Сделай Сам Свою Работу на 5

КАК ЗАПИСЫВАТЬ СВОЙ ПРОГРЕСС

Мощным стимулом к упорным занятиям является ведение за-писей своего прогресса в улучшении зрения. Многие люди прак-тически не замечают улучшения в своем зрении из-за плавностиэтого процесса и из-за его относительной длительности. Когдаже человек наглядно видит, каким было его зрение в начале за-нятий и каким оно стало сейчас, в нем появляется сильное же-лание продолжить тренировки зрения. Для того, чтобы вести записи о прогрессе зрения, вам не-обходимо правильно измерить остроту своего зрения. Как этосделать без помощи врача? Если вы приобрели себе проверочную таблицу Сивцева, ко-торая можно встретить в любом глазном кабинете, вы навернообратили внимание на цифры слева и справа от рядов оптотипов(Оптотипы - это специально подобранные знаки для определенияостроты зрения. В качестве оптотипов могут выступать буквы,цифры, кружочки и т.д.). Слева от рядов букв в таблице Сивце-ва стоит цифра, означающая расстояние в метрах, с которогоданная строка должна читаться при нормальном зрении человека.Так, например, слева от первой строки из букв "Ш" и "Б" стоитчисло 50,0. Это означает, что человек с нормальным зрениемдолжен читать эту строку с расстояния 50 метров. Слева от де-сятой строки стоит число 5,0. Это означает, что человек снормальным зрением должен читать десятую строку с расстояния5 метров. Справа от строк стоят другие числа. Они означают остротузрения человека, соответствующую чтению данной строки с расс-тояния 5 метров. Так, если человек читает десятую строку срасстояния 5 метров, то это значит, что острота его зрения1,0. Если он с 5 метров читает лишь третью строку, то остротаего зрения равна 0,3. Вам, когда вы приступите к тренировкам, надо повеситьтакую проверочную таблицу на хорошем освещении на расстоянии5 метров от себя и, пододвигаясь к таблице, отметить, с како-го расстояния вы способны сейчас прочитать без приложениябольших усилий десятую строку таблицы. Проверка, разумеетсяделается со снятыми очками для каждого глаза в отдельности.Другой глаз надо прикрыть ладонью, сложив ее чашкообразно,так, чтобы не давить на глазное яблоко. Пусть для левого гла-за это будет 3, 2 метра, а для правого глаза - 2,5 метров.Запомните эти числа. Запись состояния зрения в дальнейшем будет осуществлять-ся в виде дроби. В числителе дроби вы будете записывать расс-тояние, с которого вы смогли разглядеть десятую строку, в зна-менателе - расстояние, с которого эта строка должна читатьсяс нормальным зрением. Итак, вы смогли прочитать десятую стро-ку с расстояний 3,2 метра (правый глаз) и 2,5 метра (левыйглаз), а должна она была читаться с расстояния 5 метров. Сле-довательно, запись состояния вашего зрения будет выглядетьпримерно так: 4 октября 1988 года. П.г. - 3,2/5,0 Л.г. - 2,5/5,0 25 января 1989 года. П.г. - 4,5/5,0 Л.г. - 3,8/5,0 При данной форме ведения записи, т.е. при ориентировкетолько на десятую строку в знаменателе дробей у вас всегдабудет стоять число 5,0. В принципе, вместо десятой строки вы можете взять любуюдругую: хотите - первую, хотите - вторую и т.д. Тогда число взнаменателе у вас поменяется на новое - на то, что стоит сле-ва от выбранной вами строки. Выбор строки ниже или выше деся-той будет определяться наличием достаточного пространства ввашей комнате и состоянием вашего зрения. ............................................................ Для тестирования зрения на близком расстоянии существуютаналогично устроенные таблицы ручного формата. Запись состоя-ния зрения при этом производится следующим образом. Возьмитепроверочную таблицу ручного формата "Основные сведения о зре-нии" (см.рис.11). Держа ее на расстоянии около 25 сантиметровот глаз, читайте ее одним глазом, прикрыв другой ладонью та-ким образом, чтобы избежать давления на глазное яблоко. Зре-ние записывается в виде буквы "О" (от слова "Основные") сцифрой через тире. Цифра означает порядковый номер самогомелкого шрифта (номер абзаца), который вы смогли прочитатьданным глазом. Предположим, вы прочитали четвертый абзац срасстояния 25 сантиметров правым глазом. Тогда ваше зрениезапишется так: П.г. О-4 с 25 сантиметров. ............................................................. Поскольку для вас важно не то, насколько ваше зрение со-ответствует нормам, а сколь быстро идет прогресс, вы можетесамостоятельно сделать проверочную таблицу, выбрав произволь-но размеры букв в строчках и воспользовавшись помощью товари-ща с заведомо нормальным зрением. Проставьте слева от нарисо-ванных вами рядов численные значения в метрах дистанций, скоторых ваш приятель смог прочитать эти ряды. А дальше записьзрения производится в указанной выше форме. Поскольку таблицы для зрения вдаль довольно просто нари-совать, проблем с их доставанием или изготовлением не будет.