Сделай Сам Свою Работу на 5

Методические указания для преподавателя

 

В данном случае преподавателю необходимо способствовать тому, чтобы студенты уяснили сущность изучаемых событий, которые традиционно оцениваются как «буржуазная революция № 1». Анализируя учения М. Лютера и Т. Мюнцера, необходимо иметь в виду, что ни эти, ни другие реформаторы не ставили перед собой задачи создавать некое «буржуазное» (или какое либо иное) учение. Помыслы этих людей заключались в том, чтобы найти праведные отношения с Богом, дабы спасти свою душу (сотериологический аспект). Идеи М. Лютера оказались созвучны настроениям широких масс людей, желавших церковного переустройства. Идеи Мюнцера, увлекавшие наиболее обездоленных, оказались утопичными. Рассматривая документы крестьянской войны в Германии, преподаватель должен показать незрелость немецкого бюргерства, его неспособность руководить движением, что привело к поражению крестьян. В любом случае, условия Германии позволили осуществить только «княжеский» и никакой другой вариант Реформации. Поражение Крестьянской войны привело Германию в тот момент к «обратимому» варианту развития капитализма. Тем не менее, лютеровская Реформация позволила обрести новую этику труда, постепенно приведшую на путь строительства нового общества, как саму Германию, так и еще больше – другие страны.

Методические указания

В 1517—1525 гг. Германия переживала мощный подъем общественного движения, нашедший свое выражение в Реформации и Крестьянской войне.

Первая задача, встающая перед студентом при анализе документов этой темы, заключается в необходимости охарактеризовать учение Мартина Лютера, используя выдержки из его «95 тезисов», а также «Свободы христианина», «К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства» и «Открытого увещевания ко всем христианам воздержаться от смуты и мятежа». При этом следует выяснить социальные и политические воззрения Лютера, его отношение к существующему строю и предпринимательству, а также проявлениям народного недовольства. Необходимо установить противоречия между предлагаемыми им реформационными изменениями и его взглядами на общественно-политическое устройство Германии. Далее необходимо дать анализ программы Т. Мюнцера и его сторонников, которая выражает интересы народной реформации. Следует установить, в чем заключалась критика феодального строя в ранних проповедях Мюнцера, каковы конкретные меры, предложенные им в письмах, написанных во время войны, и найти то общее, что свойственно и ранним и поздним документам, вышедшим из-под пера Мюнцера и его сподвижников. Это позволит определить, к чему сводится основная идея «Статейного письма», в котором, казалось бы, на первый план выдвинута мысль об объединении крестьян и феодалов, и почему в этом документе нет конкретных требований к последним. Установить подлинную цель «Письма» — главная задача при решении этой первой проблемы.



Вторая задача — подробный анализ «Двенадцати статей», ставших основным манифестом восставших крестьян. При разборе этого памятника нужно обратить внимание на то, что отдельные статьи заключают не одно, а несколько крестьянских требований, нередко различных. Студент должен выделить радикальные и умеренные требования и дать ответ на общий вопрос: покушаются ли крестьяне на самые основы феодального строя? Необходимо также ответить на следующие вопросы: можно ли выделить статьи, где под видом возврата к старине выражен протест крестьян против усиления феодального гнета? В какой форме происходит защита общинных прав? Есть ли требования, в которых сквозит уважение мелких хозяев к собственности, приобретенной путем купли? Какие требования свидетельствуют о влиянии Реформации на крестьянскую программу?

Анализ «Гейльброннской программы» представит наибольшие трудности, ибо передовые круги бюргерства выставили противоречивые требования. Надо отыскать в тексте программы требования, объективно способствовавшие буржуазному развитию страны; с другой стороны, вследствие неразвитости немецкого бюргерства, в программе отразились пожелания, имевшие целью защиту мелкой собственности и мелкого производства. Обе тенденции программы нуждаются в подробном рассмотрении. Характеризуя отношение авторов программы к крестьянству, следует иметь в виду, что они принимали одновременно и «Двенадцать статей», поэтому непосредственно крестьянских требований анализируемый документ не содержит. Тем не менее, важно установить, что предлагает текст программы в отношении крестьянских держаний. Изучение документа необходимо завершить общей оценкой «Гейльброннской программы».

