РАЗВИТИЕ ОБРАЗНО-ЧУВСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ И ИНТУИЦИИ
| Ни раем, ни адом Меня уже не смутить, И в лунном сиянии Стою непоколебим, - Ни облачка на душе...
Уэсучи Кэнсин
| Европейский способ мышления, сформированный путем особых социально-психологических традиций, основан на конфликтном взаимодействии между психическими структурами. При этом психика разорвана на дуальные (двойственные) состояния. Это чувство и долг, эмоциональное и интеллектуальное, словесное и образное, сознательное и бессознательное, логическое и интуитивное. В процессе выполнения какой либо деятельности мы постоянно отдаем себе приказы, заставляем себя выполнять то, чего нам зачастую не хочется. Отсюда возникают постоянные внутренние конфликты, комплексы, чувство раздвоенности, состояние безысходности и т. д.
Одна из основных целей саморегуляции — разрушение этих психологических барьеров и перегородок, получение слитного функционирования психики, то есть реализация принципа Инь-Ян в процессе психической деятельности.
Когда достигается состояние целостности внутреннего мира личности, восприятие внешнего мира также изменяется. Он начинает восприниматься во всем единстве и многообразии связей. Резко улучшаются процессы творчества и интуиции. Любая мысль приобретает яркую образно-чувственную эмоциональную окраску. Личность начинает действовать как единое целое при полном отсутствии внутренних конфликтов, мгновенно реагируя на все изменения ситуации. По своей сути все далее излагаемые психотехнические приемы и методы служат одной цели — получению состояния внутреннего единства личности. Приемы эти производятся на фоне полного как физического, так и психического расслабления после усвоения первых трех приемов.
ПРЕВРАЩЕНИЕ СЛОВЕСНОГО В ОБРАЗНОЕ
Последовательное называние серии слов, выражающих зрительные, образные, вкусовые, цветовые и т. д. ощущения, и превращение их во внутренние ощущения и образы. Идя от простых ощущений к сложным образным комплексам, имеющим окраску, запах, вес, форму и т. д., постепенно усложняя их, применяя различные комбинации, необходимо добиться того, чтобы любое слово тут же превращалось в образ даже без участия сознательной концентрации.
СЛОЖНЫЕ ВООБРАЖАЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ С РАЗЛИЧНЫМИ КОМПЛЕКСАМИ ОБРАЗНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Это воображаемые путешествия, беседы, различные картинки ситуаций, сценки и т. д. При этом необходимо увидеть все это как можно более ярко, во всем многообразии и подробностях, постепенно усложняя их.
МЕТОДЫ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ
Представить себя живым или неживым объектом, прочувствовать его, слиться с ним как можно более полно во всех подробностях и деталях, идя от простых объектов к сложным динамическим ситуациям. Необходимо научиться чувствовать сложный объект, процесс или ситуацию изнутри, растворяясь в ней, интуитивно познавая ее во всем сложном разнообразии связей. Стараться увидеть, прочувствовать и предугадать возможные пути развития, преобразования и совершенствования какого-либо процесса или явления.
Выше приведенные приемы относятся к статической медитации. Более высокий уровень — динамические формы медитации. Статическая медитация относится к динамической как готовность к самому процессу деятельности. Динамическая медитация иначе называется медитацией действия и выступает как системообразующий фактор, позволяющий оптимизировать любую сферу активности личности, распространить принцип всеобщей гармонии на сам процесс деятельности как физической, так и психической. Здесь достигается единство телесного и психического с самим действием.
САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПО СИСТЕМЕ КАРАТЭ-ДО
| Пусть крепче булатной стали Будет твоя рука Чтобы зря враги уповали На мощь стального клинка.
Из трактата по Окинава-тэ XVIII в.
| I. Дзен — выполнение медитативных упражнений.
II. Реншю — тренировка 1, 5 часа.
1. Дзюдмин-тайсо — разминка тела — 15 мин. а) разогрев; б) разминка суставов; в) растяжка.
2. Кейко — выполнение технических упражнений. Упражнения отрабатываются в разных стойках и с разными передвижениями.
— Кихон — отработка отдельных техник на месте и в передвижении по воздуху.
— Ренраку-вадза — наработка техники связками — логическим сочетанием нескольких техник.
— Кихон-кумитэ — работа в парах. Начинается с двенадцатой тренировки.
