Сделай Сам Свою Работу на 5

При осуществлении космической деятельности космонавты одного государства должны оказывать любую возможную помощь космонавтам других государств.

Государства обязаны срочно информировать об установленных ими явлениях в космическом пространстве, которые могли бы представлять опасность для жизни или здоровья космонавтов.

Экипаж космического корабля во время нахождения в космическом пространстве, в том числе и на небесном теле, остается под юрисдикцией и контролем государства, в регистр которого занесен этот корабль. Права собственности на космические объекты и их составные части остаются незатронутыми во время их нахождения в космическом пространстве, на небесном теле или по возвращении на Землю. Космические объекты, обнаруженные вне пределов территории запустившего их государства, должны быть ему возвращены. Однако если вышеупомянутое обязательство возвращать космонавтов запустившему космический корабль государству является безусловным и это государство не обязано возмещать расходы, понесенные при проведении операций по поиску и спасанию его космонавтов, то обязательство возвращать космические объекты или их составные части запустившему их государству не является безусловным: для возвращения космических объектов или их составных частей запустившему их государству необходимо, чтобы данное государство, во-первых, попросило об этом и, во-вторых, представило по требованию опознавательные данные. Расходы, понесенные при проведении операций по обнаружению и возвращению космического объекта или его составных частей запустившему их государству, покрываются этим государством.

 

88. М/н экологическое право: понятие, принципы, источники

МЭП – совокупность принципов и норм, например, на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту окружающей среды от загрязнения.

Источники:

· Конвенция о м/н торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г.,

· Конвенция об охране природы в южной части Тихого океана 1976 г.,

· Конвенция об охране мигрирую­щих видов животных 1979 г.,

· Конвенция по причинам и предотвра­щению ущерба, наносимого лесам и водным ресурсам в результате загрязнения воздуха в Европе, 1984 г.,



· Конвенция об оценке воздей­ствия на окружающую среду в трансграничном загрязнении 1991 г.,

· Конвенция об охране биологического разнообразия 1992 г. и др.

· около 500 м/н соглашений (многосторонних, региональных, универсально-глобальных);

· Декларация РИО-92 по ОС и развитию 1992 года;

· ЮНЕП (программа ООН по ОС) разрабатывает универсальную кодификационную конвенцию по всем аспектам охраны ОС;

· Конгресс ООН 1995 года одобрил проект М/н Хартии по ОС и развитию (свод фундаментальных принципов)

Принципы:

· Окружающая среда (ОС) – общая забота человечества (м/н сообщество должно совместно и отдельности охранять окружающую среду, см. м/н договора и конвенции – формулировки «народы мира», «общая задача человечества»);

· ОС вне государственных границ является общим достоянием человечества (за пределами действия национальных юрисдикций природные ресурсы – общее достояние – конвенции по морскому праву, Договор о Космосе 1967г., Соглашение о деятельности государств на Луне 1979 года);

· Свобода исследования и использования ОС (все государства вправе осуществлять правомерную мирную научную деятельность – Договор об Антарктиде 1959 года);

· Рациональное использование ОС;

· Содействие м/н сотрудничеству в исследовании и использовании ОС;

· Взаимозависимость охраны ОС, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

· Предосторожный подход к ОС (расчет запасов, прогнозирование + соответствующие действия);

· Право на развитие (право на развитие должно соблюдаться т.о., чтобы адекватно удовлетворялись потребности нынешнего и будущих поколений в области развития ОС);

· Предотвращение вреда (воздерживаться от деятельности, способной нанести ущерб ОС);

· Предотвращение загрязнения ОС;

· Ответственность государств (политическая / материальная за негативные последствия экологического ущерба);

· Отказ от иммунитета от юрисдикции м/н или иностранных судебных органов (нельзя отказаться от разбирательства по делам об экологических преступлениях);

· «Загрязнитель платит» (виновник загрязнения компенсирует ущерб);

· Всеобщая, но дифференцированная ответственность;

· Доступ к информации, касающейся ОС;

· принцип суверенитета государства над своими природными ре­сурсами;

· предотвращение загрязнения природной среды;

· сотрудничество в чрезвычайных обстоятельствах.