 

 

Семинар 12 (4 ч.). СРС – 12 ч.

1. Характеристика французского абсолютизма по "Политическому завещанию" Ришелье.

2. Стадиально-региональные особенности абсолютистских монархий в Европе.

 

 

Методические указания для преподавателя

Задача преподавателя заключается в том, чтобы помочь студентам разобраться в специфике региональных вариантов европейского абсолютизма, в т.ч. такой его репрезентативной модели, как французская. Она должна решаться с учетом знаний студентов в области особенностей социально-экономического развития европейских стран (в т.ч. степени их вхождения в рыночные отношения) и реформационных процессов в этих странах. Кроме того, преподаватель должен иметь в виду, что развитие абсолютизма тесно связано с проблемой централизации и суверенизации европейских стран. Будет очень полезно, если преподаватель проведет аналогии между процессами становления абсолютизма в Западной и Восточной Европе, покажет спектр абсолютистских вариантов правления от Атлантики до Тихого океана.

Методические указания

Разрабатывая эту тему, студент должен иметь в виду два аспекта работы: во-первых, необходимо охарактеризовать положение государственной власти во Франции, а также отдельных социальных слоев в XVII в.; во-вторых, обрисовать политику, проводимую монархией по отношению к этим слоям.

На основании отрывков из королевских эдиктов и «Политического завещания» можно составить представление о том наследии, которое досталось Франции от эпохи гугенотских войн и дворянских мятежей. Студент должен отметить, какую роль играли замки, оставшиеся от этой эпохи; каким влиянием пользовались гугеноты вплоть до «Эдикта милости» 1629 г.; почему государство так настойчиво и самыми разнообразными методами преследовало дуэли и особенно дуэли с участием секундантов; наконец, какова была роль старых судебно-законодательных учреждений — парламентов в системе абсолютной монархии. Следует выделить свидетельства, которые позволят доказать, что правительство защищало в первую очередь интересы дворянства, их собственность, незыблемость сословных перегородок. Надо обратить внимание на то, какое значение придавало правительство военной службе дворянства. Классовый характер политической программы Ришелье ярко проявляется там, где кардинал по-разному формулирует отношение монархии к различным общественным слоям, входящим в состав третьего сословия, с точки зрения их обязанностей по отношению к государству.

 

Источники и литература к темам 8 –9 и семинарам 11-12

Источники

Документы Крестьянской войны в Германии: "Статейное письмо", "12 статей", "Гейльбронская программа" и др. // Практикум по истории средних веков / Сост. Абрамсон М. Л., Сливко С. А., Фрейденберг М. М. – М.: Просвещение, 1971. С. 241-273.

Практикум по теме "Програмные документы Великой Крестьянской войны в Германии»"/ Сост. Г. Ю. Магаков. – Ростов/нД, 1991.

Роттердамский Э. Похвала глупости. – Калининград: Кн. изд-во, 1995.

Лютер М. Избранные произведения. СПб: Андреев и согласие, 1994.

Лютер М. 95 тезисов. – Спб: Роза мира, 2002.

Мюнцер Т. Пражское воззвание. Письма // Средние века. Вып.52. – М.: Наука. 1989.

Выдержки из документов эпохи Ришелье и его "Политического завещания"// Практикум по истории средних веков / Под ред. М. Л. Абрамсон, С. А. Сливко, М. М. Фрейденберг. – М.: Просвещение, 1971., с.296-312.

 

Литература

 

Адо А. В. Крестьянство в европейских буржуазных революциях XVI-XVIII вв. // Новая и новейшая история. 1983. № 1.

Барг М. А., Черняк Е. Б. К вопросу о переходной эпохе от феодализма к капитализму (На примере Англии) // Новая и новейшая история. 1982. № 3.

Беллок Х. Ришелье. – М.: Алетейа, 2002.

Брагина Л.М. и др. Культура Западной Европы в эпоху Возрождения. – М.: Мосгосархив, 1996.

Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. – М.-СПб.: Университетская книга, 2000.

Бродель Ф. Динамика капитализма. – Смоленск: Полиграмма, 1993.

Бюллетень Всероссийской ассоциации медиевистов и историков раннего нового времени. № 2. – М., 1993; № 3-4, 1993; № 5, 1994; № 6, 1995, № 7 1997; № 8, 1997; № 9, 1998; № 10-11, 2000; № 12, 2000.