Что же касается таблиц ручного формата, то сделать их можнодвумя способами. 1. Напечатать с фотопленки с каким-нибудь тектом кускиэтого текста таким образом, чтобы размер букв в первом кускебыл чуть больше обычного, во втором - нормального размера(как в этой книге), в третьем - поменьше и т.д. Наклейте этикуски на картон таким образом, чтобы размер шрифта в кускахуменьшался сверху вниз. Теперь вы можете воспользоваться по-мощью своего друга с нормальным зрением. 2. Этот способ полегче - вам надо просто поискать старыежурналы и газеты с разными размерами шрифтов. Вырежьте из нихцелые абзацы или отдельные предложения и наклейте на кусоккартона в порядке уменьшения размера шрифта сверху вниз. Ачто делать дальше, вы уже знаете. ............................................................. Со временем, когда ваше зрение станет нормальным, выувидите, что нормальность зрения можно проверить с помощьюочень простого теста. Когда зрение нормально, все буквы и нарасстоянии, и вблизи кажутся одинаково черными, в то времякак человеку с плохим зрением они видятся имеющими различныеоттенки черного, например, серыми. ............................................................. Большую помощь в восстановлении зрения может оказатьдвижение от противного, т.е. когда вы на собственном опытепочувствуете, какие факторы приводят к ухудшению зрения. Вследующий раз избежать их будет легче. Научившись сознательноухудшать свое зрение чрез пристальное смотрение, напряжениеглаз, эксцентрическую фиксацию или приложение усилия увидетьобъект, вы быстро поймете, в чем причина ухудшения вашегозрения. Тогда достижение расслабления, центральной фиксации ит.д. станет задачей более легкой, чем она была раньше. ............................................................. Приступая к лечению аномалий рефракции, полезно усвоить,на чем основан принцип некоторых из описанных ниже упражне-ний. Как было сказано ранее, причиной ухудшения зрения явля-ется усилие увидеть. Усилие увидеть удаленные объекты приво-дит к миопии, т.е. влечет за собой удлинение глазного яблока.Усилие увидеть ближние объекты приводит к гиперметропии, т.е.влечет за собой укорочение глазного яблока. Таким образом, мы можем сказать, что усилие увидеть уда-ленные объекты может привести к следующим результатам: 1. Нормальный глаз станет миопическим. 2. Миопический глаз станет еще более удлиненным, т.е.миопия увеличится. 3. Гиперметропический глаз станет менее гиперметропичес-ким или нормальным. Усилие увидеть близлежащие объекты приведет, соответст-венно, к тому, что: 1. Нормальный глаз станет гиперметропическим. 2. Миопический глаз станет менее миопическим или нор-мальным. 3. Гиперметропический глаз станет более гиперметропичес-ким. Теперь легко понять, почему близоруким рекомендуетсячтение с некоторым напряжением мелкого шрифта на тусклом све-ту. Возникающее при этом усилие увидеть в ближней точке при-водит к тому, что степень миопии снижается. Аналогично, даль-нозорким рекомендуется чтение проверочной таблицы на расстоя-нии 5 метров или более, расположенной на тусклом свету. ............................................................. При выполнении упражнений запомните следующее: 1. Никогда не делайте усилий увидеть объект, кроме как вупражнениях, где это особо оговорено. Например, чтение мелко-го шрифта близорукими при тусклом освещении рекомендуется де-лать с некоторым напряжением. Бэйтс обращает внимание на то,что мы должны избавиться от некоторых неправильных представ-лений о том, как надо работать: "Временные обстоятельства мо-гут способствовать возникновению усилия (напряжения) увидеть,что влечет за собой появление аномалий рефракции. Однако ос-нова напряжения кроется в неправильных привычках мышления.Пытаясь снять это напряжение, врач должен постоянно боротьсяс мыслью о том, что, чтобы что-то сделать хорошо, необходимоусилие. Эта мысль пестуется в нас с колыбели... Вы можете усилием временно улучшить свое зрение, ноулучшить его до нормального состояния не удастся. Если этомуусилию позволят стать постоянным, зрение начнет постепенноухудшаться и может быть окончательно испорчено. Очень редкимявляется ухудшение или нарушение зрения из-за каких-либо не-достатков в строении глаза. Из двух в равной мере хороших парглаз одна сохранит идеальное зрение до конца жизни, а другаяпотеряет его еще в детском саду, только из-за того, что одинчеловек смотрит на объекты без усилия, а другой этого не де-лает" [16, р.50-51]. 