Тема 1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия
УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «МГТУ»)
Кафедра управления социально-экономическими системами
Управление конкурентоспособностью предприятия рыбной отрасли
Методические указания и контрольные задания
для студентов заочной формы обучения
по дисциплине: Управление конкурентоспособностью предприятия рыбной отрасли
для направления подготовки __080200.62 «Менеджмент»
код направления подготовки
Профиль «Менеджмент организации»
МУРМАНСК
Составитель – Смирнова Наталия Васильевна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента МГТУ.
Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой УСЭС
«__21___» _января ___2015 года, протокол № __6.1___
Рецензент: Храпов Владимир Евгеньевич, д.э.н., профессор кафедры УСЭС МГТУ.
Содержание
Общие организационно-методические указания. 5
Тематический план. 7
Содержание программы и методические указания к изучению дисциплины.. 10
Практические занятия. 30
Методические указания к выполнению контрольной работы.. 37
Примерный перечень вопросов для подготовки к зачету. 47
Перечень рекомендуемой литературы.. 48
Общие организационно-методические указания
Методические указания по дисциплине "Управление конкурентоспособностью предприятия рыбной отрасли" предназначены для проведения со студентами практических занятий, предусмотренных Государственным стандартом высшего профессионального образования и учебными планами ВУЗа, по направлению подготовки 080200.62 «Менеджмент» профиль «менеджмент организации» (бакалавр менеджмента).
Целью дисциплины является изучение управления конкурентоспособностью предприятия на основе передовых знаний в сфере управления, являющихся, базовыми для успешной деятельности в любой сфере бизнеса, в том числе и в рыбной отрасли с учетом международного опыта.
Задачи изучения дисциплины – изучение использования имеющегося конкурентного потенциала фирмы, результатов анализа макросреды и непосредственного окружения фирмы, деятельности конкурентов, их сильных и слабых сторон, а так же результаты отраслевого анализа и международного опыта для осуществления деятельности по управлению конкурентоспособностью фирмы.
Процесс изучения дисциплины«Управление конкурентоспособностью предприятия рыбной отрасли» направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО по направлению «Менеджмент»:
профессиональных (ПК):
- знает современные концепции организации операционной деятельности и готов к их применению (ПК-22);
- умеет использовать в практической деятельности организаций информацию, полученную в результате маркетинговых исследований и бенчмаркинга (ПК-36).
В результате освоения программы дисциплины «Управление конкурентоспособностью предприятия рыбной отрасли» обучающийся должен:
знать:
- основные подходы и модели при описании конкуренции;
- понимать значение конкуренции для функционирования рыночной экономики;
- процесс менеджмента конкурентоспособностью фирмы.
уметь:
- определять состояние конкурентной среды фирмы на основе диагностики основных факторов конкуренции;
- определять основные проблемы и открывающиеся возможности с учетом глобализации экономики и обострения конкуренции;
- получать информацию о конкурентной среде , анализировать ее, давать ей оценку;
- формировать конкурентную стратегию фирмы;
- определять пути и методы обеспечения конкурентных преимуществ.
владеть:
- методами планирования деятельности фирмы в конкурентных условиях современной рыночной экономики;
- анализировать факторы, определяющие конкурентоспособность в течение всего жизненного цикла фирмы;
- разработкой стратегий способствующих повышению конкурентоспособности фирмы
Тематический план
Таблица 1
№
| Содержание разделов и тем дисциплины
| Объем работы в часах
| Компетенции
раздела
(моду-ля)
| п/п
|
| Лекции
| Практ.
| Лаб.
| Сам.
|
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия
1. Роль конкуренции в рыночной экономике. Понятие конкуренции и ее виды. Подходы для трактовки понятия конкуренция. Рынок и рыночные ниши. Фундаментальная и реализованная ниши. Определение рыночной конкуренции. Основные направления конкурентной деятельности фирмы.
| ---
| ---
| ---
|
| ПК – 22
ПК – 36
|
| Тема 2. Ценность товара для потребителя и ее формирование. Методики практического определения ценности товара и его характеристик для потребителя
1. Ценность товара для потребителя и методы ее повышения. Факторы формирования потребительской ценности. Принцип компенсации для продуктов и фирм. Модель Кано. Матрица Симона.
| ---
| ---
| ---
|
|
| Тема 3. Конкурентоспособность и методы ее достижения
2. Методы ведения конкурентной борьбы. Маркетинговые методы управления конкурентоспособностью фирмы. Незаконные методы неценовой конкуренции. Факторы, влияющие на уровень конкурентоспособности предприятия.
|
| ---
| ---
|
|
| Тема 4. Пятифакторная модель конкуренции Портера в управлении конкурентоспособностью.
Анализ конкурентного давления, создаваемого борьбой за конкурентное преимущество и улучшение рыночного положения внутри отрасли. Анализ конкурентного давления со стороны предприятий других отраслей, предлагающих товары-заменители.