Володарский В. М. Гуманистические воззрения Ульриха фон Гуттена // Средние века. Вып.24. – М.: Наука, 1963.

Гаврюшенко А. А. Общественно-политические взгляды Ф. Меланхтона в 1520-1521 гг. // Вестник Харьковского университета. № 268. – Харьков, 1985. С. 68-73.

Галкина Е.В. Становление протестантизма в английских колониях Северной Америки (1630-е – 1760-е гг.) / Автореф. дисс… канд. ист. наук. – Ставрополь, 2002.

Гаврюшенко А.А. Общественно-политические взгляды Ф.Меланхтона в 1520-1521 гг. // Вестник Харьковского университета. № 268. 1985. С.68-73.

Голубкин Ю.А. Некоторые вопросы периодизации истории раннебуржуазной революции в Германии //Вестник Харьковского университета. № 268. 1985. С.61-68.

Дмитриева О. В. Социально-экономическое развитие Англии в XVI в. Спецкурс. – М.: МГУ, 1990.

Дорофеева Л. В. Критика двора первых Тюдоров в творчестве Джона Скелтона // Средневековый город. Вып. VII. – Саратов, 1983. С. 82-103.

Дударев С.Л. Методические заметки по истории. – Армавир, 1998; Вып.2. – Армавир, 2000.

Ивонин Ю. Е. "Вся власть должна быть отдана простому народу" // И живы памятью столетий. –Минск: Изд. Университетское. 1987. С. 169-187.

Ивонин Ю. Е. Мюнцер и Лютер – революция и контрреволюция? (О новой книге Г. Брендлера) // Средние века. Вып. 55. С. 266-267.

Ивонин Ю.Е. Судьбы княжеской реформации в Германии после Крестьянской войны (на примере Саксонии)// Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. – СПб.: СПБГУ, 1996. С.66-74.

Исаенко А. В. Пуританская Реформация в Англии в XVI – начале XVII в. – Орджоникидзе, 1980.

Исаенко А. В. Английская королевская Реформация XVI века. – Орджоникидзе, 1982.

Исаенко А. В., Хозиева Т. Х. Рабочая программа по спецкурсу: Основные течения в Английской Реформации XVI века. Методические указания. - Владикавказ, 1994.

Исаенко А. В., Хозиева Т. Х. Англиканская Реформация при Елизавете I. –Владикавказ, 1994.

История Европы. Т.3. – М.: Наука. 1993. С. 68-81, 196-206, 275-279.

Кальвин Ж. Наставление в христианской вере. Т.1. Книги I и II.- М.: РГГУ, 1997.

Каменецкий Б. А. Политическая мысль Англии XVI – начала XVII в. в современной англо-американской историографии // Вопросы истории. 1974. № 3.

Каменецкий Б. А. Идейная борьба в Англии в период кризиса абсолютизма (конец XVI – начало XVII в.). Политико-юридический аспект // Средние века. Вып. 43. – М.: Наука, 1980.

Клула И. Екатерина Медичи. – Ростов/нД: Феникс, 1997.

Кнехт Р. Дж. Ришелье. - Ростов/нД: Феникс, 1997.

Копосов Н. Е. Абсолютная монархия во Франции // Вопросы истории. 1989. № 1.

Крестьянская война в Германии в 1524-1525 гг. Методические указания/ Сост. Титова А. А. – Гомель, 1984.

Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. – М: РГГУ, 1997-1999.

Лаубе А. Томас Мюнцер и раннебуржуазная революция // Средние века. Вып. 55. С. 248-266.

Лоудз Д. Генрих VIII и его королевы. – Ростов/нД: Феникс, 1997.

Лэмэтр Н. Католики и протестанты: религиозный раскол XVI века в новом освещении // Вопросы истории. 1995. № 10. С. 44-53.

Майер В. Е. Крестьянство Германии в эпоху позднего феодализма. М.: Высшая школа, 1985.

Майер В. Е. Крестьянство в немецких землях к Западу от Эльбы и в Австрии в XVI – середине XIX в. // История крестьянства в Европе. Т.3. – М.: Наука, 1986.

