Сделай Сам Свою Работу на 5

ФЗ о координации м/н и внешнеэкономических связей субъектов РФ 1999

Органы государственной власти субъекта в пределах полномочий, предоставленных конституц, ФЗ и законодательством субъекта, имеют право на заключение с иностранными партнерами соглашений по конкретным вопросам. Проект такого соглашение одобряется МИД РФ.

34. Всеобщая декларация прав человека 1948 года: содержание и оценка

Принята III сессией ГА ООН 12.12.1948 г. (12 декабря – День прав человека).

Всеобщая декларация прав человека состоит из преамбулы и 30 статей (сформулирован комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав и свобод человека).

Гражданские права:

1) на жизнь, свободу и личную неприкосновенность (ст.3);

2) свобода от рабства или нахождения в подневольном состоянии (ст.4);

3) свобода от пыток или жестокого, бесчеловечного или унижающего человеческое достоинство обращения и наказания (ст.5);

4) признание правосубъектности каждого человека (ст.6);

5) равенство всех людей перед законом; равную защиту от дискриминации и от подстрекательства к ней (ст.7);

6) эффективное восстановление в правах национальными судами в случаях нарушения основных прав человека, предоставленных ему конституций или законом (ст.8);

7) свобода от произвольного ареста, задержания или изгнания (ст.9);

8) рассмотрение дела каждого на основе полного равенства гласно и с соблюдением всех требований справедливости независимым и беспристрастным судом (ст.10);

9) презумпция невиновности (ст.11);

10) невмешательство в личную и семейную жизнь каждого; неприкосновенность жилища; тайна корреспонденции; честь и репутация (ст.12);

11) свободное передвижение и выбор места жительства в пределах каждого государства; возможность покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну (ст.13);

12) право искать убежища от преследований в других странах и пользоваться этим убежищем (ст.14);

13) гражданство, невозможность его лишения (ст.15);

14) право на вступление в брак и основание семьи (ст.16);

15) право владеть своим имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст.17);



16) свобода мысли, совести и религии (ст.18);

17) свобода убеждений и свободное их выражение (ст.19).

Политические права:

1) свобода мирных собраний и ассоциаций, а также свобода от принуждения вступать в какую-либо ассоциацию (ст.20);

2) принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей; равный доступ к государственной службе в своей стране (ст.21).

Экономические и социальные права:

1) право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания достоинства и свободного развития личности прав в экономической, социальной и культурной областях посредством национальных усилий и м/н сотрудничества (ст.22);

2) право на труд, на свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда, на защиту от безработицы; на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное существование его и его семьи, дополняемое другими средствами социального обеспечения; право создавать профсоюзы и входить в них для защиты своих интересов (ст.23);

3) право на отдых и досуг, включая право на разумное ограничение рабочего дня и на оплачиваемый периодический отпуск (ст.24);

4) право каждого на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его и его семьи; право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая угрозы средств к существованию (ст.25).

Культурные права:

1) право каждого на обязательное бесплатное начальное и общее образование, на общедоступность технического и профессионального образования, на одинаковую доступность на основе способностей каждого высшего образования (ст.26);

2) право каждого свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами, право на интеллектуальную собственность (ст.27).

Одна из гарантий прав и свобод (каждый человек имеет право на социальный и м/н порядок, при котором указанные права и свободы могут быть полностью осуществлены (ст.28)).

При осуществлении своих прав и свобод человек должен подвергаться только ограничениям, установленным законом исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе (ст.29) (указаны обязанности человека перед обществом).

Оценка Всеобщей декларации прав человека (первый развернутый м/н документ в области прав человека, поэтому ее значение велико, несмотря на то, что она не имела для государств обязательной юридической силы).

Всеобщая декларация прав человека, М/н пакт о гражданских и политических правах и м/н пакт об экономических, социальных и культурных правах – своего рода Хартия прав человека (являются фундаментом, базой отрасли прав и свобод человека в МП).

СССР воздержался при голосовании по Декларации по следующим основаниям:

1) не закреплено право на самоопределение народов, а также особые права национальных меньшинств;

2) не говорится о запрете пропаганды войны;

3) не содержится положений о запрете деятельности фашистских и иных антинародных организаций.

35. М/н пакт об экономических, социальных и культурных правах человека 1966 года

Вступил в силу в 1976 году. Преамбула:

Участвующие в настоящем Пакте государства, принимая во внимание, что в соответствии с принципами, провозглашенными Уставом ООН, признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, признавая, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства, признавая, что согласно Всеобщей декларации прав человека идеал свободной человеческой личности, свободой от страха и нужды, может быть осуществлен только, если будут созданы такие условия, при которых каждый может пользоваться своими экономическими, социальными и культурными правами, так же как и своими гражданскими и политическими правами.

· Все народы имеют право на самоопределение. В силу этого права они свободно устанавливают свой политический статус и свободно обеспечивают свое экономическое, социальное и культурное развитие.