1. Анализ конкурентного давления со стороны компаний потребителей, вызванного необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами. Анализ конкурентного давления со стороны компаний поставщиков, вызванного необходимостью взаимодействия с ними и обстоятельствами. Анализ конкурентного давления создаваемого угрозой появления на рынке новых соперников.
| ---
|
| ---
|
|
| Тема 5. Анализ рыночной доли организации. Ее работа в конкурентной среде. Анализ эффективности маркетинговой деятельности в условиях конкуренции
1. Выделение стратегических групп. Определение и анализ рыночной доли предприятия. Привлекательность отрасли и сила конкурентной борьбы. Выявление приоритетных конкурентов и определение силы их позиции. Многоугольник конкурентоспособности. Конкурентоспособность продуктов и эффективность маркетинговой деятельности. Анализ конкурентных преимуществ фирмы.
|
| ---
| ---
|
|
| Тема 6. Понятие конкурентоспособности товара. Методы управления конкурентоспособностью товара. Управление ценообразованием при конкуренции
1. Понятие конкурентоспособности товара. Виды конкуренции и оценка состояния конкурентной среды. Критерии конкурентоспособности товаров.
Показатели конкурентоспособности товара.
1. Методы определения уровня конкурентоспособности товара. Связь между понятиями конкурентоспособности предприятия и конкурентоспособности товара. Определение способа установления цены. Методы ценообразования, используемые при конкуренции. Модели установления цен
| ---
|
| ---
|
|
| Тема 7. Виды конкурентных стратегий. Анализ ресурсной базы предприятия и определение его конкурентной стратегии.
1. Особенности конкурентных преимуществ предприятия и виды конкурентных стратегий: лидерство по издержкам, дифференциация продукции, стратегия концентрирования. Преимущества и риски при использовании каждой из стратегий. Позиционирование предприятия и источники стратегических позиций. Поле стратегии конкурентной борьбы, основные типы стратегий конкурентной борьбы.
| ---
| ---
| ---
|
|
| Тема 8. Конкурентные стратегии в сфере крупного бизнеса. Особенности конкурентных преимуществ и конкурентные стратегии в сфере узкой специализации. Особенности конкурентных преимуществ и конкурентные стратегии в сфере мелкого специализированного бизнеса.
1. Источники силы фирм, придерживающихся виолентной стратегии. Методы конкурентной борьбы.
1. Эволюционный путь виолента. Источники силы фирм, придерживающихся патиентной стратегии.
1. Методы конкурентной борьбы. Эволюционный путь патиента. Источники силы фирм, придерживающихся коммутантной стратегии. Методы конкурентной борьбы. Эволюционный путь коммутанта.
| ---
| ---
| ---
|
|
| Тема 9. Особенности конкурентных преимуществ и конкурентные стратегии в сфере инновационного изменения рынка.
1. Источники силы фирм, придерживающихся эксплерентной стратегии. Методы конкурентной борьбы. Эволюционный путь эксплерента.
|
|
| ---
|
|
| ИТОГО
|
|
| ---
|
| | Содержание программы и методические указания к изучению дисциплины
Тема 1. Понятие конкуренции и конкурентоспособности предприятия
Понятие конкуренции и ее виды. Подходы для трактовки понятия конкуренция.
Рынок и рыночные ниши. Фундаментальная и реализованная ниши.
Определение рыночной конкуренции.
Основные направления конкурентной деятельности фирмы.
Цель ознакомиться с сущностью понятия конкуренция, подходами для трактовки понятия конкуренция, формированием рыночных ниш предприятий.
Задачи:
1. Рассмотреть понятие конкуренции и ее виды.
2. Определить, что представляют собой фундаментальная и реализованные ниши предприятия, как они формируются.
3. Проанализировать соотношение между фундаментальной и реализованной нишами.
4. Рассмотреть специфику поведенческого, структурного и функционального подходов к конкуренции.
Методические указания
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.
Конкурентоспособность фирмы - это реальная и потенциальная возможности фирм в существующих для них условиях проектировать, изготовлять и сбывать товары, которые по ценовым и неценовым характеристикам более привлекательны для потребителей, чем товары их конкурентов. Критерием эффективности этой деятельности может служить прибыль или другие коммерческие показатели (чистая текущая стоимость). Конкурентоспособность объекта определяется по отношению к конкретному рынку, либо к конкретной группе потребителей, формируемой по соответствующим признакам стратегической сегментации рынка. Если неуказан рынок на котором конкурентоспособен объект, это означает, что данный объект в конкретное время является лучшим мировым образцом. В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень в этой стране.
Конкурентоспособность предприятия - это относительная характеристика, которая выражает отличия развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности. Конкурентоспособность предприятия характеризует возможности и динамику его приспособления к условиям рыночной конкуренции.
Фундаментальной рыночной нишей называется совокупность рыночных сегментов, для которых подходят товары и/или услуги, производимые данной фирмой. Размеры фундаментальной ниши и состав входящих в нее сегментов прямо связаны с выбором варианта осуществления своих функций, который сделала та или иная фирма.
Так, в первую очередь фундаментальная ниша определяется отраслью, в которой действует фирма, ассортиментом выпускаемых ею товаров, их качественными характеристиками, т.е. задается производственной функцией фирмы.
Реализованной нишей называется часть фундаментальной ниши , которую удается занять и удержать в борьбе с конкурирующими предприятиями.
Вопросы для самопроверки:
1. Понятие конкуренции и ее виды.
2. Подходы для трактовки понятия конкуренция.
3. Рыночные ниши: фундаментальная и реализованная и их формирование.
4. Основные направления конкурентной деятельности фирмы.
Литература (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10,11,12,13,14,15,16,17,18,19).
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|