|
Иван Тихонович Посошков (1652-1726)
Видным идеологом русского купечества в конце XVII и начале XVIII в. был И.Т. Посошков. В истории России Посошков известен как деятель петровского времени. Самый известный труд - "Книга о скудости и богатстве".
По своим политическим взглядам Посошков являлся сторонником неограниченного самодержавия. Но вместе с тем он не разделял всей системы царизма, т.к. она в определеннной мере препятствовала росту богатства страны. Посошков был патриотом России. Ускорение скудности и умножение богатства в России - основные идеи его "Книги о скудости и богатстве".
В книге выражены взгляды автора на недостатки и упущения в делах страны и указаны меры по их устранению. Автора вдохновляла бурная реформаторская деятельность Петра I. Он верил в возможность приумножения народного богатства, выступал за регламентацию труда как промышленных рабочих, так и крепостных крестьян. Придавал торговле первостепенное значение, класс купцов выдвигался на первое место в обществе. Был сторонником активной внешней торговли, которая должна приносить прибыль государству и приумножать количество денег в стране. Предусматривалось широкое распространение в стране ремесленного производства.
Не требовал отмены крепостного права, но решительно требовал ограничения прав помещиков на эксплуатацию крестьян, строгого определения размера их повинностей.
В теории денег Посошков выступал как номиналист. Он утверждал, что ценность денег устанавливается авторитетом государя. Он считал, что налогами должны облагаться все классы общества (за искючением духовенства). Налогами должны облагаться и дворяне. Основой для налога должен служить доход от земли или промысла.
2.Экономическое измерение дискуссий славянофилов и западников.
Россия отстаёт от Запада – это факт, но на тему того, в чём заключаются причины этого отставания и каким способом их следует устранять, не утихают споры. Существует ли у России свой собственный, отличный от всех других стран, путь развития, или же ей следует пройти дорогой западных государств? Впервые в истории России в сторону последней альтернативы склонился Пётр Первый. Было ли это решение правильным, могло показать только время, и уже в начале-середине XIX в. в России сформировались две разные точки зрения на этот счёт. Одни считали, что путь России должен был оставаться самобытным, другие – что нужно догонять западные цивилизации. Существует версия, что, приняв на себя основные удары татаро-монгольского нашествия, Россия защитила собой Европу, иначе говоря, спасла её ценой экономического отставания, которое она не смогла преодолеть за несколько прошедших веков. Таким образом, можно ли утверждать, что Россия исполняет в мире некую особенную миссию и путь её экономического развития должен быть индивидуальным, или же Россия – одна из множества стран, подчиняющаяся общим законам? Именно об этом вели в XIX в. спор «западники» и «славянофилы».
Славянофилы высоко ценили самобытные особенности русской культуры и утверждали, что русская политическая и общественная жизнь развивается по своему собственному пути, отличному от пути западных народов. Славянофильству свойственна чрезмерная идеализация русского народа и русской истории, в частности, её допетровского периода. Основной задачей России славянофилы видели оздоровление Европы и помощь в преодолении её внутренних и внешних политических проблем в соответствии с христианскими принципами. Западники, напротив, были убеждены, что Россия должна учиться у Запада и пройти тот же самый этап развития.
Краткая характеристика славянофильства
Славянофильством принято называть одно из течений русской общественной мысли в 40-60-хх гг. XIX в. Виднейшими представителями славянофильства принято считать И.В. Киреевского (1808-1856), А.С. Хомякова (1804-1860), К.С. Аксакова (1817-1860), И.С. Аксакова (1823-1886), Ю.Ф. Самарина (1819-1876). Близки к славянофилам были К. Н. Леонтьев (1831-1891), Н. Я. Данилевский (1822-1885), Ф.И. Тютчев (1803-1873), В.И. Даль (1801-1872) и Н.М. Языков (1803-1847). Учение славянофилов зиждется на трёх основных принципах: Православие, Самодержавие, Народность. Доминирующей является идея о самобытности и своеобразности русского исторического процесса. Славянофилы верили в высокое предназначение русского народа, в его особую миссию в борьбе с мировым злом. На Западе наблюдается раздвоение духа, науки, государства, классов, семейных прав и обязанностей, а в России, напротив, «...стремление к цельности бытия внутреннего и внешнего...», «...постоянная память об отношении всего временного к вечному и человеческого к Божественному...» Иначе говоря, православием, которому русский народ придал самобытную форму, Россия призвана оздоровить Западную Европу и в соответствии с христианскими принципами помочь ей разрешить её внутренние и внешние политические проблемы.
