Сделай Сам Свою Работу на 5

Международно-правовая норма упорядочивает поведение участников м/н отношений, то есть выполняет регулирующую роль во взаимоотношениях субъектов м/н права.





Урегулированные международно-правовыми нормами м/н отношения приобретают характер международно-правовых.

Ряд норм м/н права называют принципами. Хотя это те же международно-правовые нормы, но одни из них издавна назывались принципами, другие стали называться так в силу своей значимости и роли в международно-правовом регулировании. В то же время имеются отдельные принципы, которые носят общий характер по сравнению с другими международно-правовыми нормами и имеют наиважнейшее значение для м/н сообщества в деле поддержания м/н правопорядка.

Среди принципов выделяются основные принципы м/н права, составляющие фундамент м/н правопорядка. Нарушение государством какого-либо основного принципа может рассматриваться м/н сообществом как посягательство на весь м/н правопорядок. К основным относятся принципы:

· суверенного равенства,

· невмешательства во внутренние дела,

· запрета применения силы или угрозы силой,

· соблюдения м/н обязательств,

· мирного разрешения м/н споров,

· сотрудничества государств;

· равноправия и самоопределения народов;

В м/н отношениях нет каких-либо законодательных органов, которые могли бы принимать правовые нормы без участия самих субъектов системы м/н права. Международно-правовые нормы создаются самими субъектами м/н права.



Единственным способом создания международно-правовых норм является соглашение субъектов м/н права. Соблюдение и исполнение международно-правовых норм в основном осуществляется субъектами этой системы права на добровольной основе (нет принуждения).

Соглашение субъектов м/н права относительно международно-правовых норм может быть явно выраженным (договорные нормы) или молчаливым (нормы обычного права (обычаев)).

Классификация норм м/н права:

1. По действию в отношении круга участников международно-правовых отношений нормы подразделяются на универсальные (регулируют отношения всех субъектов м/н права и составляют общее м/н право) и партикулярные (действующие среди ограниченного числа участников; именуются также локальными или региональными нормами).

2. В зависимости от содержания, целевого назначения и характера изложения нормы МП делятся на:



· Нормы-принципы – семь основных принципов Устава ООН (статьи 1, 2);

· Нормы-определения – содержатся в различных статьях м/н договора;

· Нормы-цели – закрепляют цели и задач, на достижение которых должна быть направлена деятельность субъекта или субъектов МП.

3. По способу (методу) правового регулирования международно-правовые нормы подразделяются на диспозитивные (такие нормы, в рамках которых субъекты м/н права могут сами определять свое поведение, взаимные права и обязательства в конкретных правоотношениях в зависимости от обстоятельств) и императивные (нормы, которые устанавливают четкие, конкретные пределы определенного поведения; субъекты м/н права не могут по своему усмотрению изменять объем и содержание прав и обязанностей, предусмотренных императивными нормами).

Среди императивных норм стали выделяться нормы jus cogens. В соответствии со статьей 58 Венской конвенции о праве м/н договоров 1969 года под нормой jus cogens (императивной нормой общего м/н права) понимается норма общего м/н права, принимаемая и признаваемая м/н сообществом государств в целом как норма, отклонение от которой недопустимо; она может быть изменена только последующей нормой общего м/н права такого же характера. Отличие норм jus cogens от других норм императивного характера заключается в том, что любое отклонение от норм jus cogens делает действия государств ничтожными. Нормы jus cogens должны соблюдаться и быть применимыми к любой сфере м/н отношений. Нормами jus cogens являются нормы общего м/н права, его основные принципы.

Сложилось общее понимание, что нормами jus cogens являются принципы Устава ООН, содержание которых отражено в Декларации о принципах м/н права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, от 24.10.1970. Нет какого-либо международно-правового акта, который перечислял бы императивные нормы, имеющие характер jus cogens.



Выделение норм jus cogens было вызвано признанием государствами наличия ряда международно-правовых норм, которые составляют основу м/н правопорядка. Отклонение от таких норм рассматривается как посягательство на общее м/н право.

