Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания для преподавателя





 

Задача преподавателя заключается в том, чтобы вместе со студентами показать богатство культурных традиций мусульманского мира. Одновременно нужно совершенно отчетливо подчеркнуть, что ислам и его культура не имеют никакого отношения к оправданию деятельности современного международного терроризма. Совершенно некорректно и недопустимо употреблять выражения «исламский экстремизм» и т.п., т.к. это оскорбляет чувства сотен миллионов верующих мусульман. Одновременно задача преподавателя заключается и в том, чтобы не допустить идеализации достижений исламского мира и вскрыть те объективные причины, которые привели к отставанию стран Ближнего Востока и других частей мусульманского ареала от Запада, показать средневековые корни современного фундаментализма, представляющего угрозу для человечества.

 

 

Методические указания для студента

. Особое внимание следует уделить выводам по семинару. Необходимо указать на высокую актуальность данной темы. Далее следует указать на те черты арабо-мусульманской культуры, которые привели к ее расцвету, в особенности, синкретизм, способность к заимствованию всего лучшего у других народов. Благодаря указанным чертам мусульманская культура добилась блестящих успехов в средневековье. Но после XV в. она уже далеко не так динамична в своем развитии, причем перелом этот наступил еще в XI-XIV вв., когда обнаружились первые признаки упадка, о котором писал государственный деятель и историк XIV в. Ибн-Халдун. Конечно, нельзя сказать, что этот упадок был абсолютным. По-прежнему строились прекрасные мечети, существовали богатые библиотеки, но культурное первенство уже перешло к Европе.



Студентам нужно ответить на вопрос, что же послужило причиной этого? В Коране сказано: «Аллах не меняет того, что с людьми, пока они сами не переменят, того, что с ними» (Сура 13 – 12,11). У современного поэта М. Икбала есть замечательные строки: «Облака, дожди и небеса – твои,/Ветры и бури – твои/Леса, горы и реки – твои,/Ты правишь всем как король,/А звезды с удивлением взирают на деянья твои./Кругозор, не знающий пределов, - твой,/Искра в глазах, подобная сияющему солнцу, - твоя,/Творец нового мира – ты».



Но подобные мысли, возвеличивающие творческое начало в человеке, как и все великолепие исламской культуры были, прежде всего, уделом верхушки исламского общества, горстки образованных людей, в то время как широкие народные массы, особенно кочевники-бедуины, не смогли воспользоваться созданным громадным потенциалом.

Их уровень развития на широком общественном срезе оказался гораздо ниже достигнутых высот. Духовные потребности рядовых приверженцев ислама были ориентированы прежде всего на Коран, Сунну и шариат, которые из века в век формировали жизненные установки и ценности среднего мусульманина, часто очень далекого от изысков его просвещенных единоверцев. Религия консервировала наиболее патриархальные традиции, а также взращивала религиозный фанатизм, который несовместим с высокой культурой. Ведь арабская наука преуспела, прежде всего, в таких областях, где получение и накопление знаний органично сопрягалась с верой. Упадок мусульманской науки известный исламовед Г.-Э. фон Грюнебаум объяснял «непроницаемостью мусульманской цивилизации для определенных областей научного поиска». Симптоматично, что апологет ислама в XX в. Сайид Кутб, один из видных теоретиков фундаментализма, главный идеолог НРПО [7]«Братья-мусульмане», отстаивал в своих работах далеко не новый тезис о превосходстве этой конфессии над всеми прочими религиями. По его убеждению, ислам как самодостаточная система никогда не нуждался и ныне не нуждается в каких-либо дополнительных философских идеях. «Ни у Ибн Сины, ни у Ибн Рушда, ни у аль-Фарáби, ни у кого-то еще из так называемых философов ислама не чувствуется подлинно исламского миропонимания, ибо их философия – не что иное, как чуждая ему по духу тень древнегреческой философии. У ислама есть свое цельное и самобытное миропонимание, раскрывающееся в Коране и хадисах, в житии пророка и его практических наставлениях». Торжество таких воззрений в мусульманских странах привело к возрастающей отсталости не только от Запада, но и многих государств Азии и Латинской Америки.



Нужно учесть мнение исламского иранского автора А.Х. Зарринкуба, который пишет: «Падение этого (т.е. исламского – Сост.) общества началось тогда, когда его связи с внешним миром были прерваны, а внутри себя оно столкнулось с сепаратистскими тенденциями и фанатизмом». Не будем забывать о том, что на Западе имело место гораздо большее развитие личности и индивидуализма, связанное со становлением капиталистических отношений, которые в страны Востока пришли вместе с европейскими колонизаторами. Пассионарный порыв арабо-мусульманской культуры угас, хотя она не исчезла и продолжает восхищать в лучших образцах своей утонченностью, изысканностью, мудростью и красотой. Но набирает силу явление, которое именуется исламский фундаментализм. Он-то и стремиться востребовать все те идеалы патриархальной общины, которые по-прежнему привлекательны для сотен миллионов мусульман. Поэтому в Иране женщины вновь носят паранджу, сильно ограничено их участие в общественной жизни и т.п. Исламские правители, было, даже запретили здесь играть в шахматы. Вся эта история очень поучительна. Она показывает, что культурное движение должно быть непрерывным и не может быть ограничено никакими запретительными мерами. Традиции не должны подавлять свободу личности и ни в коем случае не опираться на фанатизм и догмы. В то же время, необходимо помнить, что полный разрыв с ценностями предков также ведет к духовному банкротству.

