Маржиналистская революция. Причины и предпосылки. Этапы. Основные результаты.
Маржиналистская революция – это быстрый процесс внедрения в экономическую теорию предельных величин: предельной полезности и предельной производительности. Началась в западной экономической теории в последней трети XIX в. (70-90-е гг.). Началом маржиналистской революции принято считать работу Леона Вальраса «Элементы чистой политической экономии» (1874, Лозанна). Второй этап открывается трудом Альфреда Маршалла «Принципы экономической теории» (1890), третий – книгой Джона Бейтса Кларка «Распределение богатства» (1899).
Существует 2 метода изучения маржиналистской революции: книжный (поэтапный) и школьный.
Школы маржинализма:
· Австрийская (Венская)
· Лозаннская (Вальрас и Парето)
· Кембриджская (Маршалл и Пигу)
При этом акцент делается на том, что нового привнесла в экономическую теорию та или иная школа.
Причины маржиналистской революции.
1. Интенсивное развитие капитализма в странах Европы и Америке.
2. Впервые в экономическую теорию вводится высшая математика. Появляется профессия экономиста, в крупных центрах Европы образовалось научное общество экономистов.
3. Развитие науки. Ньютон, Лейбниц создали математический аппарат веком ранее, и чтобы он проник в смежные науки, нужно было время. Идея равновесия взята экономистами из физики.
4. В середине XIX в. от биологии отделяется психология, к которой апеллирует маржинализм. Австрийская школа рассматривала психологические мотивы индивидуального экономического поведения.
5. Отражение материальных потребностей людей в экономике.
6. В связи с интенсивным развитием марксизма необходимо было создать альтернативную теорию.
Согласно точке зрения Худокормова, причина возникновения маржинализма заключается в естественном развитии науки. Классическая политическая экономия искала ответ на вопрос, каковы источники общественного богатства и как оно распределяется между основными классами. Поздний (зрелый) капитализм интересовала проблема эффективности (на микроуровне). Её и решает маржинализм со своим специфическим инструментарием. При этом мысли возникали в разных концах Европы независимо друг от друга.
Маржиналисты не оставили единой позиции по поводу того, каким должен быть экономический анализ – причинно-следственным или функциональным. За первую точку зрения выступали австрийцы, за вторую – американцы и кембриджцы.
Методологии маржинализма в целом было свойственно следующее:
ü субъективистский и внеисторический подход к экономике капитализма
ü отрицание классовой структуры буржуазного общества
ü примат потребления над производством
7. Теоретические новации Австрийской школы.
Старшее (первое) поколение:
Карл Менгер (1840-1921)
Младшее (второе) поколение:
Евгений (Ойген) фон Бём-Баверк (1851-1914). Министр финансов Австрии. Популяризировал идеи австрийцев (интересно писал).
Фридрих фон Визер (1851-1926)
Неоавстрийцы:
Людвиг фон Мизес, Фридрих фон Хайек (единственный из австрийцев, удостоенный Нобелевской премии). Есть четвёртое, пятое, шестое и седьмое поколения.
Вклад школы в экономическую теорию.
Был разрешён парадокс воды и алмазов.
Это сделал К. Менгер с помощью понятий редкости и запасов.
Обозначил проблему Адам Смит. Примитивная теория полезности: «цена тем больше, чем полезнее вещь», что опровергается водой и алмазами. Поскольку вода доступна без труда, она гораздо дешевле алмазов. Современникам Смита это казалось убедительным. Согласно теории предельной полезности, каждое благо полезно для человека по-разному, так как оно может удовлетворить потребности с разной степенью интенсивности.
Расположим потребности, которые могут удовлетворить вода и алмазы, в порядке убывания их значимости (полезности).
Вода:
ü Не умереть
ü Утолить жажду
ü Сварить суп
ü …..
ü Вымыть обувь в луже
Алмазы:
ü подарок (демонстрация кредитоспособности)
ü ….
ü стеклорез
ü дать детям поиграть
Кроме того, необходимо учитывать, что каждое благо на Земле существует в различных количествах. Вода не редкая и запасы её огромны, поэтому её хватает на все степени потребностей. А запас алмазов ограничен, и их хватает только на удовлетворение первой потребности.
По Визеру, предельная полезность – это возможность того или иного блага удовлетворить наименее напряжённую полезность. Ошибка Смита заключалась в том, что он оценивал по первой потребности, а надо было по наименее напряжённой. Предельная полезность – основа ценообразования.
Пример Бём-Баверка. Степени полезности пяти мешков пшеницы:
1. Не умереть с голоду.
2. Наесться досыта.
3. Накормить скотину.
4. Сделать хлебную водку.
5. Накормить попугаев.
Если появился рыбак и возникает желание поменяться, то отказываются от наименее напряжённой потребности. Так образуется субъективная ценность. В ходе конкуренции образуется объективная ценность и, наконец, цена.
2. Двояким образом расширился предмет экономической теории:
а) введены субъективные категории (связанные с переживаниями индивида)
Маркс придерживался той точки зрения, что все категории объективны, австрийцы – что все категории субъективны. Таким образом общественное мнение сдвинулось на середину: нужно изучать и то, и другое, и современная экономическая теория говорит, что категории могут быть как объективными, так и субъективными (например, ожидание инфляции).