Основные направления м/н сотрудничества в облас­ти охраны окружающей среды — собственно охрана окружающей среды и обеспечение ее рационального использования.

Объектами международно-правовой защиты являются:

· атмосфера Земли, околоземное и космическое пространство;

· Мировой океан;

· животный и растительный мир;

· охрана окружающей среды от загрязнения радиоактивными отхо­дами.

89. Субъекты м/н экологического права. М/н организации

МЭП – совокупность принципов и норм, направленных на обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиту ОС от загрязнения.

Субъекты – государства, м/н организации, все человечество.

Проблемой охраны окружающей среды повседневно занима­ется большое число постоянных структур — м/н организаций общей и специальной компетенции, универсаль­ных и региональных, межправительственных и неправительст­венных.

Ведущая роль принадлежит ООН, прежде всего, двум ее главным органам — Генеральной Ассамблее и ЭКОСОС. В эту сферу вовлечены и некоторые специализированные учреждения ООН. Так, ВОЗ занимается проблемой загрязнения атмосфер­ного воздуха, ИМО — вопросами охраны морской среды, Про­довольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) — вопросами охраны земель, лесов, вод, флоры и фау­ны, ИКАО разрабатывает стандарты охраны среды от авиаци онного шума, ЮНЕСКО осуществляет программы м/н научных исследований.

М/н организации вносят весомый вклад в охрану ОС:

ООН имеет целую систему органов, которые заняты развитием м/н природоохранительной деятельности государств:

· Научный комитет по действию атомной радиации;

· Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), при нем Комитет по природным ресурсам;

· ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры) разработала м/н программу «Человек и биосфера», координирует ее выполнение, разработала «Конвенцию об охране природного и культурного наследия»;

· ВОЗ (всемирная организация здравоохранения) – изучение проблем загрязнения атм.воздуха, разрабатывает единые показатели загрязнения воздуха

· М/н морская организация – вопросы охраны морской среды

· М/н агентство по атомной энергии (МАГАТЭ);

· Программа ООН по ОС (ЮНЕП) – анализ состояния ОС, оценка глобальных и региональных экологических тенденций, предупреждение об экологических угрозах, стимулирование развития м/н экологического права, помощь в разработке политики

МАГАТЭ наряду с основной деятельностью по обеспечению мирного использования атома выполняет программу защиты человека и окружающей среды от радиации.

Едва ли не единственным специальным механизмом, обла­дающим признаками м/н организации, по коорди­нации сотрудничества в сфере охраны окружающей среды яв­ляется упоминавшаяся ЮНЕП. Она обладает специальной ком­петенцией, т. е. в отличие от вышеназванных организаций и органов целиком сосредоточена на данной проблеме. В струк­туру ЮНЕП входят Совет управляющих (главный руководящий орган). Секретариат во главе с директором-исполнителем и Фонд окружающей среды.

Среди неправительственных организаций важнейшее место принадлежит М/ну союзу охраны природы и при­родных ресурсов, хотя число неправительственных организаций достаточно велико. Членами этого Союза являются государства и общественные организации. Союз разрабатывает м/н программы, созывает совещания и конференции, под­готавливает проекты конвенций и рекомендаций.

На региональном уровне наиболее заметную роль играют ОБСЕ, Северный Совет, Европейский союз, Европейская эко­номическая комиссия ООН (ЕЭК). Обозначилось данное на­правление и в деятельности СНГ, в рамках которого в 1992 г. создан Межгосударственный экологический совет стран СНГ.

В 1994 г. в Мехико учрежден М/н суд экологи­ческого арбитража и примирения (М/н экологиче­ский суд). Это неправительственный орган, он дает юридиче­ские консультации в случае возникновения экологических спо­ров, оказывает содействие примирению спорящих сторон. Вместе с тем по желанию сторон он может выступить в качест­ве третейского суда. В этом случае стороны выбирают нечетное количество судей, которые образуют коллегию, рассматривают спор по существу и выносят решение, являющееся обязатель­ным. В компетенции суда споры о возмещении вреда в резуль­тате трансграничного загрязнения окружающей среды, о выяв­лении и прекращении экологически вредной деятельности, об использовании и охране природных комплексов, м/н пространств и особо охраняемых природных объектов, о защите экологических прав граждан.

