Тема 6. Пятифакторная модель конкуренции М. Портера в управлении конкурентоспособностью.
Исследование использования пятифакторной модели в управлении конкурентоспособностью предприятия.
Анализ конкурентного давления, создаваемого борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения внутри отрасли.
Анализ конкурентного давления со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители.
Анализ конкурентного давления со стороны компаний потребителей, вызванного необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами.
Анализ конкурентного давления со стороны компаний поставщиков.
Анализ конкурентного давления создаваемого угрозой появления на рынке новых соперников.
Цель ознакомиться с практическим применением пятифакторной модели для исследования силы влияния ее факторов на конкурентоспособность конкретного предприятия.
Задачи:
5. Проведение анализа конкурентного давления со стороны потребителей.
6. Поведение анализа привлекательности отрасли для новых конкурентов.
7. Оценить силу входных и выходных барьеров рынка.
8. Проведение анализа конкурентного давления внутри отрасли.
Методические указания
Пятифакторная модель конкуренции М.Портера включает в себя влияние на уровень конкурентоспособности предприятия следующих факторов:
6. Конкуренция внутри отрасли, конкурентное давление, создаваемое борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения внутри отрасли.
7. Конкурентное давление, создаваемое угрозой появления на рынке новых соперников.
8. Конкурентное давление со стороны представителей других отраслей, предлагающих товары-заменители
9. Конкурентное давление со стороны компаний потребителей, вызванное необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами.
10. Конкурентное давление со стороны компаний поставщиков, вызванного необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами.
Модель пяти факторов конкуренции позволяет всесторонне проанализировать характер конкуренции в конкретной отрасли, оценить степень влияния каждого фактора, природу создаваемого ими конкурентного давления и общую структуру конкуренции
Рис1. Пять сил, определяющих конкуренцию в бизнесе
Угроза появления новых конкурентовсвязана с силой входных барьеров на рынок. Входными барьерами в отрасль являются факторы, препятствующие проникновению на рынок новых фирм-конкурентов.
К входным барьерам относятся:
11. необходимость осуществления больших инвестиций для обеспечения конкурентного уровня издержек производства (экономия на масштабах производства);
12. дифференцированная продукция — верность потребителей одной фабричной марке или поставщику;
13. требования капитала — большие затраты на кредит, представительство и рекламу; недоступность каналов распределения;
14. необеспеченность поставок сырья;
15. отсутствие земельных участков;
16. недостаток опыта и ноу-хау;
17. требования к репутации компании;
18. угроза сговора и объединения конкурентов против фирмы-новичка;
19. угроза «ценовой войны»;
20. наличие патентов.
Входные барьеры удерживают новых конкурентов от попыток проникнуть на рынок или в отрасль. Смысл поддержания высоких входных барьеров состоит в том, чтобы сделать затраты, связанные с проникновением на рынок, настолько высокими, чтобы под угрозу была поставлена сама окупаемость инвестированных капиталов. Таким образом, входные барьеры существуют для того, чтобы или повысить «вступительный взнос»- вхождения в отрасль с позиции эффективного распределения затрат (эффект масштаба), или ослабить конкурентоспособность и тем самым увеличить риск для новичков.
Для оценки силы входных барьеров используются специальные показатели, данные, для расчета которых предварительно собираются и группируются в специальной таблице.
Оценка и анализ силы входных барьеров в отрасли Таблица 3.
Где Pk и Pf – ожидаемая прибыль фирмы, выходящей на новый рынок и уже функционирующей там соответственно.
Выходные барьеры — это совокупность факторов, препятствующих фирме покинуть отрасль, прекратить свое присутствие на том или ином рынке.
Наличие выходных барьеров может стать серьезной помехой для обеспечения долгосрочной прибыльности.
Выходными барьерами могут служить:
- необходимость списания крупных инвестиций;
- нежелание утратить свой престижный образ — опасность потери имиджа;
- честолюбие топ - менеджеров;
- вмешательство правительства;
- большие затраты на ликвидацию предприятия, в частности на восстановление и рекультивацию земли;
- давление профсоюзной оппозиции;
- угроза потери конкурентоспособности из-за связанных с уходом из отрасли высоких издержек, которые должны быть отнесены на другие виды продукции или рынки;
- давление поставщиков, клиентуры и дилеров.
Выходные барьеры принуждают хозяйственные единицы продолжать функционировать в отраслях, где рентабельность низкая или отсутствуют доходы на капитал.
Задание №1.
Выберите в качестве объекта исследования любую известную вам отрасль. Проведите анализ конкурентного давления, создаваемого борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения внутри отрасли. Для этого сформируйте список известных по рекламным материалам, предприятий отрасли. Укажите количество конкурирующих компаний, изменение роста спроса на продукцию, используемые приемы увеличения объемов продаж, успешность применения стратегических действий и т.д. Для получения анализируемых данных воспользуйтесь сетью Интернет или статистическими справочниками.
Задание №2.
Выберите из перечня фирм сформированного в Задании №1 одну и проведите анализ конкурентного давления со стороны поставщиков, для выбранного объекта исследования. Для получения анализируемых данных воспользуйтесь сетью Интернет или статистическими справочниками.
Вопросы для самопроверки:
10. Анализ конкурентного давления, создаваемого борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения внутри отрасли.
11. Анализ конкурентного давления со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители.
12. Анализ конкурентного давления со стороны компаний потребителей, вызванного необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами.
13. Анализ конкурентного давления со стороны компаний поставщиков, вызванного необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами.
14. Анализ конкурентного давления создаваемого угрозой появления на рынке новых соперников.
15. Оценка силы входных и выходных барьеров рынка.
16. Какова роль информации в достижении конкурентного преимущества.
17. Почему неценовая конкуренция считается более эффективной в долгосрочном периоде, чем ценовая.
18. Позиционирование предприятия и источники стратегических позиций.
Литература (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|