Одним из важнейших способов м/н правотворчества является кодификация м/н права – процесс систематизации действующих норм, устраняющий противоречия, восполняющий пробелы, заменяющий устаревшие нормы новыми.

Кодификация м/н права осуществляется следующими основными способами:

· установлением точного содержания и четкого формулирования уже издавна существующих (обычных и договорно-правовых) принципов и норм м/н права в той или иной сфере отношений между государствами;

· изменением или пересмотром устаревших норм;

· разработкой новых принципов и норм с учетом актуальных потребностей м/н отношений;

· закреплением в согласованном виде всех этих принципов и норм в едином международно-правовом акте (в конвенциях, договорах, соглашениях) либо в ряде актов (в конвенциях, декларациях, резолюциях конференций).

Кодификация может быть:

· официальной – осуществляется в форме договоров; появилась во второй половине 20 века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации м/н права. Центральное место в нем занимает Комиссия МП (КМП), состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМП были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (Комиссия по правам человека).

· неофициальной – осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов М/н Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г. Доктринальная кодификация впервые была предпринята австрийским юристом А. Домин-Петрушевичем в 1861 г. Впоследствии кодификацией м/н права активно занимались уже упомянутые выше Ассоциация м/н права и Институт м/н права.

 

8. Нормотворчество в м/н праве. Теория согласования воль государств. Особенности возникновения обычных норм

Процесс создания норм МП – процесс согласования воль государств

Стадии данного процесса:

1) согласование воль государств относительно содержания правил поведения (содержание воли государства – его международно-правовая позиция; согласованная воля государств – их общая, одинаковая воля (результат компромиссов, взаимных уступок и договоренностей));

2) согласование воль государств относительно признания этого правила поведения юридически обязательным, имеющим характер нормы права.

Основные черты процесса создания норм МП:

1) согласованность воль государств (свидетельствует о направленности на признание определенного правила в качестве правовой нормы);

2) взаимообусловленность воль государств (их взаимосвязанность, выражение принципа взаимности, заложенного в основу создания норм МП и проявляющегося в процессе их реализации).

Достигнутое согласие закрепляется:

1) в виде совпадающих прав и обязанностей участников соглашения;

2) путем баланса (одно государство наделяется одними правами и обязанностями, другое – другими).

Как отмечает М.Н. Марченко, к отличительным чертам нормы права, как сходной ячейки всей системы права, относятся содержание и выражение в ней государственной воли. Нормы МП являются продуктом согласования воль соответствующих субъектов, и, прежде всего, государств.

Так, например, признание или принятие субъектом МП обычая в качестве нормы МП означает выражение воли субъекта права рассматривать такое обычное правило как норму МП.

Способы создания норм МП.

Общепризнано, что основным способом создания норм МП является м/н договор. Договоры, как правило, заключаются в письменной форме. Согласно статье 2 Венской конвенции о праве м/н договоров1969 года договор означает м/н соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регистрируемое МП независимо от того, содержится ли такое соглашение в документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. М/н договором является также учредительный акт м/н организации.

Есть мнение, что не все м/н договоры являются нормоустанавливающими, имеется большое количество договоров, не создающих нормы МП.

Также есть мнение, что любой м/н договор имеет нормоустанавливающее значение.

Польский профессор М. Ляхс предлагает следующую классификацию м/н договоров:

· Договоры, подтверждающие или формулирующие в целях большей точности некоторые являющиеся уже обязательными принципы и нормы права;

· Договоры, создающие новые принципы и нормы права;

· Договоры, применяемые ad casum существующие принципы или нормы права.

Важной функцией договоров является систематизации как конвенционных, так и обычных норм.

Договор может воспроизводить и подтверждать нормы действующего МП, конкретизировать из, развивать, создавать новые и ликвидировать старые нормы. Например, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года закреплен принцип суверенитета прибрежного государства над территориальным морем, равно как на его дно и недра (статья 2). В этой Конвенции закреплен, конкретизирован и дополнен принцип свободы открытого моря (статья 87), являющийся высшим, императивным принципом м/н морского права.