б) стали изучать потребительский рынок
Критика австрийцев – излюбленная тема марксистов.
Лозаннская школа
Леон Вальрас ( 1834 – 1910) – основатель Лозаннской школы
Вильфредо Парето (1850 – 1922) – его последователь
Леон Вальрас
Прошел в Лозаннский университет на должность профессора полит. эк. большинством в один голос. Читал след. курсы:
1) чистая политическая экономия (теория)
2) прикладная полит. эк. (конкретные эконом. Дисциплины)
1874г. –“Элементы чистой политической экономии» - основной труд Вальраса, современное название «Теория общего экономического равновесия» говорит само за себя, равновесие в масштабе всей экономики.
Что нового привнес Вальрас?
1) впервые сформулировал принцип экономического равновесия (спрос = предложение), что, впрочем, спорно.
2) Первая схема экономического равновесия:
Центральная фигура – аукционист. Сравнивая спрос и предложение, за несколько итераций он приходит к равновесной цене.
3) Первая математическая интерпретация схемы с применением высшей математики: система уравнений, слева спрос, справа предложение. Эрроу и Дебре потом докажут, что эта система имеет решение => экономическая наука становится математизированной.
Вильфредо Парето
1896 – 1897 – Курс политической экономии.
Что нового?
1) Вывел теорию полезности из тупика. Заменил числовую интерпретацию полезности на порядковую. Вместо кардинализма стал ординализм. Наряду с понятием шкала предпочтений Парето ввел кривые и карты безразличий.
2) Основоположник теории благосостояния. Центральная идея – свободная конкуренция формирует порядок, при котором достигается максимум благосостояния.
Возьмем общество, в котором число людей статично. У каждого набор благ, разрешен обмен. После однократного обмена, если у одного суммарная полезность выросла, а у других не упала, то положение 1 лучше положения 0.
Оптимум – нельзя улучшить, не ухудшив.
Недостатки модели:
a) Общество не статично
b) Отсутствует производство
c) Не учитываются соц. Трансферты
3) Ввел теорию элит («Трактат о социлогии»). Общество – пирамида, в ней слои с разным статусным положением. Выделял элиты в области политики, науки…
Парето ввел концепцию окостенения элит:
· первоначально элита формируется на основе своих заслуг и качеств
· но человек смертен, уходя со сцены, члены элиты оставляют свои привилегии детям и внукам.
· дети росли изнеженными, не боролись за место под солнцем и не обладают необходимой внутренней энергией предков => окостенение элиты.
Методология А. Маршалла
Альфред Маршалл (1842 – 1924) являлся основателем Кембриджской школы ( Пигу, Кейнс, Робинсон…)
Маршалл получил наилучшее для своего времени математическое образование. С 1877 года преподавал полит. эк. в различных периферийных универститетах. С 1885 по 1908 – профессор Кембриджа, после чего передал кафедру своему любимому ученику – А. Пигу.
«Принципы экономической теории» - работал на ней около 20 лет.
Завершил маржинальную революцию. Первым написал учебник по теории маржинализма, что свидетельствует о зрелости теории.
Новое от Маршалла
1) изменение предмета и самого названия экономической теории. Вместо политической экономии - «экономика». Политическая экономия – общественная, социальная наука, поиск источников богатства и его распределения между классами. Экономика же делает акцент на микроэкономические проблемы. Основа экономической теории – потребители и производители, экономическая наука более не занимается остросоциальными вопросами, а занимается только экономическими закономерностями.
2) Вместо каузального метода приходит функциональный. Маршалл о каузальном методе: «Цена определяется затратами на пр-во и ценами на др. товары, т.е. цену объясняем ценой.» Каузальный метод бесплоден. Функциональный – ничто не причина, ничто не следствие (взаимное влияние)
3) В центре внимания микро-, а не макроаспекты
4) Широко применял математику, однако почти все выкладки выносил в приложение. Пользовался и графическим методом (крест Маршалла). Однако Альфред не преувеличивал значение математики.
5) Тяготел к приведению примеров.
Теория Маршалла
I. Анализ полезности и спроса
1) Понятие эластичности спроса по цене
2) Понятие потребительского излишка
II. Анализ предложения
1) Убывающая отдача, эффективность от масштаба
III. Равновесная цена
1) Фактор времени в анализе рыночной цены
· Рыночный (мгновенные цены)
· Цены короткого периода
· Цены долгого периода
· Цены очень долгого периода
IV. Другие
1) Идея репрезентативной фирмы
2) Естественная монополия.
Статья Баумоля «Чего не знал Маршалл». Т.е. Маршалл – итоговый экономист 19 в.
С Маршаллом завершается зарождение неоклассического направления (Маршалл – частичное равновесие – в Англии и Вальрас – общее равновесие - в Швейцарии).
Маршалл считал себя учеником Рикардо. Последователи Маршалла объявили его новым классиком (закон предельных издержек – обновление классики).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|