Виды кихон кумитэ: а) Гохон-кумитэ — атакующий в атаке делает 5 шагов, а защищающийся делает 5 шагов в защите. б) Санбон-кумитэ — атакующий и защищающийся делают по 3 шага. в) Иппон-кумитэ — атака и защита с одним передвижением. г) Каеши-кумитэ — атакующий атакует, защищается от ответной атаки и опять атакует. д) Окури-кумитэ — укэ защищается, контратакует, защищается от ответной атаки и опять атакует. е) Хаппон-кумитэ — защищающийся находится в середине круга. По сигналу защищается от атаки с разных сторон и контратакует. Атаки следуют не по порядку и с разных сторон. ж) Джюй-иппон-кумитэ — отработка свободного боя на одну атаку, тори и укэ известна атака.
3. Джюй-кумитэ — свободная форма борьбы.
— КАТА — выполнение связанной техники по традиционной схеме.
Этапы изучения и наработки КАТА:
1. Изучение и правильное выполнение отдельных движений.
2. Отработка отдельных ситуаций.
3. Выполнение полностью КАТА.
4. Бункай-ката — боевая расшифровка ката с несколькими партнерами.
III. Токучо — выполнение силовых общеразвивающих упражнений.
Ведется работа:
1. На силу.
2. На выносливость.
Выполнять упражнения с дыханием: выдох при напряжении мышц. Упражнения нужно делать быстро и доходить до грани возможного, каждый раз отодвигая ее дальше.
IV. Ясуми — отдых — выполнение расслабляющих упражнений.
V. Тейшо — теоретические занятия (15-20 мин. на тренировке).
VI. Дыхательные упражнения по яп. КОККЕРО.
1. Дыхание только нижней частью легких.
2. Дыхание только средней частью легких.
3. Дыхание только верхней частью легких.
Виды дыхательных упражнений:
1. Стимулирующее дыхание — НОГАРЭ.
Ладони соединены внизу и с подъемом рук вдыхаем, руки вытягиваем вперед и тянем к себе, соединяем руки и давим вниз руками, после выдоха еще раз выдохнуть.
2. Стимулирующе-очистительное дыхание — ИБУКИ. При выдохе все тело напряжено. Надо сильно выдавить воздух с криком. Применяется при выполнении технических действий.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
| Будьте сами себе светильником и на других не полагайтесь. Да будет светильником вам учение, к учению прибегайте и ни к чему другому.
Татхигата
| Основные принципы:
1. Правило сознания — основывается на понимании выполняемых действий.
2. Правило наглядности — основывается на применении разных методов обучения, пояснение выполняемых действий относительно разных ситуаций. Показ и объяснение ошибок.
3. Систематичность — обучение должно вестись по четко разработанному плану с железной дисциплиной.
4. Увеличение трудности — постепенное увеличение сложности техники и трудности выполняемых упражнений.
5. Индивидуальность — использование индивидуальных возможностей человека.
ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВОЙ ТЕХНИКИ
| Свободно ты живёшь иль раб, Прими совет один: Без знаний ты как муха слаб, Со знанием — властелин.
А. Джами - XV в.
| 1. Ознакомление с показом.
2. Применение техники: а) Выполнение техники, разделяя по фазам. б) Выполнение техники на один счет без отдельных фаз, целиком.
3. Самостоятельное выполнение техники, в том числе и перед зеркалом.
4. Контроль за выполнением техники и исправление ошибок. Ошибки надо исправлять всем, но не каждому, чтобы не прерывать тренировки.
5. Усовершенствование техники в группе и индивидуально: а) в ката; б) в кихон-кумитэ; в) в бою.
МЕХАНИЗМ ПОЯВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1. Генерализация — в мозгу появляется образ изучаемой техники, но изучающий делает много ошибок.
2. Координация — организм привыкает к технике и ошибок становится меньше, но техника выполняется не автоматически, а под жестким контролем мозга.
3. Автоматизация — машинальное выполнение техники.
4. Эволюция движений — применение техники в любых утяжеленных ситуациях, в разных стойках и с разными передвижениями.
ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ
Виды обучения бывают:
1. Обучение по различной литературе, видеокассетам.
2. С инструктором. Делится на: а) в группе учеников; б) индивидуальное с инструктором.
3. Индивидуальные занятия и под руководством инструктора.
Виды занятий:
1. Тейшо — теоретические занятия:
а) кооги — беседа нескольких учеников между собой или с участием учителя; б) тооги — дискуссия; в) докушо — индивидуальное изучение литературы учеником; г) сандзе — индивидуальная беседа двух человек на 3 темы:
— что и как я должен делать, чтобы эффективно работать; — что я сам должен делать для достижения этого; — что мы вместе можем сделать для совершенствования других.
2. Кейко — техническо-физическая подготовка.
3. Дзен-шю — медитативные упражнения, направленные на психологическое совершенствование.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|