Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания для преподавателя

 

Задача преподавателя весьма преемственна с теми, что были поставлены на предыдущем семинаре. Он должен способствовать познаванию студентов специфики особенностей восточных обществ в сравнении с западными, возможностей использования восточных духовных ценностей и опыта. Таков, например опыт изучения социальной роли конфуцианства в современных восточно-азиатских обществах с точки зрения трансформации традиционных воззрений в условиях модернизации. Конфуцианский предприниматель, как прослежено в современных диссертационных разработках, стремится к созданию «нравственной экономики, отвечающей интересам общества». Конфуцианство, ставшее одной из причин торможения местных обществ накануне и во время западной экспансии, сумело в условиях «Ответа-на-Вызов» (по А. Тойнби) перестроиться и использовать для достижения прогресса в новых условиях свои фундаментальные основы, т.е. продемонстрировало, в конечном счете, свою высокую адаптивность.

Но нужно заметить, что современный конфуцианский подход в этом плане является не единственным. Отдельные российские ученые отмечают, что европейская метафизика, этика и теология обнаружили свою несостоятельность в попытках обосновать высшие человеческие ценности. Они полагают, что такая религия, как буддизм нуждается в переменах для того, чтобы лучше соответствовать требованиям времени, но, напротив, само современное общество должно изменяться в направлении тех нравственных идеалов, которые уже давно указаны буддизмом.

Так или иначе, но необходимость знакомства с историей и культурой восточных стран имеет знаковое значение для России, как пространства, где встречаются Запад и Восток.

 

Методические указания для студента

 

В ходе рассмотрения материала 10-12 тем были намечены основные цивилизационные, ментальные параметры средневекового восточного общества, которые очень полезно сравнить с западноевропейским средневековым, представленным в теме 7. В ходе такого сравнения наглядно выясняется, что не только восточное, но и западное общество эпохи средневековья, внутренний мир представителей этих социумов были традиционными, близкими друг другу по ряду параметров. Мы имеем в виду теоцентричность мировосприятия, доминирование коллектива над индивидом, духовных ценностей над материальными, приверженность к родственным связям, приниженное в целом положение женщины и др. Однако именно в недрах средневекового западноевропейского общества зародились ростки капитализма, и в раннее новое время Европа сделала большие успехи на пути движения к новой общественной системе, ценности которой были зачастую прямо противоположны вышеописанным. Так в чем же причины такой разительной метаморфозы? Они – в более свободном, чем на Востоке положении индивида, а главное – в гораздо бóльших потенциальных возможностях для развития личности, в присутствующих как в социально-экономической и политической областях (система вассально-ленных отношений, сословное представительство), так и идеологической сфере (христианский персонализм) началах, которые способствовали становлению более эластичных отношений между властью и индивидом, воспитанию его в духе ответственности за свои поступки, стремлению к самовыражению. Это, в конечном счете, привело к глубокой перестройке всей общественной системы в прединдустриальную эпоху и прорыву в новый мир, если и не идеальный, но гораздо более динамичный, чем средневековый.



 

Источники и литература к темам 10-12 и семинарам 13-16

Источники

Абу Хамид ал-Гарнати. Сочинения //www.vostlit.info

Вэй Чжэн. История династии Суй //www.vostlit.narod.ru

Закарийа ал-Казвини. Чудеса творений и диковинки существующего. Памятники стран и сообщения о рабах Аллаха //www.vostlit.info

Ибн аль-Асир. Полный свод всеобщей истории //www.vostlit.info

Йакут ал-Хамави Алфавитный перечень стран //www.vostlit.info

История сёгуната в Японии. Нихон Гайси. Сочинения Рай Дзё Сисэй. Пер., коммент. и прил. В.М. Мендрина//http://www.enoth.narod.ru/Japan/Mendrin00/htm

Кодекс бусидо. Хагакурэ. Сокрытое в листве. – М.: Эксмо, 2005.

Кабус-наме//www.vostlit.info

Кодзики. Записи о деяниях древности. - СПб.:Шар, 1993.

Кодзики. Записи о деяниях древности. - СПб.: Шар, 1994.

Классическая восточная поэзия. Антология /Сост. Х.Г. Короглы. – М., 1991.

Митицуна-но Хаха. Дневник эфемерной жизни (Кагэро Никки). - СПб, 1994.

У Хань. Жизнеописания Чжу Юань-чжана// www.vostlit.info

 

Литература

Агаджанян А.С. Буддизм и власть // Восток. 1992, № 1.

Агрономов А.И. Джихад: священная война мусульман. – Москва, 2002.

Ашрафян К.З. Общинное и частное землевладение в Монгольской Индии // Восток. 1996, № 2.

Бартольд В.В. Культура мусульманства. – М.: Ленком, 1998.

Бокщанин А.А. Современные историки КНР о проблемах феодализма в Китае. – М.: ИВ РАН, 1998.

