Сделай Сам Свою Работу на 5

ДИНАМИЧЕСКОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ





В настоящем разделе мы рассмотрим некоторые динамическиеметоды достижения расслабления. Они в значительно большейстепени используют движения глаз и других органов тела. Отсю-да и их название.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ФИКСАЦИЯ

Сетчатка человеческого глаза состоит из нескольких сло-ев. В одном месте все эти слои практически полностью исчезаюти остается один светочувствительный слой. В этом месте нахо-дится наиболее чувствительная часть сетчатки глаза, представ-ляющая собой маленькое круглое возвышение, которое называетсяМАКУЛОЙ, или ЖЕЛТЫМ ПЯТНОМ. В центре макулы есть небольшоеуглубление, которое называется ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЯМКОЙ (см.рис.1).Эта точка сетчатки глаза обеспечивает наиболее острое зрениечеловека. Не случайно, когда человек хочет четко увидеть ка-кой-либо объект, он автоматически поворачивает в этом направ-лении голову, что обеспечивает фиксацию предмета своего вни-мания центральной ямкой. Благодаря такому устройству органазрения, одна часть любого объекта всегда видна лучше, чем ос-тальные. Таким образом, ЦЕНТРАЛЬНОЙ ФИКСАЦИЕЙ называется спо-собность глаза смотреть прямо на объект и, делая это, видетьего с помощью центра зрения лучше всех остальных объектов. Как видите, в данном случае сравнение глаза с фотокаме-рой невозможно. Светочувствительная пленка в фотоаппарате,выступающая часто в подобных сравнениях в качестве аналогасетчатки, имеет равную чувствительность к свету во всех своихчастях. Глаз же имеет точку максимальной чувствительности -центральную ямку. Человеку с нормальным зрением все объекты кажутся види-мыми хорошо одновременно. На самом деле это не так. Простоглаз, обладая колоссальной скоростью движения и совершая мно-жество мелких, не осознаваемых человеком перемещений, успева-ет "обежать" все детали объектов центральной ямкой и передатьв мозг за это время множество нервных импульсов. Мозг, такжеобладая высокой скоростью обработки информации, интерпретиру-ет эти сигналы, и у человека создается ощущение одновременно-го видения множества объектов четкими. Если, например, мы смотрим на какую-нибудь букву на про-верочной таблице, мы должны видеть ее лучше, чем любую другуюбукву на ней. Если мы рассматриваем какую-либо маленькую бук-ву на проверочной таблице и смотрим на ее верх, мы должны ви-деть низ и другие части этой буквы хуже, чем прямо рассматри-ваемый верх. При этом степень черноты верха должна быть выше,чем остальных частей. В то же время, чем четче видна буква,тем выше степень ее черноты и тем белее непокрытые краскойместа. Глаз при смотрении центральной фиксацией на объекты недолжен испытывать никакого чувства напряжения. Когда глаз ов-ладевает центральной фиксацией, он находится в идеальном сос-тоянии покоя и может смотреть на объекты неопределенно долгобез каких-либо признаков утомления. Если центральная фиксацияидеальна, то и зрение, согласно Бэйтсу, идеально. Бэйтс утверждает, что "неизменным симптомом всех ано-мальных состояний глаз, как функциональных, так и органичес-ких, является то, что...центральная фиксация теряется. Эти обстоятельства связаны с тем, что когда зрение нор-мально, чувствительность ямки нормальна, но когда зрениеухудшается (по любой причине), чувствительность ямки снижает-ся до такой степени, что глаз видит точно так же и даже ещелучше другими частями сетчатки" [16, р.59]. Далее Бэйтс про-должает свою мысль: "Причиной такой потери функции центразрения является психическое напряжение. Поскольку все ано-мальные состояния глаз (как органические, так и функциональ-ные) сопровождаются психическим напряжением, всем им необхо-димо должна сопутствовать потеря центральной фиксации. Когдамозг находится под напряжением, глаза обычно в большей илименьшей степени слепнут. В первую очередь слепнет центр зре-ния - частично или полностью, в зависимости от степени напря-жения. Если напряжение достаточно велико, в этот процесс мо-жет быть вовлечена вся или большая часть сетчатки. Когда фун-кция центра зрения частично или полностью подавлена, человекне может более видеть лучше всего точку, на которую он смот-рит. В таком случае объекты, на которые он не