2. Все, что дает отдых мозгу, полезно для зрения. 3. Временное улучшение зрения наступает быстро, но времянаступления постоянного улучшения будет разным для разных лю-дей. 4. Обычно люди, не носящие очков, излечиваются значи-тельно раньше. 5. Если вы поставили себе целью улучшение зрения, вамнадо перестать носить очки. Если же сделать это невозможно, то их использование мож-но разрешить, но это сдержит ваш прогресс. Где это возможно,пользуйтесь очками послабее. По мере улучшения зрения меняйтесвоевременно очки на более слабые (подробнее об очках см.раз-дел 3.1.). Во время выполнения всех упражнений снимайте очки. 6. Дети на лечение реагируют обычно много быстрее. Прог-ресс их более заметен. 7. Не всем людям удастся избавиться от очков, но все онимогут получить большую или меньшую пользу от упражнений. 8. Любой метод, который не дает быстрых результатов,должен быть исключен из вашей программы занятий и заменендругим. Бэйтс пишет, что "чтобы достичь непрерывного расслаб-ления, требуется иногда много времени и изобретательности.Один и тот же метод не подходит для всех. Способы, которымилюди напрягаются, чтобы увидеть, бесконечны. Почти в равноймере разнообразными должны быть методы, используемые дляуменьшения напряжения. Однако практически всегда метод, кото-рый приносит наибольший успех, в конце концов, оказываетсяодним и тем же, а именно, расслаблением. Постоянным повторе-нием и многократным показом всеми возможными способами следу-ет подчеркивать, что идеальное зрение можно обрести толькорасслаблением" [16, р.46-47]. Ваша главная цель - это добить-ся расслабления. Каким методом вы его добьетесь - не имеетзначения. Перепробуйте все методы расслабления и выберите са-мые ээфективные (для вас) из них. 9. Всегда старайтесь ознакомиться с упражнениями, ис-пользуемыми при лечении других видов нарушения зрения. Моди-фицировав их и зная, в чем заключается ваша проблема и как сней бороться, вы расширите свой арсенал упражнений. Особенноэто касается таких видов нарушения зрения, как гиперметропияи пресбиопия, которую Бэйтс считал одной из форм гиперметро-пии, а Г.Пеппард относил к поздней ее стадии. УПРАЖНЕНИЯ, ИС-ПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗРЕНИЯ ПРИ ГИПЕРМЕТРОПИИ ПОЛ-НОСТЬЮ ПОДХОДЯТ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ ПРЕСБИОПИИ, И НАОБОРОТ. ПРИ МИО-ПИЧЕСКОМ ИЛИ ГИПЕРМЕТРОПИЧЕСКОМ АСТИГМАТИЗМЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ СО-ОТВЕТСТВУЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫЕ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ МИОПИИИ ГИПЕРМЕТРОПИИ. Кроме того, упражнения для миопиков и гиперметропиков (азначит и для страдаюих пресбиопией) по технике исполненияпрактически одни и те же. Только все, что касается расстоянийвы должны делать наоборот. 10. Чем чаще вы будете делать эти упражнения и чем быст-рее, таким образом, вы их превратите в бессознательные при-вычки, тем быстрее станет нормальным ваше зрение. Помните:ваша задача заключается не в исполнении формальной трениров-ки, как это бывает в спорте, а в превращении этих упражненийв привычки зрения. Ваше правило - делать упражнения понемно-гу, но чаще. 11. Если один глаз у вас сильнее, чем другой, то дайтеболее слабому глазу больше работы, чтобы объединить их потомв одну команду. Делается это прикрытием более сильного глазаповязкой или ширмочкой. Лучше, если эта ширмочка будет иметьвыпуклую форму. Ваш глаз должен свободно двигаться, откры-ваться и моргать вместе с другим глазом. Сделать это можно иприкрывая более сильный глаз ладонью руки, придав ей чашеоб-разную форму. 12. Практически во всех упражнениях надо моргать. Не за-бывайте об этом. Практически во всех упражнениях надо смот-реть способом центральной фиксации. Помните об этом. Практи-чески во всех упражнениях надо заботиться о том, чтобы глаздвигался. Помните об этом. Контролируйте себя везде и всюду сточки зрения соблюдения этих свойств нормального глаза. 13. Помните: восстановление зрения - комплексный про-цесс. Приведите в соответствие со своим желанием улучшитьзрение свой режим, диету, дыхание, позу и т.д. 14. Как минимум, раз в неделю перечитывайте только чтоприведенные правила и технику исполнения своих упражнений.Очень часто обнаруживается, что вроде все это вы и знаете,однако делаете все совершенно неправильно. 15. По возможности, воспользуйтесь помощью врача-энтузи-аста, который будет регулярно консультировать вас и наблюдатьза вашим зрением. 