В XXI веке мусульманский мир стоит на пороге нового Ренессанса и успех его не может быть связан с экстремизмом и фанатизмом. Вновь, как и много веков назад, ключом к успеху должен стать синтез различных конструктивных начал, который и выведет страны ислама на дорогу стабильного прогресса и процветания.

Тема 12 (12 ч.)

 

Лекция 1 (4 ч.).Индия в средневековье.

Краткое содержание лекции.

Индия в начале средневековья. Политические процессы на Севере Индии. Влияние Великого переселения народов. Нашествие эфталитов. Падение державы Гуптов. Возникновение раджпутского государства Пратихаров. Нападения арабов. Вторжения Газневидов. Политическая история южной Индии: Паллавы, Пандии, Чалукьи и др. Формы феодального землевладения. Налоги, феодальная рента. Общинно-кастовая система и ее особенности. Роль в организации социального порядка. Принцип джаджмани. Отношение общины и государства. Новое вторжение мусульманских завоевателей. Завоевание Северной Индии Гуридами. Основание Делийского султаната.

Индия в XIII-XV вв. Особенности социально-экономического развития. Феодальная раздробленность. Распад Делийского султаната. Нашествие Тимура. Индия в конце XV-начале XVI в. Борьба между государствами Декана, Северной и Южной Индии. Появление в Индии европейцев и начало колониальных захватов. Португальские колонии на Малабарском побережье. Завоевание Индии Бабуром и образование империи Великих Моголов.

Лекция 2 (4 ч.). Основные особенности развития Китая в средневековье.

Краткое содержание лекции.

Китай в первые века н.э. Падение поздней династии Хань. Империя Цзинь. Восстановление государственной надельной системы землепользования. Нашествия кочевников в период Нань-бэй чао – сюнну, сяньби, цянов и др. Экономический упадок, натурализация хозяйства. Подъем экономики при доме Тоба. Новое возрождение надельной системы. Рост монастырского землевладения. Образование империи Суй. Реформы Вэнь-ди. Конфуцианская империя Тан. Надельная система. Социальная структура китайского общества в VIII-X вв. Рост городов. Государственное устройство. Развитие бюрократического аппарата. Система экзаменов. Внешняя политика династии Тан. Начало упадка. Рост частных владений. Реформы Ян Яня. Система "ляншуй". Крестьянская война под руководством Хуан Чао. Политический кризис и распад империи Тан. Объединение Китая Сунской династией. Внутренняя политика Сун. Аграрные отношения. Рост частного феодального землевладения. Развитие ремесел и торговли. Усиление внешней опасности. Отношения империи с киданями, тангутами, чжурчженями. Попытки проведения реформ Ван Ань-ши и их неудача.

Монгольское завоевание Китая. Китай под властью монгольской династии Юань. Особенности правления монголов. Оживления связей по Великому Шелковому пути. Связи с другими странами. Освободительное движение против монголов и его победа. Правление династии Мин. Развитие промышленности и торговли. Рост городов. Аграрные отношения. Ухудшение положения крестьянства. Внешняя политика. Престижные морские экспедиции в Индию, Африку и др. страны. Причины неудачи китайских "географических открытий". Появление в Китае европейцев. Обострение социальных противоречий в Китае в XV-XVI вв. Проблемы в аграрном строе. Демографический рост. Засилие евнухов в руководстве страной. Народные движения. Борьба в среде правящего класса. Манчжурское завоевание и возникновения империи Цин.

 

Лекция 3 (4 ч.). Средневековая Япония.

Краткое содержание лекции.

Начало перехода Японии от древности к средневековью, его очень длительный характер. Японский парадокс: переход к феодализму опередил начало средневековья.

"Переворот "Тайка". Реформы в области общественного строя, управления, экономики. Складывание основ Японского раннефеодального государства. Эпоха Хэйан. Введение государственной надельной системы. Складывание феодального землевладения. Система вотчинных пожалований. Прекращение существования надельной системы. Смена раннефеодального общества развитым (X-XIII вв.). Образование самурайства. Период междоусобных феодальных войн (XII-XVI вв.). Установление военно-феодальной диктатуры Минамото. Сегунат. Японское средневековье, его характер.

Развитие японского феодализма. Период раздробленности. Феодальная иерархия. Микадо, сегуны, канрё, даймё и др. Расцвет городов, ремесла и торговли. Организация цехов. Положение городского населения и крестьянства. Крестьянские восстания. Период личных диктатур, борьба за объединение Японии. Черты модернизации в экономическом строе Японии. Появление европейцев в стране. Проникновение иезуитов и попытки христианизации части японцев.

 

Семинар 15. (10 ч.). СРС – 20 ч.

1. Социально-экономическое и политическое развитие Индии в средние века.

2. Средневековый Китай: генезис общественно-экономических и политических отношений.

3. Япония в средневековье: особенности становления общества и государства.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.