90. Международно-правовая охрана Мирового океана. Конвенции

Мировой Океан (МО) – это «легкие» земли, источник питания для населения, сосредоточие огромных богатств и полезных ископаемых.

Отрицательные факторы: судоходство, активизация добычи нефти и газа, сбрасывание нефтяных и радиоактивных отходов. Задачи – ликвидировать ущерб + предотвратить его в будущем.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года:

· обязательства государства защищать сохранять морскую среду;

· максимально уменьшать выброс токсичных веществ, загрязнений от судов, загрязнения от установок и устройств, используемых при разведке и разработке природных ресурсов морского дна;

· принимать законы и правила для предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды;

· вводит основные понятия – район, территориальное море, континентальный шельф, мирный проход, транзитный проход, преследование по горячим следам, обязанность оказывать помощь и другие;

· учреждает М/н орган по морскому дну (состоит из ассамблеи, совета, генсека и секретариата) цель органа – контроль деятельности в мировом океане + управление его ресурсами;

· охрана живых ресурсов МО (приложения к Конвенции – перечни видов);

Отдельный раздел: правовой статус мирового океана (района) и его ресурсов:

· Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству;

· Общее поведение государств в отношении Района определяется в соответствии с положениями настоящей Части, принципами, воплощенными в Уставе ООН, и другими нормами м/н права в интересах поддержания мира и безопасности и содействия м/ну сотрудничеству и взаимопониманию;

· Деятельность государств и м/н организаций осуществляется в соответствии с указанным законодательством;

· Деятельность в Районе осуществляется на благо всего человечества, независимо от географического положения государств, как прибрежных, так и не имеющих выхода к морю, и с особым учетом интересов и нужд развивающихся государств и народов;

· Орган обеспечивает справедливое распределение финансовых и других экономических выгод, получаемых от деятельности в Районе;

· Район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми государствами, как прибрежными, так и не имеющими выхода к морю, без дискриминации и без ущерба для других положений настоящей Части;

· Права и правомерные интересы прибрежных государств;

· Защита морской среды;

· Охрана человеческой жизни;

· Согласование деятельности в Районе и в морской среде ( Деятельность в Районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде; требования к маркировке и ограждении установок, используемых в морской среде + зоны безопасности);

· Все археологические и исторические объекты, найденные в Районе, сохраняются или используются на благо всего человечества, причем особое внимание уделяется преференциальным правам государства или страны происхождения, или государства культурного происхождения, или государства исторического и археологического происхождения.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов – технико-юридические нормы для предотвращения загрязнения моря, которые перевозятся на судах или образуются в процессе их эксплуатации.

Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 года – расчет размера ответственности собственника судна за загрязнение (чем больше вместимость, тем больше ответственность).

Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года –перечень веществ, сброс которых в море полностью запрещен (нефть, радиоактивные отходы, химическое /бактериологическое оружие), запрет сброса отходов с судов, самолетов, платформ и другое.

Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвен­циях по морскому праву (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболов­стве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от кон­кретных загрязнителей и т.д.

М/н конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года (в последней редакции) предусматривает меры для оборудования портов устройствами для принятия с судов нефтесодержащих остатков.

М/н конвенция относительно вмешательства в от­крытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью, 1969 года устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие мор­ских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и М/н морской организацией, осуществлять все возмож­ные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению вещест­вами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загряз­нения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложе­ниями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамерен­ного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, плат­форм и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Пере­чне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разреше­ний на сброс.

91. Конвенция о запрещении использования средств враждебного воздействия на природную среду 1977 года

По инициативе нашей страны в 1977 году была заключена Конвенция о запрещении военного или любого иного враждеб­ного использования средств воздействия на природную среду.

Ее главная задача — предотвращение вредного искусственного влияния на климат, природу с целью причинения вреда другим государствам (погодная война, или экоцид). Такое воздействие может вызвать сильные дожди, град, засуху, наводнение, другие бедствия. Государства-участники обязались не прибегать к во­енному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют ши­рокие, долгосрочные или серьезные последствия, не помогать, не поощрять и не побуждать к таким действиям.

Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (Женева, 10 декабря 1976 г.)

Эта Конвенция запрещает геофизическую войну – термин, обозначающий преднамеренное управление природными процессами, которое может вызвать ураганы, цунами, землетрсения и выпадение осадков в виде дождя или снега.

Государства - участники настоящей Конвенции, руководствуясь интересами упрочения мира и желая внести вклад в дело прекращения гонки вооружений и достижения всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным м/н контролем и в дело избавления человечества от опасности использования новых средств ведения войны, согласились о нижеследующем:

· Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не прибегать к военному или любому иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду, которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов разрушения, нанесения ущерба или причинения вреда любому другому государству-участнику.

· Каждое государство - участник настоящей Конвенции обязуется не помогать, не поощрять и не побуждать любое государство, группу государств или м/н организацию к осуществлению деятельности, противоречащей положениям пункта 1 настоящей статьи.

Термин "средства воздействия на природную среду" относится к любым средствам для изменения - путем преднамеренного управления природными процессами - динамики, состава или структуры Земли, включая ее биоту, литосферу, гидросферу и атмосферу, или космического пространства.

Положения Конвенции не препятствуют использованию средств воздействия на природную среду в мирных целях и не затрагивают общепризнанных принципов и применимых правил м/н права, касающихся такого использования.

Государства - участники настоящей Конвенции обязуются способствовать возможно самому полному обмену научной и технической информацией об использовании средств воздействия на природную среду в мирных целях и имеют право участвовать в таком обмене.

 

92. Международно-правовая защита животного и растительного мира. Конвенции

Существует два типа м/н договоров по охране животного мира:

· по охране флоры и фауны в целом

· по охране одной конкретной популяции

Конвенция о сохранении фауны и флоры в их природном состоянии 1933 года:

· создание парков, заповедников,

· регулирование охоты и коллекционирования,

· контроль над торговлей, охотничьими трофеями, изделиями из них,

· запрещение отедльных методов охоты (с пом.ядов, взрывч.вещ-в, ослепляющего света)

Конвенция об охране природы и сохранении животного мира в западном полушарии 1940 года – примерно то же, что и в Конвенции «о сохранении фауны и флоры».

Конвенця об охране мигрирующих видов диких животных 1979 года:

· перечень исчезающих видов животных;

· меры по их сохранению.

Конвенция о м/н торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под урозой исчезновения:

· приложения – перечни видов (1 – самый проблемный, 2,3 – исчезающие)

· строгое регулирование торговли этими видами / образцами этих видов.

М/н конвенция по регулированию китобойного промысла:

· охрана всех видов китов от истребления;

· м/н китобойная комиссия ежегодно утверждает приложения к этой конвенции, где определяет охраняемые и неохраняемые виды китов, сезоны и районы промысла, типы орудий промысла, способы учета убитых китов.

Принципы для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов – одобрены конференцией ООН по ОС и развитию 1992 года – важная роль лесов, рациональное использование с учетом методологии и критериев, согласованных на междунар.уровне.

М/н конвенция по защите растений 1951 года:

· каждый участник создает официальную организацию по охране растений – инспекции культивируемых площадей партий растений в м/н торговле на наличие вредителей,

· выдача удостоверений о фитосанитарном состоянии и происхождении растений и растительных продуктов,

· проведение исследований в области охраны растений,

· конроль над экспортом/импортом растений.

Конвенции определяют объекты живот­ного мира, порядок их использования, устанавливают меры по охране среды их обитания, предусматривают формы государственного регу­лирования использования живых ресурсов.

Так, целями Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое ис­пользование его компонентов и совместное получение на справедли­вой и равной основе выгод, связанных с использованием генетичес­ких ресурсов. Государства определяют компоненты биологического разнообразия, принимают меры по их сохранению и рациональному их использованию, осуществляют оценку воздействия и сведение к минимуму неблагоприятных последствий, регулируют применение биотехнологий и пр.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.