16. Бэйтс рекомендует во избежание рецидива продолжатьтренироваться и после восстановления зрения по несколько ми-нут ежедневно. "Поскольку,- говорит Бэйтс,- любой знакомыйобъект способен снимать усилие увидеть, ежедневное чтениепроверочной таблицы обычно достаточно для этой цели. Полезнотакже (особенно, когда несовершенно зрение вблизи) читатьежедневно мелкий шрифт, держа его так близко и глазам, какэто только может быть сделано" [16, р.48-49]. Это необходимои для защиты глаз в случае, если они подвергнутся неожиданнымсильным воздействиям (что может случиться с каждым), напри-мер, неожиданному ослеплению фарами встречных автомобилей.Глаза в таких случаях всегда должны быть в форме. 17. Вы можете и ДОЛЖНЫ делать любые упражнения из главы3 "Базовые принципы лечения для всех", если на то нет специ-альной оговорки, рекомендующей данное упражнение только дляконкретного вида нарушения зрения. Выберите из всех упражнений те, которые дают в вашемслучае более быстрый эффект, и делайте их чаще. Чаще, но по-немногу - вот ваш принцип. При выборе упражнений соблюдайте иследующие принципы: старайтесь, чтобы в ваш личный комплес входили упражне-ния всех типов - пальминг, воспоминание, мысленное представ-ление, соляризация, промывание глаз, повороты и т.д.; составляйте себе комплексы на каждую неделю и меняйте ихпо прошествии 7 дней, чтобы избежать скуки. Старайтесь, чтобыкомплексы различались составом используемых упражнений, сох-раняя при этом "представительство" всех их типов; не смотрите на приведенные здесь упражнения как на дог-му. Фантазируйте! Соблюдая принципы, заложенные в них, вы мо-жете придумать себе не менее полезные упражнения (а может иболее). 18. Чем больше времени вы будете уделять своим трениров-кам, тем быстрее вы вернете себе зрение. Обычно для достиже-ния быстрого и ощутимого прогресса требуется довести времятренировки (имеется в виду, суммарное время) до 1-2 часов вдень. Для самостимулирования к занятиям и контроля затрачен-ного в ходе дня времени на тренировку заведите, как советуетК.Хакетт, специальную карточку [56, р.273-275]. Возьмите обыкновенную тетрадку в клеточку и, отступивот левого края вправо на 10 сантиметров, проведите вертикаль-ную линию. Следующие вертикальные линии проводите через каж-дые 7 клеток (т.е. через 3,5 см.). Теперь отступите от верхатетради на 2 сантиметра и проведите горизонтальную линию. Надней в каждой клетке получившихся 3,5-й сантиметровых верти-кальных полосок вы записываете начальные буквы дней недели:"пн, вт, ср, чт, пт, сб, вс", в следующей полоске опять "пн,вт, ср, чт, пт, сб, вс" и т.д. В левой 10-ти сантиметровойполоске по горизонталям запишите сначала фразу "Время, прове-денное без очков", а ниже - названия всех упражнений из всехваших комплексов подряд (можно по алфавиту). Если упражнениене имеет названия, то просто напишите его номер и номер вари-анта. У вас получатся примерно такие записи в левой верти-кальной полоске (сверху вниз): "Время, проведенное без очков;Большие повороты; Меткий стрелок; Пальминг; Соляризация (ва-риант 1); Соляризация (вариант 2);...Упражнение N 1; Упражне-ние N 2 (вариант 1); Упражнение N 2 (вариант 2)" и т.д. Теперь, каждый день проставляйте в клеточке перед назва-нием выполненного вами упражнения и под днем, когда вы егоделали (например, в среду или четверг), время, в течение ко-торого вы его делали, либо число повторений упражнения, либоже просто галочку, свидетельствующую о его выполнении. Время, проведенное вами без очков день ото дня должноувеличиваться. 19. Следуйте также рекомендациям главы 5. ............................................................. Таким образом, вы ознакомились с тем, как вам предстоитработать. Теперь расскажем, что еще надо делать вам в вашемконкретном случае. 4.1. ДЛЯ БЛИЗОРУКИХ (МИОПИКОВ) Миопия, или близорукость является одной из форм аномалийрефракции. При близорукости человек обычно довольно хорошовидит объекты, расположенные в сантиметрах двадцати-сорока отсебя и ближе, и весьма расплывчато объекты, расположенные вметрах трех и дальше от глаз. Глазное яблоко при близорукостиимеет удлиненную форму, что не позволяет глазу точно сфокуси-роваться на удаленных объектах. Чтобы компенсировать этот не-достаток, врачами прописываются очки с вогнутыми линзами. Причиной появления миопии, по Бэйтсу, является усилиеувидеть удаленные объекты. Усвоить твердо этот факт - вотпервое, что надо сделать близорукому человеку. Усилие увидетьприкладывают обычно люди, привыкшие длительное время делатьработу на близком расстоянии. Если в последующем у них возни-кает потребность в зрении вдаль, они не могут сразу правильносфокусироваться на удаленных объектах. Тогда они начинаютпристально смотреть на них, пытаясь их разглядеть. При этомнервные импульсы от мозга в первую очередь напрягают косыемышцы глаза, что в последующем приводит к деформации глазногояблока и ухудшению зрения. Другим же удается избежать этого,поскольку они при переводе взгляда с ближнего объекта надальний тут же расслабляются (или продолжают сохранять расс-лабление). Если же удаленный объект не виден четко, то ониперемещают свой взгляд на другие, как правило, расположенныеближе объекты. Отметим, что лечение миопии, как и лечение других видовнарушения зрения требует внимательного отношения ко всему ор-ганизму в целом, его урепления через диету, дыхание и т.