Договор может вступить в силу до его ратификации. Однако действие такое нормы носит временный характер, поскольку возможен отказ от его ратификации. Согласно статье 25 Венской конвенции о праве м/н договоров 1969 года договор или часть договора применяются временно до вступления договора в силу, если:

· Это предусматривается самим договоров;

· Участвующие в переговорах государства договорились об этом каким-либо иным образом.

Договоры заключаются только субъектами МП и, прежде всего, сверенными государствами, межправительственными организациями, государственно-подобными образованиями.

Процедуру заключения договоров между государствами регламентирует Венская конвенция о праве м/н договоров 1969 года, а между государствами и межправительственными организациями или между самими такими организациями – Венская конвенция о праве договоров между государствами и м/н организациями или между м/н организациями 1986 года. Договоры м/н организаций создают обязательные для их участников нормы.

Этапы процесса заключения м/н договоров:

· Переговоры,

· Согласование текста,

· Парафирование текста,

· Принятие на м/н (дипломатической) конференции,

· Подписание,

· Ратификация (присоединение),

· Вступление в силу, регистрация в Секретариате ООН,

· Опубликование в книге “Treaty Series”.

Важная функция договора – систематизация конвенционных и обычных норм (определяет взаимосвязи не только между содержащимися в нем нормами, ни и этих норм с другими нормами МП).

Договор может воспроизводить и подтверждать нормы действующего МП, конкретизировать их, развивать, создавать новые и ликвидировать старые нормы.

Вступление договора в силу до ратификации возможно:

1) если это предусмотрено самим договором;

2) если участвовавшие в переговорах государства договорились об этом иным образом.

Процедура заключения договоров регламентируется:

1) между государствами (Венской конвенцией о праве м/н договоров 1969);

2) между государствами и межправительственными организациями или между такими организациями (Венской конвенцией о праве договоров между государствами и м/ни организациями или между м/ни организациями 1986).

Процесс заключения м/н договора – процесс согласования воль государств, результатом которого является соглашение, воплощающееся в нормах договора.

Международно-правовой обычай – не является результатом согласования воль субъектов МП. Правовой принцип (opinion juris) означает, что государство рассматривает то или иное обычное правило как норму МП, как правило, юридически обязательное в МП(это выражение воли государства; при выражении воли других государств в том же направлении образуется молчаливое соглашение о признании обычного правила в качестве МПН).

Виды обычных норм:

1) сложившееся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу;

2) созданные путем признания нескольких или даже одного предшествующего акта неписаные правила, за которыми признается юридическая сила.

Виды международно-правовых обычаев (универсальный, отраслевой, локальный).

Общепризнанные международно-правовые обычаи (запреты, касающиеся агрессии, геноцида, рабства, расовой дискриминации, преступлений против человечности и пыток, право на самоопределение).

Для признания международно-правового обычая необходимы два условия – всеобщая практика и признание обычая в качестве правовой нормы (ст.38 Статута МС ООН).

Обычная норма МП формируется постепенно (возникает в результате повторяющихся действий всех субъектов МП – основные факторы – повторение действий и время).

Признание или принятие субъектом МП обычая в качестве нормы МП – выражение воли субъекта права рассматривать обычное правило как норму МП.

Наличие обычной нормы может подтверждаться заявлениями государств, судебными решениями, практикой (при признании обычной нормы не допускаются оговорки).

Изменение или отмена обычной нормы могут осуществляться:

1) договорным путем;

2) путем обычая (изменение всеобщей практики, сопровождающееся признанием в качестве МПН).

Иные способы создания норм МП:

1) решения м/н организаций, носящие обязательный характер (рекомендации ГА ООН по вопросам, входящим в ее компетенцию; рекомендации специализированных учреждений ООН; санитарные регламенты ВОЗ);

2) рекомендации м/н организаций, , носящие декларативный (необязательный) характер (содержат призывы к государствам к совершению определенных действий юридического характера, подтверждают итоги всемирных конференций, содержат поручения вспомогательным органам) (содержат нормы мягкого права, не создающие конкретных прав и обязанностей, а только дающие общую установку (рекомендации МОТ));

3) решения м/н судебных органов (МС ООН, МСУ ООН).

