Сделай Сам Свою Работу на 5

Недостатком этих конвенций является то, что в них не определена ширина территориального моря и границы континентального шельфа.





Основные принципы ММП:

· принцип свободы открытого моря – открытое море открыто для всех государств, как прибрежных так и не имеющих выхода к морю;

· принцип использования открытого моря в мирных целях – исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств;

· принцип рационального использования морских ресурсов;

· принцип предотвращения загрязнения морской среды – например, М/н конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года;

· принцип свободы морских научных исследований.

Поэтому в 1960 году состоялась 2-ая Женевская конференция ООН по морскому праву, рассматривавшая вопросы о ширине территориального моря и об урегулировании промысла рыбы в открытом море. Однако решения приняты не были, так как государства, имевшие ранее ширину территориального моря 3 мили отказывались расширять ее до 12 миль.

В конце 60-х – начале 70-х гг. возникла необходимость уточнения правового статуса морского дна и его недр за пределами шельфа, выработки режима освоения минеральных ресурсов этого района, установление более точной внешней границы шельфа и единого предела ширины территориальных вод, разработки норм для защиты морской среды и регулирования научных исследований Мирового океана.



В 1970 году была созвана 3-я Конференция ООН по морскому праву (с 1973 года состоялось 12 рабочих сессий). В 1982 году была подготовлена новая Конвенция ООН по морскому праву, но из-за того, что США и ФРГ блокировали ее принятие она вступила в действие только в 1994 году. В целом Конвенция сохраняет все основные принципы действующего м/н морского права с включением в нее ряда новых положений.
В соответствии с Конвенцией 1982 года предусмотрено создание двух м/н органов:

· м/н органа по морскому праву,

· м/н трибунала по морскому праву.

На основании этой Конвенции государства-участники, имплементировав нормы конвенции в национальное законодательство, должны принять новые внутренние правовые акты: положение об охране государственной границы, кодекс торгового мореплавания, таможенный кодекс, воздушный кодекс, законы и правила по исполнению и охране континентального шельфа.



74. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года: разработка, принятие, структура, значение, новые институты

В 1970 году была созвана 3-я Конференция ООН по морскому праву (с 1973 года состоялось 12 рабочих сессий). С 6 по 10 декабря 1982 года в Монтего Бее (Ямайка) состоялась заключительная сессия Конференции. На ней представители государств подписали Заключительный акт и Конвенцию ООН по морскому праву.

Конвенция устанавливает всеобъемлющий режим всего морского пространства. Она состоит из 17 частей, 320 статей и 9 приложений. В соответствии с пунктом 1 статьи 311 для государств-участников эта Конвенция будет превалировать над Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 года.

Конвенция обстоятельно регламентирует проблемы торгового и военного судоходства, устанавливает территориальное море шириной в 12 миль, подтверждает традиционные права плавания в открытом море и мирного прохода, включая право транзитного прохода, через проливы.

В Конвенции впервые закреплены права прибрежных государств в вновь созданных исключительных экономических зонах шириной 200 морских миль в отношении живых и неживых ресурсов, и охватываются также вопросы другой экономической деятельности; она касается прав доступа к морю и от моря государств, не имеющих выхода к морю, и свободы транзита; создает пересмотренный режим юрисдикции над континентальным шельфом; устанавливает режим для архипелажных вод.

Конвенция рассматривает вопросы морских коридоров и схем разделения движения, а также права уголовной и гражданской юрисдикции государств флага, прибрежных государств и портов над судами, находящимися в их водах.



Конвенция определяет статус и режим морского дна за пределами континентального шельфа и создает новую м/н организацию – М/н орган по морскому дну (МОД) с его оперативным подразделением – Предприятием в целях управления и осуществления разведки и разработки минеральных ресурсов дня океана.

Конвенция касается охраны и сохранения морской среды, научных исследований, разработки и передачи морской технологии, составлении новых карт океанских вод и районов, покрытых льдами.

Конвенция предусматривает не только урегулирование споров, связанных с Конвенцией, но и принудительное судебное решение по просьбе одной из сторон в споре, если процедура примирения и другие средства не приведут к достижению соглашения. В качестве одного из средств для этого она учреждает специальный М/н трибунал по морскому праву. Предусматривает также образование арбитражей для рассмотрения споров по рыболовству, судоходству, предотвращению загрязнения, научным исследованиям и т.д.

Вопросы, не урегулированные Конвенцией, продолжают регламентироваться нормами и принципами общего МП.

75. Принципы м/н морского права. Понятие исключительной юрисдикции государства флага. Иммунитет военных кораблей

Основные принципы ММП:

· принцип свободы открытого моря – открытое море открыто для всех государств, как прибрежных так и не имеющих выхода к морю;

· принцип использования открытого моря в мирных целях – исключении применения силы или угрозы силой в морской деятельности государств;

· принцип рационального использования морских ресурсов;

· принцип предотвращения загрязнения морской среды – например, М/н конвенция по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года;

· принцип свободы морских научных исследований – все государства независимо от их географического положения и компетентные м/н организации имеют право проводить морские научные исследования при условии соблюдения прав и обязанностей других государств, предусмотренных в Конвенции ОНН по морскому праву 1982 года.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 года:

Статья 31 «Ответственность государства флага за ущерб, причиненный военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях»

Государство флага несет м/н ответственность за любой ущерб или убытки, причиненные прибрежному государству в результате несоблюдения каким-либо военным кораблем или другим государственным судном, эксплуатируемым в некоммерческих целях, законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, или положений настоящей Конвенции, или других норм м/н права.

