Сделай Сам Свою Работу на 5

Материальная ответственность выражется в форме реституций и репараций.





Реституция представляет собой возмещение правонарушителем причиненного материального ущерба в натуре (возвращение неправомерно захваченного имущества, транспортных средств и т.д.). Разновидностью реституции является субституция – замена неправомерно уничтоженного или поврежденного имущества аналогичным по стоимости и назначению.

Репарация - это возмещение материального ущерба, причиненного правонарушением, деньгами, товарами, услугами. Репарация осуществляется, когда восстановление прежнего положения в форме ресторации невозможно и преследует цель возмещения вреда.

Репарации следует отличать от контрибуций. Контрибуции налагались государством-победителем в качестве "возмещения военных издержек" независимо от того, являлось оно потерпевшим или государством-агрессором. Репарации же - это всегда правомерное возложение обязанности возместить ущерб на правонарушителя. В настоящее время контрибуции запрещены м/н правом.

Коллективные санкции, согласно Уставу ООН, могут предприниматься только на основании решений Совета Безопасности в отношении государств, действия которых представляют собой угрозу миру или нарушение мира. Такие санкции могут выражаться в полном или частичном приостановлении экономических отношений, функционирования коммуникаций - транспорта и связи, в разрыве дипломатических отношений (ст. 41 Устава ООН), а также в применении вооруженной силы (ст. 42 Устава) - действиях воздушных, морских и сухопутных сил, необходимых для поддержания или восстановления м/н мира и безопасности (демонстрации, блокады и другие операции вооруженных сил членов ООН).



По общим правилам м/н права возмещению подлежит действительный материальный ущерб (прямой и косвенный). Упущенная выгода обычно не возмещается.

Под освобождением от ответственности в теории м/н права понимают снятие с субъекта обязанности ликвидации последствий совершенного им деликта, породившего ответственность.

Обстоятельства, исключающие противоправность деяния, должны быть юридически значимыми и, соответственно, определяться юридическими правилами, которые и сформулированы в ст. 29 - 34 Проекта статей об ответственности государств. Их сопровождает подробный комментарий Комиссии м/н права, помогающий уяснить существо сформулированного правила.



Статья 29, озаглавленная "Согласие", гласит:

"1. Правомерным образом данное согласие государства на совершение другим государством определенного деяния, не соответствующего обязательству последнего в отношении первого государства, исключает противоправность этого деяния применительно к этому государству, поскольку это деяние находится в пределах вышеуказанного согласия.

2. Пункт 1 не применяется, если данное обязательство вытекает из императивной нормы общего м/н права..."

Статья 30, озаглавленная "Ответные меры в отношении международно-противоправного деяния", предусматривает: "Противоправность деяния государства, не соответствующего обязательству этого государства в отношении другого государства, исключается, если это деяние является закономерной в соответствии с м/н правом мерой в отношении этого другого государства, вызванной его международно-противоправным деянием".

Статья 31, озаглавленная "Форс-мажор и непредвиденный случай", устанавливает:

"1. Противоправность деяния государства, не соответствующего его м/н обязательству, исключается, если это деяние было вызвано непреодолимой силой или не поддающимся контролю государства непредвиденным внешним событием, которые сделали для государства материально невозможным действовать в соответствии с указанным обязательством или понять, что его поведение не соответствует этому обязательству.



2. Пункт 1 не применяется, если государство, о котором идет речь, содействовало возникновению ситуации материальной невозможности".

Статья 32 регламентирует ситуацию "Бедствия"и предполагает исключение противоправности деяния государства, если субъект поведения, составляющего деяние этого государства, в ситуации крайнего бедствия не имел иной возможности спасти свою жизнь или жизнь вверенных ему лиц.

Однако Проект статей предусматривает и такие исключительные, экстремальные ситуации, когда крайней опасности подвергаются существенные интересы государства. Им посвящена статья 33, озаглавленная "Состояние крайней необходимости". Пункт 1 ст. 33 гласит:

"Государство не может ссылаться на состояние необходимости как на основание для исключения противоправности деяния этого государства, не соответствующего его м/н обязательству, за исключением тех случаев, когда:

a) это деяние являлось единственным средством защиты существенного интереса этого государства от тяжкой и неминуемой угрозы и

b) это деяние не нанесло серьезного ущерба существенному интересу государства, в отношении которого существует указанное обязательство".

Статья 34 об обстоятельствах, исключающих противоправность деяния, озаглавленная "Самооборона", гласит: "Противоправность деяния государства, не соответствующая м/н обязательству этого государства, исключается, если это деяние является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом ООН".

Таким образом, в этой статье речь идет о законной мере самообороны государства в соответствии с Уставом ООН, прежде всего отвечающей условиям статьи 51 Устава. Такими условиями являются:

§ наличие вооруженного нападения на государство другого государства, создающего исключительно серьезную и явную угрозу его территориальной целостности и политической независимости, как это следует из комментария Комиссии м/н права;

§ самооборона осуществляется до тех пор, пока Совет Безопасности не примет мер, необходимых для поддержания м/н мира и безопасности;

§ Совет Безопасности должен быть немедленно поставлен в известность о предпринятых мерах самообороны;

§ такие меры не затрагивают полномочий и ответственности Совета Безопасности в деле поддержания или восстановления м/н мира и безопасности.

109. Проблемы реформирования ООН

Современный глобализованный мир постоянно меняется (не стоит на месте и ООН – многократно возросли требования, предъявляемые государствами – членами к ООН, ее Секретариату, фондам и программам).

Увеличение масштабов оперативной деятельности – серьезное испытание способности ООН выполнять возросшее число более сложных мандатов и управлять вверенными ей средствами (предъявляемые требования создают предельную нагрузку для существующих структур и систем ООН).