 

9. Процесс реализации норм м/н права. Способы м/ни национальной имплементации норм м/н права. Проблема эффективности международно-правового регулирования

Реализация норм МП – их воплощение в поведении, деятельности субъектов МП, практическое осуществление нормативных предписаний (в официальных документах ООН – имплементация (осуществление, проведение в жизнь)).

Формы реализации норм МП:

1) Соблюдение (субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещенных нормами МП).

2) Исполнение (активная деятельность субъектов по осуществлению норм МП, предусматривающих конкретные обязанности, сопряженные с определенными действиями).

3) Использование (осуществление предоставленных возможностей, содержащихся в нормах МП).

Реализация норм МП предполагает осуществление совокупности норм, взаимосвязанных по предмету регулирования и по общим целям (норм договора, института, отрасли).

Процесс реализации включает:

1) правовое и организационное обеспечение реализации (нормотворчество, контроль, правоприменение) (результат – правовые акты).;

2) непосредственная фактическая деятельность по достижению результатов (субъекты достигают определенного состояния, сохранения или упразднения предмета или явления).

Реализация норм МП основана на соблюдении принципов суверенного равенства, невмешательства во внутренние дела, мирного урегулирования споров, сотрудничества государств.

Механизм реализации норм МП – совокупность нормативных и институционных (организационно-правовых) средств, используемых субъектами МП на м/н и национальном уровнях, с целью реализации норм МП.

Механизм реализации норм МП:

1) Внутригосударственный:

а) Нормативный (совокупность нормативных средств и государственно-властных институтов, обеспечивающих осуществление норм МП в сфере юрисдикции государства) включает

· нормы общего характера, фиксирующие основные гарантии добросовестного выполнения государством м/н обязательств;

· нормы о функциях и полномочиях органов, должностных лиц, иных организаций и лиц в связи с выполнением м/н договоров;

· нормы о формах и способах реализации МПН.

б) Организационно-правовой (комплекс участвующих в осуществлении норм МП органов государства и проводимых ими мероприятий по обеспечению выполнения м/н обязательств).

2) М/н:

а) Конвенционный:

правообеспечительное нормотворчество:

o предварительное нормотворчество (предшествует созданию основных норм, реализацию которых должно обеспечивать);

o конкретизация (осуществляется одновременно с созданием основных норм или в процессе их реализации (высокая степень обобщенности первичных норм может затруднить их реализацию – необходимо их развитие));

o закрепление нормами МП необходимых мер внутригосударственного правотворчества (могут устанавливаться рамки нормотворчества и может определяться содержание будущих норм национального права);

o установление рамок правового регулирования и (или) правового режима (указывается в каких ситуациях субъекты должны руководствоваться национальным законодательством, а в каких – нормами МП);

o определение компетентных органов государства, на которые возлагаются права и обязанности в связи с реализацией договорных норм;

o толкование (может осуществляться в процессе нормотворчества и в процессе применения норм МП);

o м/н контроль (осуществляется путем сопоставления информации о деятельности субъектов МП или путем сравнения деятельности с требованиями норм МП; основа – сбор и оценка информации);

правоприменение (основанная на нормах МП деятельность субъектов МП по обеспечению реализации норм МП в конкретных ситуациях) (включает выяснение фактических обстоятельств, юридическую квалификацию, заканчивается принятием правоприменительного акта (решения по конкретному вопросу, имеющего рекомендательный или обязательный характер)).

б) Институционный (организационно-правовые формы осуществления м/н правоприменительной деятельности – совокупность средств мирного разрешения м/н споров (переговоры, посредничество и согласительные комиссии, консультации, встречи, конференции, м/н организации и органы, м/н судебные и арбитражная процедуры)).

Эффективность международно-правового регулирования достигается за счет слаженной и четкой работы механизма реализации норм МП (строгого соблюдения субъектами норм МП, обеспечиваемого санкциями норм МП, при эффективно действующих взаимодополняющих системах м/н и национального контроля).