Малинин Ю. П., Коцюбинский Д. А. Ранний западноевропейский капитализм и его феодальные истоки // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. – СПб.: СпбГУ, 1996. С. 23-33.

Малов В. Н. Ж. Б. Кольбер. Абсолютистская бюрократия и французское общество. - М., 1991.

Маркс К. Капитал. Т.1. Гл.24 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.23.

Маркс К. Капитал. Т.3. Гл.47 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.25. Ч. II.

Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог. – М.: РОУ, 1996.

Михневич Д. Е. Очерки по истории католической реакции (иезуиты). – М., 1955.

Некрасов Ю.К. Городские хронисты первой половины XVI в. о причинах и характере крестьянской войны в Германии // Средние века. Вып.41. – М.: Наука, 1977.

Оссовская М. Рыцарь и буржуа. Исследования по истории морали. – М.:Прогресс, 1987.

От аграрного общества к государству всеобщего благосостояния. Модернизация Западной Европы с XV в. до 1980-хх гг. – М.:Росспэн, 1998.

Парсамов С.С. Лютер и немецкая Реформация в освещении Герхарда Риттера // Средние века. Вып.39. – М.: Наука, 1975.

Первухин В.В. Реформационный проект Иоганна Эберлина из Гюнцбурга (1521 г.) // Средние века. Вып.28. – М.: Наука, 1965.

Первухин В.В. Реформационное движение в Любеке в 1529-1530 гг. (К вопросу о социально-политической борьбе в ганзейских городах в первой трети XVI в.) // Средние века. Вып.41. – М.: Наука, 1977.

Прокопьев А.Ю. Конфессия и политика в Ранней Реформации: Фридрих Мудрый и Георг Бородатый // Проблемы социальной истории и культуры средних веков и раннего нового времени. – СПб.: СПБГУ, 1996. С.74-89.

Рутенбург В. И. Ранние буржуазные революции (К вопросу о начале капиталистической эры в Западной Европе) // Вопросы истории. 1984. № 3.

Рутенбург В. И. Титаны Возрождения. – Л.: Наука, 1976.

Рутенбург В. И. Проблемы Возрождения // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. 1.- Л.: ЛГУ, 1974. С. 66-80.

Семенов В.Ф. Пауперизм в Англии XVI века и законодательство Тюдоров во по вопросу о пауперах // Средние века. Вып.IV. – М.: АН СССР, 1953.

Смирин М.М. Томас Мюнцер и учение Иоахима Флорского // Средние века. Вып. II. – М.-Л.: АН СССР, 1946.

Смирин М. М. Германия эпохи реформации и Великой крестьянской войны.- М.: Учпедгиз, 1962.

Смирин М. М. Передовые идеи народной Реформации // Средние века. Вып.39. – М.: Наука, 1975.

Смирнов М.Ю. Реформация и протестантизм. Словарь. – СПб.: СПБГУ, 2005.

Соловьев Э. Ю. Мартин Лютер – выдающийся деятель немецкой и европейской истории // Вопросы истории. 1983. № 10. С. 33-54.

Февр Л. Капитализм и реформация// Февр Л. Бои за историю. – М.: Наука, 1991. С.201-216.

Февр Л. Неверно поставленная проблема: Истоки французской реформации и ее причины// Февр Л. Бои за историю. – М.: Наука, 1991.422-492.

Хейг К. Елизавета I Английская. – Ростов/нД: Феникс, 1997.

Циммерман В. История крестьянской войны в Германии. – М., 1937.

Черняк Е. Б. Пять столетий тайной войны. Из истории тайной дипломатии и разведки. – М.: Международные отношения, 1977.

Черкасов П.П. Кардинал Ришелье. Портрет государственного детеля. – М.: Олма-пресс, 2002.

Чистозвонов А. Н. Становление государственного строя Республики Соединенных Провинций // Средние века. Вып. 50. – М.: Наука, 1987. С. 151-172.

Чистозвонов А. Н. Генезис капитализма: проблемы методологии. – М.: Наука, 1985.

Чистозвонов А. Н. О некоторых основных закономерностях развития мануфактурной стадии капитализма // Новая и новейшая история. 1985. № 3. С. 59-66.

Чистозвонов А. Н. Реформация как фактор германской истории XVI в. // Средние века. Вып. 48. – М.: Наука, 1985.

