Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания для преподавателя

(общие подходы)

Работа преподавателя по курсу строится в соответствии с принципами кафедральной инновационной периодизации всемирной истории, являющейся структурирующим компонентом для всех кафедральных дисциплин. Она определяет подходы к определению хронологических рамок курса – от Великого переселения народов до Великих географических открытий европейцев, а также содержательную сторону дисциплины (эпоха средневековых империй). Одновременно, в ее рамках происходит и установление межпредметных связей «Истории средних веков» с такими дисциплинами, как история древнего мира (которая в периодизации представлена периодом древних мировых держав) и новой историей (эпоха колониальных империй).

Для качественной подготовки специалистов в русле современных требований, как показывает опыт ведущих вузов Российской Федерации, учебник должен дополняться целой системой, комплексом учебных материалов,основой для выполнения которых должны быть, прежде всего, Госстандарты. В этом отношении по курсу «История средних веков» разрабатываются и применяются в учебном процессе т.н. ридеры, т.е. хрестоматии современных научных текстов. Таким является практику и ридер «Древние германцы», используемый на семинарах по истории средних веков (темы 1,6). Внедрение в практику преподавания ридеров, которые дают возможность студентам познакомиться с образцами основных научных работ по тем или иным темам держит их в курсе современных научных и научно-методических разработок по темам изучаемой дисциплины, знакомит с историографией по предмету. Другой компонент такой подготовки – это обязательное конспектирование научных статей и монографий по курсу «История средних веков». Работа с ридерами и научной литературой является составной частью стратегии исторического факультета АГПУ – воспитание учителя-исследователя.

В процессе преподавания курса «История средних веков» ставится задача максимально заострить дидактическую и воспитательную сторону курса, в необходимой степени актуализируя его содержание. Так, при освещении темы 3 «Генезис феодального государства в средневековье» должно уделяться большое внимание возникновению предпосылок сословно-представительной монархии и характеристике ее основных институтов которые послужили предтечей возникновения современного гражданского общества на Западе, при этом необходимо подчеркивать длительный и многоэтапный процесс возникновения последнего, что поучительно для современных россиян. Одновременно преподаватель должен показать развитие теории Translatio imperii, ее роли в судьбах европейских стран, значение опыта средневековой имперской интеграции как своеобразной предшественницы современной Единой Европы, а также связь с теорией «Москва – Третий Рим».



В теме 5 «Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы» акцентируется внимание на сложности, неоднозначности, многоэтапности процесса христианизации, длительности переживания элементов дохристианских воззрений, борьбу с ними церкви, специфику распространения христианских этических норм в русле евангелизации масс и т.п. Особенно подчеркивается противоречивая роль феномена церкви в истории средневековья. В то же время, необходимо учитывать интегративную роль церкви в истории средневековой Европы, характер генезиса этого института для судеб дальнейшей цивилизационной и политичической целостности Европы в раннее новое время.

Тема 6 «Международные отношения эпохи средневековья и начала нового времени» имеет структурирующее значение для курса в целом. Она как знакомит студентов с основными эпохальными событиями – Великим переселением народов, Великими географическими открытиями и т.д., демонстрирующими, как изменяется прежняя феодально-христианская Европа с точки зрения эволюции интеграционных механизмов, среди которых рассматриваются конфессиональные, геополитические и пр.

Особое значение несет содержание темы 7 «Мир средневекового человека», в которой показываются материальные, экономические, но в большей степени цивилизационные черты средневекового типа общества и человека, близких, с одной стороны, восточным социумам, с другой же – несущих в себе все нарастающее индивидуалистическое начало, что привело, в конечном счете, к опережению Западом Востока.

В темах 8 и 9 «Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала» и «Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени», пожалуй наиболее наглядно удается поквазать пользу совмещения формационного и цивилизационного подходов, показывая, с одной стороны, экономические основы процесса ПНК, а также насильственный характер экспроприации непосредственного производителя (что перекликается с некоторыми современными негативными реалиями «первоначального накопления в России и СНГ), с другой – генезис духовных основ формирования менталитета ранней буржуазии (в частности, новой трудовой этики) в эпоху Реформации и определенную актуальность этого опыта в современной России.

Темы, связанные с историей Востока (тема 10 «Основные черты восточных обществ эпохи средневековья», тема 11 «мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье», тема 12 «Индия, Китай, Япония в период средних веков» (основные этапы истории), имеют особый смысл. Их содержание должно сформировать у студентов представления о специфике восточных обществ, которые сейчас начинают играть видную роль в мировом сообществе, их структурой, особой динамикой исторического развития, богатым, и подчас очень непохожим на европейский внутренним миром. Преподаватель должен акцентировать природные, социально-экономические и цивилизационные основы своеобразия средневекового Востока, причины временного (хотя и долгого) отставания от Запада и параллельно указывать на громадный потенциал этого региона, развивающегося по типу «Ответ-на-Вызов».

Наконец, в рамках курса преподавателем должно уделяться большое внимание изучению терминологического аппарата по истории средних веков и раннего нового времени, для чего служит выпущенный в 2006 г. кафедрой словарь терминов.

В целом курс «История средних веков» на историческом факультете АГПУ «встроен» в систему подготовки специалиста. В нем присутствуют межпредметные связи (с историей древнего мира – темы 2,3, историей нового времени - темы 8,9, 10-12, мировой художественной культурой (темы 7,11). Данный курс обладает большим научным, познавательным, обучающим и воспитательным потенциалом, раскрыть и применить который для подготовки будущих учителей – основная задача преподавателей, ведущих дисциплину «История средних веков».


[1] ДПП.Ф.00. Федеральный компонент. ДПП.Ф.02. История средних веков.

[2] См.: Рабочая программа курса "История средних веков"/ Сост. С.Л. Дударев – Армавир, 1997. – 32 с.; Дударев С.Л. Учебная программа курса "История средних веков". - Армавир, 2000. – 50 с.; Дударев С.Л. Учебная программа курса "История средних веков". - Армавир, 2001. – 56 с.; Дударев С.Л. Учебная программа курса "История средних веков". - Армавир, 2003. – 58 с.; Учебно-методический комплекс по курсу «История средних веков». – Армавир, 2006. - 76 с.

[3] См., например: Брагина Л.М., Гусарова Т.П., Карпов С.П., Хачатурян Н.А. История средних веков // III Instrumenta studiorum. I. Историческое образование. Программы общих курсов. – М.: МГУ, 1998. С.184-211).

[4] С этого события начинается история средневековых мировых держав в периодизации всемирной истории кафедры всеобщей истории АГПУ.

[5]Акад. Чубарьян А.О. Итоги и перспективы деятельности Института всеобщей истории РАН // Новая и новейшая история. 2005. № 1. С.6.

[6] Приносим особую благодарность О.В. Сиротенко, вдове профессора кафедры всеобщей истории АГПУ В.Т. Сиротенко, передавшей нам ряд ценнейших источников по истории средних веков из библиотеки покойного.

[7] НРПО – неформальная религиозно-политическая организация.

[8] Примером таких работ могут служить книги французских авторов Ф. Брошара "Под защитой средневековых замков". – М.: Олма-пресс, 1998 и П. Микеля "Рыцари и замки". – М.: Олма-пресс, 1999.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.