д.Специфические рекомендации на этот счет приведены в соответс-твующих разделах книги. Иногда связь между состоянием зренияи деятельностью других органов человека носит скрытый харак-тер. Мысль о такой связи и в голову не может прийти ортодок-сальным врачам. Между тем, многовековой опыт индийской народ-ной системы лечения Аюрведы раскрывает некоторые такие "сек-ретные" связи. Так, Аюрведа утверждает, что люди, страдающиехронической простудой и запорами оказываются более предраспо-ложеннами к миопии [52, р.126]. Для лечения рекомендуютсяслабительные, приготовленные из специальных трав (при запо-рах), капли в нос (при простуде), растворы для промыванияглаз, также приготовленные из трав, соляризация, пальминг,чтение при свете свечи, большие повороты, игры с использова-нием мяча, холодные примочки на глаза и т.д. Соляризацияобычно делается с предварительным закапыванием в глаза особыхпротивовоспалительных средств, приготовленных с использовани-ем меда и некоторых трав. Аюрведа также дает некоторые указания по диете для бли-зоруких. Рекомендуется избегать кислого, острых блюд, марина-дов (рассолов, пикулей), творога, картофеля и других продук-тов, которые могут привести к образованию газов в животе, за-поров и закупорке носа. Лучшим лекарством в этом случае счи-тается коровье молоко с коровьим топленым маслом. Среди других рекомендаций, обращающих на себя внимание,- не бодрствовать в ночное время [52, р.128].

ЛЕЧЕНИЕ БЛИЗОРУКОСТИ



Близорукому надо твердо усвоить следующие "правила пове-дения" глаз [8, р.122]: 1. Научитесь периодически моргать и держать глаза в рас-слабленной манере. При этом глаза обычно бывают полузакрыты,но не путайте это с прищуриванием глаз. Прищуривание -этовсегда напряжение. Избегайте напряжения глаз. 2. Практикуйте центральную фиксацию на Ом-карте и прове-рочной таблице Сивцева на дистанциях от 30 сантиметров до по-лутора метров. 3. Читайте с некоторым напряжением мелкий шрифт при сла-бом освещении (например, при свете свечи). Как известно, нап-ряжение в ближней точке приводит к гиперметропии. Таким обра-зом, при напряжении в ближней точке происходит либо снижение,либо исчезновение миопии. Чтение мелкого шрифта при тускломосвещении в течение достаточно долгого времени с небольшимнапряжением приносит определенное улучшение в зрении вдаль умиопиков [8, р.131]. Р.С.Агарвал приводит в своей книге историю одного маль-чика, который мог с 6 метров разглядеть лишь пятую строку впроверочной таблице, которую человек с нормальным зрением ви-дел с в 2,5 раз большего расстояния. Занятие пальмингом при-несло ему незначительное облегчение, поскольку он так толкоми не смог научиться мысленному представлению. Тогда ему посо-ветовали читать мелкий шрифт по 10-15 минут подряд при туск-лом освещении, а затем бросать быстрые непродолжительные взг-ляды на белые центры букв на проверочной таблице в 6 метрахот него. Наступило быстрое улучшение зрения. Он смог при этомлегко прочитать те же строки, что читал человек с нормальнымзрением. Повторные тренировки привели к постоянному улучшениюзрения [10, р.81]. Полезность чтения мелкого шрифта столь очевидна, чтоАгарвал рекомендует заниматься этим при свете свечи или придругом тусклом освещении в течение даже нескольких часовежедневно [8, р.205]. Однако чаще встречается рекомендацияделать это упражнение от нескольких минут до получаса в день,в среднем же 10-15 минут [10, р.73,81]. Часто при этом указы-вается на необходимость читать "достаточное время", имея ввиду, скорее всего, время, достаточное, чтобы возникло усилиеувидеть в ближней точке, что ведет к производству гиперметро-пии, нейтрализующей миопию. Отмечается также, что если при чтении на тусклом светумелкого шрифта используется центральная фиксация, улучшениезрения длится дольше [10, р.75]. Практически все вышеперечисленные советы нашли свое воп-лощение в упражнении для близоруких, рекомендованныхР.С.Агарвалом в своей книге "Йога идеального зрения" [10,р.145].

