Сделай Сам Свою Работу на 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ЧЛЕНА АКАДЕМИИ ИСЛАМСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРИ АЛЬ-АЗХАРЕ ШЕЙХА МУСТАФЫ МУХАММАДА АЛЬ-ХАДИДИ АТ-ТАЙРИ 48 глава





тагут − любой объект поклонения, кроме Аллаха. Кроме того, это слово используется для обозначения тех, кто уводит людей от истины к заблуждению.

та‘зир − назидательное наказание, которое налагается за всевозможные мелкие проступки.

тайаммум − очищение песком, пылью и так далее, совершение которого допускается в том случае, когда у человека нет возможности совершить частичное или полное омовение водой. Осуществлять такое очищение необходимо с помощью чистого песка, которым протираются кисти рук, после чего пыль с них необходимо сдуть и провести руками по лицу.

такбир − произнесение молитвенной формулы “Аллаху акбар /Аллах велик/”.

такбират аль-ихрам или тахрима − произнесение слов “Аллаху акбар” в начале молитвы имамом или человеком, совершающим индивидуальную молитву, который поднимает руки до уровня плеч или до уровня мочек ушей, как это принято в ханафитском мазхабе.

такбират ат-ташрик – слова “Аллах велик, Аллах велик, нет бога, кроме Аллаха; Аллах велик, Аллах велик, и хвала Аллаху /Аллаху акбар, Аллаху акбар, ля иляха илля-Ллах; Аллаху акбар, Аллаху акбар, ва ли-Лляхи-ль-хамд/”. Эти слова желательно произносить после каждой молитвы в день стояния на ‘Арафате, в день жертвоприношения, а также в течение трёх дней ташрика.



таква − благочестие, богобоязненность.

талак − развод.

тальбийа − особая формула, которую начинает произносить в микате паломник после вхождении в состояние ихрама. Человек, который намеревается совершить умру или хаджж, должен произносить общие для обоих случаев слова: «Вот я перед Тобой, о Аллах, вот я перед Тобой, нет у Тебя сотоварища, вот я перед Тобой; поистине, хвала Тебе, и милость принадлежит Тебе и владычество, нет у Тебя cотоварища! /Ляббай-кя, Аллахумма, ляббай-кя, ля шарикя ля-кя, ляббай-кя; инна-ль-хамда, ва-н-ни‘мата ля-кя ва-ль-мулька, ля шарикя ля-кя!/» Однако совершающий умру должен сказать: «О Аллах, вот я перед Тобой, cовершая умру! /Аллахумма, ляббай-кя ‘умратан!/» − а совершающий хаджж говорит: «О Аллах, вот я перед Тобой, совершая хаджж! /Аллахумма, ляббай-кя хаджжан!/»

танзиль − ниспослание откровения свыше.

таравих − дополнительные вечерние молитвы, совершаемые мусульманами во время поста в рамадане.



тарджи‘ – по мнению факихов шафиитского мазхаба, после того как муаззин четырежды громко скажет: «Аллаху акбар /Аллах велик/», ему следует произнести слова: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха /Ашхаду алля иляха илля-Ллах/, свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха; свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха /Ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах/, свидетельствую, что Мухаммад − посланник Аллаха», так, чтобы это было слышно только ему и тем, кто будет находиться поблизости. Произнесение этих слов и именуется “тарджи‘”. Маликиты считают, что эти слова следует произносить громко, тогда как ханафиты и ханбалиты вообще отрицают необходимость этого.

тартиль − чтение Корана по всем правилам, подразумевающее чёткое произнесение каждой буквы.

тасбих − произнесение слов “Слава Аллаху! /Субхана-Ллах!/”. Так же именуется произнесение слов “Слава моему Великому Господу! /Субхана Раббийа-ль-‘Азым!/” во время поясного поклона (руку‘) и произнесение слов “Слава моему Высочайшему Господу! /Субхана Раббийа-ль-А‘ля!/” во время земного поклона (саджда).

тасвиб − двукратное произнесение муаззином слов “Молитва лучше сна! /Ас-саляту хайрун мин ан-наум!/” перед утренней молитвой после слов “Спешите к спасению!”.

таслим− завершающий обязательный элемент /рукн/ молитвы, когда молящийся поворачивает голову направо, произнося слова “Мир вам и милость Аллаха /Ас-саляму ‘аляй-кум ва рахмату-Ллах/”. В соответствии с сунной эти же слова следует произнести, повернувшись налево.