Статья 32 «Иммунитет военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях»

За исключением случаев, предусмотренных в подразделе A и в статьях 30 и 31, ничто в настоящей Конвенции не затрагивает иммунитета военных кораблей и других государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях.

Статья 92 «Статус судов»

1. Судно должно плавать под флагом только одного государства и, кроме исключительных случаев, прямо предусматриваемых в м/н договорах или в настоящей Конвенции, подчиняется его исключительной юрисдикции в открытом море. Судно не может переменить свой флаг во время плавания или стоянки при заходе в порт, кроме случаев действительного перехода права собственности или изменения регистрации.

2. Судно, плавающее под флагами двух или более государств, пользуясь ими смотря по удобству, не может требовать признания ни одной из соответствующих национальностей другими государствами и может быть приравнено к судам, не имеющим национальности.

Статья 94 «Обязанности государства флага»

1. Каждое государство эффективно осуществляет в административных, технических и социальных вопросах свою юрисдикцию и контроль над судами, плавающими под его флагом.

2. Каждое государство, в частности:

a) ведет регистр судов с указанием названий судов, плавающих под его флагом, и их данных, кроме тех судов, которые исключены из общепринятых м/н правил вследствие их небольших размеров; и

b) принимает на себя в соответствии со своим внутренним правом юрисдикцию над каждым судном, плавающим под его флагом, и над его капитаном, офицерами и экипажем в отношении административных, технических и социальных вопросов, касающихся данного судна.

3. Каждое государство в отношении судов, плавающих под его флагом, принимает необходимые меры для обеспечения безопасности в море, в частности в том, что касается:

a) конструкции, оборудования и годности к плаванию судов;

b) комплектования, условий труда и обучения экипажей судов с учетом применимых м/н актов;

c) пользования сигналами, поддержания связи и предупреждения столкновения

4. В число таких мер входят меры, необходимые для обеспечения того, чтобы:

a) каждое судно перед регистрацией, а в дальнейшем через соответствующие промежутки времени, инспектировалось квалифицированным судовым инспектором и имело на борту такие карты, мореходные издания и навигационное оборудование и приборы, какие необходимы для безопасного плавания судна;

b) каждое судно возглавлялось капитаном и офицерами соответствующей квалификации, в частности, в области судовождения, навигации, связи и судовых машин и оборудования, а экипаж по квалификации и численности соответствовал типу, размерам, механизмам и оборудованию судна;

c) капитан, офицеры и, в необходимой степени, экипаж были полностью ознакомлены с применимыми м/ни правилами по вопросам охраны человеческой жизни на море, предупреждения столкновения, предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды и поддержания связи по радио и были обязаны соблюдать такие правила.

5. Принимая меры, предусмотренные в пунктах 3 и 4, каждое государство обязано придерживаться общепринятых м/н правил, процедур и практики и предпринимать все необходимые шаги для обеспечения их соблюдения.

6. Государство, которое имеет явные основания полагать, что надлежащая юрисдикция и контроль в отношении какого-либо судна не осуществляются, может сообщить о таких фактах государству флага. По получении такого сообщения государство флага обязано расследовать этот вопрос и, когда это уместно, принять любые меры, требуемые для исправления положения.

7. Каждое государство организует расследование достаточно квалифицированным лицом или лицами или под их руководством каждой морской аварии или навигационного инцидента в открытом море, с участием плавающего под его флагом судна, приведшего к гибели граждан другого государства или к нанесению им серьезных увечий, или серьезному ущербу судам или установкам другого государства, или морской среде. Государство флага и другое государство сотрудничают в проводимом этим другим государством любом расследовании любой такой морской аварии или навигационного инцидента.

Статья 95 «Иммунитет военных кораблей в открытом море»

Военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого бы то ни было государства, кроме государства флага.

Военные корабли, а также суда, принадлежащие государству (или эксплуатируемые им) и состоящие на государственной службе, пользуются за внешней границей территориального моря полным иммунитетом от принудительных действий и юрисдикции какого-либо иностранного государства.

76. Внутренние морские воды, «исторические» воды: понятие, правовой режим. Примеры

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на:

· пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них;

· пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами — оба термина равнозначны).

В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Внутренние морские воды – воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также:

§ акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов;

§ море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море);

§ морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

Принятые правила отсчета внутренних вод в заливах (бухтах, губах и лиманах) не применяются к "историческим заливам", которые, независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции. К таким "историческим заливам" относится, в частности, на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили). Статус залива Петра Великого как "исторического залива" был определен Россией в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях России и СССР с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 годов. Канада считает своими историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских миль). Норвегия — Варангер-фьорд (ширина входа 30 морских миль), Тунис — Габесский залив (ширина входа около 50 морских миль).

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.

Правовой режим морских портов. Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот м/н обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств.

Тем не менее в интересах развития м/н отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации.

Согласно М/н конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности.
Для захода в морские порты иностранных военных кораблей необходимо приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется уведомить прибрежное государство.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. д. Обычно государства заключают между собой договоры о торговле и мореплавании, которые определяют порядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда) либо наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства).
Согласно м/н обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

В 1965 году была заключена Конвенция по облегчению м/н судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них.

Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Но они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие нормы м/н права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.