УПРАЖНЕНИЕ N 83

Практикуйте центральную фиксацию с помощью проверочнойтаблицы ручного формата, держа ее в руке или на расстоянии до90 сантиметров при хорошем освещении. Потом прочитайте 3страницы текста из какой-нибудь книги, держа ее при тускломосвещении на таком расстоянии, чтобы читать было трудно, т.е.надо было читать с напряжением. Чередуйте центральную фикса-цию на таблице и чтение при тусклом свете. Чтобы создать себе "тусклое освещение", вы можете ук-рыться покрывалом темного цвета таким образом, чтобы свет подним позволял осуществлять чтение мелкого шрифта, расположен-ного на расстоянии около 25 сантиметров с некоторым трудом.............................................................. 4. Каждый день почаще читайте проверочную таблицу с рас-стояния от трех до шести метров при хорошем освещении, не за-бывая о мягком моргании. Начинать лучше с метров трех, посте-пенно увеличивая дистанцию. Сочетайте чтение таблицы с паль-мингом, делая его и как отдельное упражнение. При чтении таб-лицы можно делать различные покачивания (повороты), постепен-но сокращая их амплитуду и обращая внимание на движение таб-лицы в сторону, противоположную вашему повороту [10, р.63]. 5. Избегайте усилий при взгляде на удаленные объекты. 6. Наблюдайте за движением объектов по сторонам от васво время прогулки или вождения машины. ............................................................. При работе с проверочной таблицей вам надо обратить осо-бое внимание на то, чтобы вы не пользовались ею, как пишетМ.Д.Корбетт, с целью убедиться, "сколько же строк вы на нейсможете увидеть" [47, р.38]. Если вы будете пытаться это де-лать, вы неизбежно начнете напрягать зрение. Поэтому, реко-мендует М.Д.Корбетт, вам надо добиться чувства безразличия ктому, что вы хотите увидеть. Тогда к вам придет ощущение ос-вобожденного зрения. Однако, некоторым людям, у которых проверочная таблицаассоциацируется с проверкой зрения, так и не смогут на первыхпорах избавиться от этого чувства. Прогресс их замедлится,что, конечно, нежелательно. Поэтому вместо проверочной табли-цы желательно воспользоваться чем-нибудь другим аналогичным,но повеселей. Вы можете последовать совету М.Д.Корбетт и из-готовить самодельную таблицу для тренировки [47, р.39-51].Описание процесса изготовления таблицы здесь приведено с уче-том принципа, заложенного Корбетт в упражнения с ней. Этотпринцип - принцип знакомства с объектом зрения - потребоваладаптации порядка изготовления таблицы к русскому алфавиту(поскольку не все занимающиеся владеют английским языком), атакже всех последующих упражнений с ней, которые будут приве-дены нами ниже. Достаньте лист ватмана длиной около 1 метра и несколькостарых журналов, которые можно пустить на разрезание. В верх-ней части листа бумаги приклейте какое-нибудь слово размеромс заглавие журнала "Огонек", "Здоровье" и т.п. Под ним, отс-тупив на сантиметра 2,5, приклейте следующее слово или фразус буквами поменьше, размером, например, с заглавие журналов"Вьетнам", "Наука и религия" и другие. Под ним приклейте сло-во или фразу c еще более маленькими буквами, продолжая этотпроцесс и уменьшая высоту букв до тех пор, пока в высота буквв словах или фразах в самом низу листа не не составит околосантиметра. Всего сделайте строк 20-25. В каждой строке, пос-кольку они равны по ширине, а размер шрифта уменьшается свер-ху вниз, будет разное количество слов. Верхняя строка будетсостоять всего из одного-двух слов, самая нижняя - это ужецелые предложения. При подборе журналов для таблицы учтите,что слова из них, которые вы будете приклеивать к ватману,должны иметь черный цвет. Таким образом, вы сотворили объект более интересный длярассматривания, нежели простая проверочная таблица. После этого на карточке ручного формата напечатайте со-держание всех наклеенных на лист строк в том же порядке. Под-ставьте свои глаза солнцу во время выполнения больших поворо-тов, а затем сделайте пальминг. Повесьте свое произведениеискусства на хорошем освещении и сядьте в 2 метрах или меньшеот него. Теперь вы готовы к работе. На этой таблице вам надоделать следующее упражнение.