Условия соблюдения норм МП обеспечиваются международно-правовыми санкциями, применяемыми в индивидуальном и коллективном порядке (цель санкций – недопущение возможности для государства – делинквента воспользоваться преимуществами собственного неправомерного поведения).

Функции м/н контроля (предотвращение нарушения норм МП; устранение таких случаев в будущем; толкование норм МП на предмет существования нарушений права).

10. Источники м/н права, их общая характеристика и соотношение. Вспомогательные средства для определения международно-правовых норм

Источник МП – способ выражения воли субъектов МП (в нем выражаются результаты процесса создания норм МП).

Пути придания официального характера источникам МП:

1) правотворчество (субъекты МП одобряют договоры, содержание нормы права или рекомендации межправительственных организаций);

2) санкционирование (субъекты МП одобряют обычные нормы, придают им юридическую силу).

Источники МП согласно ст.38 Статута МС ООН (м/н конвенции; м/н обычай; общие принципы права; судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм).

Группы источников МП:

1) основные (договоры, международно-правовые обычаи, общие принципы права);

2) производные (резолюции и решения межправительственных организаций);

3) вспомогательные (принятые в соответствии с МП судебные решения, доктрина, односторонние заявления государств).

Основные источники МП:

1) М/н договор (м/н соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое МП независимо от количества документов, в которых он содержится, и от его наименования).

Источник МП – только правообразующие договоры (предусматривают новые нормы МП, подтверждают, определяют или отменяют существующие обычные или конвенционные нормы общего характера).

Согласие государства на обязательность для него договора выражается путем его подписания представителем государства, если:

а) договор предусматривает, что подписание имеет такую силу;

б) иным образом установлена договоренность государств, что подписание должно иметь такую силу;

в) намерение государств придать такую силу подписанию вытекает из полномочий представителей.

2) М/н обычай (правила и порядки, устанавливаемые в МО на основании постоянного и однообразного применения их к одинаковым по существу случаям).

Признаки м/н обычая (продолжительное существование практики; единообразие, постоянность практики; всеобщий характер практики; убежденность в правомерности и необходимости соответствующего действия).

Доказательства существования обычая (дипломатическая переписка, политические заявления, сообщения для прессы, заключения официальных юридических советников, правительственные комментарии, м/н и национальные судебные решения, декларативные положения договоров и других м/н документов).

3) Общие принципы права (только те, которые являются общими для национальных правовых систем и для МП) (принцип справедливости, принцип законности, принцип соблюдения договоров, принцип доверия, принцип защиты прав человека, принцип суверенитета над природными ресурсами и др.).

Производные источники МП (резолюции и решения м/н организаций):

1) решения СБ ОНН (в МП отсутствуют положения, препятствующие государствам, предоставлять м/н организациям право издавать обязательные для них постановления);

2) организации, одобряющие технические правила и стандарты, которые становятся при определенных условиях обязательными для государств (М/н организация гражданской авиации (ИКАО); М/н морская организация (ИМО); Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и др.);

3) резолюции ГА ООН (не перечислены в ст.38 Статута МС ООН; согласно ст.11 Устава ООН носят рекомендательный характер; однако, ряд резолюций конкретизируют нормы МП и даже содержат новые нормы) (пример: Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 квалифицирована МС ООН как важная часть обычного права).

Вспомогательные источники МП:

1) Судебные решения (решения МС ООН; решения иных м/н и региональных судов (МУС ООН, Европейского суда по правам человека), а также в известном смысле решения национальных судов).

2) Доктрина наиболее квалифицированных специалистов (использование доктрины допускается только в качестве доказательства наличия права, а не как правотворческий фактор).

3) Односторонние акты государств (заявление о признании государств или правительств, информация (нотификация) соответствующих государств в случае военной блокады во время войны и др.).

В целом теоретики м/н права считают перечень источников (м/н конвенции, м/н обычаи, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, и, в качестве вспомогательных источников, судебные решения (прецеденты), а также доктринальные учения наиболее видных специалистов в области м/н права), перечисленных в статье 38 Статута М/н суда ООН, приблизительным и не исчерпывающим, но вполне пригодным для изучения и использования в м/н практике.