тасми‘ − произнесение имамом вслух слов “Да услышит Аллах тех, кто воздал Ему хвалу /Сами‘а-Ллаху ли-ман хамида/” во время молитвы при выпрямлении после поясного поклона.

таухид − единобожие.

тафсир − толкование Корана.

тахаджжуд − добровольная ночная молитва, совершаемая в любое время между обязательными вечерней /‘иша/ и утренней /фаджр/ молитвами.

тахаллюль авваль − совершение двух из трёх нижеперечисленных действий: побивания камнями большого столба (джамрат аль-‘акаба), бритья головы или укорочения волос, обхода Каабы, который паломники совершают в десятый день зу-ль-хиджжа после возвращения из Мины (таваф аль-ифада) и ритуального бега (са‘й) между холмами ас-Сафа и аль-Марва. Паломник, который совершил два из трёх вышеперечисленных обрядов, может надевать скроенную одежду и пользоваться благовониями. Кроме того, ему разрешается делать всё, что мусульманину дозволено делать в обычных условиях, кроме совершения половых сношений.

тахара – очищение; состояние ритуальной чистоты, являющееся обязательным условием действительности молитвы.

тахлиль − произнесение слов “Нет бога, кроме Аллаха /Ля иляха илля-Ллах/”.

тахмид − произнесение слов “Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/”.

тахник – так называется практикующееся по примеру пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, разжёвывание финика, когда немного образовавшейся кашицы кладут в рот младенцу, смазывают ему этой кашицей нёбо и читают ему на ухо слова азана, а потом дают имя.

тахрима – см. такбират аль-ихрам

ташаххуд –слова, которые молящемуся следует произносить сидя после каждых двух рак‘атов молитвы, а также в конце молитвы перед произнесением слов таслима. Человек, произносящий слова ташаххуда, должен сказать: «Приветствия Аллаху, и молитвы и лучшие слова; мир тебе, о пророк, милость Аллаха и благословения Его, мир нам и праведным рабам Аллаха. Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и Его посланник /Ат-тахиййату ли-Лляхи, ва-с-салявату ва-т-таййибату; ас-саляму ‘аляй-кя, аййу-ха-н-набиййу, ва рахмату-Ллахи ва баракяту-ху, ас-саляму ‘аляй-на ва ‘аля ‘ибади-Лляхи-с-салихина. Ашхаду алля иляха илля-Ллаху ва ашхаду анна Мухаммадан ‘абду-ху ва расулю-ху/». Есть и другие формы ташаххуда, после которого перед завершением молитвы следует призвать благословения[2853] на пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, сказав: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! О Аллах, пошли благословения[2854] Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма салляйта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид! Аллахумма, барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля али Мухаммадин кя-ма баракта ‘аля Ибрахима ва ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/» – или: «О Аллах, благослови Мухаммада, его жён и его потомство, как благословил Ты семейство Ибрахима, и пошли благословения Мухаммаду, его жёнам и его потомству, как послал Ты их семейству Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы, Славный! /Аллахумма, салли ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма салляйта ’аля али Ибрахима ва барик ‘аля Мухаммадин ва ‘аля азваджи-хи ва зурриййати-хи кя-ма баракта ‘аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджид!/»

ташмит– благопожелание чихнувшему. Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

Умм аль-му’минин (мать правоверных) – почётный эпитет жён пророка, да благословит его Аллах и да приветствует.

‘умра – добровольное малое паломничество в Мекку, которое может совершаться в любое время и является актом личного благочестия.

‘умра – такая форма дарения, когда один человек предоставляет другому что-либо в пожизненное владение, если же получивший такой подарок умирает, то подаренное возвращается дарителю по его требованию. ‘Умра, получившая распространение в доисламские времена в подобном виде, была отменена пророком, да благословит его Аллах и да приветствует, если только условие о возвращении не оговаривается при дарении.

Фай’ – всё то, что мусульмане получают от иноверцев мирным путём.

факих – законовед, имеющий право выносить решения по религиозно-правовым вопросам.

фара’ид – доли наследства близких родственников покойного, размеры которых определены в Коране.

фард – обязательное.

фард ‘айн – всеобщая и безусловная обязанность.

фард кифайа – обязанность по способности, отказ от выполнения которой может быть оправдан обстоятельствами. Иначе говоря, будет достаточно, если выполнение обязанностей такого рода возьмут на себя лишь некоторые члены мусульманской общины или даже один человек, если же их не будет выполнять никто, бремя греха понесёт на себе каждый, кто мог выполнить такую обязанность, но не сделал этого без уважительной причины.