УПРАЖНЕНИЕ N 84

Поднесите карточку ручного формата так близко к глазам,как это только можно, чтобы вы могли еще ее видеть. Прочитай-те верхнюю строку на ней с этого расстояния, потом прочитайтеее на расстоянии вытянутой руки, чередуя такое чтение наблизком и более далеком расстоянии 2-3 раза. Затем быстропосмотрите на верхнее слово на дальнем листе бумаги. Оно дол-жно стать четче. Закройте глаза и сделайте малые повороты го-ловой, глубоко дыша. Затем посмотрите несколько раз на вторуюстроку карточки ручного формата на близком расстоянии, потомна расстоянии вытянутой руки и, наконец, посмотрите на вторуюстроку вдали. Теперь закройте глаза и "напишите носом"(см.раздел 3.7) то, что вы видели, но буквы при этом предс-тавляйте в более четком виде, чем вы их видели на самом деле.Вновь взгляните на ту же строку вдали. Она должна быть видналучше. Продолжайте процесс чтения вниз до тех пор пока этовозможно без каких-либо дискомфортных ощущений: сначала чита-ем карточку ручного формата вблизи, потом ее же на расстояниивытянутой руки и, наконец, бросаем взгляд на лист с наклеен-ными фразами вдали. Не забывайте о необходимости глубоко ды-шать и всегда отдыхать (чтобы поддерживать глаза во время ихработы в расслабленном состоянии) при переходе от одной стро-ки к другой, делая повороты головой, а затем и "письмо носом"между строками. Этого достаточно для вашего первого занятия.На следующем занятии с этой же дистанции вы сможете продви-нуться немного дальше вниз по строкам шрифта. Наступит день,когда с этой же дистанции вы увидите их все. Тогда вы сможетеотодвинуть свой стул на полметра назад. Не двигайтесь назадслишком быстро (раньше времени), иначе вас подстережет уси-лие, которое помешает работе. Это упражнение на безусильноевидение, возможно, является вашим первым опытом подобногосмотрения, поскольку даже в очках глаза прикладывают усилие,чтобы увидеть. Лучших результатов с этой же дистанции можнодостичь, если вы представите, что ваши глаза - это кисти ху-дожника и вы проводите ими линию белой краски под словами.Это позволяет сосредотачивать внимание на чистом (пустом) фо-не, что не влечет за собой никакого усилия. Причиной, по которой используется карточка ручного фор-мата, смотря сначала на строку на ней на таком близком расс-тоянии, какое это только возможно, а затем на ту же строкувдали, является то, что в этом случае все это осуществляетсябез психического напряжения, что позволяет и в процессе зре-ния избежать напряжения. Глаз будет, таким образом, запоми-нать чувство расслабленного видения, и в вас начнет формиро-ваться привычка правильного зрения. Всякую тренировку глазбудет добиваться проблесков хорошего зрения. В следующий разоно дастся вам легче. С каждым разом длительность проблесковбудет возрастать, пока они, слившись вместе, не превратятся водин сплошной проблеск - нормальное зрение. Бывает, что зрение одного глаза сильнее зрения другого.Прежде чем вы добьетеь нормального зрения, оба глаза надоуравнять в своих возможностях. Поэтому проводите с более сла-бым глазом такие же уроки, но садитесь при этом достаточноблизко к таблице, чтобы у него появился шанс увидеть. Прик-ройте более сильный глаз повязкой, пластырем или еще чем-ни-будь, но так, чтобы оба глаза имели возможность вместе откры-ваться и закрываться. Не делайте каких-либо усилий и не нап-рягайтесь при разглядывании строки. Это только помешает вам.В исполнении упражнений должна быть легкость. Если вы будетеделать глубокий вдох, а затем выдох всякий раз, когда смотри-те вдаль, вас приятно удивит зрение, возвращающееся к вам.Помните всегда - миопический глаз может хорошо видеть. Когдавы научитесь расслаблять две косые мышцы, которые удерживаетглаз удлиненным постоянно, он будет становиться площе и выбудете так же хорошо видеть вдаль, как и на близком расстоя-нии. Помните: ваши глаза практически ничем не хуже глаз чело-века с нормальным зрением, если не считать способа их исполь-зования. ............................................................. Сделайте себе еще одну таблицу для тренировки зрения. Вэтой таблице активно используется принцип знакомства человекуобъекта зрения, что позволяет избежать напряжения при егоразглядывании.