смотрит прямо,видны так же хорошо или даже лучше, поскольку чувствитель-ность сетчатки теперь становится приблизительно равной в каж-дой своей части или даже лучшей в части вне центра. Следова-тельно, во всех случаях нарушенного зрения человек неспособенвидеть лучше всего то, на что он смотрит" [16, р.60]. Человек начинает пытаться увидеть все поле зрения одина-ково хорошо одновременно. Такое состояние, когда центральнаяфиксация теряется частично или полностью, называется ЭКСЦЕНТ-РИЧЕСКОЙ ФИКСАЦИЕЙ. При этом буквы или слова выглядят менеечеткими, чем если бы глаз смотрел способом центральной фикса-ции. Края букв (их контуры) кажутся менее четкими, менееобозначенными и выглядят расплывчатыми. Могут быть искаженыкак форма букв (объектов), так и их размеры. Другими симпто-мами эксцентрической фиксации являются плавающие перед глаза-ми частички, множественные изображения объектов (их двоение,троение и т.д.), боль в глазах, их быстрое утомление, чувствонапряжения в них и другие неприятные ощущения. Чтобы видеть какой-либо объект хуже, когда он смотрит всторону, человек при эксцентрической фиксации вынужден отво-дить свой взгляд далеко в сторону от этого объекта. Иногдаэто расстояние измеряется метрами. Когда эксцентрическая фиксация становится делом привыч-ным, постоянное напряжение глаза, пытающегося увидеть все по-ле зрения одинаково хорошо одновременно, приводит к различно-го рода нарушениям зрения. Нередко оказывается, что эксцент-рическая фиксация - единственная причина ухудшения зрения. Бэйтс в своих изысканиях пришел к выводу, что если глазс плохим зрением сознательно подражает свойствам нормальногоглаза, зрение первого всегда улучшается. Так, для восстанов-ления способности глаза к центральной фиксации нужна созна-тельная ее тренировка. Осуществляется это путем представлениявидения одной части поля зрения более четкой, чем все осталь-ные части. Человеку надо показать, что он не видит так жечетко объекты в периферическом поле зрения (а таким полемфактически является все поле зрения за исключением точки,фиксируемой центральной ямкой), как прямо рассматриваемуюточку. Для этой цели Бэйтсом разработаны специальные упражне-ния. С некоторыми из них вы уже встречались, с другими - вст-ретитесь. Так, вы можете делать шесть предложенных Бэйтсомупражнений из раздела 3.4.2. (упражнения NN 21-26). При их выполнении обращайте особое внимание на то, чтоточка, куда устремлен ваш взгляд в настоящий момент, видналучше всего по сравнению с остальными объектами. На первыхпорах этой "точкой" у вас будет буква или, может быть, дажезона большего размера. Со временем, по мере овладения мастер-ством центральной фиксации, вы сможете видеть лучше всего зо-ну размером с маленькую точку, такую, какая стоит в концеэтого предложения. Чтобы удерживать эту точку постоянно всвоем представлении, вам надо будет непрерывно перемещатьсяпо ней, видя прямо рассматриваемую зону лучше всего (как ви-дите, центральная фиксация тесно связана с перемещениями гла-за (см.раздел 3.4.2.)). Вам надо стремиться к максимальномусокращению размеров зоны, видимой лучше всего. Бэйтс утверж-дает, что чем ближе точка максимального зрения приближается кматематической точке, не имеющей никакой площади, тем лучшезрение [16, р.59-60]. Ряд упражнений на развитие центральной фиксации былпредложен Р.С.Агарвалом. Он довольно удачно соединил упражне-ния из древнеиндийских методов лечения с собственными разра-ботками. Последние представляют собой модификацию некоторыхупражнений Бэйтса. Упражнения на развитие центральной фиксации использова-лись в древней Индии. Наиболее известно упражнение, котороеназывается Тратак, на так называемой Ом-карте. Слово "тратак"использовалось в санскрите для обозначения центральной фикса-ции. Тратак способствует сохранению хорошего зрения и улучше-нию плохого. Изображение Ом-карты вы найдете в книге(см.рис.5). В центре рисунка вы видите слово "ОМ", которое написанов традиционной манере, символизирующей высшую жизненную силув созидательном действии. Подробное описание тренировки наОм-карте приводится в изложении индийского профессораР.С.Агарвала, который внимательно ознакомился с древними ме-тодами лечения, используемыми у него на родине, прежде чемслил их с системой Бэйтса [8, р.60-61].