Краткая характеристика западничества
Западничеством называют противоположное славянофильству течение русской общественной мысли середины XIX в. Его представителями являются П.Я. Чаадаев (1794-1856), Н.В. Станкевич (1813-1840), В.Г. Белинский (1811-1848), А.И. Герцен (1812-1870), Н.П. Огарёв (1813-1877), В.П. Боткин (1812-1869), Т.Н. Грановский (1813-1855), К.Д. Кавелин (1818-1885), М.А. Бакунин (1814-1876) и другие.
Всех этих людей объединяло убеждение в том, что Россия является частью Европы, отстающая, однако, ввиду ряда причин от других европейских стран. Чтобы «догнать» Запад, необходимо как можно скорее объединяться с Европой политически, экономически и культурно. Другими словами, по убеждению западников, путь России должен в точности повторить путь Запада. Причём самым важным они считали преемство европейской науки и просвещения, в то время как различия в религиозных верованиях и установках русских и европейцев не представлялись западникам серьёзным препятствием.
В основу западничества лёг гегелевский историзм и французский социализм. Для западников история стала синонимом прогресса, а её конечной целью признавалось создание общественных отношений, которые обеспечили бы личности свободу, благосостояние и гармоническое развитие. Славянофильской вере в Бога западничество противопоставило веру в творческие возможности разума индивида, способного обеспечить господство человека над доселе неуправляемыми силами природы и истории.
Прямо противоположным по отношению ко взглядам славянофилов является отношение западников к политике и реформам Петра Первого. Если славянофилы считали, что преобразования императора заставили Россию уйти с её естественного и самобытного пути развития, что привело ко многим противоречиям, то по мнению западников Пётр I является подлинным создателем России, поскольку именно благодаря ему страна превратилась в могучую и по-европейски просвещённую державу, способную обеспечить соблюдение прав человека, и именно Пётр создал предпосылки для её дальнейшего прогрессивного развития.
Н.Я. Данилевский указывал, что к западникам принадлежали почти все мыслящие и даже просто образованные люди того времени. Внутри самой группировки западников, однако, существовали свои противоречия.
К середине 60-х гг., когда Россия робко стала вступать на путь капитализма, западничество постепенно угасает. В дальнейшем революционно-демократическое направление западничества стало основой идеологии разночинцев.
Экономическое измерение
Основой экономики России начала XIX в. являлось крепостное хозяйство, которое после бурного подъёма на рубеже веков постепенно подходило к состоянию спада. Крепостной труд, малопроизводительный и малоэффективный, тяжёлым гнётом упал на плечи крестьянства, основной части населения страны. Ситуация осложнялась в неурожайные годы. Росло количество заложенных поместий и крестьянских душ. После Отечественной войны 1812 г., когда воевавшие крестьяне вернулись из Европы, где полным ходом развивался капитализм, антикрепостнические настроения в стране усилились.
Отмены крепостного права «сверху» пришлось ждать долго. В 1842 г. был принят «Указ об обязанных крестьянах», гласивший: «Мы признали за благо, в пояснение Свода Законов о состояниях (т. 9) ст. 442, п. 3, предоставить тем из помещиков, которые сами сего пожелают, заключать с крестьянами своими, по взаимному соглашению, договоры на таком основании, чтобы, не стесняясь постановлениями о свободных хлебопашцах, помещики сохраняли принадлежащее им полное право вотчинной собственности на землю, со всеми ее угодьями и богатствами, как на поверхности, так и в недрах её, а крестьяне получали от них участки земли в пользование за условленные повинности». В 1844 г. помещикам было разрешено при согласии крепостных освобождать их без земли. Если поместье выставлялось за долги, крепостному, начиная с 1847 г., крепостной мог выкупиться на свободу, а с 1848 г. – приобретать с согласия владельца незаселённые земли. Однако на деле этими правами мог воспользоваться далеко не каждый. Для преодоления Россией экономической и социальной отсталости было необходимо менять существовавшую систему, однако по поводу того, каким образом это следует сделать, развернулись серьёзные споры.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|