Приоритет в деятельности генерального секретаря – реформа:

1) от повышения эффективности операций в пользу мира до установления более тесных партнерских отношений с гражданским обществом и частным сектором;

2) от совершенствования механизмов и систем управления до обеспечения безопасности персонала на местах.

Проблемы реформирования ООН:

1) Органы ООН застыли на рубеже середины XX в., там же оказались система управления и позиции многих правительств в отношении Организации (не приспособлены в полной мере к новой реальности ООН, управляющей сложными многомиллиардными операциями, помогающими сохранить мир и вести борьбу с нищетой и гуманитарными бедствиями).

2) Основы ООН – развитие, коллективная безопасность и права человека (каждая из основ укрепляет две другие, но в то же время зависит от них; они нуждаются в крупной реформе в области управления).

3) Реформа СБ (публичная политика приобретает более глобальный характер, ни одно государство не может решать вопросы в одиночку – увеличение числа членов СБ до 20 и более, а постоянных до 7 –10).

4) Реформа ЭКОСОС (преобразование его в подлинную палату развития, позволяющую добиваться прогресса и отслеживать результаты деятельности по достижению целей в области развития).

5) Реформа Совета по опеке (практически отпала необходимость его деятельности; возможные варианты – превратить его в Совет по охране ОС или в Совет по борьбе с терроризмом и преступностью в целом).

6) Некоторые реформы проведены:

· начали работу Новый Совет по правам человека и новая Комиссия по миростроительству (занимается оказанием помощи в деле восстановления государств после завершения конфликтов им мобилизацией ресурсов для этих целей);

· все государства – члены согласились со своей ответственностью за защиту людей, которым угрожают геноцид и подобные преступления;

· существуют фонд для оказания чрезвычайной помощи, фонд для поддержки демократии, бюро по вопросам этики, жесткая система защиты лиц, сообщающих о нарушениях.

7) Необходимы:

· более эффективный механизм подотчетности и надзора;

· более отлаженная система закупок;

· большая степень финансовой гибкости;

· более подходящие правила найма сотрудников и управления ими.

Доклад «Инвестирование в ООН: на пути к усилению Организации по всему миру» (март 2006) (идеи о реформе системы управления Секретариатом в течение 3 – 5 лет).

Доклады, предлагающие фундаментальные изменения (содержат рекомендации, касающиеся управленческих процедур и структур; если будут утверждены государствами – членами радикально изменят методы работы ООН):

1) «Всесторонний обзор механизмов управления и надзора» (представлен в июне 2006 г. Генеральному секретарю членами Руководящего комитета экспертов по вопросам государственного управления на основании проведенного независимого анализа системы управления фондами, программами и специализированными учреждениями).

Рекомендуется ряд усовершенствований, затрагивающих структуры управления и руководства (в частности, рекомендации о создании влиятельного независимого консультативного комитета по вопросам ревизии и повышения оперативной независимости Управления служб внутреннего контроля).

2) Обзор системы отправления правосудия в ООН (доклад представлен в июле 2006 г. Группой по реорганизации системы отправления правосудия в ООН) (нынешняя система устарела, дисфункциональна, неэффективна и не является независимой).

Рекомендуется создать совершенно новую систему отправления правосудия (профессиональную, независимую и децентрализованную).

3) Обзор, представленный в ноябре 2006 г. Группой высокого уровня по вопросу о слаженности в системе ООН (помочь ООН реализовать свой потенциал в деле оказания помощи странам, которые предпринимают усилия для достижения целей в области развития, сформулированных Декларацией тысячелетия).

Рекомендуется радикально перестроить ООН для того, чтобы она была менее раздробленной).

Цели в области развития Декларации тысячелетия (план действия до 2015 г., согласованный всеми странами мира и ведущими мировыми учреждениями в области развития (мобилизация усилий по удовлетворению беднейших слоев населения в мире)):

1) ликвидация крайней нищеты и голода;

2) обеспечение всеобщего начального образования;

3) поощрение равенства мужчин и женщин и расширение прав и возможностей женщин;

4) сокращение детской смертности;

5) улучшение охраны материнства;

6) борьба с ВИЧ/СПИД, малярией и другими заболеваниями;

7) обеспечение экологической устойчивости;

8) формирование глобального партнерства в целях развития.

Указанные три доклада, если они приведут к осуществлению конкретных и конструктивных реформ, повысят эффективность Организации и ее способность реагировать на происходящие события (однако, с учетом серьезных организационных и финансовых последствий на это уйдет несколько лет).

ГА в ходе 61-й сессии рассматривает детальные предложения о реформе людских ресурсов, содержащиеся в докладе «Инвестирование в людей» (предлагаются фундаментальные изменения, которые позволят привести систему управления людскими ресурсами ООН в соответствие с наилучшей практикой – создание более активной, целенаправленной и оперативной системы подбора кадров; подход к мобильности, обеспечивающий интеграцию сотрудников центральных учреждений и полевого персонала; расширение возможностей для развития карьеры; упрощение и рационализация системы контрактов и унификация условий службы).

 

Основная цель реформы ООН – обеспечение подлинного суверенного равенства.

61-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН, проходившая в октябре 2006 года в Нью-Йорке, с особой остротой показала необходимость реформы ООН. Особенно это касается сложившегося после Второй мировой войны формата Совета Безопасности ООН (СБ ООН) и его постоянных членов.

Важнейшей причиной реформирования является необходимость противодействия политике "двойных стандартов", идеологии "конфликта цивилизаций", политизации проблемы "прав человека".

Реформа должна, в целом, привести к повышению эффективности и авторитета этой универсальной организации, укрепить ее единство, повысить потенциал реагирования ООН на новые вызовы и угрозы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.