Бродель Ф. Динамика капитализма. - Смоленск: Полиграмма, 1993.

Ванин Е. Ю. Человек, время, религия. (Средневековая Индия) // Вопросы истории. 1995. № 3.

Васильев Л. С. История Востока. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1994.

Васильев Л.С. Возникновение и эволюция частной собственности на Востоке // Частная собственность на Востоке. – М.: ИЭППП, 1998. С.23-63.

Введение в культурологию. Воронеж, 1994.

Дзэн-буддизм (Судзуки Д. Основы дзэн-буддизма. Кацуки С. Практика дзэн). - Бишкек: МП «Одиссей», 1993.

Древние цивилизации. От континента к континенту.- М.: Терра, 1995.

Дударев С. Л. Арабские завоевание VII – VIII вв. и их исторические последствия. - Армавир, 1995, 1996.

Дударев С. Л., Назарова В.В. Основные этапы истории традиционной Японии (от древности к новому времени). – Армавир, 2004.

Журавский А. Ислам. – М., 2004.

Зарубина Н.Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. – М.: РХГИ, 1998.

Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. – М., 2004.

История Востока. В 6 т. Т.2. Восток в средние века. – М.: Вост. лит., 2002.

История Востока. В 6 т. Т.3. Восток на рубеже средневековья и нового времени. XVI-XVIII вв. – М.: Вост. Лит., 1999.

История стран Азии и Африки в средние века. Ч.2. - М.: Изд.-во МГУ,1987.

История Японии. Т.1. С древнейших времён до 1868 г. - М.: Институт востоковедения РАН, 1998.

Искендеров А.А. Тоётоми Хидэеси.- М.: Наука, 1984.

Кучер О.Н., Семотюк О.П. Ислам. – Ростов-на-Дону/Харьков, 2004.

Ланда Р. Г. Восток: цивилизация, формация, социум // Вопросы истории. 1995. № 4.

Ломбар Д. Императорский Китай. – М., 2004.

Лукашева И.Н. Проявления арабо-еврейского межэтнического культурного взаимодействия в средние века // Проблемы всеобщей истории. Вып. 10. – Армавир, 2005. С.215-221.

Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII века. - М.: Наука, 1997.

Мусульманский мир. 950-1150. Сб. статей. М., 1981.

Никифоров В. Н. Восток и всемирная история. - М.: Наука, 1977.

Новая история стран Азии и Африки: учебник дли студентов высших учебных заведений /Под ред. М. Родригеса. Ч.1. – М., 2004.

Петраш Ю.Г. Ислам. – М.: Республика, 2005.

Рабство в странах Востока в средние века. – М.: Наука, 1986.

Родионов М.А. Ислам классический. – СПб., 2003.

Совастеев В.В. Японская буржуазная историография революции Мэйдзи// Вопросы истории, 1981. № 9.

Спеваковский А.В. Самураи – военное сословие Японии. - М., 1981.

Теория и методология истории. Историография и источниковедение. – М., 2004.

Тихвинский С.Л. Китай и всемирная история. – М., 1988.

Уотт Монтгомери У. Влияние ислама на средневековую Европу. – М.: Наука, 1976.

Фадеева И.Л. Формы владения и собственности в Европе и на Ближнем Востоке в древности и средневековье //Частная собственность на Востоке. – М.: ИЭППП, 1998. С.64-93.

Фитцджеральд Ч.П. История Китая. – М.: Центрполиграф, 2004.

Хисматулин А.А. Суфизм. – СПб., 2003.

Шамдор А. Саладин: благородный герой ислама. – СПб.: Евразия, 2004.

Японское общество и культура. Вып. 4 (Научно-аналитический обзор). - М., 1990.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

КУРСОВЫХ РАБОТ

Тема 1. Проблема эволюции общины у германцев в I-VI вв. до н.э. (по данным Цезаря, Тацита, "Салической правды").

Тема 2. "Великое переселение народов" и теория пассионарности Л.Н. Гумилева.

Тема 3. Социально-экономическая характеристика феодальной вотчины эпохи Каролингов.

Тема 4. Византийская община по данным "Земледельческого закона".

Тема 5. Походы викингов как явление мировой истории.

Тема 6. Ислам и его социально-политическая роль в возникновении государственности у арабов.

Тема 7. Проблемы истории средневекового города в Европе.

Тема 8. Средневековые ремесленные цехи.

Тема 9. Институт королевской власти в средние века.

Тема 10. "Великая хартия вольностей": у истоков сословного представительства в Англии.

Тема 11. Сословная монархия во Франции в XIII-XV вв.

Тема 12. Социальная борьба европейского крестьянства в XIV-XV вв.

Тема 13. Средневековые ереси и католическая церковь.

Тема 14. Папство в средневековой истории Европы.