УПРАЖНЕНИЕ N 85

(на таблице с буквами Р В О) Достаньте лист белого ватмана длиной в 0,5-0,6 метра.Нарисуйте на нем строки букв в описанном ниже порядке (сверхувниз). Если у вас нет для этого кисти, сделайте себе тампониз кусочка хлопчатобумажной ткани на конце ручки и окунитеего в черные чернила (желательно, тушь). Потренируйтесь в ри-совании букв этим тампоном, прежде чем окончательно зафикси-руете их на листе ватмана. Нарисуйте верхнюю строчку Р В О высотой в 7,5 сантимет-ра, следующую строку А О С - высотой в 5 санитимаетров,третью строку С З Т - высотой в 4,5 сантиметра, следующуюстроку С В Р - высотой в 3,5 сантиметра, Л Р О - в 2,5 санти-метра, А А Е - в 2 сантиметра, Б Т З - немного меньше преды-дущей, Л И Р - в 1,3 сантиметра, Е Т Е - немного меньше пре-дыдущей, Н М Н - высотой в 0,6 сантиметра, И Н И - еще мень-шей высоты и, наконец, Е Е Е - высотой около 0,3 сантиметра. Не стоит заботиться слишком об аккуратности и совершен-стве своего рисунка. Здесь важно построить основу для выпол-нения формирующих ваше зрение упражнений, в которых исключа-лось бы всякое напряжение. Пусть тушь хорошенько подсохнет, а затем повесьте листс буквами на стену на хорошем освещении. Стоя близко к напи-санным буквам, прочитайте слова, образованные ими сверхувниз: "РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ". Теперь вы знаете, какие там буквы, и можете, таким об-разом, вспомнить их, не подвергая глаза проверке. Подготовьтеих к упражнению, сделав соляризацию (подставив глаза под сол-нце или другой источник света), пальминг и повороты. Сядьтезатем напротив таблицы на таком расстоянии, с которого верх-няя строка видна четко. Вновь закройте глаза и, уже зная, какие там слова, мыс-ленно вычислите, какие буквы должны быть на второй строке."Напишите" их носом и, выдыхая воздух, забранный вами послеглубокого вдоха, откройте глаза и проскользните взглядом (ивниманием) под ними. Вероятно они выявятся четче проблеском.Если они не станут четче, то закройте снова глаза и указа-тельным пальцем напишите эти буквы на своей ладони. Затем,выдыхая, вновь посмотрите на буквы. Если и это окажется безрезультатным, то поднесите свойстул немного ближе, чтобы цели можно было добиться легким, ане напряженным зрением. Возможно наградой вам будет несколькопрекрасных проблесков улучшенного зрения. Не забывайте при переходе от одной строки к другой зак-рывать глаза и делать повороты головой из стороны в сторону.Продолжайте эти небольшие повороты головой и во время смотре-ния на таблицу. Идите вниз по таблице, состоящей из пяти слов, вспоми-ная каждую строку, прежде чем бросить на нее взгляд. Если выбудете делать это расслабленно, не пытаясь напрячь зрение, товы , возможно, одолеете половину строк на этом листе. Не ос-танавливайтесь на достигнутом слишком долго. Проходите по 4-5строк за каждый урок и превышайте свое дотижение в следующийраз. Это упражнение, помимо обучения зрения безусильному ви-дению, очень помогает как упражнение на самовнушение. Фраза"РАССЛАБЛЕНИЕ ВОЗВРАТИТ МНЕ ОСТРОЕ ЗРЕНИЕ", повторенная многораз за время выполнения упражнения, служит примером примене-ния методов аутотренинга в улучшении зрения.

УПРАЖНЕНИЕ N 86



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.