УПРАЖНЕНИЕ N 11







(УПРАЖНЕНИЕ ТРАТАК НА ОМ-КАРТЕ) Приведенные ниже варианты упражнений с Ом-картой способ-ствуют развитию чувствительности центральной ямки (макулы)сетчатки, росту остроты зрения и улучшению кровоснабженияглаз. ВАРИАНТ 1. Направьте свой взгляд на исходную точку знакав центре Ом-карты и заметьте, что часть, на которую вы смот-рите, кажется самой четкой. Затем начните медленно переме-щайть свой взгляд по знаку. Все время обращайте внимание нато, что часть, на которую вы смотрите в данный момент, кажет-ся чернее всего остального. Повторите упражнение 3 раза. За-метьте, что весь знак кажется теперь приобретшим более темныйоттенок. Этот вариант упражнения можно делать на расстоянииот 30 сантиметров до 3 метров от Ом-карты. ВАРИАНТ 2. Вокруг знака, как вы видите, имеется ломанаялиния. Перемещайте свой взгляд по отрезкам ломаной линии иобратите внимание на то, что отрезок, на который вы смотритесейчас, виден имеющим более темный цвет, нежели остальные.Когда вы перемещаете взгляд, двигайте вместе с ним и голову("смотрите" на отрезки носом). Взгляд и голова должны дви-гаться вместе. Во время выполнения упражнения делайте мягкиеморгания на каждом изломе. Упражнение можно делать, стоя отОм-карты на расстоянии от 30 сантиметров до 1,5 метров.

УПРАЖНЕНИЕ N 12

Вокруг знака проведена окружность. Перемещайте свой взг-ляд, двигая одновременно глаза и голову, по окружности. Де-лайте это сначала, открыв глаза, а потом, закрыв их и предс-тавляя себе окружность. Это упражнение, если оно делаетсяправильно, очень полезно, когда глаза более или менее обезд-виживаются, как это бывает в случаях глаукомы или заболеванийсетчатки. .............................................................

УПРАЖНЕНИЕ N 13

(ЧТЕНИЕ МЕЛКОГО ШРИФТА) Очень полезным для развития центральной фиксации являет-ся чтение текстов, написанных или напечатанных мелким шриф-том. Р.С.Агарвал обращает внимание на то, что многие древниеманускрипты и религиозные тексты в Индии (например, Гита иМахабхарата) были написаны очень мелким шрифтом и предназна-чались для ежедневного чтения. (В настоящее время вместо этихтекстов Р.С.Агарвал, М.Д.Корбетт и другие авторы рекомендуютдля тренировки центральной фиксации пользоваться уменьшеннойфотокопией текста из любой книги.) Большая часть людей, как отмечает в своей книгеР.С.Агарвал, занимающаяся традиционными индийскими ремеслами,где техника исполнения требует длительной работы с мелкимидеталями - рисование, мелкая скульптура, вышивание и другиевиды искусств - сохраняют прекрасное зрение до глубокой ста-рости [8, р.63]. Причину этого Агарвал видит в том, что этивиды тонких работ требовали от них великолепно развитой цент-ральной фиксации. Для развития центральной фиксации Бэйтсом и большинствомего последователей - Агарвалом, Корбетт и другими - рекомен-дуется ежедневное чтение мелкого шрифта или шрифта диамант.Если вы не сможете достать такой мелкий шрифт, то воспользуй-тесь уменьшенной фотокопией любого текста. Многим людям, жа-ловавшимся на головные боли во время чтения, а также на неп-рерывный рост силы линз в очках для чтения, это упражнениепринесло большую пользу. Если вы не можете читать его без оч-ков, то можете воспользоваться очками при чтении такого шриф-та некоторое время, но когда зрение улучшится, вам обязатель-но надо будет снимать их во время чтения. Помните: чтение мелкого шрифта должно происходить безкакого-либо дискомфорта. Если вы испытываете неприятные ощу-щения, то немедленно прекратите чтение. Дискомфорт свидетель-ствует о наличии напряжения, т.е. о неправильном использова-нии вами своих глаз. Если чтение мелкого шрифта осуществляет-ся правильно, ничего подобного замечать вы не должны. Чтениемелкого шрифта не только не требует больших усилий, но и го-раздо легче, чем чтение крупного шрифта, конечно, если этоделается в правильной, расслабленной манере. ............................................................. Бэйтсом было обнаружено, что некоторым людям очень труд-но добиться видения объектов, не зафиксированных взглядом,хуже, чем прямо рассматриваемого объекта. "Большинству лю-дей,-пишет он,- без труда удается смотреть на низ большойбуквы "С" на проверочной таблице и видеть ее верх хуже. Но внекоторых случаях не только не удается этого сделать, но дажене удается отделаться от крупных букв, если дистанция позво-ляет их увидеть. Такие крайние случаи иногда требуют значи-тельной изобретательности: во-первых, чтобы показать челове-ку, что он не видит лучше всего то, на что смотрит прямо, аво-вторых, чтобы помочь ему увидеть какой-нибудь объект привзгляде в сторону от него хуже, чем при взгляде прямо на не-го. Полезным было найдено использование в качестве одной източек фиксации сильного источника света (или двух источниковсвета в 5-10 футах (ПРИМ.АВТ.: фут равен приблизительно 30,5см.) друг от друга). Человеку, когда он смотрит в сторону отисточника света, легче увидеть его менее ярким, чем увидетьхуже какую-нибудь черную букву при взгляде в сторону от нее.Тогда в последующем сделать то же самое с буквой будет многопроще" [16, р.64]. Далее он описывает один случай, которыйнаглядно иллюстрирует практическое приложение сказанного им.Описание способа, каким Бэйтс восстановил зрение пациентки,вполне может служить в качестве самостоятельного упражнения.