· Все народы для достижения своих целей могут свободно распоряжаться своими естественными богатствами и ресурсами;

· Равное для мужчин и женщин право пользования всеми экономическими, социальными и культурными правами,

· Право на социальное обеспечение,

· Право на труд, на выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда,

· Право на защиту от безработицы, на равную оплату за равный труд, на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, право на отдых и досуг, на разумное ограничение рабочего дня, на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход, которыей необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека, его семьи,

· Право на обеспечение в случае безработицы, болезни, инвалидности, старости;

· Право на бесплатное начальное и общее образование, на общедоступность на основе способностей каждого высшего образования, право участовать в культурной жизни общества.

Участвующие в настоящем Пакте государства обязуются представлять доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав, признаваемых в этом Пакте.

Все доклады представляются Генеральному секретарю ООН, который направляет их экземпляры на рассмотрение в Экономический и Социальный Совет в соответствии с положениями настоящего Пакта.

Совет вырабатывает программу осуществления целей.

Положения М/н пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 во многом повторяют положения Всеобщей декларации прав человека 1948 года.

Механизм реализации Пакта прописан не четко (участвующие в Пакте государства обязаны представлять Генеральному секретарю ООН доклады о принимаемых ими мерах и о прогрессе на пути к достижению соблюдения прав; Генеральный секретарь направляет экземпляры докладов на рассмотрение ЭКОСОС ООН и специализированным учреждениями в соответствии с их компетенцией).

Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам (в ходе 31-й сессии в 2003 г. по итогам доклада РФ о выполнении Пакта члены Комитета пришли к выводу о прогрессе, достигнутом РФ в деле выполнения своих обязательств по Пакту).

Рекомендации учитывают положительные тенденции в решении социально-экономических проблем и сводятся к призыву более интенсивно реализовывать существующие или планируемые программы в данной сфере (пример: выплаты компенсаций за утраченное жилье и государственная помощь вынужденным переселенцам на Северном Кавказе).

Комитет высказал озабоченность (низким уровнем доходов населения; проблемой безработицы; проблемами, связанными с реализацией права на достаточное питание и адекватное жилье; дискриминацией в области трудовых отношений; негативными последствиями паспортной системы для реализации права на труд и доступа к социальным услугам, включая здравоохранение).

Эксперты Комитета рекомендовали принять меры, направленные на обеспечение всего комплекса социальных и экономических прав для наиболее уязвимых групп населения.

36. М/н пакт о гражданских и политических правах человека 1966 года и факультативные протоколы к нему. Контрольный механизм

М/н пакт о гражданских и политических правах содержит 53 статьи (2/3 которых посвящены непосредственно правам человека; закреплены те же права и свободы, которые содержатся во Всеобщей декларации прав человека 1948).

В Пакте устранены недостатки Декларации, в силу которых СССР воздержался при голосовании по ней:

1) закреплено право народов на самоопределение и право на свободное установление своего политического статуса, свободное обеспечение своего экономического, социального и культурного развития, а также право свободно распоряжаться своими естественными богатствами (ст.1);

2) всякая пропаганда войны должна быть запрещена законом (то же относится к запрету выступлений в пользу национальной, расовой или религиозной ненависти, как к подстрекательству к дискриминации, вражде или насилию) (ст.20).

Механизм реализации положений Пакта (предписано создание Комитета по правам человека (состоит из 18 человек, избираемых на 4-летний срок); государства – участники Пакта предоставляют доклады по соблюдению прав человека Генеральному секретарю ООН, который направляет их в Комитет для рассмотрения).

Первый Факультативный протокол 1966 (предусматривает наделение Комитета компетенцией принимать и рассматривать сообщения от подлежащих юрисдикции государств – участников Протокола лиц, утверждающих, что они являются жертвами нарушения данным государством какого-либо из прав, изложенных в Пакте) (обращаться в Комитет могут лица, исчерпавшие все внутренние средства правовой защиты) (РФ участвует).

Комитет доводит сообщение до сведения участвующего в Протоколе государства, которое в течение 6 месяцев обязано предоставить в Комитет письменные объяснения или заявления, разъясняющие этот вопрос и принятые меры.

Второй Факультативный протокол 1989 (направлен на отмену смертной казни – РФ не участвует (не готова отменить смертную казнь)).

РФ направила 5 докладов о соблюдении положений Пакта (последний в 2003) (члены Комитета пришли к выводу о значительном прогрессе, достигнутом РФ в деле выполнения своих обязательств по Пакту).

М/н эксперты отметили (учреждение института Уполномоченного по правам человека; важность шагов по обеспечению применения судами общепризнанных принципов и норм МП; реформу судебной системы в РФ; улучшение содержания заключенных; борьбу с преступлениями в сфере трудовой и сексуальной эксплуатации; профилактику негуманного обращения и пыток со стороны сотрудников правоохранительных органов; разрешение проблемы переполнения тюрем; принятие законодательства об альтернативной гражданской службе; усилия, направленные на запрет и преследование групп, пропагандирующих расистские идеи и разжигающих ксенофобию).

Эксперты высказали озабоченность (в связи с необходимостью принятия дополнительных мер по предотвращению торговли женщинами; недостаточной реальной защищенностью прав задержанных лиц; случаями безнаказанности представителей правоохранительных органов за злоупотребления и нарушения законодательства; неудовлетворительной санитарной обстановкой в местах содержания под стражей; восстановлением конституционного порядка в Чеченской республике и добровольным возвращением перемещенных лиц на родину).

вступил в силу в 1976г.

преамбула:



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.