фарсах – мера длины, равная 5760 метрам.

фатва– решение по религиозно-юридическому вопросу, которое выносит авторитетное лицо.

аль-Фатиха – первая сура Корана.

фахиш – человек, который говорит нечто непристойное.

 

фидйа – искупление за невыполнение такой религиозной обязанности, которую человек не может выполнить в силу определённых обстоятельств.

фикх – исламский комплекс социальных норм; мусульманское право в широком смысле слова.

Фирдаус – центральная и высшая часть рая.

фитна – смута; искушение; соблазн; заблуждение; испытание.

фитра – врождённое свойство; синоним слова “ислам”.

Хадас – малое осквернение (см. “джанаба”). Состояние малого осквернения наступает в результате выделения мочи (кала) или же испускания ветров, а также после крепкого сна, рвоты, кровотечений, соприкосновения с чем-либо нечистым и в некоторых других случаях, и требует частичного омовения /вуду/.

хадд (мн. ч. – худуд) – границы дозволенного и запретного, установленные Аллахом; наказания, налагаемые за преступления, указания на которые имеются в Коране и сунне. Применение таких наказаний, которые не могут отменяться ни при каких обстоятельствах, является прерогативой мусульманского правителя.

хаджж – большое паломничество в Мекку, один из пяти столпов ислама. Обряды хаджжа совершаются в месяце зу-ль-хиджжа. Совершение хаджжа было вменено в обязанность в 9 г. х.

хаджж аль-ифрад – совершение одного только хаджжа без совершения умры.

хаджж аль-киран – совершение хаджжа и умры, когда паломник сначала совершает умру, а потом дожидается времени совершения хаджжа, не снимая ихрама и избегая всего того, что запрещается делать паломникам.

хаджж мабрур (безупречный хаджж) – хаджж, принятый Аллахом в силу того, что он был совершён не только по всем правилам, но и на деньги, приобретённые дозволенным образом.

хаджж ат-таматту‘ – совершение и малого (умра), и большого (хаджж) паломничества, когда паломник, прибывающий в Мекку, сначала совершает умру, а потом выходит из состояния ихрама, снова входя в него в восьмой день месяца зу-ль-хиджжа для совершения обрядов хаджжа. Если паломник пригоняет жертвенный скот с собой, совершение “хаджж ат-таматту‘” не допускается.

хадис – передаваемое со слов очевидца сообщение о том, что сказал, сделал или одобрил пророк, да благословит его Аллах и да приветствует.

хадис кудси – хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда – через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. “Хадис кудси” отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, передаёт его со слов своего Господа. Ввиду этого, в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к пророку, да благословит его Аллах и да приветствует, поскольку это он передаёт его от Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что “хадис кудси” во многом отличается от священного Корана.

а) В отличие от “хадиса кудси” Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.

б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение “хадиса кудси” делает её недействительной.

в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признаёт какой-либо из “хадисов кудси”, является нечестивцем /фасик/.

г) Как по форме, так и по смыслу Коран исходит от Аллаха, что же касается фраз “хадиса кудси”, то они являются словами посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, но смысл его есть откровение от Аллаха.

д) В отличие от “хадиса кудси” айаты Корана передавать по смыслу нельзя.

е) К священному Корану могут прикасаться только люди, находящиеся в состоянии ритуальной чистоты /тахара/, тогда как в отношении “хадиса кудси” это необходимым условием не является.

ж) Человеку, находящемуся в состоянии ритуального осквернения, нельзя ни читать, ни носить с собой Коран, а “хадис кудси” такому человеку можно и читать, и носить.

з) Тому, кто прочтёт хотя бы одну букву из Книги Аллаха, в качестве награды запишется совершение десяти добрых дел, что же касается “хадиса кудси”, то за одно только его чтение человеку награда не полагается.

и) В отличие от “хадиса кудси”, продажа которого не запрещается и не порицается никем, Коран нельзя продавать (как считает имам Ахмад) или же продажа его является предосудительной (как считают шафииты).

Хадисов “кудси” /аль-ахадис аль-кудсийа/, именуемых также “божественными хадисами” /аль-ахадис аль-иляхийа/, насчитывается более ста.

хадй – скот, который приносят в жертву паломники, пригоняющие его с собой в Мекку.

хайа – стыдливость; застенчивость; скромность.