Шмидт С. О., Гутнова Е. В., Исламов Т. М. Абсолютизм в странах Западной Европы и в России (опыт сравнительного изучения) // Новая и новейшая история. 1985. № 3. С. 42-58.

Штекли А. Э. О политическом строе Утопии // Средние века. Вып. 49. – М.: Наука, 1986. С. 117-140.

Штокмар В. В. Очерки по истории Англии XVI в. – Л., 1957.

Штокмар В.В. Экономическая политика английского абсолютизма в эпоху его расцвета. – Л.: ЛГУ, 1962.

Шушарин Д.В. Начало Реформации: имперские города Юго-Западной Германии // Средние века. Вып.58. – М.: Наука, 1995.

Энгельс Ф. Крестьянская война в Германии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т.7.

Эрланже Ф. Резня в ночь на Святого Варфоломея. – Спб: Евразия, 2002.

Яброва М. М. О раннем этапе проникновения купеческого капитала в мелкое производство в Лондоне // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Вып. 1. – Л.: ЛГУ, 1974. С. 61-66.

Яброва М. М. Зачаточные формы капиталистического производства в Лондоне XIV – пер. пол. XV в. // Средневековый город. Вып. VII. – Саратов, 1983. С. 36-62.

Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола. – М.: Республика, 1995.

 

 

ТЕМА 10(8 ч.)

Лекция 1 (2 ч.).

Средневековье и "азиатский способ производства" (к историографии проблемы). Место средневековья в истории Востока.

Краткое содержание лекции.

Соотношение дефиниций "средневековье" и "феодализм" применительно к странам Востока. Понятие "феодализм" и "традиционный Восток" в немарксистской историографии. Проблема определения социально-экономических отношений на средневековом Востоке в отечественной и зарубежной марксистской историографии середины 1950-х – начала 1970-х гг. в свете дискуссии об "азиатском способе производства". "Азиатский способ производства": особая формация; смешение рабовладельческого и феодального начал; разновидность феодализма. Проблема социально-экономического строя неевропейских обществ в современной российской историографии.

Место средневековья в истории Востока. Основные черты и особенности общественных и экономических отношений на Востоке в эпоху средневековья. Цикличность развития восточных обществ. Роль кочевых народов в организации социально-политических структур. Создание "мировых империй" средневековья (Арабского халифата, Тюркских каганатов, Османской империи и др.).

Лекция 2 (4 ч.)

1.Специфика хозяйственного развития восточных стран, место в нем частной собственности.

2.Восточное общество, его структура, роль общины; коллектив и индивид.

3.Политическая организация на Востоке: роль государства.

Краткое содержание лекции.

Значение государства в истории Востока. Соотношение власти и собственности, государственных, общинных и частных форм последней. Государство и земельная собственность. Положение крупных собственников в государствах Востока. Характер распределения. Возможности развития капитализма на Востоке. Государство и социальные структуры Востока. Роль общины. Личность и социум. "Вертикальная мобильность" на Востоке. Причины отставания от Запада: природный, этнический, культурно-религиозный и другие факторы. Натиск европейских колонизаторов. Восток перед необходимостью развития по типу "Ответ-на-Вызов" (Запада).

 

Лекция 3. (2 ч.).

Ведущие религии Востока и их роль в общественно-политической жизни.

Краткое содержание лекции.

. Причины и условия развития мировых религий Востока – буддизма и ислама. Особенности и динамика их распространения в странах Азии и частично Европы (ислам). Роль политических обстоятельств, социальных чаяний и т. п. в этом процессе. Менталитет носителей этих конфессий, система духовных, нравственно-этических ценностей, их социальный смысл и направленность. Тесная связь с природной средой. Роль мировых религий в этнополитических, культурных и иных процессах на средневековом Востоке, во взаимоотношениях стран Азии и Африки с внешним миром: положительные и отрицательные черты. Буддизм, ислам – идейная основа восточного традиционализма, общее выражение его наиболее сущностных черт и ценностей.

Изменения в духовном облике жителей Востока накануне нового времени.

 

Семинар 13.(8 ч.). СРС – 16 ч.

1. Основные черты социально-экономического развития восточных стран в эпоху средневековья.

2. Характер политического строя стран Востока в средневековье.

 

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.