними, то можно заметить, что они пристально ус-тавляются в одну точку на ткани как раз там, куда входит иливыходит сейчас игла. Такое пристальное смотрение, как вы ужезнаете, вредно для глаз и очень быстро приводит к их утомле-нию. Как избежать этого? Во время шитья ваш взгляд после вы-хода иголки из ткани и перед входом в него должен сопровож-дать ее по всей траектории движения. Кроме того, вам надо пе-риодически делать моргания. .............................................................
ПОЕЗДКА НА ТРАНСПОРТЕ
Во время поездки на транспорте в качестве пассажира от-мечайте про себя движение объектов по обеим сторонам дороги внаправлении, противоположном направлению своего движения. Ес-ли вы уставитесь на какой-либо отдельный объект, это неизбеж-но приведет к напряжению. Если вы будете проезжать мимо како-го-либо рынка, ярмарки и т.п. объектов, пестрящих рекламами,вывесками, объявлениями и так далее, избегайте попыток прочи-тать каждое из них. Это приводит к "прилипанию" взгляда ивозникновению усилия увидеть. Если же это необходимо сделать,чтобы знать, где сойти с автобуса или троллейбуса, то непре-рывно моргайте во время считки вывесок. Держите свою голову иглаза в непрерывном движении во время поиска нужного вам объ-екта. Этому же принципу надо следоать, попав на рынок или яр-марку в качестве пешехода. .............................................................
КОЕ-ЧТО О ГИГИЕНЕ ЗРЕНИЯ
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|