хайр – благо.

хакк – истина.

халиль – такой человек, чувства по отношению к которому выше простой любви и дружбы, что касается и отношений между человеком и Аллахом. Так, например, пророк Ибрахим, мир ему, именуется в Коране “халилю-Ллах”, что же касается пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует, то друзей у него было много, но словом “халиль” он называл только Аллаха.

халяль – дозволенное.

ханиф – человек, исповедующий чистое единобожие. В доисламской Аравии ханифами называли тех, кто поклонялся Единому Богу, но не относился ни к иудеям, ни к христианам. В Коране ханифом именуется отец пророков Ибрахим, мир ему.

харадж – поземельный налог.

харам – запретное.

харам – священная территория, на которой запрещается не только убивать всё живое, но и вырубать деревья.

Хасба – название места вне пределов Мекки, где собираются паломники после завершения всех обрядов хаджжа. Это место называют также Абтах и Мухассаб.

хауд – водоём пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, куда впадает райская река аль-Каусар. Водой из этого водоёма верующие будут утолять жажду в День воскресения.

аль-Хатим – полукруглая невысокая стена, ограждающая непокрытую крышей часть Каабы.

аль-Хиджр – огороженная полукруглой невысокой стеной и непокрытая крышей часть Каабы.

хиджра – так именуется не только переселение пророка, да благословит его Аллах и да приветствует, и мусульман из Мекки в Медину ради сохранения своей религии, но и вообще переселение мусульманина из любого места, где он не может свободно исповедовать свою религию, туда, где это можно будет делать.

хикма– мудрость; смысл.

хитба – сватовство.

хубб – любовь.

Худайбийа – местность на границах харама Мекки, где в марте 628 г. мекканцы преградили путь мусульманам, которые намеревались совершить умру. Противостояние завершилось перемирием, которое имело очень большое значение для мусульман, поскольку они впервые были признаны равноправной договаривающейся стороной.

хукм (мн. ч. – ахкам) – многозначный термин, который может означать “решение Аллаха”, “установление, исходящее от авторитетного или облечённого властью лица”, “решение по правовому вопросу, вынесенное на основании Корана и сунны”, “суждение” и, наконец, “разряд” или “категория”. Последнее подразумевает собой пять категорий, на которые подразделяет все действия человека мусульманское право, а именно:

а) “ваджиб” /обязательное/ – любое действие, которое по шариату является обязательным;

б) “мандуб” /рекомендуемое/ – любые похвальные, но не обязательные действия;

в) “мубах” или “джа’из” /дозволенное/ – любые разрешаемые шариатом действия, за которые не полагается награда Аллаха;

г) “макрух” /неодобряемое/ – нерекомендуемые действия, совершение которых не влечёт за собой наказания;

д) “харам” или “махзур” /запретное/ – любые безусловно запрещаемые и наказуемые действия.

хуль‘ – развод по инициативе жены, после которого брак возобновлён быть не может. При этом жена не только возвращает мужу его брачный дар /махр/, но и выплачивает ему определённую компенсацию /‘ивад/.

хумс – пятая часть военной добычи, которой пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, распоряжался по своему усмотрению.

хутба – проповедь, которую имам читает перед пятничной молитвой или после праздничных молитв.

хуффани (двойственное число от “хуфф”) – род обуви наподобие доходящих до щиколоток или выше носков из кожи, шерсти или какого-нибудь другого материала.

Шайтан – сатана, дьявол.

шакк – сомнение.

Шам – старое название территорий, занимаемых ныне такими странами, как Иордания, Ливан, Сирия и Палестина.

шари‘ат (синонимы – шар‘, шир‘а, ташри‘) – религиозный закон исламской религии, комплекс предписаний, установлений и запретов, зафиксированных в Коране и сунне.

шарр – зло.

шафа‘а – заступничество.

шахада – символ веры; свидетельство исповедания единобожия, выражаемое формулой “Ашхаду алля иляха илля-Ллах, ва ашхаду анна Мухаммадан расулю-Ллах /Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что Мухаммад – посланник Аллаха/”.

шахва – страсть; желание.

шахид – воин, павший в сражении за веру.

шигар – запрещаемая в исламе форма брака, когда два человека отдают своих дочерей замуж друг за друга, не давая им никакого брачного дара.

ширк – многобожие.


СОДЕРЖАНИЕ

От переводчика............................................................................................................................................................. 3

От редактора................................................................................................................................................................... 4

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.