УПРАЖНЕНИЕ N 14

На прием к Бэйтсу пришла женщина со зрением 3/200(ПРИМ.АВТ.: это означает, что зрение женщины было настолькоплохим, что она лишь с 3 футов была способна увидеть то, чточеловек с нормальным зрением видел с 200 футов. Подробнее отом, как записывается состояние зрения, рассказано в главе5), которая утверждала, что она лучше видит большую букву "С"(самая большая буква в проверочной таблице Снеллена. Располо-жена на самом верху таблицы), когда смотрит на какую-нибудьточку несколькими футами в стороне от нее, нежели при взглядепрямо на нее. Бэйтс обратил внимание пациентки на тот факт,что ее глаза быстро устают, а зрение ослабевает, когда онарассматривает объекты подобным образом. Затем он попросил еепосмотреть на яркий объект приблизительно в 3-х футах в сто-роне от проверочной таблицы. Это так сильно приковало ее вни-мание, что она смогла увидеть большую букву на проверочнойтаблице хуже. После этого при повторном взгляде на букву ейудалось увидеть ее лучше. Таким образом, пациентке было показано, что она можетделать одно из двух: либо смотреть в сторону и видеть буквулучше, чем она видела ее до этого, либо смотреть в сторону ивидеть ее хуже. Позже ей удалось научиться видеть букву хуже все время,пока она смотрела тремя футами в сторону от нее. Постепенно,с постоянным улучшением в зрении, ей удалось сократить эторасстояние - сначала до двух футов, потом до одного фута и,наконец, до шести дюймов. В конце концов, пациентка смогласмотреть на низ буквы и видеть ее верх хуже или смотреть наверх буквы и видеть ее низ хуже. По мере тренировки она нау-чилась смотреть подобным образом и на более мелкие буквы. На-конец, она прочитала строку десять (стороку, которая обычнодолжна читаться с 10-ти футов) с расстояния 20 футов. Этим жеметодом она научилась читать шрифт диамант сперва с 12-тидюймов, а затем и с 3-х дюймов. В итоге, благодаря одним лишьэтим простым методам, она научилась видеть лучше всего то, начто был направлен ее взгляд. "Зрение ее,-пишет Бэйтс,- восс-тановилось полностью" [16, р.64]. ............................................................. Логическим продолжение использованного Бэйтсом методаявляется упражнение, рекомендуемое Р.С.Агарвалом [8, р.111].Он использует яркий источник света, чтобы показать пациентуто, что при центральной фиксации он должен видеть лучше всегообъект, на который непосредственно направлен взгляд.

УПРАЖНЕНИЕ N 15

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.