11. Решения м/н организаций, их особенности, виды, юридическая сила

Решения м/н организаций, несмотря на то что они не упоминаются в статье 38 Статута м/н суда ООН, могут стать отправным моментом для образования обычая, в случае если они выражают согласованные позиции государств – в теории согласованная позиция государств по поводу конкретной проблемы называется "state practice" (или "государственная практика").

С возникновением правила поведения процесс образования обычая не завершается. Только признание государствами в качестве правовой нормы ("opinio juris") превращает то или иное правило поведения государств в обычай. Обычные нормы по общему правилу имеют такую же юридическую силу, что и договорные нормы.

Квалификация правила поведения в качестве обычая является сложным процессом. В отличие от договорных норм, обычай не оформляется каким-либо единым актом в письменном виде. Поэтому для установления существования обычая используются вспомогательные средства, также перечисленные в статье 38 Статута М/н суда ООН: судебные решения и доктрины наиболее признанных специалистов в области м/н права различных стран, а также в теории в качестве дополнительных источников выделяют решения м/н организаций и односторонние акты и действия государств.

В настоящее время, как это отмечается в литературе, в практике м/н общения выработаны четыре формы источников м/н права:

· м/н договор,

· международно-правовой обычай,

· акты м/н конференций и совещаний,

· резолюции м/н организаций.

Два последних источника некоторые ученые называют "м/н "мягким" правом", под чем подразумевается отсутствие свойства юридической обязательности.

Статут М/н суда ООН в статье 38 не упоминает о резолюциях (решениях) м/н организаций в списке источников м/н права. Однако надо иметь в виду, что Статут не является общеправовым документом: он носит функциональный характер, закрепляет создание межгосударственного института – М/н суда ООН и устанавливает правила, обязательные только для этого института.

Согласно учредительным документам (уставам) большинства межправительственных организаций последние имеют право заключать м/н договоры, а также регламентировать м/н отношения посредством своих резолюций.Например, такой компетенцией обладает Совет Безопасности ООН. Согласно статье 25 Устава члены ООН соглашаются в соответствии с ее Уставом подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их.

Резолюции м/н организаций являются новым источником МП. Практически во всех межправительственных организациях имеются органы, которые принимают обязательные для государств-членов резолюции. Эти резолюции касаются внутренней жизни организации. Однако имеется немалое число организаций, одобряющих технические правила и стандарты, которые при определенных условиях становятся обязательными для государств-членов. К таковым, например, относятся М/н организация гражданской авиации (ИКАО), М/н морская организация (ИМО), М/н союз электросвязи (МСЭ), Всемирная метеорологическая организация (ВМО) и другие. В этих организациях действует принцип молчаливого принятия резолюций, особенно тех, которые содержат технические регламенты.

Многие ученые считают, что некоторые резолюции Генеральной Ассамблеи ООН являются юридически обязательными, хотя согласно Уставу ООН решения Генеральной Ассамблеи носят рекомендательный характер.Вместе с тем ряд резолюций конкретизирует нормы МП и даже содержит новые нормы.

Так, например, при принятии Генеральной Ассамблеей ООН в 1963 году Декларации о правовых принципах, регулирующих деятельность государств по исследованию и использованию космического пространства, представители СССР и США заявили, что они будут следовать положениям этой Декларации. По их мнению она отражает МП, как оно признано членами ООН. Впоследствии на основе этой Декларации был разработан Договор по космосу 1967 года.

Что касается правовой природы и юридической силы регламентов м/н организаций, то этот вопрос остается дискуссионным и открытым. И договоры, и обычаи основаны на согласовании воль создавших их участников м/н отношений, а регламент представляет собой односторонний акт м/н организации, регулирующий, как правило, дисциплинарные вопросы.