Тема 15. Средневековая инквизиция.

Тема 16. Крестовые походы и их место в мировой истории.

Тема 17.Духовно-рыцарские ордены в истории средневековья (возможно написание работы по любому из орденов).

Тема 18. Нищенствующие монашеские ордены в средневековой Европе (возможно написание работы по любому из орденов).

Тема 19. "Народное христианство" в средневековой Европе.

Тема 20. Географические представления средневековья в Европе и на Востоке.

Тема 21. Древние цивилизации Америки.

Тема 22. Великие географические открытия – начало всемирной истории.

Тема 23. Основные черты ментальности средневекового человека.

Тема 24. Повседневная жизнь западноевропейского средневековья.

Тема 25. Рыцарство в европейской и мировой истории.

Тема 26. Духовное сословие ("молящиеся") и его роль в средневековом обществе.

Тема 27. Средневековые горожане как социоисторический тип человека.

Тема 28. Средневековые крестьяне как социоисторический тип человека.

Тема 29. Женщина в средневековом европейском обществе.

Тема 30. Положение восточной женщины в средневековье.

Тема 31. Дети в средневековом социуме.

Тема 32. Маргиналы в средневековье.

Тема 33. Социально-политические и этические воззрения Эразма Роттердамского.

Тема 34. Учение М. Лютера и его социальная сущность.

Тема 35. Феномен религиозных войн во Франции в XVI в.

Тема 36. "Охота на ведьм" как исторический феномен.

Тема 37. Орден иезуитов и Контрреформация.

Тема 38. Итальянское Возрождение в портретах его деятелей.

Тема 39. Феномен мусульманского Ренессанса в Средневековье.

Тема 40. Исторические личности средневековья и раннего нового времени: по выбору студента (например: Карл Великий, Ричард I Львиное сердце, Жанна д'Арк, Екатерина Медичи, Елизавета I Английская, Генрих IV Бурбон, кардинал Ришелье, пророк Мухаммад, Салах-ад-Дин, и др.).

 

План самостоятельной работы студента

 

№ п/ п. Темы Всего часов СРС В том числе по видам работ Сроки выполнения
из них
Реферирование литературы Написание конспекта ответа при подготовке к семинарам Подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, историческим сочинениям, диктантам Посещение консультаций
1. Понятие истории средних веков, ее периодизация и место в мировой истории. сентябрь
2. Особенности становления и развития феодализма. Генезис аграрных отношений в средние века. сентябрь
3. Генезис феодального государства в средние века. октябрь
4. Основные проблемы возникновения и развития средневекового города в Европе, характер средневекового ремесленного производства. октябрь
5. Христианская религия и церковь в истории средневековой Европы. ноябрь
6. Международные отношения эпохи средневековья и начала раннего нового времени. ноябрь
7. Мир средневекового человека. декабрь
8. Возникновение капиталистических отношений в странах Западной Европы. Особенности процесса первоначального накопления капитала. февраль
9. Политическая, социальная и духовная жизнь в начале раннего нового времени. март
10. Основные черты восточных ных обществ эпохи средневековья. апрель
11. Мусульманская культура и мусульманский Ренессанс в средневековье. апрель
12. Индия, Китай, Япония в период средних веков (основные этапы истории). май
Итого:  

 

1.Сентябрь-октябрь – ознакомление с учебниками, учебными пособиями, дополнительной литературой по курсу в библиотеке АГПУ и библиотеках города, выработка алгоритма действия с учебной и т.д. литературой по истории средних веков, картографическим материалом, источниками по предмету. Посещение консультаций, разбор с преподавателем сложных вопросов изучаемого курса (период раннего и развитого средневековья). Выполнение студентами обязательного конспектирования специальной литературы (монографий, статей, тематика которых соответствует изучаемому в каждом семестре материалу) – в общем количестве 2-х ед. (по 1-й ед. в третьем и четвертом семестре соответственно) с последующим собеседованием. Студенты получают навыки грамотного составления конспекта необходимого объема. Прохождение тестов по осваиваемым источникам для закрепления получаемых навыков.

2.Ноябрь-декабрь - подготовка к контрольным работам, коллоквиумам, историческим сочинениям, терминологическим диктантам и выполнение их. Изучение терминов по истории средних веков по словарю терминов. Конспектирование монографий и статей.

3.Фераль-март – Самостоятельное изучение лекционных тем 8 и 9 (позднее средневековье - раннее новое время Западной Европы). Работа с пособиями и текстами лекций по указанным темам, находящимся в библиотеке АГПУ. Посещение консультаций по изучаемым темам. Подготовка к контрольным работам и выполнение их, конспектирование монографий и статей.

4.Апрель-май. Подготовка к контрольным работам и выполнение их, конспектирование монографий и статей. Написание терминологических диктантов. Посещение консультаций по изучаемым темам (средневековый Восток).

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.