12. Понятие, особенности и классификация основных принципов м/н права, их место в иерархии международно-правовых норм

Принципы м/н права – руководящие правила поведения субъектов, возникающие как результат общественной практики, юридически закрепленные начала м/н права. Они представляют собой наиболее общее выражение установившейся практики м/н отношений. Таким образом, принцип м/н права является нормой м/н права, имеющей обязательный характер для всех субъектов м/н права, прежде всего для государств и м/н организаций.

Основной принцип МП – основополагающая императивная, универсальная норма МП, отвечающая основным закономерностям развития сообщества государств и в силу этого защищаемая наиболее жесткими мерами принуждения.

Основные принципы МП зафиксированы в Уставе ООН. Помимо Устава ООН наиболее авторитетными источниками, раскрывающими содержание принципов современного МП, являются:

· Декларация о принципах МП, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 24.10.1970;

· Декларация принципов, которыми государства-участники будут руководствоваться во взаимных отношениях, содержащаяся в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.09.1975.

Основные принципы МП:

· суверенного равенства,

· невмешательства во внутренние дела,

· запрета применения силы или угрозы силой,

· соблюдения м/н обязательств,

· мирного разрешения м/н споров,

· сотрудничества государств;

· равноправия и самоопределения народов;

Появление принципов МП придало МП новое качество – право силы уступило место силе права.

Наиболее важные признаки принципов МП:

1) обязательность для всех субъектов МП (ООН обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее членами, действовали в соответствии с этими принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания м/н мира и безопасности (п.6 ст.2 Устава ООН));

2) первичны в отношении остальных норм МП (последние приобретают качество недействительности в случае несоответствия положениям принципа (ст.3 Устава ООН, ст.53 Венской конвенции 1969));

3) наличие обратной силы относительно не соответствующих ему норм, хотя бы и возникших ранее нового основного принципа (ст.64 Венской конвенции 1969);

4) универсальность – распространение на всех субъектов м/н права без исключения требования соблюдения принципов м/н права, поскольку любое их нарушение будет с неизбежностью затрагивать законные интересы других участников м/н отношений.

Классификация принципов по сходству объекта (объектная классификация):

1) принципы, обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

2) принципы, защищающие права человека, народов и наций;

3) принципы, обеспечивающие всеобщий мир и безопасность.

При включении основных принципов МП в тексты конституций стран сообщества государств они воздействуют на нормы национальных правовых систем.

Содержание основных принципов МП представляет единое целое и должно рассматриваться в комплексе (при толковании и применении принципы являются взаимосвязанными и каждый принцип должен рассматриваться в контексте всех других принципов).

Принципы м/н права формируются, как правило, обычным и договорным путем.

Принципы призваны выполнять две функции:

1) стабилизационную – помогать приводить в определенный порядок м/н отношения при помощи ограничения их определенными нормативными рамками;

2) фиксирующую – закреплять все новшества практики м/н отношений.

13. Принцип суверенного равенства государств, уважения прав, присущих суверенитету. Примеры нарушения данного принципа

Сущность данного принципа составляет правило о том, что поддержание м/н правопорядка возможно и может быть обеспечено лишь при полном уважении юридического равенства участников. Это означает, что каждое государство обязано уважать суверенитет других участников системы, т.е. их право в пределах собственной территории осуществлять законодательную, исполнительную, административную и судебную власть без какого-либо вмешательства со стороны других государств, а также самостоятельно проводить свою внешнюю политику.

В современном м/н праве этот принцип с наибольшей полнотой отражен в Декларации о принципах м/н права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Позднее этот принцип был развит в Декларации принципов Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, Итоговом документе Венской встречи представителей государств - участников Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе 1989 г., Парижской хартии для новой Европы 1990 г. и ряде других документов.

Принцип суверенного равенства государств отражает качество МП как права равных субъектов.

Суверенитет – основание для классификации субъектов МП, определения их юридической природы и объема их правосубъектности для установления только согласительной процедуры м/н нормотворчества (государства равны независимо от времени возникновения, величины территории, количества населения, от признания или непризнания).

В соответствии с Декларацией о принципах м/н права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН 1970 г., понятие суверенного равенства включает следующие элементы:

1) государства юридически равны;

2) кажд

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.